Статья. Специфика процесса взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
статья

Трубникова Елена Александровна

Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование воспитателей, у взрослых членов семьи не всегда достаточно знаний и умений, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребенком, проявить должную заботу о гармоничном развитии его личности. Поэтому, Для того, чтобы обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, для формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика процесса взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального тыла, поддержку, безусловного и  безоценочного принятия. В этом главное  значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. В семье закладываются основы нравственности личности, формируются нормы поведения, раскрываются индивидуальные качества, способности личности человека.

Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование воспитателей, у взрослых членов семьи не всегда достаточно знаний и умений, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребенком, проявить должную заботу о гармоничном развитии его личности. Поэтому,

Для того, чтобы обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, для формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В едином воспитательном процессе взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи основывается на единых основаниях, осуществляя в воспитании единые функции: контролирующую, информационную, воспитательную и другие.

На сегодняшний день в основе воспитательно - образовательного процесса лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, и оказать помощь в воспитательной деятельности родителей. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Взаимодействие воспитателей и родителей - педагогическое партнерство субъектов образования, направленное на выработку и реализацию единых подходов воспитания и образования дошкольника.

Главная цель взаимoдействия воспитателей дошкольного учреждения с родителями своих воспитанников может реализоваться через следующие задачи:

- воспитание уважения к родительству и детству;

- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

- содействие и повышение общей культуры семьи и психолого - педагогическое просвещение родителей;

- оказание практической помощи родителям детей через трансляцию основ знаний, умений, навыков, опыта работы с дошкольниками;

- применение с родителями различных форм совместного сотрудничества, исходя из индивидуально - дифференцированного подхода к семьям воспитанников.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимoдействия воспитателя с родителями воспитанников, суть которых — обогатить педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений. К ним относятся:

Коллективные:

- Родительские собрания

- Конференции

- «Круглые столы»

- Презентации детского сада

- Семинары и консультации для родителей

Индивидуальные:

- Педагогические беседы

- Консультации

- Анкетирование

Наглядно-информационные:

- Аудио, видеофрагменты организации разных видов деятельности

- Фотовыставки

- Информационные стенды

- Папки-передвижки

Традиционные формы работы помогают воспитателям организовать целенаправленную и содержательную работу с родителями воспитанников. Но применение данных форм работы не всегда приводит к возникновению интереса у родителей к вопросам психологии и педагогики детей. В данное время практически все работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества  с родителями, тем самым желая усовершенствовать и разнообразить эту деятельность.

Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно - образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:

Информационно-аналитические:

- Социологические срезы, опросы

Досуговые:

- Совместные досуги, праздники

- Участие родителей и детей в выставках, конкурсах

Познавательные:

- Семинары-практикумы

- Педагогический брифинг

- Педагогическая гостиная

- Семейные клубы

- Проектная деятельность

- Устные журналы

- Игры с педагогическим содержанием

- Педагогическая библиотека

Наглядно-информационные:

- Информационные проспекты

- Дни открытых дверей

- Открытые занятия

- Выпуск газет

- Визитные карточки, презентации детского сада

Таким образом, творческое использование традиционных форм работы и нетрадиционных позволяет более успешно и эффективно взаимодействовать с родителями в образовательном процессе дошкольного учреждения. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г. ...

«Организация образовательного процесса по физической культуре в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Виды двигательной деятельности в ДОУ:-Утренняя гимнастика;- Физкультурные занятия;- Физкультурные минутки;- Динамические паузы;- Прогулка;-Подвижные игры с правилами, с элементами спортивных игр;- Спо...

Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации

Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...

Презентация для воспитателей: "Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"

Презентация для воспитателей"Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...