проект Сенсорика
проект (младшая группа)

Наталья Валерьевна Мельникова

проект для 2 мл гр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sensornomu_vospitaniyu_2_ml_gr.docx616.79 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 10»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»

                   660113, Россия, Красноярский край, город Красноярск, улица Карбышева, 1  

      тел/факс 8 (391) 247-56-85                                                                   E-mail: lyceum-10@mail.ru         

 660113, г. Красноярск, ул. им. Героя Советского Союза Д.М. Карбышева, 36,

     тел. 8(391)247-40-17                               e-mail  solnischko58@yandex.ru

                  660113, г. Красноярск, ул. им. Героя Советского Союза Д.М. Карбышева, 8A

     тел. 8(391)247-44-66                     e-mail  mbdou243@yandex.ru

Проект по сенсорному воспитанию

«Я познаю мир»

ІІ младшая группа

                   Разработала: воспитатель Мельникова Н.В.

                       

                                                         Г.Красноярск

                                                                 2019г

Актуальность:Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В младшем дошкольном возрастеначинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Развитие сенсорных способностей дошкольника сконцентрировано в одном возрастном этапе, во второй младшей группе, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия. Сенсорные задачи, как правило, включены в интересную для детей деятельность. Дети оказываются перед необходимостью выделять то или иное свойство предмета, что является значимым для успешного выполнения данной деятельности.   Итогом становится получение совместных результатов деятельности, это необходимо для личностного развития детей. Средством достижения поставленных целей можно использовать игры на развитие сенсорных способностей, творческого и пространственного воображения.

Цель проекта: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста

Задачи проекта:

1.Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;

2.Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;

3.Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.

Предполагаемые результаты проекта

Повышение уровня сенсорного развития детей;

Овладение новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Расширение словарного запаса ребенка;

Сроки проекта: февраль – апрель 2018 год

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

По количеству участников: групповой

Этапы работы:

І этап информационно-аналитический (подготовительный)

  1. Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
  2. Подготовить дидактические игры и материал по данной теме.
  3. Подготовить консультации для родителей по сенсорному воспитанию детей.

II этап: творческий (основной)

  1. Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
  2. Оформление материала  для родителей по теме проекта;
  3. Консультации для родителей.

Реализация:

  1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
  2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей;
  3. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
  4. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
  5. Исследовательская деятельность детей.

III этап: заключительный (подведение итогов)

Реализация:

  1. Вечер дидактических игр «Играем с папой, играем с мамой»;
  2. Самооценка, выводы.

Тематический план образовательной деятельности.

Дата

Тема занятия

Февраль

1.Проталкивание предметов  разной формы в соответствующие отверстия.

2.Складывание   матрёшек.

3.Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на две группы

4.Нанизывание колец, убывающих по величине.

5.Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях.

6.Размещение предметов разных цветовых тонов в отверстиях  в соответствии с их цветом.

7.Занятие №1: «Сделаем кукле бусы».

8.Выкладывание  мозаики.

9. Рисование красками на тему «Радуга».

10.Д/И «Помоги матрешкам найти своих игрушкимам.

11. Игры с бельевыми прищепками.

12.Игра-шнуровка.

13.Д/И «Разложи фигуры по местам».

14.Д/И «Отыщи фигуру».

15.Д/И «Отгадай, кто нарисован».

16.Д/И «Обведи и заштрихуй».

17. Аппликация «Бусы для куклы».

Март

1.Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных.

2.Размещение квадратных вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях.

3.Размещение предметов разных цветовых тонов в отверстиях  в соответствии с их цветом.

4.Н/И «Сделаем кукле бусы».

5.Выкладывание  мозаики.

6.Д/И «Помоги куклам найти свои игрушки».

7.Рисование красками на тему «Огоньки ночью».

8.Занятие №2. «Большой, поменьше, маленький».

9.Игры с бельевыми прищепками.                                                              10.Игра-шнуровка.                                                                                                    11. «Разложи фигуры по местам».                                                                  12.Д/И «Отгадай, кто нарисован».                                                                     13.Д/И «Обведи и заштрихуй».                                                                         14.Д/И«Отыщи фигуру»15.Лепка «Большие и маленькие шарики»

Апрель

1.Размещение треугольных вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях.

2.Размещение предметов разных цветовых тонов в отверстиях  в соответствии с их цветом.

3.Сделаем кукле бусы.

4.Выкладывание  мозаики.

5.Рисование красками на тему «Цветик- семицветик».

6.Д/И «Помоги куклам найти свои игрушки»

7.Развлечение «Шарики воздушные – очень непослушные»

8.Игры с бельевыми прищепками.                                                             9.Игра-шнуровка.                                                                                              10.«Разложи фигуры по местам».                                                               11.«Отыщи фигуру».                                                                                  12.«Отгадай, кто нарисован».                                                                     13.«Обведи и заштрихуй».                                                                           14.Занятие №3. «Воздушные шары».

