Сценарий тематического образовательного терренкура «Осенняя прогулка» для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия (средняя группа)

Шуляк Светлана Геннадьевна

Сценарий тематического образовательного терренкура

«Осенняя прогулка»

для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_stsenariy_tematicheskogo_obrazovatelnogo_terrenkura.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий тематического образовательного терренкура

«Осенняя прогулка»

для детей среднего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Шуляк С.Г.

Цель: Обобщение представлений детей об изменениях, происходящих в природе осенью.

Задачи:

Образовательные:

Учить определять состояние погоды с помощью оборудования метеостанции, отражать свои наблюдения в речи.

Закрепить представления о зимующих и перелётных птицах, о труде человека на огороде в осенний период.

Развивающие:

Развивать речь, мышление, память, слуховое и зрительное внимание.

Активизировать в речи существительные: названия оборудования метеостанции (флюгер, ветряной рукав, осадкомер), названия птиц (утка, дятел, лебеди, ласточки, журавли, снегирь, голубь, тетёрка и др.); прилагательные: дубовый, кленовый, рябиновый, берёзовый.

Развивать общую моторику и координацию движений, навык согласования движений с речью.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, желание радовать игровых персонажей.

Маршрут: «Метеостанция», «Огород», «Пруд».

Оборудование: листья деревьев: клёна, рябины, берёзы, дуба; карточки для определения состояния погоды; ребристые балансиры; обручи, гимнастические палки; шапочки овощей (морковь, капуста, помидор), кепка шофёра, руль; письмо; корзина с яблоками.

Ход терренкура:

(Педагог  с детьми собираются около фигуры Жар-птицы)

- Ребята, давайте встанем в круг.

- Мы пришли с вами к хозяйке нашего детского сада Жар-птице, давайте поздороваемся с ней.

- Посмотрите, какой-то необычный листок здесь висит. (воспитатель снимает лист)

- Вы догадались, от какого дерева этот лист? (правильно, лист от клёна)

- Давайте вместе скажем: кленовый лист.

- Ой, здесь что-то написано. Давайте прочитаем.

Воспитатель читает: Дорогие ребята, я приглашаю вас на необычную прогулку. Вам предстоит выполнить мои задания. Если вы с ними справитесь, то вас ждёт приятный сюрприз.

- Ну что ребята, хотите получить сюрприз от Жар-птицы?

- Вот вам и 1 задание: Назовите какое сейчас время года. (осень)

- Какое время года было перед осенью, а какое наступит после него? (лето, зима)

- Расскажите стихотворение об осени.

- Ребята, Жар-птица приготовила для нас сюрприз, а давайте мы тоже порадуем её и споём ей нашу любимую песенку про осень.

Хоровод «Осенью»

- Здесь написано, что следующее задание ждёт нас в том месте, где есть помощники для определения состояния погоды.

- Куда же нам надо идти? Догадались? (на метеоплощадку)

Дети встают парами и идут к метеоплощадке.

Остановка «Метеоплощадка»

- Мы пришли с вами на метеоплощадку.

- Метеоплощадка нужна, чтобы наблюдать за погодой.

- Метеоролог – это человек, который изучает состояние погоды.

-  Для наблюдения за состоянием погоды есть различное оборудование.

- Давайте вспомним, как оно называется. Как называется петушок со стрелочкой? (флюгер)

- Давайте хором повторим: флюгер.

- Флюгер показывает направление ветра.  

- Это что за полосатый мешок? (ветряной рукав)

- Давайте вместе скажем: ветряной рукав.

- Ветряной рукав – показывает силу ветра. Если ветер сильный то рукав вытягивается, распрямляется и развивается, как флаг. Если ветер слабый, то часть рукава провисает. А когда ветра нет – рукав свисает вниз, как сейчас.

- Это что за чаша, как она называется? (осадкомер)

- Повторите все вместе: осадкомер.

- Какие бывают осадки? (дождь и снег)

- Поэтому иногда осадкомер называют снегомер и дождемер. Он показывает количество выпавших осадков.

- Ещё на метеоплощадке есть термометр и солнечные часы. Термометр – измеряет температуру воздуха, а с помощью солнечных часов определяют время. С этим оборудованием мы научимся работать позже.

- Ребята, посмотрите, под термометром лежит ещё один листок.

- От какого дерева этот лист? (от берёзы)

- Правильно – это берёзовый лист. Давайте вместе скажем: берёзовый лист.

- Надо прочитать, что за задание написано на листе.

Воспитатель читает: С помощью оборудования метеоплощадки определите состояние погоды. Карточки-подсказки есть на доске.

- Ну что ж, давайте подойдём к доске и посмотрим, что же нам надо определить.

- Первая карточка: солнце и тучка. Надо определить состояние неба: пасмурно или ясно, есть ли на небе облака.

- Посмотрите на небо, какое оно? (солнца не видно, всё небо затянуто серой тучей или светит солнце и плывут белые облака)

- Следующая карточка: ветряной рукав. Надо определить, есть ли ветер и какой он силы.

- Посмотрите на наш ветряной рукав. Он очень слабо развивается. Значит ветер есть, но очень слабый.

- Следующая карточка: тучка и дождик. Надо определить, есть ли осадки. Посмотрите на осадкомер – он пустой. Вытяните ладошки, не попадают капельки дождя ил снежинки? Значит осадков сегодня нет.

- Мы определили состояние погоды: сегодня солнечно, дует слабый ветер, без осадков.

- Ой, а мы с вами знаем песню про дождик, давайте её споём.

Дети исполняют песню с движениями.

Песня «Тучка»

Злую тучку наказали, ты плохая, ей сказали. (Указательным пальцем правой и левой руки погрозить).
И она заплакала, да кап-кап-кап закапала.
(Кулачками показать, как плачет тучка).
Кап-кап-кап дождик пошел.

Кап-кап-кап дождик пошел. (Руки вверх-вниз, показать капельки).

Мыши сразу задрожали. (Руки перед грудью, ножницы).
Мыши в норы побежали.
( Бег на месте). 

Полетели птицы вниз. (Руки в стороны, показать крылья).
Да птицы сели на карниз.
(Присесть на корточки).
Кап-кап-кап дождик пошел,
Кап-кап-кап дождик пошел.
(Руки вверх – вниз, показать капельки).

Пес по имени Барбос. (Руками показать уши).
Струсил не на шутку.
(Показать дрожь).
Еле ноги он унес в сою собачью будку.
( Бег на месте).

Кап-кап-кап дождик пошел,
Кап-кап-кап дождик пошел.
(Руки вверх – вниз, показать капельки).

- Пока мы с вами пели про тучку, посмотрите появились лужи. А по лужам можно ходить? Почему? (можно промочить ноги и заболеть)

- Поэтому мы с вами сейчас друг за другом будем обходить лужицы змейкой.

Дети обходят лужи (голубые ребристые балансиры).

- Ой, ребята, я же не дочитала до конца, что написано на листочке: Следующее задание вы найдёте там, где живёт эта птица. Вы узнаете её, если отгадаете загадку. На коротких красных лапках вперевалочку идёт. Любит в озере поплавать и покрякать у ворот. Кто это? (утка)

- А где же у нас живёт утка? (в пруду)

- Тогда отправляемся к пруду.

- Дорога к пруду непростая перед нами много препятствий.

На дороге лежат обручи.

- Ребята, перепрыгиваем двумя ногами из обруча в обруч.

-А теперь следующее препятствие: надо перешагнуть через каждую палочку, постараться не задеть её и не наступить на неё.

На дороге лежат гимнастические палки.

Остановка «Пруд»

- Ребята, совсем недавно в нашем пруду плавали утки, а теперь их нет. Что же нам делать?

