Главные вкладки

    Игра как средство развития речи в работе с детьми раннего возраста
    материал

     Людмила Федоровна Яненко

    роль игр в развитии речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra_mo_sayt_2020.docx19.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Игра как средство развития речи детей раннего возраста»

         Игра – это естественное состояние ребёнка раннего возраста, его основная деятельность. Малыш не может сидеть «без дела», он постоянно исследует окружающее его пространство, предметы, их свойства. Задача взрослых поддержать эту любознательность ребёнка, помочь ему «связать» отдельные знания в единую цепь, например, что погремушка гремит,  только, если её потрясти, мячик катится, если его оттолкнуть, то есть «запустить»  мышление ребёнка. Игра позволяет достичь результатов в самом комфортном для ребёнка состоянии, когда он готов и желает  воспринимать  информацию.

         Развитие речи ребёнка требует особого внимания со стороны взрослых. Не стоит полагаться, что ребёнок заговорит самостоятельно,  не погружая его в речевую среду. Ещё не понимая самой речи, с помощью «зеркальных» клеток мозга младенец  воспринимает артикуляцию речевого аппарата, разговаривающей с ним матери. Так постепенно, читая потешки, напевая колыбельные, играя с ребёнком и сопровождая свои действия словом, взрослый помогает ребёнку не только накопить понятийный словарь, но и способствовать активизации речи.

        Так, какие игры и упражнения способствуют развитию речи ребёнка?

    - Игры, где используется звукоподражание;

    - дидактические игры;

    - пальчиковые игры;

    - игры для развития мелкой моторики

    - подвижные игры с текстовым сопровождением;

    - артикуляционная и дыхательная гимнастика

         Озвучивая игрушку, взрослый, прибегает к звукоподражанию. Например:  игра, когда игрушка (кошка, собачка, петушок, курочка, цыплёнок, мышка, лошадка, лягушка и т.д.)  « выглянула-спряталась»,  взрослый произносит подражательные звуки, характерные для данного персонажа. Со временем, ребёнок учится произносить эти звуки (звукоподражательные слова), запоминает «Кто как говорит», и придаёт интонационную окраску, регулируя высоту и громкость голоса. Например, петушок «кричит» звонко, а медведь «разговаривает» низко. В качестве примера использования звукоподражания, предлагаю авторскую  игру  «Поиграем в телефон» (см. приложение).

         Во время дидактических игр (например: «Угости мишку чаем», «Уложи куколку спать», «Разложи шарики по цвету ведёрка», «Построй башенку из кубиков», «Выложи дорожку из кирпичиков» и т.д.) ребёнок учится не только производить действия, выполнять игровые задания,  но и отвечать на вопросы взрослого, вести диалоговую речь.

         Пальчиковые игры  способствуют развитию мелкой моторики,  стимулируют нервные окончания, связанные с зоной мозга, отвечающей за речь. Как говорил В.А.Сухомлинский «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Ещё одно из достоинств пальчиковых игр то, что для них не нужны сами игрушки, пособия, и не требуется большое пространство, как для подвижных игр. Простота  движений, умеренное их чередование,  увлекает ребёнка, доставляет ему радость, развивает внимание и способность производить движения сначала по показу, а впоследствии, воспроизводить движения по памяти, воспринимая текст на слух. Наиболее известные пальчиковые игры: «Ладушки», «Фонарики», «Заготовка капусты», «Замок», «Сорока-белобока», «Сорока-ворона», «Дятел», «Пирожки», «Печём блины», «Кулачок».  Также, при желании, можно самостоятельно придумать движения к понравившемуся стихотворению. Например, при чтении стихотворение Б.Заходера «Ёж», предлагаю использовать следующие движения:

    «Что ж ты, ёж, такой колючий?» - скрещенные выпрямленные пальцы, двигаются, изображая острые иголки;

    «Это я на всякий случай» - потираем ладони одна о другую;

    «Знаешь кто мои соседи?» - открытые ладони двух рук, двигаются вверх-вниз перед собой;

    «Лисы, волки и медведи» - сжимаем-разжимаем  кулачки на каждое слово.

        Для развития мелкой моторики ребёнка, положительно влияющей на развитие речи, не будут лишними  и  игры,  где  требуется перебирать, шнуровать, накладывать, вставлять, закручивать, соединять. Это могут быть:

    • игры с природным материалом (игры с песком: куличи, просеивание; выкладывание по контуру камешками, желудями, фасолью; заполнение ёмкости (коробочки в виде поросёнка, мишки)  желудями через узкое отверстие «Накорми поросёнка, мишку», катание желудей,  камушков, каштанов между ладонями, перекладывание из одной ладони в другую:

     «Спрячу камешек в ладошке,   ---- камушек перекладываем туда-обратно

     ты попробуй угадай,

     где же камушек остался?  _______       из одной        ладошки в другую

    Кулачки скорей сжимай.»;  - сжать кулачки и выставить перед угадывающим)

