проект "Береги природу"
проект (средняя группа)

Татьяна Капитонова

Цель проекта: формирование экологической культуры детей; расширение представлений о природе родного края, развитие  познавательного  интереса к проблемам охраны окружающей среды.

Задачи проекта:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей  среднего дошкольного возраста.

2. Подвести к пониманию самоценности природы, её неповторимости и красоты;

3.Помочь детям сформировать представления о взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

4. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;

5. Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам.

6. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

7. Привлечь  детей других  групп детского сада принять участие в проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_srednnyaya_grppa.docx63.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37

 

 

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Берегите природу»

( Образовательная область: Познавательное развитие)

Средний дошкольный возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель группы № 7

Капитонова Татьяна Николаевна

2021 г.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Актуальность: 

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos – наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  1. устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей
  2. бережного отношения к природе
  3. правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»
  4. моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений
  5. эмоциональной отзывчивости к живой природе
  6. положительных эстетических ощущений от любования природой
  7. умений познавать особенности окружающего мира

Люди   стоят  перед лицом экологической катастрофы. Важно донести до человечества, что  причиной нарушения экологического равновесия является потребительское отношение людей к окружающему миру. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может. Важно с детства донести до детей, что люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Именно в  дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

Экологические проблемы получают сейчас большую актуальность. Дошкольное учреждение выполняет для общества важную функцию – помогает раскрыть перед подрастающим поколением красоту природы, научить ценить ее и оберегать.

Поэтому из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что наша проблема актуальна.

Цель проекта: формирование экологической культуры детей; расширение представлений о природе родного края, развитие  познавательного  интереса к проблемам охраны окружающей среды.

Задачи проекта:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей  среднего дошкольного возраста.

2. Подвести к пониманию самоценности природы, её неповторимости и красоты;

3.Помочь детям сформировать представления о взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

4. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;

5. Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам.

6. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

7. Привлечь  детей других  групп детского сада принять участие в проекте.

Срок реализации проекта: один год

Участники проекта: дети средней группы, их родители и воспитатели.

Прогнозируемые результаты:

Дети:

  1. Сформированность элементарных экологических знаний и понимание самоценности  природы;
  2. Развитие положительного интереса к явлениям и объектам природы;
  3. Бережное отношение к природе.

Педагоги:

  1. Приобретение педагогами опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
  2. Повышение экологической культуры педагогов, мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Родители:

  1. Обогащение уровня экологических знаний родителей, экологической культуры родителей,
  2. Понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
  3. Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Результат:

  1. Изготовление рисунков-плакатов  «Берегите природу!».
  2. Выступления детей с защитой своего рисунка-плаката.
  3. Изготовления гербария

 

 

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный (подготовительно-организационный)

Цель: определить основные направления работы; составить программу проекта «Берегите природу»; изучение методической литературы по теме; проведение первичной диагностики; разработка консультаций для родителей;

2 этап: Разработка перспективного плана

Перспективный план работы с детьми:

Месяц

Форма работы

Сентябрь

Занятие по экологическому развитию: «Перелетные и зимующие птицы»

Наблюдения за природой и природными явлениями во время прогулок.

Беседа: «Что нам осень принесла?».

Сюжетно-ролевая игра: «Посадили огород»

Дидактическая игра: «Кто как устроен»

Художесвенно-эстетическое развитие (продуктивные виды деятельности: аппликация, рисование, лепка:  «Птицы родного края»,

Октябрь

Занятие по экологическому развитию: «В мире животных»

Наблюдения за природой и природными явлениями во время прогулок.

Сюжетно-ролевая игра  «Зоопарк»

Дидактическая игра: «Где, кто живет»

Художесвенно-эстетическое развитие (продуктивные виды деятельности: аппликация, рисование, лепка: «Моё любимое животное»

Ноябрь

Занятие по экологическому развитию:  интегрированные занятия  на тему «Берегите природу»

Наблюдения за природой и природными явлениями во время прогулок.

Сюжетно-ролевая игра: «Пожар в лесу».

Дидактическая игра: «Что где растет»,

Наблюдения за природой и природными явлениями во время прогулок.

Художесвенно-эстетическое развитие (продуктивные виды деятельности: аппликация, рисование, лепка: «Береги природу!»,

Декабрь

Экскурсия по территории садика «Что интересного нашли?». «Экологическая тропа зимой»

Наблюдения за природой и природными явлениями во время прогулок.

Чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река» и др., рассказов о животных М. Пришвина, В. Бианки и др

Дидактическая игра «Кто, что ест?»

