Рабочая программа кружка «Волшебный мир театра» в старшей возрастной группе
рабочая программа (старшая группа)

Тажекенова Гульнара Кудабаевна

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_teatra.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад» с.Чапаевка

 Новоорского района Оренбургской области

Рабочая программа кружка

«Волшебный мир театра»

в старшей возрастной  группе


Руководитель кружка:

воспитатель

Тажекенова Г.К.

Пояснительная записка:

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Цель программы – развитие творческих возможностей, творческой самостоятельности, эстетического вкуса, воспитание любви к театру и театральной деятельности, формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  2. Воспитывать у детей миролюбие, доброжелательное поведение, создавать благоприятные условия для развития эмоционально-волевой сферы.
  3. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный и т.д.)
  4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  5. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  6. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  7. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

        Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 4-5лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 20 минут).

Занятия проводятся с октября по май.

 

Предполагаемые результаты освоения программы:

  • заинтересованно занимаются театрализованной деятельностью;
  • умеют разыгрывать несложные представления по знакомым сюжетам;
  • используют основные выразительные средства: интонацию, мимику, жест;
  • изображают отгадки к загадкам, используя выразительные средства;
  • умеют действовать согласованно;
  • умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
  • запоминают и повторяют заданные позы;
  • запоминают и описывают внешний вид любого ребенка;
  • знают 5-8 артикуляционных упражнений;
  • умеют делать длинный выдох при коротком незаметном вдохе;
  • знают 8-10 скороговорок, умеют произносить их в разном темпе;
  • умеют произносить фразу с разными интонациями;
  • умеют строить простейший диалог;
  • умеют составлять предложения с заданными словами.


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА

Октябрь

1

1.Первое посещение кружка

2.Знакомство с русскими народными костюмами

2

Игровое занятие «Покажи, как ты умеешь»

3

1.Упражнения по развитию речи.

2.Чтение  «Репка»

4

Репетиция  «Репка»

1.Игры и упражнения на речевое дыхание.

2.Зарядка для губ.

3.Заучивание текста  «Репка».

Ноябрь

5

Репетиция пьесы «Репка»

1.Работа над техникой речи.

2.Игра «Эхо».

3.Репетиция пьесы «Репка».

6

Показ сказки детям в своей группы «Репка»

1.Повторение текста пьесы «Теремок».

2.Приглашение зрителей на спектакль «Репка».

3.Спектакль «Репка» (с использованием музыки, света, реквизита).

4.Подведение итога занятия.

7

«Вот так яблоко»

1.Игра на выразительность мимики

2.Рассказывание  сказки В.Сутеева «Яблоко».

3.Имитационные упражнения.

8

«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех разделить»

1.Музыкальная загадка.

2.Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В. Сутеева «Яблоко».

3.Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

Декабрь

9

«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири »

1.Сюрпризный момент.

Просмотр мультфильма «Яблоко»

2.Рассказывание  и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью настольного театра

10

«Очень жить на свете туго без подруги и без друга»

1.Беседа о друзьях.

2.Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

3.Игра «Скажи о друге ласковое слово».

11

«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»

1.Рассказывание сказки детьми «Лучшие друзья».

2.Общий танец.

12

Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья»

1.Повторение текста сказки «Лучшие друзья».

2.Приглашение зрителей на спектакль .

3.Драматизация сказки «Лучшие друзья» (с использованием музыки, света, реквизита).

4.Подведение итога занятия.

Январь

13

«Лисичку заяц в дом впустил и вот на улице один»

1.Рассказывание русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»».

2. Рассматривание иллюстраций к сказке.

3.Подвижная игра «Лиса и зайцы»

14

«Каждый хочет заиньке помочь»

1.Беседа о сказке «Лиса, заяц и петух»

2. Имитационные упражнения.

15

«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!

1.Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух» вместе с детьми.

2.Имитационные движения под музыку с использованием элементов костюмов.

Февраль

16

Показ сказки детям младшей группы «Лиса, заяц и петух»

1.Повторение текста сказки «Лиса, заяц и петух»

2.Приглашение зрителей на спектакль .

3.Драматизация сказки ««Лиса, заяц и петух» (с использованием музыки, света, реквизита).

4.Подведение итога занятия

17

Невоспитанный мышонок один остался, без друзей

1.Чтение стихотворения «Добрые слова»

2.Игра «Назови вежливое слово».

3.Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке», беседа по содержанию.

18

Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?

1.Загадывание загадки о сказке.

2.Беседа по содержанию.

3.Игра на интонирование вежливых слов.

4.Рассказывание сказки детьми.

19

Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть

1.Чтение стихотворения.

2.Беседа по содержанию сказки.

3.Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций грусти и радости).

Март

20

Показ сказки детям  своей группы «Сказка о невоспитанном мышонке

1. Повторение текста сказки «Сказки о невоспитанном мышонке»

2.Приглашение зрителей на спектакль .

3.Драматизация сказки «Сказки о невоспитанном мышонке» (с использованием музыки, света, реквизита).

4.Подведение итога занятия.

21

«Колобок наш удалой»

1.Слушание сказки В. Бианки «Колобок — колючий бок» с показом настольного театра.

2.Вопросы по содержанию.

3.Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

22

«Колобок не тот, а другой»

1.Отгадывание загадок, с изображением их героев. 2.Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми.

23

Вот это Колобок — хитрый маленький зверек 

1.Создание игровой мотивации.

