Игры с песком и водой
картотека

Сергиенко Ольга Васильевна

Картотека игр с песком и водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»

Картотека игр с песком и водой

Составила: воспитатель 1кв. категории

Сергиенко Ольга Васильевна

г. Бердск


Развиваем координацию и ловкость

Веселый всадник

        Предложите ребенку, а еще лучше — двум детям (вдвоем можно соревноваться), пробежать или проскакать верхом на палке или большой ветке мимо нескольких песчаных горок или куличей, расположенных на одной линии на расстоянии 2—3 метров друг от друга. При этом объясните ему, что надо не только быстро пробежать по зигзагообразной трассе, но и постараться не разрушить эти горки. Можно постепенно усложнять задание, добавляя к нему новые элементы. Пусть ребенок, например, проделает тот же путь задом наперед.

 

Автослалом

Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Еще лучше, если на трассе будут поставлены флажки (палочки), которые юному гонщику надо постараться не сбить во время движения.

 

 

         Дорожку для машины можно сделать и без препятствий. Тогда она должна быть еще более извилистой, например в форме восьмерки или лабиринта.

 

Задом наперед

Поставьте на одной прямой 3 куличика и попросите ребенка обойти их змейкой, двигаясь вперед спиной. Нужно постараться ни разу не задеть препятствия. Перед тем как ребенок начнет движение, предложите ему внимательно изучить свой

путь. Во второй раз он должен будет обойти препятствия еще скорее, а в третий раз — бегом. Если эта задача ему удалась, то можно попробовать поставить уже не 3, а 5 куличей на одной линии.

 

Попади!

         В цель. Предложите ребенку с заранее определенного расстояния (обозначьте его чертой) кидать в песчаную горку или вырытую в песке ямку маленькие камешки, желуди или шишки. Если ребенок с легкостью попадает в цель, то попросите его отойти на 1 метр.

         В ворота. Сделайте ворота — для этого на расстоянии 1 м друг от друга воткните в песок палки или нарисуйте две линии. Ребенок с расстояния трех шагов должен прокатить мяч в ворота. После каждой удачной попытки уменьшайте ширину ворот, рисуя для этого новые линии или втыкая палки все ближе одна к другой.

         В круг. Нарисуйте круг диаметром не менее 1 м. Предложите ребенку попасть мячом в круг с расстояния в 1,5—2 м. Затем увеличьте это расстояние. Бросать мяч надо так, чтобы он попадал в центр круга.

 


Катапульта

Для изготовления катапульты понадобятся доска и камень или песчаный бугорок. Поперек камня положите доску так, Рис.5 чтобы один ее конец касался земли, а другой — находился в воздухе. Возьмите нетяжелый предмет — это может быть резиновая игрушка или маленький мешочек с песком. Положите предмет на нижний конец доски. Затем наступите ногой на верхний конец доски — предмет подлетит в воздух (рис. 5).

Посоревнуйтесь с ребенком — чей предмет взлетит выше. Будьте внимательны и не попадите им в себя или окружающих.

 

 

Переправа

         Начертите на песке «ручеек» — 2 параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга (для 3-летнего ребенка расстояние должно быть 30 см, для старших детей — до 1 м). Предложите малышу перепрыгивать через этот «ручеек», отталкиваясь двумя ногами. Главное условие — «не намочить ножки» (не заступить за линию).

 

Кто дальше прыгнет

         Обозначьте чертой место начала прыжка. Покажите ребенку, как можно прыгать с места или с разбега. Попросите юного спортсмена, употребляя слова «дальше» и «ближе», сравнить результаты разных попыток. Затем предложите потренироваться в тройном прыжке. Такой прыжок выполняется так: разбежался, оттолкнулся одной ногой — прыгнул, приземлился, оттолкнулся другой ногой — прыгнул, приземлился, оттолкнулся двумя — прыгнул. Если детей несколько, то игра станет еще интереснее и превратится в соревнование.

 

Не разбуди удава!