Тематическое планирование взаимодействия с родителями.

Форма работы

Название

1

Совместная деятельность детей и родителей

Изготовление Д/И

2

Консультации для родителей

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

3

Совместная деятельность детей и родителей

Изготовление сенсорных пособий

4

Консультации для родителей

Памятка  «Сенсорное развитие 3-4 лет»

5

Беседа

«Играем дома».

6

Посиделки

 Развлечение для детей второй группы раннего возраста«Шарики воздушные очень непослушные»

Дидактические игры.

Игры с бельевыми прищепками.

Цель: Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Игра-шнуровка.

Цель: Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка. В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

                                              Бусы

Цель: Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу;  развитие усидчивости.

Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус. 

«Разложи фигуры по местам!»

Цель: Знакомство детей с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники), рамка-вкладыш.

Ход: Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Отыщи фигуру»

Цель: Формирование у  детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Ход: Для игры каждому ребенку понадобятся наборы геометрических фигур разного цвета (красного, синего, желтого и зеленого), размера (большие и маленькие) и формы (круги, квадраты и треугольники).
Воспитатель сначала просит найти среди различных по цвету и форме фигур круги, затем треугольники, квадраты. Потом фигуры перемешиваются, и педагог просит детей найти все фигуры красного цвета, затем желтого, синего и зеленого цветов. Фигуры снова перемешиваются, и дети теперь ищут маленькие фигуры, потом большие. Если дети хорошо справляются с заданием, можно дать им попробовать найти фигуру по двум, а затем по трем признакам. Например, описание фигуры с двумя признаками: красные круги (цвет и форма), маленькие треугольники (размер и форма), большие синие фигуры (размер и цвет). Примеры описаний фигур с тремя признаками: маленький желтый квадрат, большой зеленый треугольник и т.п.

«Отгадай, кто нарисован»

Цель: Развитие наблюдательности, активное внимание.
Для игры нужно приготовить картинки с фрагментарным или силуэтным изображением животных и знакомых детям предметов (10-20 картинок).

Ход: Воспитатель показывает малышам эти картинки, а они должны догадаться, что хотел нарисовать художник. Тот ребенок, который первым догадается о содержании картинки, получает приз — карандаш. Выигрывает тот, у кого за игру накопится больше карандашей..Лучше, если педагог подготовит не одно, а несколько изображений каждого предмета (в разных стадиях создания рисунка), тогда, даже если дети не догадаются о содержании рисунка по первой картинке, им можно будет предъявить вторую или третью, на которых изображение уже близко к завершению.

«Классификация по форме»

Цель: Формирование умения сравнивать объекты с учетом двух свойств — величины и формы. Развитие активного внимания, умение быстро сосредотачиваться; учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход: Для этой игры используются пластиковые или деревянные геометрические фигурки различного цвета и формы (круг, квадрат, треугольник). Фигурки перемешиваются, а затем воспитатель предлагает детям выбрать из этого множества все круги. Дети ищут и выбирают круги. Эти круги складывают отдельно от других фигурок. Затем так же выбирают все треугольники, складывая их отдельно от кругов и квадратов. Педагог спрашивает детей, как называются те фигурки, которые остались (квадраты). Затем воспитатель просит взять круги и выложить из них червячков (или цепочки). Если дети затрудняются, он показывает, как это делается. После этого взрослый просит взять квадраты и построить из них башни, а затем взять треугольники и сложить из них волчок, или юлу.

«Чудесный мешочек»

Цель: Формирование умения понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

Ход: Для данной игры нужен любой непрозрачный мешочек, в который могут уместиться игрушки, знакомые детям, кубики, пуговицы и другие предметы, узнаваемые на ощупь. Игрушки складываются в мешок, и детям предлагают, не глядя в мешок, взять рукой один из предметов и определить, что это за предмет. Если ребенок правильно определит предмет, он берет его себе. Если неправильно, бросает его обратно в мешочек. К мешочку подходят все дети по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока в мешке не кончатся все игрушки. Выигрывает тот ребенок, которому удалось собрать больше игрушек.

«Запомни порядок кружков»

Цель: Формирование у детей умения  обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов;  понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Ход: У меня есть кружки. Их много, полная шкатулка. Перед вами лежат кружки, и у меня есть кружки, эти кружки лежат в шкатулках. В каждой вашей шкатулке нужно расположить кружки в определенном порядке, так же, как у меня. Каждому из детей раздают набор картонных кругов в коробке из-под конфет (2 красных, 2 желтых, 2 синих и, 2 зеленых). У педагога должны быть карточки, на которых все круги расположены в определенном порядке. Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают расположение кругов. Педагог убирает карточки, дети выкладывают круги в своих коробках.