2.Ведение диалога детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок — колючий бок».

24

Показ сказки детям младшей группы «Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок»

1.Повторение текста сказки «Сказки о невоспитанном мышонке»

2.Приглашение зрителей на спектакль .

2.Драматизация сказки «Колобок – колючий бок»

3.Подведение итога занятия.

Апрель

25

Репетиция пьесы «Теремок»

1.Чтение пьесы Л. Поляк «Теремок»

2.Беседа о пьесе «Теремок».

26

Репетиция пьесы «Теремок»

1.Работа над техникой речи.

2.Знакомство с рифмой.

3.Игра «Тень».

27

Репетиция пьесы «Теремок»

1.Работа над техникой речи (артикуляционная, дыхательная гимнастика; считалка «Жили-были два дружка»; игра «Узнай по носу»).

2.Работа над пьесой «Теремок».

28

Репетиция пьесы «Теремок»

1 Упражнения для шеи, лица и рук.

2.Работа над заучиванием текста второй картины пьесы «Теремок».

Май

29

Репетиция пьесы «Теремок»

1.Упражнения на тренировку речевого дыхания.

2.Репетиция спектакля «Теремок» (повторение первой и второй картины, репетиция третьей картины).

30

Показ сказки детям  «Теремок»

1.Повторение текста пьесы «Теремок».

2.Приглашение зрителей на спектакль «Теремок».

3.Спектакль «Теремок» (с использованием музыки, света, реквизита).

4.Подведение итога занятия.

31

Игровое занятие

Конкурс актерского мастерства

32

Итоговое занятие «Театр – страна волшебная…»

1.Вступительное слово педагога

2.Отгадывание загадок

3.Драматизация сказок по желанию.

Оценочные материалы

Оценка индивидуального развития обучающихся в процессе освоения дополнительной программы «Волшебный мир театра» производится в рамках педагогической диагностики в форме игровых аттестационных занятий два раза за весь период.

Проведение аттестационных занятий оформляется протоколом, в который заносятся результаты выполнения творческих заданий каждым обучающимся. Занятия носят открытый характер, оформляются как праздничное мероприятие, на которое приглашаются родители, воспитатели, все желающие зрители. Соревновательный момент сглаживается субъектвностью и отсутствием жестких критериев. В результате занятия каждый ребенок чувствует себя победителем, заслуживает награду в той или иной номинации.

В плане индивидуализации образования и оптимизации работы с группой маленьких артистов предусмотрен мониторинг уровня развития театральных способностей детей. По итогам педагогического наблюдения и результатов аттестационных занятий педагогом заполняется «Индивидуальная карта личностного роста воспитанника», предусматривающая анализ определенных показателей развития каждого ребенка, которая выражается в словесной (опосредованной) форме: показатель не сформирован; показатель находится в стадии становления; показатель сформирован не полностью; показатель сформирован.

В ходе проведения педагогического мониторинга достижения и успехи ребенка не сравниваются с показателями других детей, отслеживается и анализируется только личностный рост каждого воспитанника, выявляются проблемные места, производится педагогическая корректировка индивидуального маршрут

Основной метод: педагогическое наблюдение

Основные обозначения:

Показатель не сформирован - 0

Показатель находится в стадии становления - 1

Показатель сформирован не полностью -2

Показатель сформирован – 3

На основании мониторинга уровня развития творческих способностей каждого ребенка в процессе театрализованных занятий педагогом делаются определенные педагогические выводы с целью дальнейшего совершенствования процесса взаимодействия и корректировки усилий педагога для достижения наиболее качественных результатов работы по всестороннему развитию личности каждого ребенка.

Педагогические выводы

Фамилия, имя ребенка

Описание динамики развития личностного роста

1

2

3

Взаимодействие с родителями

На всем протяжении освоения дополнительной общеразвивающей программы «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА» педагогом выстраивается система взаимодействия с родителями обучающихся. Родители привлекаются не только, и не столько как зрители на занятия-показы, но и как субъекты организации жизнедеятельности студии. Мнение родителей учитывается при выборе форм работы с детьми, тематического содержания занятий, при подборе музыкального или танцевального материала. Оформление зала и сцены, придумывание и исполнение костюмов и реквизита тоже не обходится без участия родителей. Совместная деятельность взрослых и детей носит развивающий характер, общение вне дома обогащает мир взаимоотношений ребенка и мамы, папы, бабушки. Взрослые имеют уникальную возможность посмотреть на своего малыша со стороны, увидеть те стороны его личности, которые в повседневном обиходе не раскрываются, или раскрываются крайне редко.

Формы взаимодействия взрослых и детей разнообразны, индивидуальны, подвижны, комфортны и интересны.

Методические материалы

  1. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011.
  2. Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  3. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  5. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред.О.С.Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред.О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Научный руководитель Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Электронно-образовательные ресурсы
  10. Сайт для воспитателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Кружка «Волшебный мир театра» в младшей группе

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Т...

Рабочая программа кружка "Волшебная линия" для детей старшего возраста

Содержание программы кружка направлено на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму. Программа кружка разработана с учетом возрастных, психологических о...

Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы

Программа содержит творческие занятия по нетрадиционной творческой технике....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебное тесто » Старшая группа

Программа составлена с учетом ФГОС ДО.Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. Во всех возрастных группах необходимым условием построения современн...

Программа кружка:"Волшебный мир театра".

Программа кружка:"Волшебный мир театра"....