Январь

Занятие по экологическому развитию:  интегрированные занятия  на тему «Во саду ли в огороде»

Сюжетно-ролевые игра:  «Рыбалка»

Рассматривание иллюстраций, картин художников, плакатов с природоохранным содержанием

Дидактическая игра: «Вершки и корешки?»,

Просмотр видеороликов на тему «Экология».

Февраль

Занятие по экологическому развитию: «Природа нашего края»,

Дидактическая игра: «Ветки и детки»

Заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок, скороговорок о природе.

Март

Проведение экологической акции по уборке участка совместно с педагогами, детьми «Сделаем участок чистым!»;

Дидактическая игра «Чей детеныш»

Беседа: «Мои любимые цветы»

Наблюдения за природой и природными явлениями во время прогулок

Апрель

Занятия по экологическому развитию: «Вода, ее значение для жизни человека»

Проведение экспериментов с водой, песком, воздухом, почвой.

Беседа: «Лекарственные травы»

Наблюдения за природой и природными явлениями во время прогулок

Перспективный план работы с родителями:

Месяц

Форма работы

Сентябрь

Проведение консультаций для родителей: «Экологическая культура и экологическое здоровье»

Октябрь

Проведение консультаций для родителей: «Человек и природа»

Ноябрь

Оформление папок – передвижек и буклетов: «Береги природу!»

Декабрь

Изготовление кормушек для птиц, подкармливание птиц зимой.

Январь

Оформление папок – передвижек и буклетов: Правила поведения в лесу», «Накормим птиц зимой»

Февраль

Оформление папок – передвижек и буклетов: «Береги природу! «Наш край родной», «Осторожно ядовитые растения»

Март

Проведение экологической акции по уборке участка совместно с педагогами, детьми «Сделаем участок чистым!»

Апрель

Создание гербария «Растения нашего края»

3: Презентация проекта  (Аналитическо-заключительный): Цель: Систематизация методического материала и сопоставление промежуточных результатов с задачами проекта, обобщение полученного опыта; итоговая диагностика детей; итоги анкетирования родителей; обобщение проекта для дальнейшего распространения среди воспитателей ДОУ, предоставление опыта в сообществах.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Конспект занятия в средней группе по теме «Зимующие и перелетные птицы»

Цель занятия: расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи:

1. Закреплять и расширять знания детей о жизни перелётных и зимующих птиц.

2. Закреплять умение находить и узнавать перелётных и зимующих птиц на картинках.

3. Дать понятие различия между зимующими и перелетными птицами.

4. Обогащать словарный запас детей.

Ход занятия.

Звучит музыка с голосами птиц.

Воспитатель:

Улетают к югу птицы:

И грачи, и журавли,

Но останутся синицы,

Воробьи и снегири.

И сороки остаются

Не летят с родной земли.

А весной опять вернутся

И грачи, и журавли.

Воспитатель: Ребята, подскажите, когда птицы улетают на юг?

Дети: Осенью птицы улетают на юг.

Воспитатель: Почему осенью птицы улетают на юг?

Дети: Потому что наступают холода и всё сложнее птицам становится добывать себе пищу.

Воспитатель: А вы знаете как птицы улетают на юг?

Дети: Стаей.

Воспитатель: Правильно - стаей, но ещё могут лететь клином, вереницей и поодиночке. (Демонстрация соответствующих картинок).

Воспитатель: Послушайте загадку. О каком времени года говорится?

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает-

Это всё когда бывает? (Осень)

Дети: Осень.

Воспитатель: Молодцы! Назовите признаки осени.

Дети: Становится прохладно, часто идут дожди, желтеет листва на деревьях, птицы улетают на юг.

Воспитатель: Как называют птиц, которые с приходом осени улетают в тёплые края.

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Назовите перелётных птиц.

Дети: Ласточка, грач, скворец, журавль, цапля, жаворонок.

Воспитатель: А сейчас физкультминутка «Перелётные птицы»:

Птички прыгают, летают (дети прыгают,

Крошки птички собирают («клюют»).

Пёрышки почистили, Клювики почистили. (изображают).

Птички летают, поют (дети машут руками и медленно

перемещаются)

Зёрнышки клюют (дети наклоняются вперёд,

Дальше полетели и на место сели. (все садятся на места)

Воспитатель: Ребята, скажите, почему некоторых птиц называют «зимующие»?

Дети: Они не улетают осенью на юг, а зимуют с нами.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: Воробей, голубь, синица, сорока, ворона.

Воспитатель: Хорошо! А сейчас давайте немного поиграем.

Я буду называть перелётных и зимующих птиц. Если Вы услышите название перелётной птицы, то вы должны поднять ручки вверх и помахать, если название зимующей птицы, то присесть на стульчик.

Воспитатель по очереди называет птиц (ворона, сорока, ласточка, голубь, журавль, воробей, цапля, синица, грач).

