Адаптированная образовательная программа для ребенка с нарушением речи
материал

Карпечина Оксана Константиновна

Адаптированная образовательная программа для ребенка с нарушением речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 52 «Веселый дельфин»

РАССМОТРЕНО

Психолого-медико-педагогическим

консилиумом МБДОУ №52

«____»_________________20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ №52 __________________О.В.Справникова

Приказ от «____»_______________20___ г. №____

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

____________(__________________)

«_____»________________20___ г.

Адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ

Миша М. 03.04.2012г.

Группа среднего дошкольного возраста

Разработана:  Н.В.Карякина, учитель-логопед

И.В.Княжевская, педагог-психолог

О.К. Карпечина, воспитатель

А.А. Черкасова, воспитатель

              Ведущий специалист:  Н.В. Карякина, учитель-логопед

Период реализации: ноябрь 2017 – май 2018 г.

Содержание

I   Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

1.1. Цели, задачи реализации Программы

  1. Принципы и подходы к реализации Программы
  1. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
  1. Планируемые результаты освоения Программы

II   Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность

  1. Коррекционная деятельность
  1. Воспитательная деятельность
  1. Взаимодействие с родителями

III  Организационный раздел

3.1. Описание материально- технического обеспечения Программы

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами  обучения

3.3. Режим дня  

3.4. Распределение образовательной нагрузки

3.5. Расписание занятий со специалистами

3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

IV  Дополнительный раздел

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка.
  1. Цели, задачи реализации Программы.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций»  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13.
  • Положение о группе комбинированной направленности МБДОУ № 52;
  • Устав МБДОУ № 52;
  • с учетом образовательной программы дошкольного образования «Развитие» (под ред. А.И.Булычевой) и Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В.Нищева).

Цель: организация коррекционно-развивающей деятельности, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), его позитивной социализации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

  1. Развивать  мелкую  моторику.
  2. Проводить коррекцию компонентов речевой системы (звукопроизносительной стороны, фонематического слуха, грамматического строя, связной речи).
  3. Развивать эмоционально-волевую сферу.

  1. Принципы и подходы к реализации Программы

Программа разработана с учетом следующих принципов:  

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • сотрудничество ДОУ с семьей;
  • приобщение детей к социальным и культурным нормам, традициям общества и государства, семьи с учетом этнокультурной ситуации развития детей;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
  • структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
  • принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
  • принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности.

При формировании  Программы учтены следующие подходы:

 

Культурно-исторический подход  к развитию психики человека.

Личностно-ориентированный подход предусматривает организацию образовательного процесса с учетом задатков, способностей, интересов, склонностей ребенка, признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.

Деятельностный подход связан с организацией образовательного процесса с учетом ведущего вида деятельности, внутри которого возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающий семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

  1. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы.

Общие сведения о ребенке.

Мальцев Михаил Александрович, 03.04.2014г.р. посещает детский сад с 2-х лет. Семья неполная, один ребенок. Семья проявляет заинтересованность в развитии ребенка, характер взаимоотношений – сотрудничество.

 

Заключение ПМПК.

       Решением городской ПМПК от 09.10.2017 года, протокол №10, Михаил  имеет особенности в психическом и физическом развитии.  Он  является обучающимся с    ограниченными возможностями здоровья  и нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных подходов. Рекомендована   организация воспитания и обучения по адаптированной образовательной программе для детей с  тяжелым нарушением речи.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка.

      Контакт устанавливает  сразу,  стал более общительный. В группе  играет со всеми детьми, есть стойкие дружеские привязанности. С желанием откликается на просьбы взрослых.

      Познавательный интерес –  недостаточно устойчивый, с трудом организовывается на деятельность. Не всегда старается довести начатую работу до конца (рисование, аппликация, лепка). Помощь принимает, не всегда проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания.

      Крупная моторика на достаточном уровне, походка  уверенная, не испытывает затруднения при выполнении  физических упражнений требующих координации.

      Мелкая моторика развита на среднем уровне, при выполнении пальчиковых игр  иногда испытывает затруднения. Ведущая рука правая. Нажим карандаша достаточный, линии  ровные,  за контур при раскрашивании старается не выходить. Ножницами вырезать затрудняется.

    Интеллектуальные умения  на достаточном  уровне.  В развитие речи наблюдается  нарушение звукопроизношения, речь  стала более разборчивая. Слоговая структура слов сформирована недостаточно. В самостоятельной речи пользуется простыми предложениями с предлогами, но предлоги иногда путает.  При  составлении  связного рассказа по картине и пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов. Понимание речи на достаточном уровне.

      На музыкальных занятиях проявляет активность, но при выполнении с вокальных упражнений испытывает затруднения. Стихи заучивает, старается рассказывать эмоционально.

      Работоспособность достаточно  стабильная, признаков истощения не наблюдается. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные.

     Саморегуляция  на достаточном уровне, соблюдает нормы поведения в группе, в целом послушен, с желанием выполняет поручения взрослых, ответственно относится к поручениям.

     Навыки конструктивного взаимодействия сформированы на достаточном уровне, играет  в большой группе детей, но лидерских качеств не проявляет.

      Особенности группы: в группе 21 ребенок. Они достаточно дружелюбно относятся к Мише, принимают его в игру. Есть стойкие дружеские контакты. Отношение к детскому саду у ребенка  положительное.

Кадровые условия реализации Программы.

