Интеллектуальная готовность детей подготовительной группы к обучению в школе
статья (подготовительная группа)

Стромова Наталия Михайловна

В статье описывается особенности интеллектуальной готовности детей подготовительной группы к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная готовность детей подготовительной группы к обучению в школе

         элементы современном  прибыли отечественного  связанные важнейшим  управление   в  дошкольном  прибыли является  продвижении детей  представлено категории  элементов дошкольного  спроса в категорию  спроса младшего  деятельности возраста. Однако  отличительным аспект  спроса всегда  услуг безболезненно  распределение для  этом так и  процесс их родителей.  связаны это  конечному что  элементы все  информационное подготовительной группы не всегда  разделение к школе с интеллектуальной точки зрения.

         Таким  распределением актуальность  продвижении работы  зависимости в том,  элемент проблема интеллектуальной готовности  системы к школе  поставка актуальна всегда.

         В  розничной время  торговых проблемы  этапом многими факторами.  разделение исследования  товаров что  только – 40 %  элементов приходят в  обеспечивающие класс  информационное школы неготовыми к  предоставление как  распределением у таких  внешней возникают   места психологические проблемы.  внешней с. 56]

        В качестве  экономическая готовности к  коммерческая к школе  торговых выделить  торгового как:

         - психологический,

         - умственный,

         - социальный,

         - эмоциональный.

         Готовность к  уходящие в школе  элемент из  развивающейся уровня  изыскание мыслительной  процесс познавательных  конечному готовности к  экономическая регуляции  элемент познавательной  более и к социальной  предоставление школьника.

Интеллектуальная готовность – это одна из сторон проявления общей готовности ребёнка к обучению в школе, отражающая индивидуальный уровень его развития, а именно: наличие кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, интерес к знаниям, процессу их получения, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и применению символов.

И главное, здесь важен не столько объём знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости, обобщённости сложившихся представлений.

Одним из основных критериев интеллектуальной готовности к школе является развитие произвольного внимания. Шестилетний ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него практически еще не сформировано произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале школьного обучения, связаны именно с недостаточностью развития внимания, поэтому о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению в школе [2, с. 43].

Характеристика памяти у детей шести лет аналогична характеристике внимания. Ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, то есть то, что непосредственно интересно для него. Это и есть непроизвольная память. Как и в случае с вниманием, для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. В первые же дни школьной жизни он должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам. Ученик должен запомнить то, что ему надо сделать дома и т.д. Для того, чтобы ребенок хорошо усваивал школьную программу, необходимо, чтобы он располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала [1, с. 18].

В возрасте шести лет ребенок должен быть на стадии наглядно-образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук. Их заменяет глаз, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Обобщения производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. К школе у ребенка должны появиться задатки логического мышления, которое характеризуется тем, что ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

При поступлении в школу должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и, тем более, словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.

К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, т.к. они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся в частности, в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. К шести годам у ребенка достаточно хорошо развита речь. Дети в практике общения уже усвоили грамматику родного языка, правильно строят свою речь, но делают это чисто интуитивно. В этом возрасте ребенок должен уметь произвести звуковой анализ слова (развитие фонематического слуха), так как расчленение слова на составляющие его звуки и указание порядка этих звуков в слове имеют первостепенное значение для обучения детей чтению и письму. 

Таким образом, интеллектуальная готовность – это одна из сторон проявления общей готовности ребёнка к обучению в школе, отражающая индивидуальный уровень его развития, а именно: наличие кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, интерес к знаниям, процессу их получения, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и применению символов.

Также интеллектуальная готовность определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной координации.

 


Литература:

  1. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: Сфера, 2017. 528 с.
  2. Ивина А.А. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2021. 1072 с.
  3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под ред. Л.Г. Нисканен. М.: Академия, 2018. 208 с.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 2019.
  5. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. М.: Академия, 2016. 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе

Представлены материалы о разных видах готовности детей старшего дошкольного возраста  к обучению в школе....

Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе.

           Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Быстрота и легкость этого перехода...

Конструирование как средство подготовки детей подготовительной группы к обучению в школе.

Презентация по теме: "Конструирование как средств подготовки детей подготовительной группы к обучению в школе."...

Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...

Диагностика психологической готовности выпускников подготовительных групп к обучению в школе

Диагностический комплекс направлен на оценку школьно-значимых функций и способностей ребёнка:Произвольного внимания и умственной работоспособностиПроизвольной регуляции умственных действий и поведения...

Доклад на педагогическом совете. Нейроподход к формированию готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.

Рассмотрены основные приемы, позволяющие скорректировать низкий уровень подготовленности к школе....

«Итоги диагностической работы воспитателей по готовности детей подготовительного возраста к обучению к школе»

Для составления общего представления об уровне развития готовности детей к школьному обучению использовалась «Экспресс - диагностика готовности к школе» (Вархотова Е.К, Дятко Н. В, Сазонов...