    • шнуровки,
    • мозаика,
    • рамки Монтессори,
    • матрёшки,
    • стаканчики,
    • гайко-винтовые соединения,  волчки,
    • конструктор,
    • игры с бросовым материалом (пробочки, прищепки)

         Подвижные игры с текстовым сопровождением,  хороводы  очень любимы детьми раннего возраста. Они с удовольствием включаются в игру, повторяют движения за воспитателем, воспринимают текст на слух, подговаривают слова. В  подвижных играх с текстом («Зайка серенький сидит», «Зайка серый умывается», «Пузырь»), а в некоторых играх  текст можно напевать («Где же наши ручки?», «Скачет лошадка по дорожке гладкой», «Тихо-тихо ручки хлопают», «Мы погреемся немножко», «Вот восходит солнышко», «У жирафа пятна-пятнышки везде», «Каравай»)  происходит интеграция всех областей развития: «Физическое развитие»,  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное» и «Художественно-эстетическое». Некоторые игры, такие как «Гуси-гуси», развивают диалоговую речь. В таких играх как «Поезд», «Самолёт», «Едет машина, шофёр сидит», «Лохматый пёс» используется звукоподражание (ту-ту, у-у, би-би, ав-ав).

       Для укрепления мышц речевого аппарата  можно использовать дыхательную и артикуляционную  гимнастику, проводимые в игровой форме: «Подуй на листок,( снежинку, одуванчик)», «Подуй на кораблик», «Надуй мыльный пузырь», «Часики», «Лошадка». Фонетическая зарядка  способствует становлению звуков, регулированию силы голоса. Например:

    «Руки мы сожмём в кольцо, пропоём все вместе «О-о-о»;

    «Заблудились мы в лесу и кричим: « А-у, а-у!»;

    «Открывает рыбка рот, да не слышно  что поёт: «П-п-п-п»;

    «Строим домик для зайчат, молоточки стучат: «Д-т,  д-т, д-т».

         Ранний возраст – самый благотворный и ответственный период в развитии ребёнка, и особенно  развития речи. Невнимательность к ребёнку, кратковременность или отсутствие общения на этапе раннего развития оказывает не только пагубное воздействие на развитие речи, но может сказаться и на развитии в целом, когда остаются нераскрытыми возможные способности и потенциал  ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Чему Ванечка не научился, того Иван не выучит».  А игра – самый лучший способ сделать   «науку» желанной.

    ПРИЛОЖЕНИЕ:

    Совместная игра  педагога с ребёнком или подгруппой детей раннего возраста

    «Поиграем в телефон»

    Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

       Цель: способствовать развитию речи детей раннего возраста, умению воспринимать текст на слух, узнавать «голоса» животных и птиц,  отвечать на вопросы воспитателя.

       Материалы: игрушечный телефон

       Ход игры:  Воспитатель сообщает детям, что зазвонил телефон и приглашает детей угадать, кто же это звонит. Поднимает трубку, и как будто с кем-то разговаривает. Педагог намеренно делает паузу после звукоподражательных слов, чтобы дать возможность детям самостоятельно узнать голоса животных и птиц, и назвать их.  После каждого эпизода «разговора» по телефону, педагог (в целях воспитания вежливости у детей) произносит фразу: «Спасибо! До свидания!» и  кладёт трубку.  

    Поиграем в телефон

       Это кто же мне звонит,
       И тихонько говорит?
       - МЯУ - МЯУ, - слышу я,
       Это кисонька моя.
       -  Здравствуй, Киска! Как дела?
       На рыбалке побыла?
       Молодец! И не секрет,
       Рыбка будет на обед!
                       *
       Слышен в трубке звонкий лай.
       Кто же это? Угадай!
       - ГАВ -ГАВ - ГАВ, - собачка лает:
       Завтра в гости приглашает.
       - Хорошо, приду на чай.
       Жди, Собачка, не скучай!
                        *
       Вот, опять звонок: - Алло?
       А в ответ мне: - И-ГО-ГО!
       - Здравствуй, милая Лошадка!
       Как дела мои? В порядке!
       Приглашаешь погулять?
       Ну, до встречи! Ровно в пять!
                         *

       Ой, Ап-чхи! Опять звонят:
       "МУ-МУ-МУ", - мне говорят.
       Это добрая корова
       Мне желает: "Будь здорова!
                          *

    Вновь звонок! Бегу, бегу!
       - Да! Алло?
       - КУ-КА-РЕ-КУ!
       - Здравствуй, Петя-Петушок!
       Голосистый мой дружок!
       Я под песенку твою
       просыпаюсь и встаю.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

    ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

    Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию в работе с детьми раннего возраста

    В презентации представлен материал об использовании нестандартных дидактических игр в работе с детьми раннего возраста....

    Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

    «Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».В. Лирясова. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникал...

    Опыт работы «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Мой опыт работы по теме: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....