Специалист

Должность

Категория

Карякина Наталия Васильевна

Учитель-логопед

высшая

Княжевская Ирина Валентиновна

Педагог-психолог

первая

Карпечина Оксана Константиновна

Воспитатель

первая

Черкасова Анастасия Александровна

Воспитатель

Соответствие занимаемой должности

Срок реализации программы: 8 месяцев. Итоги – май 2018 года.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Образовательная деятельность.

Область

Задача

Ожидаемые

результаты

Игры и упражнения

Физическое развитие  

мелкая моторика

По общеобразовательной программе ДОУ

Пальчиковые упражнения на развитие подвижности, скорости, ловкости.

Развитие навыка работы с ножницами.

Выполняет в достаточном темпе пальчиковые упражнения на одной и двух руках.

Выполняет ножницами прямой разрез, вырезает детали разного размера.

Подборка пальчиковых игр (интернет источник).

Вырезание по контуру и из геометрических фигур

Художественно- эстетическое развитие

По программе ДОУ

Социально - коммуникативное развитие

Формировать

умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

Учить  владеть своими чувствами.

Развитие умения осознавать и выражать тревогу и страх.

Развитие умения работать по инструкции

Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации

Управляет своими эмоциями, адекватно реагирует на тревожащие факторы.

Умеет подчиняться требованиям взрослых, снижен уровень агрессивности и тревожности.

Умеет осознавать и выражать тревогу и страх, работать по инструкции.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам других.

 Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Проявляет эмоциональную стабильность в общении, взаимоотношениях с детьми и взрослыми.

Умеет управлять своими эмоциями и контролирует их.

Играет со всеми детьми, активен в игровой деятельности.

Не проявляет негативизма.

Игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем», «Море волнуется раз…», «Театр», «Определи настроение»,  подвижные с водящим: «Гуси - гуси», «Краски», «Колечко». «Зеркальное рисование» Т.П. Трясорукова

Игры на развитие произвольности и самоконтроля А.Л. Сиротюк «Что исчезло?», «Запаздывающие движения», «Счет с помехой» и др

 Образовательные ситуации: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился»

Песочная терапия.

Психогимнастика

Арт-терапия

Правила школьной жизни.

 Для чего ходят в школу?

Речевое развитие

Расширение словаря глаголов, прилагательных, наречий  по лексическим темам.

Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление поставленных звуков (С, З, Ш, Ж, Щ, Р, Рь, Л, ЛЬ).

Закрепление  грамматических категорий   (использование сложных предлогов и падежных окончаний существительных в падежах в единственном и  множественном числе).

Различение звуков по принципам:  свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж)

Закрепление навыка элементарного звукового анализа слов.

Развитие связной речи (пересказ, описательный рассказ по схеме).

Самостоятельно подбирает прилагательные при описании предмета (не менее 7 слов).

Правильно использует в речи отработанные звуки. Контролирует свое произношение.

Правильно использует в речи сложные  предлоги   (ОКОЛО, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД).

Освоил окончания сущ-х в родительном, дательном, творительном и предл-ом падежах  в ед и мн. числе.  

Составляет простые распространенные предложения  с предлогами с опорой на схему и без нее.

Владеет элементарным звуко-буквенным анализом слов.

Составляет звуко – буквенную схему слов.

Дифференцирует понятия  «звук» - «слог» - «слово» - «предложение».

Пересказывает близко к тексту рассказы из 7-10 предложений.

Владеет описательным рассказом без опоры  на схему.

Составляет с незначительной помощью связный рассказ по серии сюжетных картин (5-6 картины).

Речевые игры на обогащение словаря:

«Опиши предмет», «Чей хвост? Чье ухо?», «Чьи лапы?», «Назови листок», «Из чего предмет?»

«Чей дом?», «Скажи наоборот», «Найди и подбери родное слово», «Скажи как» и др.

Речевые игры на развитие грамматического строя речи: «Назови ласково», «Чего не хватает?»,

 «Сосчитай до 10», «Один-много», «Жадина», «Договори словечко», «Найди и исправь ошибку», «Где предмет?», «Подбери предлог» и др.

Игры и упражнения по отработке звукопроизносительных навыков:

 Артикуляционные упражнения: «Улыбка- хоботок», «Рупор», «Горка», «Катушка», «Чистим нижние зубки», «Чистим верхние зубки», «Чашечка», «Трубочка», «Лесенка»,  «Качели», «Маляр».

Упражнения на автоматизацию звуков: «Договори словечко», «Назови картинку», «Повтори за мной», «Цепочки слогов», «Улитки на звуки С,  З, Ш, Ж, Щ, Р, РЬ, Л, ЛЬ», «Кто быстрей?», «Придумай и назови предложение по картинке», «Разложи картинки по домикам», проговаривание скороговорок со звуками С,  З, Ш, Ж, Щ, Р, РЬ, Л, ЛЬ.

Упражнения и игры на звуковой анализ и синтез слов:

«Раздели слово на слоги», «Найди гласные звуки в слове», «Назови гласные буквы в слове», «Подбери картинку к схеме», «Сосчитай звуки в слове», «Где звук, а где буква?», «Узнай слово по звукам».

Упражнения на развитие связной речи:

Пересказ текстов по   по плану, по схемам; составление описательных рассказов по схеме и без неё; составление рассказов по сюжетным картинкам (4 – 6 картинок).

Стихи с движениями, пересказ сказок с заместителями на фланелеграфе.

Познавательное развитие

По программе ДОУ.

Условия реализации инклюзивного образования на групповых занятиях:

  • адаптация содержания по  типу упрощения
  • активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
  • чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
  • при  проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка
  • планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка с ОВЗ
  • повторение материала
  • смена видов деятельности
  • стиль обучения - многосенсорный
  • предъявление инструкций – четко, кратко, с визуальной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта.

