Методическая разработка НОД «Чудо-яйцо»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тарабанова Ольга Николаевна

Методическая разработка НОД

по образовательной области «Познавательное развитие»

«Чудо-яйцо»

для детей подготовительной  группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Чудо яйцо"41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Коченёвская средняя общеобразовательная школа №2

Методическая разработка НОД

по образовательной области «Познавательное развитие»

«Чудо-яйцо»

для детей подготовительной  группы

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                           Подготовила:

воспитатель Тарабанова О. Н..

2018 г

Методическая разработка непрерывной  образовательной  деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»   тема: «Чудо-яйцо»
для детей подготовительной группы №1 «Теремок»

Автор конспекта НОД:

Тарабанова Ольга Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МКОУ Коченёвская СОШ №2

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.  

В интеграция с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Развитие речи», «Художественно-эстетическое».

Предметно-пространственная развивающая среда: музыкальный зал, корзинка с яйцом, столы для создания зон экспериментирования, прозрачная миска для  белка, миксер, пластиковая бутылка,  Мультимедийный проектор, компьютер, экран,  авторская мультимедийная презентация Power Point.

Раздаточный материал: на каждого ребёнка фартук, по два больших пластиковых стаканчика с водой, глубокие одноразовые тарелочки, тарелки с солью, металлическая столовая ложка и вилка, стаканчики с сахаром, по два сырых и одному вареному яйцу, пол литровая пластиковая прозрачная бутылка, одноразовые ложки для земли, целая скорлупа от яйца, бумажные и влажные салфетки, фломастеры, семена овощных культур и зелени.

 Обогащение словаря: ученые, лаборанты, пресная вода.

Активизация словаря: куриное, утиное, гусиное,  перепелиное, змеиное, черепашье, крокодилье, пингвинье, страусиное.

Цель: расширение представлений детей об окружающем мире посредством опытно - экспериментальной деятельности.

 Индивидуальная работа: с Данилом Л.   привлечь к деятельности.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», демонстрация опыта с уксусом, дети совместно с родителями  в домашних условиях отделяют содержимое сырого яйца от скорлупы, для посадки рассады.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные

 Задачи

(п. 2.6 ФГОС ДО)

Вид деятельности

(2.6; 2.7 ФГОС ДО)

Формы реализации Программы

(2.11.2 ФГОС ДО)

Средства реализации ООП  (2.11.2 ФГОС ДО)

Планируемые результаты

(4.6 ФГОС ДО)

         Создать   мотивацию, увлечь детей темой занятия; развивать интерес к занимательной деятельности, умение действовать согласованно

Коммуникативная деятельность

Игра-разминка,

решение  проблемной ситуации (загадка), рассматривание.

Корзина с яйцом

Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и взаимодействие ребёнка со взрослым.

Содержание НОД:

1. Организационный момент:

Воспитатель:

Дети заходят в зал и становятся полукругом

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

( дети здороваются) 

Воспитатель: А теперь, пожалуйста,  встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Дети становятся в круг и берутся за руки

Воспитатель:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадайте, пожалуйста, загадку:

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

Ответы детей

Основная часть (содержательный,  деятельностный этап)

Образовательные

 задачи

(п.2.6 ФГОС ДО)

Вид деятельности

(2.6; 2.7 ФГОС ДО)

Формы реализации Программы

(2.11.2 ФГОС ДО)

Средства реализации ООП

ООП (2.11.2 ФГОС ДО)

Планируемые результаты

  1. ФГОС ДО)

   Обучающие задачи:

-познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом;

асширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом;

- уточнить и закрепить знания детей  о животных несущих и откладывающих яйца;

-закреплять умение: образовывать  имена прилагательные от имен существительных;

Приобщать к правилам безопасности во время опытов и экспериментов.

Развивающие задачи: 

азвивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов;

-развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

-развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

Воспитательные задачи:

- формировать навык сотрудничества, доброжелательности, помощи друг другу;

-воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка:  самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Познавательно-исследовательская деятельность;

коммуникативная деятельность;

двигательная деятельность; игровая деятельность.

Загадка о яйце, дидактическая игра « Чьё это яйцо», опыт №1 «Тонет, не тонет», эксперимент «Что внутри», опыт № 2 «Желток в бутылке», опыт № 3 «Белок с сахаром»,

рассказ ранее проделанного опыта «Что стало с яйцом»,   опыт № 4 «Сырое или вареное»,

вопросы к детям; физминутка ; посадка семян в яичную скорлупу.