Воспитатель: Когда перелётные птицы снова возвращаются в родные края?

Дети: Весной, когда становится тепло.

Воспитатель: Давайте поиграем в дидактическую игру «Кто лишний». Вашему вниманию представлены иллюстрации птиц, вам нужно выбрать и назвать лишнюю птицу.

1) Грач, ласточка, петух, скворец. Кто здесь лишний?

Дети: Петух, он домашняя птица, а все остальные перелётные птицы.

2) Синица, воробей, голубь, жаворонок.

Дети: Жаворонок – перелётная птица, все остальные – зимующие.

3) Индюк, гусь, петух, ворона.

Дети: Ворона – зимующая птица, все остальные домашние.

Воспитатель: Давайте ещё немного поиграем! На ваших столах приготовлены разрезные картинки. Вам нужно правильно собрать картинку и назвать птицу.

Воспитатель: В заключение нашего занятия, я бы хотела прочитать стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

  1. Тема: «Свойства воды и значение ее в жизни человека»

Цель: Ознакомление детей со значением воды в жизни живых существ и для здоровья человека.

Выявить свойства воды

Обогатить запас знаний детей о роли экспериментирования

Развитие лексических процессов, творческих способностей, формирование трудовых навыков.

Задачи:

  1. Образовательные: -  активизация словаря: озеро,река,пруд,ключ,источник,могучая,полноводная,прозрачная,мутная,бесцветная,течет,пере-ливается.

-обобщить знания детей о воде

-познакомить со свойствами воды

2 .Развивающие:

-развитие навыков рассказывания на основе личного опыта

-развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы

-развивать познавательные способности у детей в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

3.Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к воде

- воспитывать правила поведения у воды и на воде

- воспитывать экологическую культуру у детей

Планируемый результат:

Определение свойства воды, на основании собственного опыта по постановке эксперимента.

Ход занятия:

-В. Ребята, прислушайтесь, что это за шум?

-Д. Это шум дождя

-В. Посмотрите, а это кто на окне?

-Д. Это капельки дождя.

-В. Да, ребята, это капелька дождя, она проделала долгий путь, много знает и сейчас хочет поделиться своими знаниями

-В. Включает шум воды, которая льется.

-В. А что это за шум? Что за звук?

-Д. Звук струящейся воды

-В. Посмотрите ребята, внимательно, сколько подружек капельки у нас в группе, они нам помогут ответить на сложные вопросы

(В группе развешаны капельки-подсказки на чайнике, на картинке крана с водой, на стакане, на цветах, на аквариуме и т. д.)

-В. Скажите ребята, где мы с вами встречаем воду?

-Д. (перечисляют сами и с помощью подсказок, где встречается вода и прекрекрепляют картинки на один стол)

-В. Молодцы!

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжкова «Вы слышали о воде?»

Вы слышали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

На плите у вас кипит

Паром чайник лижет.

Без нее вам не умыться

Не наестся, не напиться

Смею вам я доложить.

-В. Да ребята, без воды нам не прожить!

Без воды не может прожить все живое на земле. Вода –это жизнь, воду надо беречь!

-В. А как вы думаете сколько человек может прожить без еды? Без воды?

-В. Человек без еды проживет 3 месяца, а без воды не может прожить и недели.

-В. Посмотрите ребята, у меня в руках глобус-это макет нашей земли

-В. А как вы думаете много воды на земле?

-В. Все что синим цветом- это вода, а все остальное-суша.

Вода бывает разная: морская и пресная.

Физкультминутка:

«Дождик»

-В. А теперь капелька предлагает нам поиграть, игра называется «Дождик»

Дождик- это тоже вода! Много, много капелек!

-Дождик капнул на ладошку

(правой рукой касаемся левой)

-На цветы (круговые движения одной рукой)

-И на дорожку (круговые движения двумя руками перед собой)

-Листья моет ой-ой-ой (качаем головой)

-Побежали мы домой (бег на месте)

-В. Молодцы!

Мы с вами говорили, что вода бывает разной, давайте это посмотрим.

Возьмите правый стаканчик, попробуйте, скажите какая вода по вкусу?

(чистая, холодная, безвкусная.)

-В. А в другом стаканчике? (солено-горькая)

-В. Так вот, в морях и океанах вода солено-горькая, пить такую воду нельзя.

А вот пресную воду пить можно.

-В. Где встречается пресная вода?

-Д. В реках, озерах, ручейках.

-В. Воды чистой намного меньше, чем морской соленой и поэтому ее нужно беречь.

-В. Шум ручейка (включаем)

Ребята, что это за шум?

Это журчит лесной ручеек.

Но что с ним случилось (показываем картину или макет ручейка)

- Я веселый родничок

-Кто мне готов помочь?

