Практический семинар "Идеальный первоклассник. Какой он?" (с презентацией)
материал (подготовительная группа)

Акифьева Наталья Владимировна

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть сформировать важные психологические новообразования и приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества для обучения на следующей ступени образования – в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛ 1 Приветствие.

Тема выступления: Идеальный первоклассник. Какой он?

СЛ 2 Девиз: Образование слишком важно, чтобы быть отданным исключительно педагогам. Фрэнсис Кеппель (американский педагог)

Символ: вечнозеленое дерево, где ствол представляет собой образование (образовательные учреждения), а ветви и листву составляют семья – родители и дети, которые прочно, крепко держатся за ствол.

СЛ 3  В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть сформировать важные психологические новообразования и приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества для обучения на следующей ступени образования – в школе.

СЛ 4  "Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования; это те личностные качества, которые ребенок приобретает за время пребывания дошкольных образовательных организациях."

Целевые   ориентиры   ФГОС ДО   выступают       основаниями преемственности дошкольного и начального общего      образования, предполагают формирование у детей дошкольного     возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими   дошкольного образования. 

Первый класс - серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути.

СЛ 5 ИГРА

Предлагаю вам сейчас написать те качества, которые, по вашему мнению, должны быть у ребенка готового к школьному обучению на секторах круга, который представлен вашему вниманию (родители самостоятельно подбирают качества). (Например: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность.)

Родителям предлагается бланк, на котором нарисован круг, разделенный на 8 секторов.

Определите, насколько это качество или способность выражена у вашего ребенка по шкале от 1 до 10 (1- совсем плохо, 10- лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а десятка - у ее края.

Соедините линиями отметки, отображающие вашу оценку ситуации в каждой из областей. Теперь вы видите наглядную картину текущего положения дел в подготовке вашего ребенка к школе.

Проанализируйте полученный результат. Что за фигура у вас получилась? Чем больше полученная фигура похожа на ровную окружность, тем более сбалансировано положение дел в подготовке вашего ребенка к школе. Какие области требуют вашего особого внимания в данный момент?

Каким образом мы можем сформировать качества или достичь развития ребенка, способного успешно обучаться в школе?

Вашему вниманию мы предлагаем выставку методических пособий и литературы, которые направлены на развитие разных сторон личности ребенка

В последние годы идет усложнение школьных программ. Это происходит за счет появления новых требований к современным детям, за счет уплотнения программ начальной школы и др. И ребенок, по тем или иным причинам не готовый к условиям "массового" общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении. В процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой.

     СЛ 6    Психологический анализ причин стойкой школьной неуспеваемости  показывает, что у достаточно большого числа детей вовремя не  сформирован  ряд психофизиологических функций, лежащих в основе успешного обучения каждого ребенка (  фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, координация в системе "глаз – рука", слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие).

Мне бы хотелось обратить особое внимание родителей на необходимость своевременного формирования этих психофизиологических функций еще при подготовке детей к школе. Также очень важным является раннее выявление именно этой зоны трудностей у неуспевающих детей с целью организации и проведения коррекционных занятий.

 

Один из основных разделов домашнего обучения — развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий, к примеру, о жвачке: "Пожеваю и покладу на стол". Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания ("Какая собачка?", "Какой автобус?"). Ваша цель — приучить своё чадо говорить много и правильно!

Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как "светло-зеленый", "темно-зеленый", "изумрудный", "салатный", "болотный", "желто-зеленый". Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов — всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами — пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно — величаво-торжественное, другое — бесшабашно-веселое, третье — трагически грустное.

Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда ребёнок поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист тополя и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы найдете сходство: оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае — "листья").

Можно сыграть с ребенком в игру "Что на что похоже и почему?" Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож?  Чем?  На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?"  Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у детей такое непосредственное творческое восприятие!

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если ребенок сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: "Висит капля зеленая, как трава".

Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

  • Ткач ткет ткани на платок Тане.
  • Около кола — колокола.
  • Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
  • Орел на горе, перо на орле.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?

  • Милая моя, ты не спишь!
  • Милая моя, ты не спишь?
  • Милая моя, ты не спишь.

      Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость! Например:

Четвертый лишний

Для игры понадобятся пять картинок с изображением предметов, четыре из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка, вилка и яблоко; медведь, лошадь, собака, кот и курица; ель, береза, осина, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися (например, "береза", "дуб", "липа", и "ель"). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.

Где мы были, вам не скажем, что делали — покажем

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, "чтение книги") и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, "проснулся — встал — умылся — позавтракал" и т.д.).