         Нарисуйте на песке змею или просто начертите линию и объясните ребенку, что это спящая змея. По команде «Раз!» попросите ребенка прыгнуть вперед, по команде «Два!», не поворачиваясь, прыгнуть через линию назад. Предупредите ребенка, что удав не проснется лишь в том случае, если ребенок не наступит на линию.

 


По камешкам

         Нарисуйте на разном расстоянии друг от друга круги и предложите ребенку перебраться по ним от старта к финишу, словно по камешкам через реку или по кочкам через болото. Прыгая из кружка в кружок, малыш должен не оступиться, чтобы не угодить в «воду». Для детей старшего дошкольного возраста кружки могут быть пронумерованы. Можно написать в них буквы какого-нибудь слова, например имя ребенка. Чтобы прийти к финишу, ребенок должен будет пройти по всем цифрам (буквам) по порядку.

 

 

Цапля

Нарисуйте на песке 8—10 кругов на расстоянии 30—50 см один от другого (рис. 7). Попросите ребенка прыгать из одного круга в другой на одной ноге (прямо или боком). Если в игре принимают участие двое или несколько детей, то выигрывает тот, кто дольше всех продержится на одной ноге.

Следы на песке

 

Отдыхая с ребенком на пляже, можно не только купаться й загорать. Можно научить малыша и разным интересным играм. Лучше всего проводить их, когда ребенок разут и ходит по теплому песку босыми ногами. Хождение по песку босиком очень полезно, так как укрепляет мышечный аппарат стоп, способствуя тем самым профилактике плоскостопия.

Самым маленьким детям предложите засыпать свои ножки теплым сухим песком; закопать, а потом отыскать ракушки или камешки. На песке хорошо видны следы — на этом также основано много занимательных игр для детей самого разного возраста. Вот некоторые из них.

Оставь свой след

 

Прыжок с поворотом. Стоя на песке, хорошенько отпечатайте на нем свои следы. Затем подпрыгните вверх, стараясь сделать в воздухе поворот на 180° и точно опуститься в свои следы.

Канатоходец

 

Попросите малыша пройти по нарисованной на песке линии, как будто по канату. Линия может быть прямой или извилистой — это зависит от возраста ребенка. При этом ступни надо ставить вплотную одна к другой (к носку одной ноги приставляется пятка другой). Руки разводятся в стороны, спина держится прямо — так легче удерживать равновесие. Когда же «канатоходец» пройдет весь путь и ни разу не «упадет», то, конечно, заслужит аплодисменты взрослого.

 

Круги на песке

 

Сделать их можно двумя способами.

Первый способВозьмите в руку палочку, присядьте и, поворачиваясь на одном месте вокруг себя, прочертите круг .

Второй способВ положении стоя, не сходя одной ногой с места, повернитесь вокруг себя, а другой ногой в это время как циркулем проведите линию .

Покажите малышу, как можно рисовать круги на песке.

Выкладываем и печатаем на песке

 

Создавать изображения, а также украшать свои постройки или «выпечные изделия» из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек, шишек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например самолета, солнышка, цветка, или целую картину с домиком, дорожками и деревьями. Этим же способом можно изобразить букву или даже короткое слово (например, свое имя).

Поначалу взрослый может рисовать на песке палочкой контур предмета, а ребенок будет выкладывать по нему изображение. Затем малыш сам начнет придумывать сюжеты для своих картин.

На песке можно создавать изображения методом печатания. Чтобы выдавливать на песке контурные или объемные изображения, нужно сначала с помощью лопатки, дощечки или ладоней разровнять влажный песок, подготовив, таким образом, гладкую поверхность. А дальше, слегка вжимая в песок формочки, а затем осторожно их снимая, отпечатывать на нем разные изображения. Для печатания можно использовать формы без дна, которые применяют кулинары для вырезания из теста печенья разной конфигурации. Если у вас нет такого набора, то можно использовать и обычные формочки для песка, желательно разного размера и формы: круглые, квадратные, овальные, в виде звездочек, листочков, других предметов и животных. Комбинируя оттиски разной формы и величины, вы сможете составлять из них узор и даже картину.

Формочки, на дне которых есть какое-либо выпуклое изображение, тоже могут быть использованы для игры в печатников.