Основные методы

  • использование методов моторной коррекции
  • сравнение речевых и неречевых звуков
  • привлечение всех анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный)
  • автоматизация речевых навыков через многократное повторение
  • стимулирование речевой активности
  • использование методов моделирования
  • работа по схеме и образцу
  • использование метода «От простого к сложному»

Формы образовательной деятельности с детьми по реализации программы

Компоненты развития речи

Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Формы организации образовательного процесса

Воспитание звуковой культуры речи

Словарная работа

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

- Составление предложений по «живой модели» (рассказ по картине – пейзажу)

- Рассказ по плану

- Сюжетный рассказ

- Рассказ из личного опыта

- Составление графической схемы предложений

- Поисковая деятельность в области грамматики

- Обрядовые праздники

- Обрядовые песни

- Праздники русской культуры

- Проектная деятельность с детьми

- Театрализованные постановки

- Создание книги «Мои рассказы»

- Самостоятельное сочинение

- Конкурсы чтецов

Групповые;

Подгрупповые;

Индивидуальные.

  1. Коррекционная деятельность.

Сопровождение узких специалистов:

  • Логопеда (в ДОУ).
  • Психолога (в ДОУ).

Сопровождение узких специалистов осуществляется в подгрупповой и индивидуальной форме.

Задачи узких специалистов и  распределение полномочий

Специалист

Задача

Игры и упражнения

Учитель-логопед

Коррекция речевых нарушений:

  • развитие подвижности арт. аппарата;
  • развитие силы и направленности воздушной струи;
  • постановка и автоматизация заднеязычных, свистящих, шипящих и сонорных звуков (С,  З,  Ш, Ж, Щ, Р, РЬ, Л, ЛЬ )
  • обучение элементарному звуковому анализу слов;
  • развитие фонематического слуха (дифференциация свистящих, шипящих и    сонорных звуков:  Ш-С, Ж-З, Щ – Сь, Р-Л);
  • расширение активного и пассивного словаря по лексическим темам;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи (пересказ, описательный рассказ, по серии картин, на заданную тему);
  • обучение звуко-буквенному анализу слов;

Совместная работа с воспитателями и родителями по закреплению сформированных навыков.

Игры на развитие силы и направленности воздушной струи (комплекс).

Арт. упражнения для языка и губ: «Горка», «Чашечка», «Чистим верхние зубки»,, «Футбол»,  «Лесенка», «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка – Трубочка», «Рупор», «Мотор», «Фокусник», «Болтушка.

Речевые игры на коррекцию звукопроизношения: «Повтори за мной», «Цепочки слогов», «Говори и делай»,  «Назови картинку», «Улитка», «Кто быстрей?», «Придумай предложение по картинке».

Проговаривание скороговорок со звуками  С. З, Ц,  Ш, Ж,  Р ,Рь. Пересказы текстов с отрабатываемыми  звуками (Н.В. Нищева).

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Поймай слог», «Подбери картинки», «Четвертый лишний», «Придумай слово с заданным звуком», «Разложи картинки по домикам звуков Ш,Ж,С,З», проговаривание цепочек слогов с оппозиционными звуками, проговаривание слов с оппозиционными звуками, «Подбери слова в рифму», «Нелепицы».

Расширение и активизация словаря по темам: «Игрушки», «Осень. Признаки осени», «Огород», «Сад. Фрукты». «Грибы и лесные ягоды», «Лес. Деревья», «Одежда», «Обувь», «Зима. Зимующие птицы», «Домашние животные зимой», «Новый год», «Мебель», «Транспорт», «Детский сад. Профессии», «Дикие животные зимой», «Инструменты». «Наша армия», «Профессии», «Мамин праздник», «Цветы», «Комнатные растения», «Рыбы», «Весна», «Наш город», «Весенние работы на селе», «Космос», «Насекомые», «Скоро лето».

Игры на развитие словаря: «Скажи наоборот», «Назови листочек», «Из чего сделан предмет?», «Найди и подбери родное слово», «Чей дом?», «Скажи как?».

Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи: «Назови ласково», «Чего не хватает?», «Составь предложение по картинкам», «Жадина», «Один-много», «Сосчитай до 10», «Договори словечко», «Найди и исправь ошибку», «Где предмет?», «Откуда возьмем предмет?», «Подбери предлог», работа с графическими схемами предлогов.

Упражнения на развитие связной речи: пересказ по плану, пересказ с опорой на схему, составление описательного рассказа по схеме и без, составление рассказа по серии картин, составление рассказа по сюжетной картинке, на заданную тему.

Игры на обучение элементарному звуковому анализу и синтезу: «Где живет звук?», «Звонкий-глухой», «Маша и варенье», «Ловись, рыбка, и большая и маленькая», «Карточки на дифференциацию звуков в словах», «Раздели слово на слоги», «Отшагай слово по слогам», «Карточки на дифференциацию звуков в словах», «Подбери картинку к схеме», «Сосчитай звуки в слове», «Сколько слов в предложении», составление схем слов, «Узнай слово по звукам».

Упражнения и игры по обучению элементам грамоты:  «Письмо букв в воздухе», «Узнай букву», «Допиши букву»,  «Где спряталась буква?», печатание и чтение букв, слогов и  слов на доске и на листе бумаги в клетку.

Психолог

Развивать эмоциональные проявления через мимику, речь и двигательную активность.

Развитие инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Развитие межполушарного взаимодействия

Формирование навыка самоконтроля и саморегуляции

Совместная работа с воспитателями и родителями по закреплению развития эмоционально-личностной сферы

Схематические карточки  эмоций.