В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Найди тайник

Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.

Игры с буквами

Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в "звуки". Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук "а" стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.

Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.

Развитие памяти

Упражнения на развитие слухоречевой памяти

1. В игровой форме предлагается ребёнку  прослушать цепочку звуков ( начните с гласных), а затем повторить её. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличивается .

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.

 Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.

2. При подготовке к школе и на начальных этапах обучения можно рекомендовать упражнение "Говорим и пишем".

Мама (папа) : « Ты уже знаешь все звуки и буквы, хорошо их проговариваешь, быстро находишь в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушай  внимательно, а затем по моей команде повтори. Но теперь, проговаривая звук, ты будешь рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто рисуешь  на листе белой бумаги".

Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакатах или в книге. Однако работа в вертикальной плоскости дает, что доказано практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С процессом формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе "рисования" вы можете отследить не "зеркалит" ли ребенок при написании какой-либо буквы ,особенно если вы знаете, что он    левша.  

3. Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

ПА–НА–РА;

 ПА–НА–РА–КА;

ПА–НА–РА–КА–ДА.

В этой работе очень важна фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребёнку  можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".

4. Усложненный вариант – упражнение    "Повтори наоборот".

Ведущий: "Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или "задом-наперед". Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА."

5. Выстраиваем цепочку слов. 3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.

Первый вариант работы – даем два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель – подушка,

 курица – яйцо,

стол – стул, ученик – школа,

 груша – компот, книга – страница,

праздник – радость     и др.

Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Это упражнение, помимо механической, хорошо развивает и логическую память ребенка.

Второй вариант. Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб...

Ведущий: "Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори".

В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение "Повтори наоборот".

Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Дети   6 -7 лет могут "взять" цепочку из 6–7 слов.  

  Так как абстрактные образы детям дошкольного   возраста запоминать сложно, ребенок мысленно может создавать свою картинку, как бы иллюстрирует слово.

6. Строим цепочку цифрового ряда. Здесь так же может быть несколько этапов работы:

  • последовательный числовой ряд, только четные, только нечетные, только делящиеся на 2 и т.д.;
  • числа идут в цепочке вперемешку;
  • (усложненный). Повторить данную цепочку, но наоборот.

Еще раз повторю: главное – постепенное увеличение объема, иначе мы можем "испугать" ребенка обилием информации!

Упражнения на развитие зрительной памяти

Потерявшаяся игрушка

Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите ребенку запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите его  угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями.   Если ребёнок  справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото).

Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

Упражнения на развитие слухоречевой памяти

Я   вам пишу…

Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с   "письмо", чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать пять – шесть  простых слова, затем количество слов  увеличивается .

Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.

Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите — а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.

Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.

 Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Великая цель образования состоит в тренировке, а не загружении ума; обучении его использовать собственные мысли, вместо того, чтобы заполнять коллекцией чужих. Трайон Эдвардс (американский литератор)

СЛ 7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Идеальный первоклассник. Какой он? Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Сказка» Подготовила: учитель-логопед Акифьева Н.В. п.Некрасовское

Слайд 2

Девиз: «Образование слишком важно, чтобы быть отданным исключительно педагогам» Фрэнсис Кеппель (американский педагог) Символ

Слайд 3

Нормативные документы, регламентирующие взаимодействие образовательной организации и семьи Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17 октября 2013 г. № 1155

Слайд 4

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования

Слайд 5

Деловая игра «Идеальный портрет будущего первоклассника»

Слайд 6

Играем дома и на улице Игры, позволяющие развивать: Фонематический слух Зрительный анализ Артикуляция и мелкая моторика Пространственная, временная и количественная ориентация Координация в системе "глаз – рука» Слухоречевая и зрительная память Внимание Образное восприятие Воображение

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с педагогами. На тему "Презентация"

Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района РТ        Практическое занятие с педагогами«Презентация»      ...

Деловая игра с родителями будущих первоклассников "Готовимся к школе" - презентация

Цель: определить наиболее важные психологические характеристики ребенка....

Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»

В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебник...

Мастер-класс с родителями по изготовлению новогодней ёлки "Вот она какая-ёлочка краса!" . Презентация.

Предлагаю Вашему вниманию замечательный мастер-класс, который смог объединить ребят и родителей в творческой мастерской по изготовлению Новогодней красавицы....

Конспект род. собр. «Будущий первоклассник – какой он?

Конспект родительского собранияв подготовительной группе«Будущий первоклассник – какой он?...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...