«Найди такую же деталь»

Цель: Формирование у детей умение определять название различных цветов; работать над умением дифференцировать различные цвета, опираясь на зрительные ощущения, то есть развивать зрительное восприятие. Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.

Ход: В этой игре используются детали любого детского конструктора («Лего», «Строитель» и др.). Важно, чтобы детали каждого цвета и формы были в нескольких экземплярах (их количество должно быть не меньше, чем число детей вместе с воспитателем). Все детали перемешиваются и выкладываются на стол или на ковер. Затем педагог берет одну из деталей и просит всех найти такую же. Дети ищут детали конструктора, ориентируясь по форме и цвету, и дают найденные фигуры взрослому. Взрослый складывает эти детали отдельно и предлагает найти следующую фигуру. Игра продолжается до тех пор, пока не будут рассортированы все детали. Можно усложнить игру. В этом случае детали, которые найдены детьми, не убираются, а кладутся обратно к оставшимся. Таким образом, детям приходится выбирать нужные детали не из убывающего раз за разом набора, а из одной и той же совокупности. То есть сложность задания не уменьшается, как в первом варианте, а остается неизменной. Если используются детали конструктора «Лего», в конце игры можно предложить каждому ребенку выбрать любую группу деталей (то есть деталей одинаковой формы и цвета) и построить из них все, что они захотят и смогут. Их постройки должны состоять из одинаковых фигур, но даже из одинаковых деталей можно построить довольно оригинальные конструкции. Из полученных сооружений устраивается выставка. Конечно, педагог обязательно должен похвалить каждого строителя за его архитектурное произведения.«

Картинка из фигур»

Цель: Развитие умения дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие. Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей.
Материал: Н
абор геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.

Ход: В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение. 

«Длинный - короткий»

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.

Ход: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

«Вкладыши»

Цель: Формирование у детей умениявыполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

Ход: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.

«Найди такой же цветочек»

Цель: Продолжать развитие сенсорных способностей у детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

Ход: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

«Обведи и заштрихуй»

Цель: Развитие и закрепление сенсорных способностей у детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

Ход: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

«Один – много»

Цель: Развитие  первых математических способностей, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

Ход: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

«Разноцветные клубочки и прищепки»

Цель: Продолжать развитие мелкой мускулатуры кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

Ход: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

«Большой, поменьше, маленький»

Цель: Продолжать развитие умения различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Ход: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

«Покажи такую же»

Цель: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

Ход: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

«Красный, желтый, синий, зеленый»

Цель:Формирование у детей умение различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

Ход: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

«Вставь втулочку»

Цель: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.

Ход: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

«Бусинки»

Цель: Развитие мелкой моторики, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

Ход: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

«Зашнуруй ботинок»

Цель: Формирование у детей умениявыполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.

Ход: Игра проводится с подгруппой 1-2 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «ботинки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать.

«Собери и разбери пирамидку»

Цель: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

«Нанизывание кольца на шнурок»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

«Цветное домино»

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
Ход: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок

«Включи - выключи, открой - закрой

Цель: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

«Найди нужный цвет»

Цель: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

«Раскладывание однородных предметов разной величины»

Цель: Формирование у детей умениенаходить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.

Ход: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

Занятие№ 1. «Соберем бусы для куклы».

Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Яркие красочные бусы, в виде фруктов и животных, развивает творческие способности и моторику рук. Вызвать желание помочь кукле, собрать бусинки на нитку.

Материал: деревянные бусы с отверстием внутри, шнурки и кукла.

Ход занятия: 

Воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.

Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только на руки берешь.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.

Воспитатель: «Ребята, наша кукла очень расстроена. У нее порвались бусы, и все бусинки рассыпались, давайте поможем кукле. Соберем бусинки на шнурки. Посмотрите, у нас есть шнурки, разноцветные животные и фрукты».

Воспитатель показывает детям, как нужно нанизать бусины на шнурки, и предлагает детям сделать это самостоятельно. Вот какие красивые бусы получились!

«Теперь наша кукла очень рада, ребята, и благодарит вас за помощь! »

Занятие №2. «Большой, поменьше, маленький».

Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Материал: набор геометрических фигур.

Ход занятия:

Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета» и т. д.

Занятие № 3. «Воздушные шары».

Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу: «красный», «желтый», «зеленый», «синий»; учить подбирать предметы одинакового цвета.

Материал: наклеенные на картон узкие полоски цветной бумаги шести цветов, круги такого же цвета.

Ход занятия:

Детям раздаются цветные карточки с полосками, и дети, говорят какого цвета у них нитки от шарика. Воспитатель предлагает найти по цвету потерявшийся воздушный шар.

Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных шаров.

                         Консультация для родителей на тему:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.

С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «промеривания» и зрительного соотнесения.