Фото эмоциональных состояний.

Семаго М.М. «Эмоциональные лица».

 «Кричалки-шепталки-молчалки»  (Шевцова И.В.) «Разговор с руками» (Шевцова И.В.) «Говори!» (Лютова Е.К.,  Монина Г.Б.) «Передай мяч» (Кряжева Н.Л.) «Зеваки» (Чистякова М.И.) «Запрещенное движение» (Кряжева Н.Л.) «Слушай хлопки» (Чистякова М.И.) «Слепой танец»

«Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

- «Дорисуй»,

- «Рисование по точкам»,

- «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

- «Что будет, если …» Упражнение «Мимическая гимнастика», Игра  «Разные голоса» , Упражнение  «Вырази чувства глазами», «Передай чувства», Упражнение «Пальцы»            Упражнение  «Мусорное ведро», Игра «Кривые зеркала»,Игра «Азбука настроения»,Игра «Угадай эмоцию»,Игра «Прочитай письмо»

Песочница, арт-терапия

Межведомственное взаимодействие в сопровождении ребенка с ОВЗ

Невролог

Наблюдение 1 раз в год.

Определение образовательного маршрута

повторная ПМПК (май 2018г.)

Система мониторинга:

Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком, проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов.

Ребенок, поступающий в ДОУ, проходит диагностику, на основе которой с учетом рекомендаций ПМПК проектируется АОП. Промежуточный мониторинг проводится через 3 месяца. На основании полученных данных воспитателями и специалистами в рамках ПМПк проводится корректировка АОП,  происходит оптимизация процесса. Итоговый мониторинг осуществляется в мае, на его основе делается вывод о реализации АОП, ставятся новые задачи.  

Специалист

Диагностический инструментарий

Педагог - психолог

И.Ю.Левченко, Н.А.Киселёва «Психологическое изучение детей с нарушениями развития», Москва 2016 г, национальный книжный центр

Н.Д.Денисова. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. Волгоград  2011

Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2006.

«Ориентировочный тест школьной зрелости»  Авторы: А. Керн – Я. Йирасек.

Методика «Беседа о школе» (разработана Т. А. Нежновой)

Музыкальный руководитель

Тарасова  К.В.Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед

Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

Воспитатель

Педагогическая диагностика по программе «Развитие».  Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст.

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста. О.С.Ушакова

Диагностика проводится через:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Анализ продуктов деятельности
  • Анализ карт развития
  • Использование специализированных диагностических комплексов
  • Деятельностные пробы
  • Элементы портфолио
  • Анализ видеоматериалов

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития.  Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.  Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.

Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдения.

  1. Воспитательная деятельность:

Специалист

Задачи

Воспитатель

-формировать у детей адекватных способов  общения с ребенка с ОВЗ;

-формировать умение видеть ситуации, где ребенку с ОВЗ нужна помощь и оказывать ее;

-объяснять детям тех или иных особенностей поведения ребенка и причин их вызывающих.

Педагог-психолог

 - формировать  представления о самом себе, осознание своих качеств и возможностей;

 - осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;

- развивать соответствующую возрасту эмоционально-волевую регуляцию деятельности.

  1. Взаимодействие с родителями.

Целевая группа

Задача

Форма

Работа с родителями ребенка с ОВЗ

Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях

Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ (по развитию речи)

Индивидуальное консультирование

Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях

Работа с родителями группы, где обучается ребенок с ОВЗ

Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения  в отношении ребенка с ОВЗ

Групповое и индивидуальное консультирование

Развитие инклюзивной культуры родителей в целом осуществляется следующим образом:

  • личный пример педагогов и всей команды ДОУ в выстраивании равных, принимающих отношений с  детей с ОВЗ
  • трансляция родителям идеи, что от инклюзия нужна каждому ребенку без исключения: дети становятся милосерднее, учатся видеть, когда кому-то нужна помощь и оказывать ее, они начинают мыслить, не разделяя «на таких и сяких»
  • Дети учат родителей: дети рассказывают дома о том, как здорово они играли с детьми с ОВЗ в детском саду, что также формирует адекватное отношение родителей, происходит развенчивание мифов
  • Активное и равное  участие детей с ОВЗ в жизни ДОУ дает возможность для родителей получить инклюзивный опыт и сформировать адекватное отношение к детям с ОВЗ
  • Обучение родителей и детей способам эффективной коммуникации с тем, кто чем-то отличается, обучение умению видеть, когда нужна помощь, и оказывать ее.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы.

Материально-технические  условия,  обеспечивающие  реализацию  Программы, соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Оснащенность  помещений  учреждения  обеспечивает  оптимальную  реализацию  образовательного  потенциала  пространства  учреждения, пространства  группы,  пространства  территории  детского  сада,  материалов,  оборудования  и инвентаря  для  развития  детей  дошкольного  возраста  в  соответствии  с  возрастными и индивидуальными особенностями  детей,  охраны и укрепления их здоровья.

Для эффективной реализации Программы в детском саду созданы следующие материально-технические условия:

Групповые ячейки;

Совмещенный спортивный и музыкальный зал;

Медицинский блок;

Пищеблок;

Прачечная;

Кабинет педагога-психолога;

Кабинет учителя-логопеда.        

В составе каждой групповой ячейки находится:

1.   Приемная    -  предназначена  для  приема  детей  и  хранения  верхней  одежды.  Приемные оборудованы  шкафами  для  верхней  одежды  детей  и  персонала.  Шкафы  для  одежды  и  обуви оборудованы  индивидуальными  ячейками  -  полками  для  головных  уборов  и  крючками  для верхней  одежды.  Каждая  индивидуальная  ячейка  маркируется.  В  приемных  предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. Также  в  приемной  расположены  информационные  уголки  для  родителей.