 

Рисуем на песке

 

Подготовьте гладкую поверхность на влажном песке так же, как и для печатания, и приступайте к рисованию. Рисовать на песке можно прутиком, тонкой палочкой или просто пальцем.

 

Дорожка

 

Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну, примерно в 10—15 см от первой. Скажите ему, что это дорожка для машинки или ручеек для кораблика. Главное условие при проведении параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а провел свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию

.

Одновременно

 

Задание для детей старшего дошкольного или

младшего школьного возраста.

 

Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Для начала попросите нарисовать («намотать») два клубка ниток — один правой, а другой левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая — по часовой стрелке.

Затем попросите ребенка нарисовать одновременно 2 круга, 2 квадрата или 2 треугольника. Наверняка ребенок выполнит задание без особого труда. После этого предложите ему нарисовать левой рукой круг, а правой — квадрат, а главное, выполнить это одновременно. Каково же будет удивление ребенка, когда он убедится, что сделать это чрезвычайно трудно.

Вслепую

 

Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Начать можно, например, с автопортрета, а потом вместе посмеяться, когда выяснится, что брови «съехали» в сторону, а ухо оказалось посередине лица. Посоревнуйтесь с малышом в умении рисовать с закрытыми глазами

Вместе с ребенком младшего школьного возраста выполните аналогичное задание с «пирогом» квадратной формы, показав, что на 2, 4, 6, 8 и 9 частей квадрат можно разделить разными способами.

 

Школа на песке

 

Через год или два ваш ребенок пойдет в школу — он стал уже совсем большим и начал изучать буквы и цифры. Играя с песком, рисуя на нем вместе с малышом, вы можете реализовывать еще одну важную задачу — в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

 

Математика   под  ногами

 

Познакомьте 3—4-летнего малыша с геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником. Детям постарше нужно знать также названия и других фигур: прямоугольника, овала и ромба. Затем, чтобы закрепить эти знания и развить внимание ребенка, предложите ему следующие игры.

Занимательная геометрия

Пройди по квадратамНарисуйте вперемешку разные геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, каждый размером около 20 см. Объясните ребенку, что это «камешки», по которым ему надо перейти через «реку» (обозначьте ее границы). Предложите малышу перебраться на другой берег реки, наступая лишь на круглые камешки, а в другой раз — на квадратные или треугольные.

Найди и покажи фигурыНарисуйте на песке один из следующих рисунков  и предложите ребенку показать, а детям постарше и посчитать все треугольники на картинке.

Если у малыша вызывает затруднение это задание, то обведите, один из треугольников, показав его ребенку. Обратите внимание малыша на то, что кроме треугольников на рисунке есть еще и прямоугольник.

Купание игрушек

Предложите ребенку самому искупать свои игрушки в тазу с теплой водой. Дайте ему для этого все необходимое: таз, мыло, щетку, губку и полотенце. Если в воду добавить пеномоющее средство, то это занятие станет для малыша более привлекательным.

 

Стираем — маме помогаем

Когда вы соберетесь стирать, привлеките к этому полезному делу и своего ребенка, обеспечив его для этого всем необходимым. Пусть он рядом с вами в маленьком тазике постирает носовые платочки или кукольное платье, а затем, отжав, повесит их сушиться. Можете попутно загадать маленькому помощнику загадки или прочитать стихотворения.

Например:

         Ускользает, как живое,

                              Но не выпущу его я.

         Белой пеной пенится,

                              Мыть, стирать не ленится. (Мыло)

Постираем мы сейчас,

Нужно мыло, нужен ... (Таз)

            Я один у мамы сын,

            Нет у мамы дочки.

            Как же маме не помочь

            Постирать платочки.

            Мыло пенится в корыте,

            Я стираю — посмотрите.

Вот старательные дочки

Постирали все платочки,

А потом погладят сами —

Помогать умеют маме.

Рыбалка

Приобретите в магазине игру, в которой пластмассовые рыбки с металлической серединкой ловятся магнитной удочкой. Если вам не удалось купить игру, то можно изготовить ее самим, вырезав рыбок из тонкого пластика (например, из одноразового стаканчика или из бумажных пакетов из-под молочных продуктов) и надев на каждую из них по металлической канцелярской скрепке. Удочку тоже изготовить нетрудно, нужен лишь магнит.

Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребенок ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыб4 ка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните малышу, по-, чему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодельной рыбки можно снять скрепку и продемонстрировать ре-> бенку, что рыбка перестала «ловиться».

Уровень

Игра для детей старшего дошкольного возраста.

         Расскажите ребенку, что строители в своей работе пользуются одним очень простым и удобным прибором, который называется уровень. С его помощью рабочие определяют, ровно ли сделан в доме пол, нет ли наклона в какую-либо сторону. Прибор этот можно изготовить самим. Для этого понадобится прозрачная трубка диаметром от 1,5 до 4 см и длиной 10— 18 см, запаянная или крепко закупоренная пробкой с одного конца. В нее необходимо набрать воду почти до самого края, а затем надежно заткнуть пробкой. Важно, чтобы у поверхности остался пузырек воздуха. Когда вы положите «уровень» на горизонтальную поверхность, пузырек воздуха начнет двигаться, а затем остановится ровно посередине трубки. Если поверхность наклонная, то пузырек убежит от центра к краю. Попросите ребенка проверить, ровно ли у вас в доме стоит стол, нет ли, пусть даже небольшого, наклона у пола или подоконника.

 

Тонущий корабль

 

На поверхность воды в таз или ванну положите мыльницу, миску или небьющуюся тарелку. Затем покажите ребенку, как из лейки или любой другой посуды с носиком тонкой струйкой лить в нее воду, ожидая момента, когда уровень воды в плавающей емкости достигнет критического и она начнет крениться и тонуть. Предложите юному испытателю самому провести этот опыт.

Можно организовать эту игру для 2 детей, внеся в нее соревновательный момент. Пусть дети льют воду в одинаковые емкости очень тонкими струйками так, чтобы «корабли» дольше оставались на поверхности. Выигрывает в этом соревновании тот, у кого корабль затонет последним. Спросите у ребенка, почему корабль сначала плавал, а потом затонул.

 

Дальнее плавание

         Сделайте вместе с ребенком бумажный кораблик , а затем спустите его на воду в таз или ванну. Покажите ребенку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться, удаляясь от вас. Чем сильнее и дольше будет воздушная струя, которую вы выдуваете, тем дольше будет плыть кораблик. Поэтому дуть надо не раздувая щек. Посоревнуйтесь с ребенком в том, чей кораблик уплывет дальше. Спросите у ребенка, от чего, по его мнению, зависит дальность пути кораблика.

Водяные бомбы

     Бомбами могут служить наполненные водой и крепко завязанные полиэтиленовые мешочки или плотные бумажные пакеты из-под молочных продуктов. Для того чтобы водяная бомба «взорвалась», надо положить ее на землю и резко с размаху топнуть по ней ногой или прыгнуть на «бомбу» двумя ногами. В результате пакет лопается, а вода разбрызгивается во все стороны, не щадя и самого бомбардира.

 

Меткий стрелок

     

Для этого соревнования на стол или скамейку нужно поставить бутылки по количеству игроков. На горлышко каждой бутылки положите легкий пластмассовый шарик (для игры в настольный теннис). Каждому ребенку изготовьте по брызгалке. Ее можно сделать из любой пластиковой бутылки, проткнув отверстие диаметром в 3—5 мм в крышке. Брызгалки заполняются водой. Теперь все готово для состязания в меткости.

Участники игры становятся на определенное расстояние (отмеченное чертой) и с помощью водяной струи из брызгалки пытаются сбить шарики с бутылки. Побеждает тот, кому первому это удалось.

 

Мокрый бой

    

Двое или больше детей, вооружившись брызгалками, пытаются облить друг друга водой. Участники игры поочередно то уворачиваются от струи, то, наоборот, идут в атаку на противника, стараясь обрызгать его водой. Перемирие наступает лишь тогда, когда в брызгалках заканчивается вода. Победителем в этой игре считается тот, кому удалось больше намочить соперника.

 

Пятнашки с брызгалками

    

Игра напоминает традиционные пятнашки (или салки), отличаясь от них лишь тем, что водящий не пятнает игроков рукой, а пытается обрызгать их струей воды. Тот, кого ему удалось облить водой, становится водящим и получает брызгалку. А водящий превращается в игрока.

 

Напои товарища

 

В игре принимают, участив четыре человека,

двое из них могут быть взрослыми.

 

Две пары игроков соревнуются в том, кто быстрее напоит своего товарища. Каждой соревнующейся паре дается кружка с питьевой водой и столовая ложка, из которой первый игрок должен напоить водой второго, сидящего перед ним на стуле. Вся сложность заключается в том, что у обоих завязаны глаза.

Удовольствие от этой игры получают не столько участники, сколько зрители, наблюдающие за этим шуточным соревнованием.

 

Перечерпай воду

 

Для этой игры двум игрокам нужно дать одинаковые тазики или ведерки с водой и кружки одного объема. Игроки соревнуются в том, кто быстрее сумеет вычерпать воду из ведра с помощью кружки, перелить ее в тазик и при этом не разлить воду.

 

Водоносы

 

     Каждому игроку дают наполненный до краев стакан (или кружку) с водой. Дети по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта. Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

 

Лихие шоферы

 

     На детские машинки-грузовики поставить стаканы или ведерки с водой, налитые до краев. Задача игроков довести машинки от старта до финиша, стараясь не разлить воду. Побеждает тот из шоферов, который быстрее других доехал до финиша и не разлил при этом воду.

 


Водовозы

 

Двое (или больше) детей становятся на четвереньки. На спины им ставятся пластиковые миски, наполненные до половины водой. По сигналу игроки начинают движение от стартовой черты. Побеждает тот, кто пришел к финишу раньше других и «довез» больше воды.

 

Бои на шарах

 

Игра для детей от 3 лет и старше.

 

     Перед началом игры каждому игроку дается воздушный шарик, частично заполненный водой, а затем надутый. Шарики нужно привязать веревочкой к запястью таким образом, чтобы длина веревочки между шариком и запястьем составляла примерно полметра. Игра заключается в том, что дети стараются лопнуть шарик противника и сохранить целым свой. Игрок, у которого шар лопнул, выбывает из игры. Победителем считается игрок с уцелевшим шариком.

 

Кто дальше бросит шар

 Игра для детей с 3 лет и старше.

 

В воздушные шарики через воронку налейте 1/3 стакана воды, затем надуйте их до одинакового размера и крепко завяжите ниткой. Соревнующиеся игроки встают у стартовой черты и со всей силы бросают шары. Побеждает тот, чей шарик улетел дальше.

 

Веселые поварята

 

     Соревнуются двое игроков-«поварят». На расстоянии 5 м друг от друга для каждого игрока ставятся стаканы. На старте стакан, полный воды, а на финише — пустой. Задача «поварят» переносить воду в столовой ложке из одного стакана в другой, стараясь не расплескать на ходу ни капли. Побеждает тот из детей, кто скорее перенесет воду и меньше, чем соперник, прольет ее по дороге. Соревноваться можно и командами, проводя игру как эстафету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."

В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....

Игры с песком и водой

Материал для воспитателей 1-х младших групп.Примерные игры с водой и песком.Развивают дошкольников...

Игры с песком и водой для для младших дошкольников

консультация для родителей с описанием игр с водой и песком...

"Игры с песком и водой детей раннего возраста для родителей"

Рекомендации для родителей" Игры с песком и водой в домашних условиях". "Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами"(Группа раннего возраста) Дети должны жить в мире красоты,игры, ...

Игры с песком и водой

Как интересно организовать игры с песком и водой в летний период на участке...

Игры с песком и водой

Консультация для воспитателей как организовывать игры с песком и водой....

Консультация для родителей на тему: "Игры с песком и водой. Играем крупой"

Вода притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят брызги….Песо...