-Никто не слышит песенки моей

- И с каждым днем она грустит

-Ведь на пути преград не перечесть

- Бутылки, палки и пласмаски есть

-Кого о помощи просить?

-В. Давайте поможем ручейку?

Что надо сделать?

-Д. Что бы ручеек был чистым надо убрать мусор и т. д.

-В. Да, ручейки, озера, пруды, реки -это все вода.

Воду нужно беречь.

-В. Что нельзя делать?

-Д. Дети перечисляют (сорить и т. д.) и очищают макет ручейка.

Подведение итогов:

-В. Скажите ребята, а что нам интересного сегодня рассказала капелька?

Посмотрите на наш стенд-подсказку!

-Д. Дети перечисляют для чего нужна вода

-В. Можем мы прожить без воды?

А все живое на земле?

-В. Что надо делать чтобы вода у нас была чистая?

А что нельзя делать?

Молодцы!

Стихотворение

Заключение:

Вы сегодня очень хорошо поработали

Капелька очень довольна и она принесла вам сюрприз и всех вас угощает чистой, пресной, вкусной водой.

Давайте наклеим картинки-подсказки капельки и еще раз вспомним для чего нужна вода, где мы ее используем.

Дети приклеивают и проговаривают, что запомнили о воде.

(Капелька) Приходите ко мне в гости еще раз. А дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы узнали обо мне.

  1. Беседа

«Что нам осень принесла…»

для средней группы

Цель: дополнить и обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи:

Образовательные. Расширять и активизировать словарь по теме «Осень»; учить образовывать прилагательные от существительных.

Развивающие. Развивать умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные. Воспитывать у детей заботу о своём здоровье.

Материалы и оборудование: магнитофон (мелодия А. Вивальди «Осень»), иллюстрации осенней природы, листья с разных деревьев; муляжи овощей и фруктов по одному на каждого ребенка; две кастрюли; мягкая игрушка медвежонок; муляж мухомора.

Предварительная работа:

заучивание стихотворений, загадок;

наблюдения за осенними явлениями в природе на прогулке;

рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;

слушание музыки по данной теме.

Ход беседы.

Организационная часть.

(Звучит музыка А. Вивальди, «Осень»).

- Ребята, слышите? Кто-то в гости к нам пришел…

Тише, тише. Тишина.

Сказка в гости к нам пришла.

Вы, ребята, не шумите!

Сказку нам вы не спугните!

Основная часть.

- Какими словами обычно начинаются сказки? (Ответы детей.) Правильно! Жили-были! Итак, жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебной сумочке (показать детям сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (достать из сумочки большую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и … А вот, что происходит, мы сейчас с вами увидим.

Звучит музыка А. Вивальди, дети рассматривают иллюстрацию «Осень». В это время прочитать стихотворение Ю. Капустина:

В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала Осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила:

Желтым, красным и оранжевым цветами землю разукрасила.

Жители земные чуду удивляются:

Все кругом искрится, все переливается!

 Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какие замечательные фотографии прислала она нам в подарок. Давайте их внимательно рассмотрим.

 Какую осень мы видим на этих фотографиях? (Золотую.) Какие краски осень нам принесла? Каким цветом деревья осенью? (Ответы детей.)

У меня в руках букет из листьев.  Этот лист с березы. Значит он какой? (Березовый.) А этот с клена. Какой он? (Кленовый.) С осины - осиновый, с дуба - дубовый.

Осенью листья падают с деревьев. Как называется это явление природы? Правильно, листопад.

А сейчас давайте поиграем в игру.

Подвижная игра «Послушные листья»

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

(Дети двигаются, изображая падающие листья. Приседают.) Садятся на стульчики.

 Но это еще не все подарки осени. Что созревает в садах и огородах осенью? (овощи и фрукты). А как одним словом сказать? (Урожай). Верно! Сейчас я буду загадывать загадки, попробуйте отгадать!

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … лук

Из земли за чуб плутовку

Тянем сладкую … морковку.

Он круглый и красный,

Как свет светофора.

Среди овощей

Нет сочней … помидора.

Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы меня? Я … свёкла.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь, правда, вкусная … картошка.

 Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру. Называется она «Сварим компот». Я вам раздам муляжи фруктов и овощей, а повар (выбирается из числа детей) выберет нужные компоненты для компота.

Под музыку повар выбирает детей с нужными муляжами и кладет игрушечные фрукты в кастрюлю. С детьми проверяем правильность выбора. Так же «варим» борщ.

Воспитатель вносит мягкую игрушку медвежонка Мишутку.

Медвежонок. А я тоже хочу сварить себе обед! Из грибов! (достает из кастрюльки мухомор).