В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.

Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый) .

Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.

Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков. 

Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.) помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи. 

Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку) », «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.

              Игры на выкладывание (пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие.

В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры)

Эти игры выполняют следующие функции:

развивают мелкую моторику рук;

развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;

формируют навыки шнуровки;

способствуют развитию речи;

развивают творческие способности

Развлечение для детей второй группы раннего возраста

«Шарики воздушные очень непослушные»

Цель: Способствовать формированию   культуры общения, эмоциональной отзывчивости. Способствовать развитию  эстетического вкуса.

Задачи:

Речевое развитие:

1. Обеспечить развитие  речи у  детей, общей и мелкой моторики.

Познавательное развитие:

1. Систематизировать знания детей об  основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый.

Физкультурное развитие:

1. Способствовать развитию двигательной активности детей, закреплять умение становиться в круг.

Социально- коммуникативное развитие:

1Обеспечить развитие  коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми.

Художественно - эстетическое развитие:

1. Слушать музыку и согласовывать движения со словами песенки.

Игровой материал: воздушные шары основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, дудочка).

Действующие лица: воспитатель, родители (мамы) и дети, музыкальный руководитель.

Ход  развлечения:

Воспитатель: - Дети, сейчас к нам придут гости, а мы спрячемся за ширму и посмотрим кто это?

В группу входят мамы с разноцветными воздушными шарами и дудочкой.

Мама : - А где дети?

Игра «Прятки», игра проводится под музыку В. П. Петровой, слова Н. Кругляк.

Я по комнате хожу

Деток я не нахожу.

Ну, куда же мне идти?

Где же деток мне найти?

Надо дудочку достать

И на дудочке сыграть.

Все услышат, прибегут,

И со мной играть начнут!

Мама играет на дудочке, дети выходят из-за ширмы и произвольно пляшут.

Воспитатель: - Дети, кто пришел к нам в гости? 

Дети: - Наши мамочки! .

Мамы : Здравствуйте дети! Мы пришли с вами играть и веселится. Мы загадку загадаем, но о чем она не знаем. Помогите нам её отгадать .

Я большой, но пустой.

Взлечу в небо над землей.

И не гордый, но надутый,

Ниткой толстою опутан.

Я с детьми всегда был дружный,

И зовусь я.

Дети: Шар воздушный.

Воспитатель: - Правильно - это воздушный шар. Мы вам их подарим, но сначала шарики надо надуть.

Мама:

Чтобы не было нам скучно,

Я забаву отыщу:

Я надую шар воздушный

И на волю отпущу.

(Дети пытаются надуть шары, но это очень трудно для них). Мамы дарят детям готовые шары.

Игра-хоровод вместе с мамами «Воздушный шар» (2-3раза) .

Раздувайся наш шар,

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел

И за веточку задел.

Ш-ш-ш-лопнул.

Воспитатель:- Какие вы все молодцы! Как много надули воздушных шаров. Как весело играете с ними.

Воспитатель: -

Легкий шарик мой воздушный,

Дернул нитку не послушно.

Оборвал, сказал: Пока!

И умчался в облака.

Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик».

Дети бросают шары и бегут за ними.

Воспитатель: - Какие красивые, разноцветные шары подарили вам мамочки. (Спросить каждого ребёнка, какого цвета у него шарик) 

Если шарик накачать,

Будет он тогда летать.

Надо нитку привязать,

Чтобы шарик удержать.

Созданы для детворы

Разноцветные шары.

Игра «Найди свой цвет»

Дети по сигналу воспитателя находят маму с шариком такого же цвета как у них. И это, конечно, их родная мамочка.

Воспитатель :

Сегодня все ликуют!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные шары.

Все подбрасывают шары вверх и веселятся под музыку. После праздника мамочки должны забрать детей домой.

C:\Users\Пользователь\Desktop\14.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\22416894.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\94939554_large_4.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры по сенсорике - картотека (к проекту)

У детей в возрасте от 2-3 лет еще только начинает развиваться речь, память, логическое мышление, для того чтобы способствовать этому развитию необходимо играть с детьми в игры на развитие мелкой мотор...

Проект по сенсорике "Мы познаем мир".

Проект предназначен для детей раннего возраста по развитию познавательно - исследовательской деятельности (Сенсорное развитие)....

Проект по развитию сенсорики у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру "Цветовая мозаика"

Проект по развитию сенсорики у детей младшего дошкольного возраста    "Цветовая мозаика"...

Презентация к проекту "Сенсорика малышам"

Презентация краткосрочного проекта для детей первой младшей группы....

Проект "Сенсорика малышам"

Краткосрочный проект для детей первой младшей группы...

Проект по сенсорике "Веселая сенсорика"

Актуальность проекта. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста.Сенсорная культура ре...