Слово педагога, речь детей презентация, экспериментальные зоны, миксер, яйцо потерявшее прочность с помощью уксуса.

Возникает интерес к проблеме, дети высказывают свои предположения. Через опыты и эксперименты   обогатился  запас знаний  об окружающем мире и здоровье человека. Уточнят и закрепят знания  о животных несущих и откладывающих яйца.

Развивается наблюдательность, любознательность, смекалка. Дети проявляют интерес к решению проблемных ситуаций. Развивается познавательная активность детей в процессе выполнения опытов. У детей развиваются умственные и мыслительные способности, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Реализована самостоятельная деятельность детей. Словарь детей обогащён прилагательными . Взаимодействуют с педагогом и другими детьми.

Содержание НОД:

Воспитатель:  Присаживайтесь на стульчики и послушайте одну сказку.

Дети садятся на стульчики.

Слайд №1

Воспитатель:                                    

 Жили – были, ребята,

Дед и баба когда-то,

С ними курочка Ряба жила.

Ряба много гуляла,

Зерна-крошки клевала,

А вот яйца совсем не несла.

Но однажды, что за чудо,

Прибежала на крыльцо

И снесла им не простое,

А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!

 Воспитатель: Как вы думаете почему удивительное?

 Воспитатель: А удивительное оно потому, что в нем,  в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам, расти сильными и здоровыми. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и здоровые кости.

 Ребята, скажите, а откуда берутся яйца?

Ответы детей

Воспитатель:

 Их несут только куры?

Ответы детей

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинку, а вы  будете говорить, как называется яйцо этого животного.

Дидактическая игра «Чье это яйцо»

(Курица – куриное, утка – утиное, гусь – гусиное, перепелка – перепелиное, змея – змеиное, черепаха – черепашье,

крокодил – крокодилье, пингвин – пингвинье, страус – страусиное)

Воспитатель:  

Слушаем сказку дальше                                   

Заплакала бабка: Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня
И полночи бьем
Сил у бабки нет,
Лучше спать пойду.
Ушла бабка спать, а дед задумался: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
- Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет?

Рассуждение и ответы  детей

Воспитатель:  А чтобы это узнать я приглашаю вас в лабораторию, но перед тем как мы туда отправимся, мы должны одеть  защитную одежду -- фартуки, которые висят на спинках ваших стульчиков.

Дети одевают фартуки и проходят к столам

Воспитатель: Как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты? (ученые). А ученым помогают лаборанты, давайте скажем это слово вместе.

Дети повторяю слово -- лаборант.

Воспитатель: Ребята вы знаете правила безопасности во время экспериментирования? 

Ответы детей

Опыт №1 «Тонет, не тонет».

 У вас на столах два стакана с водой. В стакан с пресной водой мы аккуратно опускаем сырое яйцо. Что происходит?

Рассуждение и ответы  детей

Воспитатель: Теперь аккуратно достаньте яйцо и положите на тарелочку. В этот же  стакан мы добавляем 3-4 столовых ложки соли  и растворяем её.   Скажите какой стала теперь вода в  стакане?

Ответ детей.

Воспитатель: А теперь аккуратно опускаем в него яйцо.

Дети опускают яйцо в солёную воду.

Воспитатель: Что случилось?

Воспитатель: А теперь, мы разбавим соленый раствор пресной водой из второго стакана и увидим  как яйцо плавает посередине.

 
Воспитатель:
Отдохнула бабка и предлагает деду: «Давай сильнее постучим, и разобьем это яйцо».
- Давайте тоже  попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Эксперимент «Что внутри».

Ложкой вынимаем яйцо из стакана, вытираем его бумажной салфеткой, аккуратно разбиваем яйцо по середине ложкой, чтобы ничего  не повредить  и выливаем в тарелку. Смотрим из чего состоит. Как называется густая прозрачная масса? 

Ответ детей.

Воспитатель:
Как называется желтая серединка?

Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, а мы можем взять в руки белок и желток?

Ответ детей.

Воспитатель: Кто знает как называется оболочка яйца?

Ответ детей.

Воспитатель: Давайте рассмотрим скорлупу. Какая она?

Ответ детей.

Воспитатель:  Правильно,  она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство,  садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе, вырезают из нее очень красивые поделки). 
Воспитатель:  Устал дед и пошел отдыхать, а бабка задумалась: « Что бы такого с этим яйцом сделать?» И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.
Опыт№2. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.

 Воспитатель: Ребята кто знает, чем можно взбить белки?