- Ребята, съедобный гриб нашел Мишутка? (Нет!) Как он называется? (Мухомор.) Осень дарит людям и грибы. Но, запомни, Мишутка, такие грибы собирать нельзя – они ядовитые. Давайте напомним нашему медвежонку, какие грибы можно собирать (лисички, боровик, опята).

Заключительная часть.

- Какие вы все молодцы!  Вспомнили про все подарки Осени.

А что вам сегодня больше всего понравилось? (Ответы детей.)

4.Конспект НОД

по Познавательному развитию с применением ИКТ

в средней группе

Возрастная группа: средняя

Тема: «В мире животных»

Цель: Формирование познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания о домашних и диких животных,

- различать разных животных по характерным особенностям, продолжать знакомить детей с классификацией животных (дикие, домашние),

- называть детенышей животных (образовать слово с помощью суффиксов – енок, - онок),

- закрепить навык устного счета.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к живой природе, развивать эстетическое восприятие (чувство красоты музыки).

Развивающая:

- развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие окружающего мира, формировать экологическую культуру.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, книг, рисование и лепка животных, чтение книг, заучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование:

Индивидуальный лист с заданиями «Где чей хвост?», клей карандаш, карточки с загадками, картинки с изображением животных и их детенышей, фигурки животных, шапочки животных, слайды «Домашние и дикие животные», голосовые шкатулки.

Реализация образовательной деятельности:

Воспитатель:

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

- Ребята, а вы хотите поздороваться друг с другом?

Тогда вставайте в круг и беритесь за руки.

Собирайтесь дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Какие вы все дружные, но я не знаю как вас зовут, а вы не знаете кто я. Давайте я расскажу вам кто я, а потом вы мне скажите как зовут вас.

Стук в дверь.

Воспитатель:

- Ой, что это? Ребята, вы слышали? Что это за стук?

Ответы детей (это кто-то постучал в дверь).

- Мне очень интересно, кто бы это мог быть. А вы хотите посмотреть, кто это постучал в дверь?

Звучит музыка, в зал заходит почтальон Печкин, осматривается.

Почтальон:

- Ой, куда это я попал?

Воспитатель:

- Ребята, к нам сегодня кто – то пришел в гости. Как вы думаете, кто это?

(Ответы детей)

- Да, это тот самый почтальон Печкин.

- Печкин, а ты не знаешь, что когда приходишь в гости, нужно поздороваться? Ребята, вы знаете это правило? А хотите поздороваться с почтальоном?

(Почтальон здоровается с детьми и с гостями).

Воспитатель:

- Ну, Печкин, а теперь расскажи нам. Что это у тебя в руках и зачем ты сюда пришел?

Почтальон:

- Ой, ребята, у меня очень важное поручение. Мне нужно от лесных жителей доставить посылку детям. Только вот я пока не знаю туда ли я ее принес. На коробке есть адрес – город Рязань, детский сад № 37, детям средней группы.

- Скажите, мне, пожалуйста, туда ли я ее принес?

(Ответы детей).

- Ну, все, тогда я спокоен. Посылку доставил точно по адресу. У меня еще много других посылок и писем, которые нужно доставить адресатам.

(Прощается и уходит).

Воспитатель:

- Ребята, сморите какая большая посылка. А вы хотите посмотреть, что же внутри этой коробки? Давайте все вместе и посмотрим что же там лежит.

задание:

Воспитатель:

- Посмотрите, какие красивые разноцветные коробочки тут есть. А еще здесь лежат фигурки животных.

- А коробочки у нас необычные.

(Открываю коробочки и слышим голоса животных).

- Давайте подойдем к столу, встанем вокруг него и выполним наше первое задание.

- Нам нужно расселить животных по своим домикам. Хотите мне помочь? Ведь я сама не справлюсь. Мы с вами будем открывать по одной коробочке и чей голос вы услышите, ту фигурку животного и нужно будет туда положить.

(По очереди звучат голоса коровы, собаки, свиньи, козы, лошади, кошки, медведя и льва).

- Вот и для всех животных нашелся свой домик.

- Ребята, вы были очень внимательными и справились с этим заданием.

2 задание:

Воспитатель:

- Ребята, а в нашей посылке лежит еще красивый конверт. Интересно, что же там лежит. Что надо сделать чтобы это узнать?

(Ответы детей).

А вы хотите посмотреть, что там? Тогда давайте его откроем.

- Посмотрите, здесь лежат карточки с загадками. Вы любите отгадывать загадки? А хотите я вам сейчас буду загадывать загадки и если отгадка верная, то на экране будет появляться картинка с изображением этого животного.

- Давайте мы с вами присядем на ковер, я буду читать, а вы внимательно слушайте меня. Договорились?