2.   Групповая  -  предназначена  для  проведения  игр,  занятий  и  приема  пищи.  В  групповых установлены  столы  и  стулья  по  числу  детей  в группах.  Стулья  и  столы  одной  группы  мебели  и промаркированы.  Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена  мебелью  для  размещения  игрового  развивающего  материала  и  для  организации различных видов деятельности детей. Также в групповых находятся магнитные доски. Игрушки отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции. В группах оборудовано место с зеркалом для выполнения логопедических упражнений (стол, стул, зеркало, полки для методических и наглядных пособий).

3.   Спальня  -  предназначена  для  организации  дневного  сна  детей.  В  спальнях  расставлены кровати.  Дети  обеспечены  индивидуальными  постельными  принадлежностями, предметами  личной  гигиены.  Постельное  белье  маркируется  индивидуально  для каждого ребенка.

4.   Буфетная  -  предназначена  для  подготовки  готовых  блюд  к  раздаче  и  мытья  столовой посуды.

5.   В  умывальной  комнате установлены   раковины  с  подводкой горячей и холодной воды для детей. В умывальной установлен душевой поддон, раковина для персонала, шкаф для уборочного инвентаря. В туалетных кабинках для детей 3-7 лет установлены детские унитазы.

Детская мебель и оборудование для помещений  изготовлены  из  материалов,  безвредных для здоровья детей и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Оснащение музыкального зала.

Музыкальный зал занимает отдельное помещение и предназначен для проведения музыкальных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей. В музыкальном зале в достаточном  количестве  имеются  качественные  музыкальные  игрушки,  инструменты, дидактические  пособия.  Представленное  наличие  театральных  костюмов  и  атрибутов  позволяет организовывать  различные  виды  музыкально-художественной  деятельности.  Техническое оборудование  музыкального  зала  соответствует  современным  требованиям:  музыкальный  зал оснащен  электронным  пианино,  музыкальным  центром,  проектором.  

Оснащение спортивного зала.

Спортивный  зал  детского  сада  совмещен с музыкальным залом и  предназначен  для проведения  утренней  гимнастики,  физкультурных  занятий,  праздников,  физкультурных  досугов, соревнований.  Оборудование  спортивного  зала  включает  -  комплекс  детских  тренажеров,  в наличии имеются батуты, а также разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей.

Отделка  всех  помещений  детского  сада  соответствует  санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Оснащение кабинета учителя-логопеда.

 В МБДОУ №52 г.Канска  имеется кабинет учителя-логопеда. Кабинет предназначен для организации работы специалиста по коррекции речевых нарушений у воспитанников. Кабинет оснащен всем необходимым: детские столы и стулья; настенная доска; зеркало; шкаф и полки для хранения методической литературы и дидактического материала. В кабинете в достаточном количестве имеются дидактический раздаточный и демонстрационный материал, игры и пособия для осуществления коррекционной помощи воспитанникам.

Оснащение кабинета педагога-психолога.

Кабинет предназначен для осуществления психологической консультативной и коррекционной помощи всем участникам образовательных отношений. В кабинете в достаточном количестве имеются дидактический раздаточный и демонстрационный материал, игры и пособия для осуществления коррекционной помощи воспитанникам.

Оснащение медицинского блока.

В  состав  медицинского  блока  входят  -  медицинский  кабинет,  процедурная,    изолятор, туалетная комната. Кабинет на высоком уровне оснащен необходимым оборудованием.

Оснащение пищеблока.

Пищеблок  детского  сада  представляет  собой  набор  производственных  и  складских помещений,  оборудован  необходимым  технологическим,  холодильным  и  моечным оборудованием.  Технологическое  оборудование,  инвентарь,  посуда,  тара  изготовлены  из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь  имеет маркировку,  что  позволяет  исключит  возможность  контакта  пищевого  сырья  и  готовых  к употреблению продуктов.

Оснащение прачечной.

Прачечная  включает  в  себя  помещения  для  стирки  и  глажения  белья.  Техническое обеспечение прачечной находится на высоком уровне. Прачечная имеет два раздельных входа для сдачи грязного и получения чистого белья.

Территория детского сада включает 12 прогулочных участков для детей. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой  прогулочной  площадки  установлены  крытые  веранды.  Прогулочные  площадки оборудованы  малыми  игровыми  формами  в  соответствии  с  возрастом:  песочницами,  горками, лесенками, домиками, и др., оснащены  спортивными  сооружениями  для  лазания,  метания, прыжков и др.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.

Оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как  совместной  деятельности  взрослого  и  воспитанников,  так  и  самостоятельной  деятельности  воспитанников  не  только  в  рамках организованной  образовательной  деятельности  по  освоению  Программы,  но  и  при  проведении  режимных  моментов.  

Методическое обеспечение образовательного процесса обеспечивает достижение  целей  и  планируемых  результатов  освоения  адаптированной образовательной  программы.  Методическое обеспечение включает в себя:

- методические пособия для педагогов по направлениям развития детей в возрасте от 3 до 7 лет (по образовательным областям),

- методические рекомендации для педагогов по планированию образовательного процесса на разных ступенях обучения;

- методические рекомендации для педагогов по организации жизни детей на разных ступенях обучения;

- комплекты развивающих пособий для детей по направлениям развития и по ступеням обучения;

- комплекты дидактических и демонстрационных материалов,

- электронные образовательные ресурсы,

- детскую художественную литературу.

