Народный календарь
проект

Бурдова Светлана Александровна

Народный календарь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_kalendar.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29

143985 Россия, МО, г. Балашиха, микрорайон Саввино, ул.Аллейная, д.6

Тел:84955222825, email: savvino38@mail.ru

«Народный календарь как средство приобщения семьи к народной культуре»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:

Бурдова Светлана Александровна

2020

«Народный календарь как средство приобщения семьи к народной культуре»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуально сегодня – не может быть без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В настоящее время идет рост интереса к истории нашего государства и общества в целом. С помощью изучения основ народной культуры появляется возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны.

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С. Михалков).

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры, преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. И в России, и в других странах основные народные праздники носили природно-земледельческий характер. С этой точки зрения, праздники - своеобразный дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года в целом, а значит, трудовой культуры. Изучая свои истоки, дошкольники лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле.

Использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.

Метод проектной деятельности — один из эффективных интерактивных методов обучения и воспитания. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что обуславливает выбор темы проекта: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками».

Несомненно, на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды.

Дети, участвуя в праздниках, проживая их эмоционально, коллективно, приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Здесь в качестве средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества - музыка, танец, пение, подвижные народные игры - все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев - формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Наши современники педагоги, психологи, философы занимались и занимаются проблемами нравственности. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С. В. Петерина; формирование гуманных отношений - Виноградова А. М., Воробьева М. В., Буре Р. С., и др. ; воспитание нравственно – волевых качеств – Суровцева А. Р., Демурова Е. Ю., Буре Р. С., Стародубова Н. А. и др.

Проблеме формирования эмоционально – положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения посвятили свои исследования Е. И. Радина, Р. И. Жуковская, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. Д. Бондарь, А. П. Усова и др.

Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения.

Модель организации народного праздника

Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость.

Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную направленность.

Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать основы русской народной культуры, опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Исходя из этого, прежде всего, необходимо:

-подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, физкультурных, музыкальных и др. ;

-содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения;

-необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств;

-подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей;

- необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике;

- в программу праздника надо включать подвижные игры, хороводы, танцы, разученные с небольшими подгруппами, выступления взрослых героев; праздники можно проводить в первой или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника;

-после праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления; все организационные вопросы по подготовке к проведению праздника обсуждаются заранее;

-для подготовки и проведения праздников необходимо четкое перспективное планирование, ежемесячное включение народных праздников в педагогический процесс, что способствует развитию нравственных норм;

- большое внимание нужно уделять содержательности сценариев народных праздников, способствующих воспитанию нравственного поведения, дружеских взаимоотношений детей в группе;

-тематика и музыкальный репертуар народного праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей;

- праздники должны обогащать жизнь детей радостными переживаниями; в ходе народного праздника и развлечений необходимо развивать творческую активность детей, их познавательные процессы.

Организация работы с родителями по приобщению детей 5-7 лет к русской народной культуре

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй.

Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта разнообразны:

- анкетирование родителей;

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания;

- народные праздники с участием родителей

Организация работы по приобщению детей к русской национальной культуре через знакомство с русскими народными праздниками строится на основе педагогики сотрудничества - педагог – ребёнок - родитель.

Педагоги осуществляют планирование работы с детьми, изучают программы, инновации, занимаются оборудованием предметно – развивающей среды, осуществляет совместное участие детей, педагогов и родителей в праздниках.

Сотрудничество с семьями осуществляется на родительских собраниях, в ходе бесед, консультаций, совместном создании костюмов, участия в анкетировании, совместных творческих выставках.

Дети совместно с педагогами и родителями участвуют в театральных представлениях, праздниках, играют в народные игры, заучивают потешки, заклички.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Народный календарь основа приобщения дошкольников к народной культуре.

Представлен опыт работы по приобщению дошкольников к народной культуре на основе народного календаря....

Педагогическое мероприятие по народному творчеству - Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»

Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»Педагогические ориентиры:Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами рус...

Методическое пособие «Народный календарь обрядовых русских народных кукол».

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в это...

Проект "Календарь природы" по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием народного календаря кукол- закруток.

Проект был реализован с целью повышения временных представлений старших дошкольников, для расширения развивающей предметно- пространственной среды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17...

Народный календарь как средство приобщения семьи к народной культуре

Народный календарь, что же это?  Оказывается, народный календарь представляет своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека. Мы знакомим детей с народны...

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря...