Пособие "Круг Луллия, как средство познавательного развития в работе с детьми раннего возраста"
методическая разработка

Гамолей Любовь Николаевна

Данное пособие будет интересно педагогам и родителям детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Круги Луллия»                                                                    

Автор: воспитатель первой категории Гамолей Л.Н.

В массовой педагогической практике фиксируется проблема развития речи, творческих способностей детей раннего возраста. Это больше всего связано с отсутствием системы методов, которыми можно было увлечь ребенка творческой деятельностью. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере и следовательно, не являются основой для дальнейших мыслительных операций. Развития мышления не возможно без формирования умственных операций. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Проблема речи во всем ее разнообразии является актуальной в раннем возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь:  с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Круги Луллия прочно заняли своё место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у детей.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изученному материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Методика построенная на изобретении Раймонда Луллия и получила название «Круги Луллия». В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, её можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» - это что то вроде компьютора, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Пособие позволяет решать задачи:

- развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук.

- формировать элементарные математические представления;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать внимание детей;

- развивать навыки воображения; инициативы.

Пособие можно использовать: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.

Пособие используется в работе с детьми раннего возраста как индивидуально, так и подгруппой в различных видах деятельности.

Познавательное развитие

КАРТОТЕКА игр с использованием кругов Луллия

Ознакомление с предметным окружением: Побуждать детей сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству (найди такой же). Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Способствовать появлению в словаре обобщающих понятий.

«Найди такой же (игрушки, посуда, одежда)

«Сравни предметы по назначению» (посуда, мебель, одежда, транспорт)

ФЭМП: Формировать умение различать количество предметов (один-много). Привлекать внимание к контрастным размерам предметов.

«Один-много»

«Большой – маленький»

«Найди пару» (геометрические формы, объёмные фигуры)

Ознакомление с миром природы: Учить узнавать некоторых диких, домашних животных и их детёнышей и называть их. Формировать умение различать по внешнему виду овощи и фрукты, ягоды.

«Найди пару» (овощи, фрукты, ягоды, животные)

«Чей детёныш»

«Кто, что ест?»

«Кто, где живёт?»

Сенсорного развития: Развивать тактильные восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

«Найди из чего сделан» (подбор объекта, к ткани)

«Гладкая – шершавая»

В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободы в своих высказываниях и решать проблемы самостоятельности. Развитие саморегуляции и инициативы.



Предварительный просмотр:

«Круг Луллия, как средство познавательного развития в работе с детьми раннего возраста»

1 слайд. Хочу поделиться своим опытом работы на тему: «Круг Луллия, как средство познавательного развития в работе с детьми раннего возраста»

2 слайд. Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик в 13 веке, создал приспособление – логическую машину, для открытия новых истин и умозаключений. Этот логический механизм состоял из нескольких подвижных кругов, разделенных поперечными линиями на отделения «камеры», в которых обозначались общие понятия, категории всего существующего. Вращая их можно было получить множество сложных комбинаций. Сам Луллий утверждал, что система кругов была ему открыта свыше, в особом видении.

В настоящее время этот принцип основанный на морфологическом анализе, используют педагоги для создания развивающих игр и головоломок для детей.

3 слайд. Круги Луллия представляют детям, как чудесные кольца или загадочные круги, которые нанизаны на общий стержень, по типу пирамидки.

В верхней части стержня устанавливается стрелка или стрелка в форме сектора. Круги и стрелка подвижны, легко собираются и разбираются. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. В раннем и младшем возрасте целесообразнее всего использовать два круга, разделенные на четыре сектора.

4 слайд. В играх, основанных на кругах Луллия используются разнообразные картинки окружающего мира. И умело подобранные задания научат детей различать признаки предметов, сравнивать предметы, находить сходства и различия. Так же помогут развивать логическое мышление,  внимание, навыки устной речи, воображение, обогащение и активация словаря, развитие познавательной активности. Основной целью работы с кругами Луллия является освоение способа познания мира.

5 слайд. В своей работе я использую круги Луллия в качестве игр и пособий, позволяющие решать задачи по формированию и закреплению элементарных математических представлений, сенсорного развития, ознакомления с предметным окружением, с миром природы.

6 слайд. Так мною была разработана картотека игр, которые я использую в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, по формированию тех или иных задач познавательного развития.

7 слайд. Для начала я использую по два объекта на каждом круге, позже доводя до четырёх объектов. Ребенку предлагаю назвать объект на малом круге или называю сама. Например: «Посмотри, что нарисовано на картинке?» или «Посмотри, какая чашечка на картинке! Какого она цвета?», «Какая красивая, желтая чашечка! Давай попробуем найти такую же чашечку!»

Начинаю раскручивать нижний круг или ребенок сам раскручивает, подбирая объекты нижнего круга к верхнему. При  выполнении данного задания идет закрепление цвета и ознакомление с предметным миром.  

8 слайд. Позже я начала замечать, что некоторые детки отвлекаются на картинки, расположенные на кругах. Решила усовершенствовать пособие, убрав его в коробку с одним окошком посередине, в котором находятся два круга, края которых выходят за края коробки, что обеспечивает удобное вращение.

Родители, увидев нашу увлеченность данными играми, изготовили тканевые круги Луллия. Сектора сшиты из разнообразной ткани, что позволяет обогатить тактильные восприятия детей. К данным кругам имеются сшитые предметы- объекты, которые ребенок должен сопоставить с видом ткани  на секторе. Так же, сектора состоят из основных цветов спектра, что позволяет нам разнообразить игры. Например: «Найди нужный цвет»; «Положи объект на нужный цвет»; «Найди пару».

9 слайд. Варианты этой методики безграничны. Наши педагоги активно её осваивают, детям она очень нравиться и Вам в вашей работе, мы её тоже рекомендуем использовать.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...

«Круги Луллия» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

laquo;Круги Луллия» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Иванина Надежда Васильевна Воспитатель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Использование технологии подвижных игр в работе с детьми раннего возраста как средства физического и социально-коммуникативного развития

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...