Направления

развития детей

Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия и оборудование

Социально-коммуникативное развитие.

Дополнительно по индивидуальной программе (психолог)

Авдеева Н.Н, Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного  возраста. М.: Просвещение,2000.

Алешина Н. Ознакомление дошкольников с окружающей социальной  действительностью. М. «ЭлизеТрейдинг», 2004г

Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в  деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс/Под ред.   О.Л. Зверевой. М., 2004.

Губанова Н.Ф  Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика-Синтез,  2015.-128с..

Данилина Т. В мире детских эмоций // Пособие для практических  работников ДОУ.М. Айрис – пресс, 2004.

Дружные ребята / РС. Буре и др. М.: Просвещение, 2002.

Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой  деятельности. М.: Айрис-пресс, 2004

Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,2000.

Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» занятия, игры. Москва «АРКТИ», 2001.

Ганичева И.В.Телесно-ориентированные подходы в работе с детьми к психокоррекционной и развивающей работе. ООО Национальный книжный центр. 2014.

Иванова Е.В.Мищенко Г.В.Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ. ООО Национальный книжный центр Москва.2017.

Широкова Г.А. «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.

Л.А.Мартыненко Коммуникативная компетентность дошкольников

Сборник игр и упражнений. ООО Национальный книжный центр

Москва. 2016.

Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2006.

Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с  детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.  Стеркина, М.Д. Маханева. М.: 000 «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего возраста: Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. М.: Просвещение, 2005.

Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

Шорыгина ТА. Картины на правила пожарной безопасности детей 5—8 лет. М.: Сфера, 2005.

Н.Д.Денисова. Диагностика   эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. Волгоград  2011.

Схематические карточки  эмоций.

Фото эмоциональных состояний.

Семаго М.М. «Эмоциональные лица».

Комплект сюжетных картинок  по развитию эмоциональной отзывчивости (самоизготовление).

  • Комплект сюжетных картинок «Объясни почему» на регуляцию поведенческих проявлений.

Н.Ю.Куражева, И.А.Козлова «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет». – СПб.:Речь, 2007. 

Речевое развитие и мелкая моторика.

Дополнительно по индивидуальной программе (логопед, воспитатели).

Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. М: Сфера, 2013.

Развитие речи детей 5 – 7 лет.-3-е изд.,дополн./ Под ред. О..Ушаковой. М.:ТЦ Сфера, 2017.- 272с.- (Развиваем речь)

Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. Творческий центр. «Сфера». М. 2010

Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений/ О. С. Ушакова., Е.М.Струнина. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС,2013.-287С.- (Пособие для педагогов дошкольных учреждений)

Агранович З. Е.  Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Гридчина Н. Речевые пятиминутки. Издательство: Каро,  2007

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Максаков А.И.  Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Носенко Н. П. Развитие речи детей в ДОУ.  М.: Центр педагогического образования,.2009.

Филимонова О. Развитие словаря дошкольника в игре. Издательство: Детство-Пресс, 2007.

Парамонова Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. СПб.: КАРО, 2008.

Чистякова И. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольника. СПб.: КАРО, 2005.

Шербакова Ю.В., Зубанова С.Г. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Глобус, 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.  М.: ТЦ Сфера, 2009.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. СПб.: >ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей. М.: «Гном-Пресс», 2007.

Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Н.А. Федосова Рабочая тетрадь №2 «Я готовлюсь к письму» (Мои первые буквы), М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017.

Подборка пальчиковых игр (интернет источник).

Трафареты: «Геометрические фигуры», «Транспорт», «Насекомые», «Одежда» и др.

Прописи Н.А. Федосова «Готовлюсь к письму», «Графические диктанты».

«Дорисуй вторую половину», «Раскраски с значками-подсказками» .Е.А. Юрченко.

Графические упражнения С.И. Карповой, В.В. Мамаевой.

Формочки и набор для лепки.

Металлический конструктор, конструктор «Лего».

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 18. Одежда. Обувь. Головные уборы. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 16. Мебель. Посуда. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 13.Профессии. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 17. Игрушки. Школьные принадлежности. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 45. Формирование представлений о себе и своем теле.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 11. Защитники отечества. Покорители космоса. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 4. Животные наших лесов. Домашние животные., их детеныши. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 4. Животные наших лесов. Домашние животные., их детеныши. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 13.Первоцветы, полевые, луговые, садовые цветы. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

 Нищева Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 1. (5-7 лет) СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 2. (5-7 лет) СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Сатеева Е.В. Читаем слоги. Перекидные странички. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

 Логопедические зонды, шпатели.  Тренажеры для развития воздушной струи.

 Звуковые дорожки на автоматизацию изолированного произношения звуков  З, Зь, Ц,  Ш, Ж, Щ, Р, Рь, Л.

 Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков С, Сь, З. Зь, Ц, Ш, Ж, Щ ,Р, Рь, Л. (Н.В.Нищева «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.)

Звуковые улитки, лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков  З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Р, Рь, Л.

И.Л.Лебедева. Большая логопедическая игротека. Звук Р. Выпуск 47. СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

Н.В. Нищева Тетрадь – тренажер для автоматизации и дифференциации звуков Р, Рь. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2016.

Н.В. Нищева Тетрадь – тренажер для автоматизации и дифференциации звуков Л, Ль, Й СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2016.

Н,В, Нищева Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада» Спб, ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

 Игры по развитию фонематического слуха и обучению звуко- буквенному анализу (см. индивид. маршрут).

Пособия по обучению грамоте: касса букв, набор  символов звуков, схемы слов и предложений.