Загадки:

1. Мохнатенькая, усатенькая,

Молоко пьет, песенки поет (кошка).

2. Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет

Она знать дает (собака).

3. Спереди – пятачок, сзади – крючок,

Посередине спинка,

На спинке – щетинка (свинья).

4. Ни барашек, и ни кот

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета (заяц).

5. Словно елка, весь в иголках (еж).

6. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса).

7. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный (волк).

8. Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь).

9. Он меня в дорогу ждет

Бьет копытом у ворот

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу

Вместе с ветром полечу (лошадь).

10. Она большая, с рогами

На ногах копыта.

Хвост метелкой

Кушает сено, дает молоко (корова).

- Какие же вы все сообразительные! Все загадки разгадали.

Физкультминутка:

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами не все еще достали из нашей посылки. Смотрите, какие красивые шапочки тут есть. Давайте их оденем и немножко с вами поиграем.

(Предложить детям выбрать маски животных. Одеть маски животных детям.)

Воспитатель: - А сейчас мы с вами закроем глаза и превратимся в лесных жителей.

(Звучит волшебная музыка).

- Открывайте глазки и посмотрите вокруг. Какие же у нас замечательные животные получились.

- А хотите поиграть в игру, которая называется «День – ночь».

- Тогда слушайте правила игры: обручи – это ваши домики, а все вокруг – это полянка. Днем зазвучит музыка, вы будете играть и веселиться, а когда музыка прекратится и наступит ночь, вы должны встать в обруч и заснуть. А я буду ночным сторожем, и буду следить, все ли животные спят.

(Игра проводится три раза).

- Какие вы молодцы! Какие же у нас красивые и ловкие животные!

задание: (на стульчиках)

Воспитатель:

- А теперь проходите и рассаживайтесь на стульчики.

- Ребята, а кто мне подскажет, какие бывают животные?

(Домашние и дикие).

А почему их называют домашние? (ответы детей).

А какую они приносят пользу? (ответы детей).

А почему их называют дикие? (ответы детей).

- Какие особенности у животных? (у них есть лапы, хвост, мордочка, шерсть).

- Ребята, помогите мне, пожалуйста, сосчитать, сколько всего домашних животных?

- Посмотрите, на экране появилась картинка с изображением домашних животных. Кто хочет мне помочь посчитать сколько домашних животных на экране?

- А теперь давайте посчитаем сколько диких животных? (Появляется картинка с изображением диких животных). Кто хочет их сосчитать?

- Хорошо! А теперь я снова превращаю вас в наших послушных детей. (закрываем глаза, волшебная музыка звучит). (Снять шапочки).

4 задание:

- В нашей посылке еще есть кое-что интересное. Хотите посмотреть, что же еще там лежит?

(Достаю конверт с картинками животных).

- Давайте, подойдем к столу и посмотрим что же там в конверте.

Игра «Найди маму для детенышей».

Воспитатель:

- Надо каждой маме помочь найти своих деток и правильно их назвать.

- Молодцы, справились и с этим заданием.

5 задание:

- Остался последний конверт в нашей посылке и мне очень интересно посмотреть, что же там. А вы хотите узнать, что лежит в этом конверте?

Работа за столом на рабочих листах по экологии (у каждого ребенка свой лист с заданием, клей карандаш).

«Найди чей хвост».

Воспитатель:

- Ребята, слушаем задание: «Здесь нарисованы животные дикие и домашние, но они все потеряли свои хвостики и очень расстроились. Пожалуйста, помогите им найти свои хвосты». Вам нужно выбрать картинку с изображением животного, найти этому животному хвост и его приклеить.

Дети выполняют работу. Воспитатель ходит между детьми и смотрит, как они выполняют задание.

(Звучит спокойная музыка).

Итог образовательной деятельности:

Воспитатель:

- Про каких животных мы с вами говорили?

(Ответы детей).

- Каких животных называют домашними, а каких дикими?

- А у кого из вас есть дома животные? Какие?

Воспитатель:

- Ой, что это? Ребята, вы слышали? Кажется, я слышу, что где то мычит корова.

Звучит музыка, заходит корова. На шее у коровы корзинка с цветочками Чупа Чупс. Танец коровы.

- Посмотрите. Кто это?

Корова дарит чупа - чупсы детям.

Скажем корове «Спасибо!»

Корова уходит.

 Воспитатель:

- Мне было с вами сегодня приятно познакомиться и очень интересно. Сегодня вы все очень старались, хорошо отвечали. Молодцы! Всем спасибо.

5. Конспект занятия по экологии в средней группе «Берегите природу!»

Цель:  формировать у детей основы экологической культуры.

Задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Материалы и оборудование: экологические знаки, аудиозаписи «Звуки леса», «Автобус» муз. Железновой, игра «Собери цветок», бабочки для дыхательной гимнастики, муляжи грибов, фигуры животных и птиц леса, деревья, игра «Сделай запасы», плакат «Берегите природу!»

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости,давайте поприветствуем их:

Проводится игра «Здравствуйте!».

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

-Вот мы подарили гостям частичку здоровья!

Воспитатель: - Ребята,отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(лес)

Воспитатель: -Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу? Мы с вами на прошлом занятии говорили о правилах поведения в лесу. Давайте вспомним, что означает каждый знак.

(воспитатель показывает знак, а дети рассказывают, что он означает)

(появляется сорока)

Сорока:-«Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!

Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!

Помогите! Помогите!»

Воспитатель: -Какая беда может случиться в лесу? (ответы детей)Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?

-Давайте отправимся в лес и возьмем с собой знаки! А на чем можно добраться до леса? (ответы детей)

-Сегодня мы отправимся в лес на автобусе. Занимайте свои места!

(под муз. Железновой «Автобус» дети «едут» в лес)

- Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво в лесу!

(слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса»)

-Ребята, какой воздух в лесу? (Ответы детей.) Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? (Ответы детей.) Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Вдруг из-за ёлки выглядывает Старичок – лесовичок.

Лесовичок::- Кто пожаловал в лес?

Вос –ль: Мы дети из 10 гр Д\с, пришли, чтобы помочь лесу.

Лесовичок : - Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие?

(ответы детей)

Воспитатель : - Старичок-Лесовичок, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом сам.

Лесовичок: -Сейчас я их проверю.

Лесовичок: Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.

Игра «Времена года»

(дети расставляют правильно картинки, и Лесовичок пропускает в лес)

Лесовичок: - Теперь я убедился, что вы уже большие и многое знаете! Надеюсь, вы сможете помочь лесу и его обитателям. Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути!

(дети идут и выходят на полянку, на которой ничего не растет)

Воспитатель: -Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы) Давайте посадим на ней цветы.

Игра «Собери цветок»

-Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы) Давайте поставим знак (ребенок подходит к столу и выбирает нужный знак).

Воспитатель: -Ребята, посмотрите на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!

Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети!»

(дети идут дальше и выходят на грибную полянку)

Воспитатель: –Ребята, посмотрите сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? (ответы) Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?

Воспитатель: -Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)

-Какой знак мы можем здесь поставить? (ребенок выбирает и ставит знак)

Воспитатель. – Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей). Как вы думаете, зачем нужны деревья (Ответы детей: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

- Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении. Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.

Психогимнастика «Как растут деревья?»

-Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.

-Какой знак нужно поставить здесь (ребенок, по выбору воспитателя идет к столу и выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)

(дети идут дальше и проходят на полянку, на которой видят дерево с гнездом, дупло, пенек с муравейником, ягоды, птиц и животных)

Воспитатель: -Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Каких птиц вы знаете? (ответы) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц- хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова –топайте.

Игра на внимание «Птицы»

-Зачем птицы строят гнезда? (ответы) Какое правило мы знаем про птиц? (ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)

Воспитатель: -Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Кто его построил? (ответы)Как вы думаете, кто живет в дупле? (ответы) Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу (ответы) Чем они питаются? Давайте для зверей приготовим сюрприз, насобираем для них запасы и угостим их.

Игра «Сделай запасы»

(на полянке лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)

-Как следует вести себя в лесу? (не шуметь) Почему? Давайте поставим знак. (ребенок выбирает и ставит знак)

-(обращаясь к ребенку) Расскажи почему ты выбрала этот знак. Что он означает?

(ребенок поясняет свой выбор)

Воспитатель:- Молодцы!

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу!

(появляется Лесовичок)

Лесовичок: -Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе. А на память я дарю вам этот плакат, который расскажет людям, что нужно беречь природу и заботиться о ней. Повесьте его в детском саду!

Воспитатель: -Спасибо, Лесовичок! До свидания!

-Ребята, встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три –повернись и в группе окажись.

(дети возвращаются в группу)

Воспитатель:-Вот мы и в группе.

-Ребята, вам понравилось путешествие?

-Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

6. Беседа «В гостях у феи цветов»

Тема: «В гостях у феи цветов»

Задачи: Дать представление о луговых цветах.

2. Закладывать основы экологического воспитания.

3. Активизировать словарь за счёт имён прилагательных (луговой, цветочный, ароматный, душистый, лекарственный, нарядный)

4. Расширять словарь за счёт имён существительных (одуванчик, колокольчик,

ромашка, ландыш, незабудка, мак, луг, бабочки, пчёлы, нектар, мёд, семена, парашют, путешественник)

5. Развивать связную речь, пространственную ориентацию.