- Как вы думаете, куда они делись? (улетели в теплые края)

- Конечно, осенью утки, и другие птицы улетают в теплые края.

- Посмотрите, лягушка. Давайте с ней поздороваемся. Здравствуй лягушка.

- У неё на лапке есть листик, давайте  возьмём его.

- Вы догадались, от какого дерева этот лист? (правильно, лист от дуба)

- Давайте вместе скажем: дубовый лист.

- Послушайте, что здесь написано: как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётные)

- Каких перелётных птиц вы знаете? (утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки)

- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие)

- Каких зимующих птиц вы знаете? (воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока)

- Ребята, вы назвали дятла. А я вспомнила скороговорку, которую мы с вами учили про дятла и тетёрку. Давайте расскажем её лягушке. Сначала в медленном темпе, а теперь быстро.

Повстречались в пруду  у пригорка,

Дядя Дятел и тетя Тетерка,

Дяде Дятлу и тете тетерке,

Нравятся скороговорки.

- Ребята, а как мы можем помочь птицам пережить зиму? (сделать кормушки и  подкармливать их зимой).

- Зимующие птицы питаются семенами растений и деревьев. Дома вместе с мамами и папами узнайте, чем можно подкармливать воробья и синичку и завтра мы с вами об этом поговорим.

- Давайте покажем, как  мы умеем изображать  птиц:

Наклонилась, захватила, поднялась и проглотила. (слова сопровождаются показом действий)

- Мы с вами ответили на все вопросы, которые были написаны на листочке. Давайте прочитаем, куда же двигаться дальше. А поможет нам загадка.

Там мы овощи сажаем,

Грядки полем, поливаем.

Не ленись, и не зевай,

Чтобы вырос урожай.

- Что же это? Верно, огород. Идём на огород. Встаньте парами.

Дети идут на огород.

Остановка «Огород»

- Нас встречают хозяева огорода, дедушка и бабушка.  Давайте поздороваемся с ними. (здравствуйте)

- Ребята, для чего нужен огород? (выращивать овощи)

- Что осенью собирают с огорода? (урожай) 

- Вот и наш огород опустел.  Урожай собран.

- Вспомнить, что росло у нас на огороде, помогут загадки.

- Алиса сейчас вам загадает загадку. (Сидит девица в темнице, а коса на улице)

- Что же это? (морковь)

- Отгадаем загадку Игоря. (Без окон, без дверей полна горница людей)

- Что это такое? (огурец)

- Паша загадает нам загадку. (Сто одежек и все без застежек)

- Что же это? (капуста).

- Давайте вспомним, что ещё росло у нас на огороде? (кабачки, помидоры, перец)

- Урожай осенью убирают также с полей. Какой урожай убирают с полей? (рожь, пшеницу, гречиху, подсолнечник)

- А у нас на огороде стоит мельница. Что на мельнице делают? (муку молят)

- Давайте вспомним  потешку «Кисонька-мурысонька» и расскажем её для бабушки с дедушкой.

Потешка «Кисонька-мурысонька»

Воспитатель начинает потешку, дети продолжают.

Кисонька-мурысонька, ты где была?  (на мельнице)

Что на мельнице делала? (муку молола)

Что из муки пекла? (прянички)

С кем прянички ела? (одна)

Не ешь одна, не ешь одна. (Вместе с воспитателем  повторяют, грозят пальцем)

- Посмотрите, ребята, на мельнице листочек. Давайте снимем его и прочитаем задание, которое на нём написано.

- От какого дерева лист? (от рябины)

- Правильно. Давайте вместе скажем: рябиновый лист.

Воспитатель читает задание: Осенью на огороде собирают урожай. Вот и вам надо собрать урожай овощей.

- Ну что ж, ребята, соберём овощи? (да)

Воспитатель раздаёт детям шапочки овощей: морковь, капуста, помидор и одному мальчику кепку шофёра.