Схемы для составления описательных рассказов.

 Мнемотаблицы для запоминания текстов (самоизготовление).

Схемы предлогов. Сюжетные картинки для отработки предлогов в предложениях (самоизготовление).

Магнитная доска.

ИКТ: презентации по коррекции лексико-грамматических категорий, аудиозаписи.

Познавательное

развитие.

Жукова. О.Г Логика. Математика. М.: АРКТИ, 2008

Конструирование: Сборник практических материалов для ДОУ к  программе «Развитие». М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с. (Вместе с детьми).

Кайе В.А. Занятие по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие.М.: АРКТИ, 2008.        

Николаева С.Н. «Юный эколог». Система  работы в  подготовительной к школе группе. М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с. (Вместе с детьми).

Серия «Мир животных» 1996г. «Белфаксиздатгрупп».

С.В. Бурдина Рабочая тетрадь . Серия «Математика» Сложение. Киров «Вятка», 2016.

С.В. Бурдина Рабочая тетрадь . Серия «Математика» Вычитание. Киров «Вятка», 2016.

С.В. Бурдина Рабочая тетрадь . Серия «Математика» Решаем задачи. Киров «Вятка», 2016.

С.В. Бурдина Папка дошкольника «Счет до 10» . Киров «Вятка», 2015.

С.В. Бурдина Папка дошкольника «Счет до 20» . Киров «Вятка», 2015.

.Пазлы. Конструкторы: «Город», «Самоделкин металлический»;«Танграмм».

Счеты.

Карточки цифр.

Часы.

Игры:

«Времена года», «Календарь природы», «Волшебница природа», «Части суток», «Обитатели леса», «Деревья», «Птицы», «Цветы», «Дикие животные наших лесов»,

«Кто где живет?»

Физическое развитие

По программе ДОУ:

Борисова  М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3—7 лет. ФГОС. М. Мозаика- Синтез, 2015 г.  

Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. Пензулаева Л. И. Мозаика-Синтез,2014 .Галицына Н. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ. М.: Скрепторий,2004.

Глушкова Г. «Физическое воспитание в семье и дома». М.: Школьная пресса. – 2005.

Кириллова. Ю. «Физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе». Спб. Детство-Пресс, 2006.

Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка.М. АРКТИ. 2000.

Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. М: ТЦ СФЕРА, 2009.

Рунова М. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика-синтез,2004.

Буницкая П.П. , Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.М. Просвещение. 1990.

Фирилева Ж.В., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. СПб. Детство-пресс, 2007.

Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. Методическое пособие.Береги  здоровье.  Демонстрационный материал. Изд. Карапуз-Дидактика, 2012.

Мир в картинках. Спортивный инвентарь. М: Мозаика-Синтез, 2011.

Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС. Э. Я. Степаненкова. Мозаика-Синтез, 2015 г.

Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. ФГОС. Пензулаева Л. И. Мозаика-Синтез,  2015 г.

Спортивный инвентарь: мячи, разного размера,  обручи, мешочки с песком, скакалки, кегли, шведская стенка, гимнастические скамейки, гимнастические палки, конусы,  набивные мячи, мешочки с песком, плетеные веревки, мягкие модули, деревянные кольца, инвентарь и игрушки для эстафет, аудиозаписи мелодий для утренней зарядки и эстафет

Художественно-эстетическое развитие

 

По программе ДОУ:

Рисование с детьми 6-7 лет. Колдина Д.Н., М: Мозаика-синтез, 2011.

Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Колдина Д.Н., М: Мозаика-синтез, 2011.

Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В., М: Сфера, 2013.

Знакомим дошкольников с народной культурой. Чебан А.Я., М: Сфера, 2013.

Цквитария Т.А.,Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М: Сфера, 2011.

Пластилиновая живопись. Яковлева Т.Н., М: Сфера, 2010.

Лето красное – прекрасное! Методические рекомендации. Чусовская А.Н., М: Сфера, 2013.

Изобразительная  деятельность  в  детском  саду.  Подготовительная к школе  группа.  ФГОС.  Т.  Комарова.  Мозаика- Синтез, 2015 г.  

Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. ФГОС. Куцакова Л.В. Мозаика- Синтез, 2015 г.  

Тарасова  К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста. М.: Центр Гармония, 2002.

К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко Программа развития музыкальности у детей седьмого года жизни «Гармония» М.: Центр Гармония, 2004.

Наглядно-дидактичекое пособие «Силуэтная аппликация для детей 6-7 лет», Изд. Скрипторий, 2012.

Наглядно-дидактичекое пособие «Аппликация в детском саду. Овощи, фрукты, грибы», Изд. Скрипторий, 2012.

Наглядно-дидактичекое пособие «Аппликация в детском саду. Животные, птицы, насекомые», Изд. Скрипторий, 2012.

Наглядно-дидактичекое пособие «Аппликация в детском саду. Цветы», Изд. Скрипторий, 2012.

Картины русских художников. Репродукции и описание. М: Айрис-Пресс, 2011.

Деткие писатели. Комплект портретов.

Композиторы. Комплект портретов.

Микляева Н.В Комментированное рисование в детском саду. Методическое пособие. М: Сфера, 2011.

Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. М: Сфера, 2010.

К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан   «Система музыкального репертуара» М.: Центр Гармония, 2005.

К.В. Тарасова, Т.В. Раздел «Музыкальная игра - драматизация» М.: Центр Гармония, 2004.

К.В. Тарасова Раздел «Пение» М.: Центр Гармония 2005.

Н.В. Нестеренко Раздел «Музыкальное движение» М.: Центр  Гармония, 2004.

Т.Г. Рубан, К.В. Тарасова Раздел «Слушание музыки» М.: Центр  Гармония, 2004.

К.В. Тарасова, М.А. Трубникова Программа развития музыкальности у детей седьмого года жизни. Раздел  «Игра на музыкальных инструментах» М.: Центр Гармония, 2003.

С. Мерзлякова «Театрализованные игры» М.: Обруч, 2012.

Л.Б. Гавришева, Н.В.

3.3. Режим  дня

Режим работы групп комбинированной направленности для детей с нарушением речи: пятидневная рабочая неделя; 12-часовое пребывание детей (с 7.00 до 19.00); выходные  дни  -  суббота,  воскресенье  и  праздничные  дни,  установленные законодательством Российской Федерации. В каникулярное время планируется совместная и самостоятельная детская деятельность.

Режим дня

6 лет

Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями, осмотр, игры, утренняя гимнастика

7.00-8.40

Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды, завтрак

8.30-8.50

Самостоятельная деятельность детей

8.50-9.00

Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми, коррекционные занятия со специалистами

9.00-11.10

2-й завтрак

10.00

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность

11.10-12.20

Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания

12.20-12.30

Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед

12.30-13.00

Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; сон

13.00-15.00

Постепенный подъём: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные процедуры

15.00-15.10

Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми: приобщение к общепринятым нормам коммуникации, дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, досуги, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение книг; игры, самостоятельная деятельность; индивидуальная работа по рекомендациям специалистов

15.15-16.25

Подготовка к полднику: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный полдник

16.30-16.50

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование.

Игры, самостоятельная деятельность, уход домой: индивидуальный контакт с родителями

17.40-19.00

3.4. Распределение образовательной нагрузки

Раздел

Кол-во занятий

Ответственный

Познавательное развитие

РЭМП

1

Воспитатели

Подготовка к обучению грамоте

2

Воспитатели

Конструирование

1

Воспитатели

Логика

1

Воспитатели

Речевое развитие

Развитие речи

1

Воспитатели

Чтение художественной литературы

1

Воспитатели

Физическое развитие

Физкультура

3

Инструктор по физической культуре

Художественно-эстетическое

Развитие музыкальности

2

Музыкальный руководитель

Изо-деятельность

(рисование, лепка/аппликация)

2

Воспитатели

Вариативная часть

Индивидуальная работа

Коррекционные занятия по развитию речи

2

Учитель-логопед

Коррекционные занятия с педагогом психологом

1

Педагог- психолог

всего

17

3.5. Расписание индивидуальных и подгрупповых  занятий со специалистами.

Специалист

Занятия

Логопедические занятия

Понедельник 8.00 – 8.25 (подгрупповое)

Четверг 8.00 – 8.25 (подгрупповое)

Занятия психолога

Среда 11.05 – 11.35 (подгрупповое)

3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда группы комбинированной направленности направлена на:

  • реализацию основной образовательной программы дошкольного образования;
  • реализацию адаптированной образовательной программы  сопровождения детей с ОНР;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, для этого в каждой возрастной группе созданы физкультурно-оздоровительные центры и уголки релаксации, уединения.

Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (песок, вода, бумага, камни, природный материал, глина и т.д.);
  • двигательную активность (развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах);
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей (творческие мастерские).

Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям ребенку не требуется.

Для всех воспитанников ДОУ (в том числе для детей с ОВЗ) доступны все помещения ДОУ, где осуществляется образовательный процесс (кабинет логопеда, кабинет психолога,  музыкально - спортивный зал). Предметно-пространственная среда ДОУ и ее составляющие элементы соответствуют требованиям безопасности. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная.

IV Дополнительный раздел

Адаптированная образовательная программа разработана для  Михаила М , 03.04.2012г. рождения. Решением территориальной ПМПК от 09.10.2017 года, протокол №10, подтвержден статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендовано  организация воспитания и обучения по адаптированной образовательной программе с учетом психофизических особенностей ребенка с ОНР III уровня.

Адаптированная образовательная программа разработана  в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию и с учетом рекомендаций специалистов ПМПК. При разработке АОП использовались образовательная программа дошкольного образования «Развитие» (под ред. А.И.Булычевой) и Примерная адаптированная основная образовательная программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В. Нищева).

Программой предусматривается разностороннее развитие ребенка с ОВЗ, коррекция недостатков в его речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности в условиях группы комбинированной направленности.

Программа  включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие), а также содержание коррекционной работы учителя-логопеда и педагога-психолога, расписание индивидуальных и подгрупповых занятий.

Взаимодействие с семьями воспитанников направлено на решение следующих задач:

1.Оказывать родителям (законным представителям) дифференцированную психолого -педагогическую помощь в семейном воспитании детей, в том числе, по вопросам инклюзивного образования.

2.Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей через организацию индивидуального консультирования,  совместной работы по выстраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с нарушением речи старшей группы компенсирующего вида

Пояснительная записка Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отриц...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением речи https://32troick.tvoysadik.ru/sveden/education

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением  речи https://32troick.tvoysadik.ru/sveden/educatio...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы  раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушениями речи) ГРУППЫ №5 «КУЗНЕЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТ (2-3 ГОДА)

Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станда...

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями речи на 2019- 2020 год

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями речи на 2019- 2020 год...

Психолого-педагогическое сопровождение реализации Адаптированной Образовательной Программы для детей с нарушением речи в ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации Адаптированной Образовательной Программы для детей нарушением речи в ДОУ....