6. Закреплять навык работы с аппликацией.

7. Совершенствовать внимание, память.

Материал: предметные картинки "Луговые цветы", запись музыки П. Чайковского "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик," листы зелёной бумаги,

заготовки для аппликации "Ромашка", кисточки по количеству детей

Предварительная работа: На прогулке рассматривали цветы одуванчики, когда цвели, когда были пушистыми, беседа проводилась о лекарственных растенияхРанее рассматривали бабочек, пробовали мёд.

Ход беседы

Мои друзья, сделали круг и пойдёмте по кругу, а я вам загадаю загадку.

Мы по коврику идем с тобой-

Его никто не ткал.

Он расстелился сам собой,

Лежит у речки он лесной

И жёлт, и синь, и ал!

(Лужок)

Мишенька, скажи пожалуйста, что растёт на лугу среди травы?

Кто пчеле подарит мёд,

Кто на солнышке растёт,

И душистой, и цветной

Нам кивает головой?

(Цветок)

Давайте все подумаем и скажем, каким одним словом можно назвать цветы, которые растут на лугу? (Луговые)

Вспомните,названия луговых цветов.

(одуванчик,колокольчик, ромашка, ландыш, незабудка, мак)

Молодцы, вспомнили не забыли. (Раздаётся стук в дверь, я открываю, ребёнок старшей группы заходит и говорит: "Я- фея луговых цветов. Я слышала, что вы сейчас перечислили мои любимые цветы, вы то же любите цветы? А чем они вам нравятся Дети самостоятельно рассказывают о цветах. Фея задаёт вопросы,

дети отвечают на них. Фея их хвалит. (цветы пахнут, любим плести венки, они украшают луг, над ними летают бабочки, пчёлы).

- А что собирают пчёлы, зачем они садятся на цветы?

(они собирают нектар, а из него делают мёд. есть лекарственные растения-цветы) А кто из вас знает стихи или загадки?

Фея загадывает, а кто отгадал, тот становится цветком)

Эх,звоночки, синий цвет,

С язычком, а звона нет.

(колокольчик)

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку. Постою немножко

у лесной дорожки:

(мак) Хороши цветочки-

Стоят в лугах сестрички- Белые звоночки.

Золотой глазок,

Белые реснички. (ромашки) (ландыши)

Одеваем деодемы на голову, "Я буду ромашкой", "Я буду незабудкой", Я-ландышем,Я- одуванчиком и т. д. Когда все надели деодемы, фея взмахивает волшебной палочкой и говорит: "Раз, два, три!

Мы цветы-

И я, и ты.

(Я предлагаю феи сесть, а мы делаем физ. паузу)

Раз. два, три! (присесть, обхватить руками колени, голову пригнуть)

Выросли цветы! (медленно распрямляться и подниматься, встать в

полный рост)

К солнцу потянулись (поднять руки в верх, встать)

Небу улыбнулись. (посмотреть в верх и улыбнуться)

А теперь протяните все правую руку я вам посажу на неё бабочку,

а теперь протяните левую руку, на неё я посажу пчёлку. (включаю запись П. Чайковского "Вальс цветов") Дети танцуют вместе с феей вальс. А теперь все сядьте и посмотрите, что это за цветок (одуванчик)Когда он отцветёт во что он превращается? (в пушистый комочек) А что это за пушистики? (семена)

Вот так он размножается, дунете и его парашутики (пушинки) полетели, куда ветер отнесёт, там и вырастет. Поставить на мольберт картинку с одуванчиком.

Показать ландыш и сказать:"Ландыш лекарственное растение, из него делают лекарство. " Поставить на мольберт.

Показать мак. "Этот цветок мак. Если собрать его семена, то можно испечь бублики". Поставить на мольберт.

Показать незабудку:" Назвали её так, потому что кто на неё посмотрит никогда не забудет. " Поставить на мольберт

Показать ромашку:" Смотрите, дождь идет, а под цветком спряталась бабочка. сидит под ромашкой и не мокнет, как под зонтиком".

Ну, что надо попрощаться с феей, скажите ей до свидания.

Но прежде чем она уйдёт, давай те сделаем аппликацию одного цветка, а какого

отгадайте загадку: Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на тропинке.

Но совсем не горячи

Солнца этого лучи.

(ромашка)

Под песню: "Я ромашку сделаю, солнышко вплету" Дети делают аппликацию, дарят фее и она уходит.

-Ребята, кто у нас сегодня был в гостях? (фея)

-А во что вы играли? (в цветы) В какие? (луговые)

- Придёте домой расскажите родителям, кто приходил, с кем играли, что подарили феи. Согласны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...