Хороводная игра «Есть у нас огород»

Есть у нас огород (дети идут по кругу)

Там капуста растёт

Вот такой ширины, (дети делают максимально широкий круг)

Вот такой вышины. (дети поднимают руки вверх)

Ты капуста поспеши (дети хлопают в ладоши)

И немного попляши,

А потом не зевай

И в корзинку полезай.

Ребёнок в шапочке капусты выходит в круг, под звучащую мелодию танцует, а затем возвращается на место. По аналогии продолжается игра с названием других овощей.

Есть у нас грузовик (дети движутся по кругу)

Он не мал, не велик,

Вот такой ширины, (дети делают максимально широкий круг)

Вот такой вышины. (дети поднимают руки вверх)

Ты шофёр сюда спеши

И немного попляши,

А потом не зевай,

Увози свой урожай.

После танца шофёр берёт руль, дети выстраиваются за шофёром и «уезжают».

Дети вместе с воспитателем останавливаются около бабушки с дедушкой и обращают внимание, что рядом с ними лежит письмо.

- Наверное, это письмо от Жар-птицы. Давайте прочитаем, что написано в письме.

Воспитатель читает письмо: Ребята, вы справились со всеми заданиями и заработали от меня сюрприз. А где он, вам подскажет загадка:

Он построен под землёй,

Поит свежей всех водой.

Всё в деревне его знают,

Воду ведрами черпают…

- Что же это, ребята? (колодец)

- Давайте посмотрим, какой сюрприз нас ждёт в колодце.

Дети находят в колодце корзину с яблоками.

- Ребята, наша прогулка подошла к концу. Давайте пройдём к нашей Жар-птице и поблагодарим её за сюрприз.

После занятия:

Тема…

Цель…

Задачи….

Была проведена прогулка в форме образовательного терренкура. В процессе прогулки мы закрепили с детьми знания, полученные на занятиях и в совместной деятельности. Для того, чтобы привлечь интерес детей дополнила содержание прогулки хороводными играми, песнями, стихами, загадками, проговариванием скороговорки. Все части прогулки объединены единой тематикой и логично взаимосвязаны друг с другом. Старалась чередовать задания интеллектуального (статичного) характера с заданиями в движении, чтобы дети не замёрзли, а регулярно двигались. При этом физическая нагрузка была продумана так, чтобы активность не была слишком высокой, чтобы дети не вспотели и не простыли.

На мой взгляд, у детей сохранялся интерес к прогулке на всём её протяжении. Они охотно выполняли предложенные задания, пребывали в хорошем настроении.

Были ли отклонения от плана? В чём они выражались и с чем связаны.

Ну а сейчас я готова услышать ваши предложения и пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического досуга на тему: «Прогулка по Москве» (старший дошкольный возраст)..

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСКВЕ С НАШИМИ ЛЮБИМЫМИ БАБУШКАМИ И ДЕДУШКАМИ Цель:развивать и поддерживать интерес к родному городу, формировать уважение к людям пожилого возраста.Образовательные задачи: —...

Конспект занятия-прогулки для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Осень золото роняет»

Конспект занятия-прогулкидля детей среднего дошкольного возрастаТема: «Осень золото роняет»...

Целевая прогулка для детей среднего дошкольного возраста "Наши помощники на дороге"

Данный материал познакомит детей с назначением светофора, дорожными знаками,правилами дорожного движения....

Конспект совместной образовательной деятельности на прогулке для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Золотая осень»

В ходе совместной деятельности с детьми мы закрепим знания о сезонных изменениях с приходом осени. Продолжилим развивать координацию движений, ловкость, внимание, мышление, речь. Продолжим прививать д...

Сценарий образовательного терренкура «Осенняя прогулка» для детей среднего дошкольного возраста

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Яхочу поделиться своим опытом работы с детьми, так чтобы маленькому человеку было интересно ...