"Технология развития критического мышления, как эффективное средство для знакомства дошкольников с художественным произведением"
материал (средняя группа)

Завертайлова Татьяна Николаевна

В практике представлен опыт работы по использованию приемов  ТРКМ,  для ознакомления дошкольников с художественным призведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass1.docx27.95 КБ
PDF icon po_skazke.pdf2.51 МБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска»

 

 «Технология развития критического мышления, как эффективное средство для знакомства дошкольников с художественным произведением»

Практика среднего дошкольного возраста

 Завертайлова Татьяна Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории

Лесосибирск

Наиболее эффективным средством, обеспечивающим восприятие, понимание литературного произведения считаю технологию развития критического мышления. Эта технология позволяет научить  мыслить ребёнка.

     Технология развития критического мышления состоит из трёх этапов:

1Этап. Стадия  - «Вызов» - она позволяет актуализировать и обобщить у ребёнка новые знания по данной теме; вызывает устойчивый интерес к изучаемому   произведению и мотивирует дошкольников к познавательной деятельности.

Стадия «Вызова», имеет свои приемы работы с текстом: «Прогнозирование», «Корзина идей», «Верные – неверные суждения», «Знаю – Хочу узнать – узнал».

2Этап. Стадия – «Осмысление»  - здесь происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, она направленная  на осмысления, на получение новой информации  и содержания произведения.  

На этой стадии используются такие приемы: «Логические цепочки», «Кубик с вопросами», «Толстые и тонкие вопросы», «Ассоциативный куст», «Синквейн» («Пять строк»), «Верные и неверные суждения», «Мнемотаблицы», «Чтение с остановками», «Моделирование».

3Этап. Стадия – «Рефлексия» - на этом этапе  у ребёнка  происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Он осмысливает, обобщает полученную информацию. У дошкольника формируется собственное отношение к изучаемому материалу.

На этом этапе используются такие приемы: «Круги сравнения», «Кластеры» («Гроздья»), «Шесть шляп мышления» (белая, красная, черная, желтая, зеленая, синяя).

В своей работе над произведением, подбираю приемы, учитывая возрастные особенности воспитанников.

         Сегодня вам представлю  опыт работы по данной технологии, на примере сказки Р.С. Сефа: «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках». Мы с детьми знакомились со многими художественными произведениями, но наибольший интерес у них вызвала именно эта сказка.

         На первом этапе работы, чтобы пробудить интерес детей к художественному  произведению,  на стадии «Вызов», применила прием «Прогнозирования». Зачитала название сказки: «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках», задала уточняющие вопросы по названию произведения:

- О чём может быть произведение с таким названием?

- О ком пойдет речь?  

- Кто будет главный герой?

  Для того чтобы вызвать больший интерес к новому материалу использовала такой прием «Верные – неверные суждения».  Я взяла цветок, на лепестках, которых были написаны предположения.  

Например:

  • «Верно ли, что сказка будет о длинных и круглых человечках или нет?»,
  • «Верно ли, что все человечки катались на каруселях или неверно?»
  • «Верно ли, что эти человечки жили дружно в сказочной стране или неверно?» и т.д.

По их  высказываниям, увидела, что вызвала  интерес к произведению,   сообщила, о том, что  предположения проверим  при чтении произведения.  

          На стадии осмысления произведения, применила прием «Чтение с остановками». Текст, разбила на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление над текстом. По каждой части задавала детям вопросы и, чтобы дети осмыслили содержание художественного произведения, использовала

 приём «Толстых и тонких вопросов».    

Толстые вопросы:

Объясните, почему…? – Объясните, почему они враждовали?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…? - В чем различие круглых и длинненьких человечков?

Что, если…?

Тонкие вопросы:

Что…? – Что ели кругленькие человечки?

Может…?

Будет…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…? – Верно ли, что кругленькие и длинненькие человечки помирились, после слов кругленького мудреца?

При таком чтении у детей лучше откладывается в памяти содержание рассказа, так как внимание не успевает рассеяться до остановки, а во время остановки вновь активизируется, так как дети отвечают на вопросы. При таком чтении ребята учатся думать при слушании, а не просто пассивно слушать.   Дети учатся правильно, осознанно работать с текстом, они могут прочувствовать концовку рассказа, оценить ситуацию, а это нравственно воспитывает детей, отражается на их поступках.

         Для  лучшего понимания содержания произведения,  использовала еще один прием «Верные – неверные суждения».  Где дети при помощи сигнальных карточек определяли верность (поднимали красную сигнальную карточку) и неверность (поднимали чёрную сигнальную карточку) на мои утверждения.

На пример:

  • «Верно ли, что длинные человечки катались на длинных машинах?»
  • «Верно ли, что длинным человечкам, когда они болели, врач прописывал карусели?»
  • «Верно ли, что круглые человечки продавали в магазинах, только круглые сыры?»
  • «Верно ли, что круглые человечки ели на завтрак длинные сосиски?» и т.д.

Использование таких приемов при работе с текстом, помогает дошкольникам осмыслить, понять содержание произведения.

  При  создании героев сказки использовала прием «Моделирование».   Здесь можно  использовать различный материал: бросовый, бумагу, пластилин,  рисунки, раскраски, картинки и т.д.  Мы использовали при изготовлении героев:  пластилин, из которого ребята  слепили круглых и длинненьких человечков, картинки цветные (дома человечков, магазины, качели, карусели), раскраски (собаки таксы), которые дети сами раскрашивали.

  Следующим этапом работы -  стадия «Рефлексия». Здесь использовала прием: «Кластеры» («Гроздья»). Применяю его для того, чтобы дети легко запоминали произведение. На магнитную доску в центр, прикрепляю название с картинкой произведения, рисую от неё лучи, к которым дети из множества картинок подбирают иллюстрации из произведения.

          Для целостного осмысления изученного произведения,  использую прием «Диаграмма Венна» («Круги сравнения») – здесь дети учатся конкретизировать, классифицировать полученные знания путем сравнения. Даю задание распределить признаки человечков по кругам сравнения. Дети прикрепляют картинки на доску в соответствующий круг по предложенным названиям (Круглые и длинные человечки).

- Что кушали круглые и длинные человечки?

- В каких домиках жили круглые и длинные человечки?

- Что продавали они в магазинах?

- На чем катались длинные человечки и круглые?

- У кого были круглые овечки, а у кого длинные таксы?

В результате систематической работы,  применяя приемы развития критического мышления,    у детей сформировалось:

- умение доказывать свою точку зрения;

- умение отвечать на вопросы, но и задавать их;

- развиваются у  детей психологические процессы: воображение, память, мышление, внимание;

- развивается самостоятельность;

- развивается монологическая и диалогическая речь.

Это позволило нашей группе стать участниками фестиваля «Нарисуем сказку сами».  

 

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"

Представлены материалы из опыта работы  воспитателя  МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска  Дунаевой А.Л. по  использованию  приёмов  технологии  развития  критического ...

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...

Методы технологии развития критического мышления как средство повышения мотивации к познанию у дошкольников

laquo;Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает...

Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"

Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников».

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления. Задачи:1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и ст...