Рассуждение и ответы  детей

Опыт№3. Я предлагаю вам взбить белок вилкой, а когда он начнет пузыриться,  добавьте  в него сахар из стаканчиков и продолжайте  тщательно взбивать.         А я свой белок буду взбивать с помощью миксера.

 Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?


Рассуждение и ответы  детей

Воспитатель: Теперь я предлагаю встать всем в круг и немного отдохнуть.

Физкультминутка!


Воспитатель:  Проснулся дед, наелся сладостей и плачет. Заболели зубы…- Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели! (чистить). Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами, если этого не делать. Давайте подойдем к другой экспериментальной зоне.

Дети садятся  за стол


Рассказ опыта: Несколько дней назад мы с вами взяла куриное яйцо, и залили уксусом. Оставили на несколько суток, а сейчас мы с вами проверим,  что с ним случилось.

Рассматривание, рассуждения и выводы детей об увиденном.

Воспитатель:  Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то зубы потеряют свою прочность как это яйцо, зубная эмаль разрушиться и появиться кариес.

 Воспитатель:  Ну что продолжаем нашу сказку? За неделю курочка снесла деду с бабой еще несколько яиц.  Бабка взяла одно  яйцо сварила и на тарелочку рядом с сырым яйцом положила, а где, какое забыла.

Опыт№3
Перед вами  лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное, как можно это определить?

Рассуждение и ответы  детей

Воспитатель:   В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Воспитатель: Чтобы узнать, чем закончилась наша сказка нам необходимо пройти к другому центру экспериментирования.

Дети переходят к  третьей зоне.

Воспитатель: Пришло время деду с бабой рассаду садить, да вспомнила бабка, что семена купила, а горшочки для рассады забыла.  Ребята, что же делать бабке?

Рассуждение и ответы  детей

 Взяла она чистую яичную скорлупу, наполнила её плодородной землёй и посеяла в них овощи и цветы, ведь так еще в прошлом веке делали, когда не было в продаже горшочков для выращивания рассады. Когда сеянцы вырастают, скорлупу раздавливают и рассаду сажают в землю вместе со скорлупой. Одновременно это и один из способов пополнить запас питательных веществ в почве. Так и жили дед и баба, жили не тужили, опыты и эксперименты с яйцами проводили, а курочка им цыплят вывела.

Вот и я вам предлагаю  украсить наш подоконник полезной зеленью.  Сначала мы нарисуем на скорлупе забавные рожицы с вашим настроением, затем возьмем одноразовые ложечки и заполним их землёй  и посеем семена.

Воспитатель:

Посмотрите, что у нас получилось. Давайте поставим вашу рассаду в ячейки. Вытрем руки влажными салфетками. Снимем фартуки и повесим их на спинки стульев.


Заключительная часть (рефлексивный этап) (3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)

Образовательные задачи

(п. 2.6 ФГОС ДО)

Вид деятельности

(2.6; 2.7 ФГОС ДО)

Формы реализации Программы

(2.11.2 ФГОС ДО)

Средства реализации ООП (2.11.2 ФГОС ДО)

Планируемые результаты

(4.6 ФГОС ДО)

Развивать умение выражать свои мысли. Содействовать доброжелательному общению детей друг с другом, взрослым. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

коммуникативная

Свободное общение.

Коллективное прочтение четверостишия наизусть

Дети проявят организованность,

смогут самостоятельно применять усвоенные знания.

Заключительная часть

Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наша сказка? Что нового вы сегодня узнали? Чем мы сегодня с вами занимались?

Рассуждение и ответы  детей


Воспитатель:  Ребята, мы посадили рассаду, но забыли её полить, поэтому я вам предлагаю попрощаться с гостями и вернуться в группу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Конспект занятия по познавательному развитию «Наука - это здорово! Чудо – яйцо!».

Создание  условий  для развития  у детей познавательной активности и  интереса  к экспериментально – познавательной  деятельности....

Экспериментирование «Чудо-яйцо»

вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Чудо-яйцо"

Всем известно, что дети - чрезвычайно любознательный народ, готовый ежедневно, ежечасно совершать открытия! Что может быть интереснее узнавать новое о совершенно простых и знакомых вещах? На этот вопр...

Технологическая карта НОД " Познавательное развитие""Чудо- яйцо"

В технологической карте описана экспериментальная деятельность детей для изучения свойства, состава и пользы яиц, применяется технология синквейн для составления расссказа по теме занятия....

Конспект исследовательской деятельности "Чудо-яйцо"

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе...