РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебное тесто » Старшая группа
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Донскова Ранохон Таир кизи

Программа составлена с учетом ФГОС ДО.

Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. Во всех возрастных группах необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_kruzhka_g.m.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеек» с. Большое Афанасово»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА  «Волшебное тесто »

Старшей группы №7

                                                                                                                                                           

                                                Воспитатель : Донскова Р.Т.

с. Большое Афанасово, 2022

Пояснительная записка

Программа составлена с учетом ФГОС ДО.

Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. Во всех возрастных группах необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка.

У детей 5-6 лет интенсивно развиваются все психические процессы, увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания. В этом возрасте дети любознательны, много фантазируют, становятся все более самостоятельными. Приобретенный опыт познания окружающей действительности способствует формированию представлений о предметах и явлениях.

У детей старшего возраста развитие речи, восприятия, воображения и образной формы мышления напрямую зависит от мелкой моторики рук. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних проблем при подготовке к школе.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Так же лепкатесно связана с ознакомлением с окружающим, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Именно поэтому лепка — это не только интересно, но и полезно.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепкиТесто представляет больший интерес для ребенка, чем пластилин, так как он более мягкий и удобный. Этот материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет ребенку удовольствие и радость.

Программа кружка имеет декоративно - прикладную направленность, соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность программы заключается в том что лепка из соленого теста как форма деятельности используется не достаточно широко, хотя имеет много положительных моментов, таких как: само по себе тесто является теплым, экологичным и доступным материалом, при лепке у ребенка, получается, скоординировать работу обеих рук, при лепке мелких деталей развивается их моторика в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы и фактуры, Затем, в процессе кружковой работы получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого значительно развивается фантазия.

Цель программы кружка: Способствовать формированию творческих и интеллектуальных способностей детей, через овладение способами создания творческих лепных работ из соленого теста.

Задачи программы кружка:

Образовательные:

- Познакомить детей со свойствами и особенностями лепки из соленого теста;

Развивающие:

- Развитие конструктивных способностей, памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия фантазии; усидчивости;

Воспитательные:

- Воспитывать у детей аккуратность, самостоятельность, усидчивость, стремление добиваться хорошего результата;

Формы работы:

- ООД с элементами игры;

- Совместная и самостоятельная деятельность детей;

- Рассматривание иллюстраций, картинок

- Рассматривание готового образца

- Беседы

- Раскрашивание готовых работ

- Физкультминутки

Методические приемы обучения:

Наглядный: показ иллюстраций, картинок, готовых образцов.

Словесный: беседа, рассказ, загадки, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.

Практический: выполнение практических действий детьми (лепка, раскрашивание).

Игровой: создание игровых ситуаций, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Принципы обучения:

- доступности, использование доступного материала детям;

- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;

- последовательности, изложение материала идет последовательно;

- систематичности, в определенной последовательности, системе;

- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

Условия реализации:

Дидактический материал: презентации, использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста и др.); использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.);

Техническое оснащение:

ингредиенты для изготовления теста (мука, соль, вода,

инструменты для лепки (стеки, печатки, подкладные доски, колпачки от фломастеров, пуговицы и др.,

инструменты для раскрашивания (краски акварельные, гуашь, кисти, стаканчики для воды,

дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, пайетки, ножницы, зубочистки, лак и др.)

Способы лепки:

Конструктивный способ - При этом способе лепки образ создается из отдельных частей.

Скульптурный способ - При этом способе лепки образ создается из цельного куска.

Комбинированный способ - Этот способ объединяет в себе 2 (конструктивный и скульптурный, главная часть образа создается из цельного куска, а мелкие детали из отдельных частей.

Приемы лепки:

Скатывание круговыми движениями рук;

Раскатывание прямыми движениями рук;

Надавливание;

Сглаживание;

Приплющивание;

Прищипывание;

Вытягивание;

Соединение вместе.

Тесто для лепки:

Мука - 300 гр. (2 чашки)

Соль - 300 гр. (1 чашка)

Вода - 200 мл.

Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и вымешивать до однородного состояния.

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка: 1 год (с сентября по май)

Режим занятий: 1 раз в неделю (вторник, продолжительность - 20 минут.

Ожидаемые результаты:

- Дети освоят элементарные правила лепки из соленого теста, правила раскрашивания изделий, технику соединения деталей в несложных композициях;

- Дети научаться использовать все многообразие способов лепки (конструктивный, скульптурный, комбинированный)

- Дети научаться реалистично изображать предметы, передавать их выразительность путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания;

- Дети научаться создавать коллективные композиции из отдельных образов, частей;

- Дети будут участвовать в выставках на уровне детского сада;

- Дети смогут пополнять предметно - развивающую среду, продуктами детского творчества;

- Дети будут изготавливать поделки на праздники родителям;

- Дети научаться использовать разные приемы лепки в своих работах;

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

месяц

Неделя

Тема

Цель

сентябрь

1

Волшебное тесто

Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами; способствовать развитию интереса к тесту и приемам лепки из него.

2

Составление узоров

Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; развивать умение составлять узоры на тесте с помощью оттисков; вызвать эмоциональный отклик от созданного изделия.

3

Составление узоров (продолжение)

Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; развивать умение составлять узоры на тесте с помощью оттисков и отпечатков; способствовать развитию творчества и воображения.

4

Раскрашивание готовых узоров

Познакомить детей с раскрашиванием готовых изделий краской; формировать умение правильно держать кисть, наносить краску на изделия, сочетать цвета; воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

октябрь

1

Ягоды для птички

Способствовать развитию умения лепить из соленого тестапредметы круглой формы, используя прием скатывания круговыми движениями рук; воспитывать у детей навыки аккуратности, активность.

2

Яблоки чудесные

Способствовать формированию умения лепить предметы овальной формы, обращая внимание на особенности предмета (оттягивание, округление концов, сглаживание поверхности); воспитывать у детей навыки самостоятельности.

3

Огуречик, огуречик

Познакомить детей с приемами лепки овальной формы; способствовать развитию умения передавать особенности предмета (оттягивание, округление концов, сглаживание поверхности);

воспитывать у детей активность и самостоятельность.

4

Угощение для зайчика

Способствовать формированию умения лепить предметы удлинённой формы, слегка оттягивая и сужая пальцами один конец и скругляя другой; закреплять умение лепить предметы разной величины.

ноябрь

1

Грибная полянка

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание теста круговыми и прямыми движениями, сплющивание ладонями); воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

2

Раскрашивание грибной полянки

Продолжать упражнять детей в раскрашивании готовых изделий из соленого теста, правильно наносить краску, пользоваться кистью; воспитывать стремление добиться хорошего результата.

3

Гусеница (коллективное)

Способствовать закреплению умения детей лепить предметы, состоящие из шаров разного размера; упражнять детей в умении составлять коллективную работу; вызывать положительный эмоциональный отклик от результата совместной деятельности

4

Гусеница

(коллективное)

Продолжать упражнять детей в умении наносить краску на изделия из соленого теста, пользоваться кистью; способствовать развитию эстетического восприятия; вызывать чувство радости от созданной вместе композиции.

декабрь

1

Снеговик

Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из шаров разной величины; развивать у детей мелкую моторику рук;

2

Новогодняя

елка

Способствовать развитию умения передавать образ новогодней елки, используя знакомые приемы лепки; Развивать умение детей украшать изготовленные изделия дополнительным материалом (бусины, пайетки и др.)

3

Елочные игрушки

Способствовать развитию навыков лепки: разминание, раскатывание; упражнять детей в умении пользоваться новым приемом (вырезание формочкой); воспитывать положительное отношение к своей деятельности.

4

Раскрашивание

Елочных игрушек

Обогащать представления детей о красоте, о сочетании цветового и композиционного решения; развивать у детей творческие способности, фантазию; подводить детей к оценке своих работ.

январь

1

Белая береза

Формировать представления детей о зиме и зимних природных явлениях; формировать умение детей изображать в лепке дерево в зимний период, используя знакомые приемы лепки; применять дополнительный материал для большей выразительности работы.

2

Снег, снег, снежные сугробы

Развивать умение детей отображать в лепке выразительность зимнего пейзажа (налеплять тесто в виде падающего снега, снежных сугробов); создавать изображение на основе впечатлений от окружающего; развивать эстетическое восприятие, образные представления.

3

Медали

Закреплять умения детей работать с дополнительным материалом и на его основе создавать подделки, используя основные способы лепки; упражняться в умении создавать поделку с помощью оттисков; развивать у детей эстетический вкус, фантазию.

4

Раскрашивание медали

Закреплять умение детей раскрашивать готовые изделия из соленого теста; развивать стремление добиться задуманного результата; воспитывать аккуратность при пользовании красками.

Февраль

1

Поздравительная открытка на День Защитника Отечества

Закреплять умение применять основные приемы лепки в своей работе; упражняться в технике вырезания трафаретом; воспитывать у детей гордость за родных и близких, желание доставлять радость.

2

Раскрашивание открытки

Закреплять умение детей раскрашивать готовые изделия из соленого теста; развивать умение предвидеть результат своей деятельности; поддерживать у ребенка инициативу, творчество.

3

Подарок маме – цветы

Закреплять навыки работы с тестом:

разминание, раскатывание, вырезание готовым трафаретом; воспитывать любовь к маме, желание порадовать, создать для нее, что то красивое и приятное.

4

Сердечко для мамы

Закреплять навыки раскатывания теста скалкой, добиваясь нужной толщины изделия; способствовать развитию навыка пользования дополнительным материалом; воспитывать у детей желание доставлять радость близким.

Март

1

Разноцветные бусы

Продолжать учить детей лепить предметы шарообразной формы, нанизывать бусы на толстую проволоку; способствовать развитию мелкой моторики рук, вниманию, речи.

2

Раскрашивание разноцветные бусы

Продолжать учить детей расписывать готовые изделия, правильно и равномерно наносить краску, пользоваться кистью; Способствовать развитию воображения и творчества.

3

Красивая птичка

Формирование умения детей реалистично передавать образ птицы, пользоваться дополнительным материалом для украшения (зернышки, крупа); развивать у детей образные представления, интерес к лепке.

4

Раскрашивание

красивая птичка

Способствовать развитию эстетического восприятия, творчества; закреплять приемы раскрашивания изделий; формировать у детей положительное отношение к занятиям, созданным работам.

Апрель

1

Подставка для яиц

Способствовать развитию самостоятельности, воображения, творчества, умения аккуратно использовать материалы; закреплять приемы надавливания, размазывания, сглаживания; упражняться в умении украшать готовое изделие с помощью дополнительного материала.

2

Верба

Развивать умение предавать в лепке впечатления от окружающей весенней природы, создавая образ дерева, у которого распустились почки; закреплять освоенные способы лепки; воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

3

Весенняя картина

Развивать умения детей передавать впечатления от весны, создавать освоенные приемы лепки; способствовать развитию творческих способностей; воспитывать бережное отношение к природе.

4

Раскрашивание

Весенняя картина

Закреплять у детей навыки раскрашивания; формировать умение правильно располагать вылепленные части изображения на листе; развивать чувство цвета, композиции, формировать эстетические чувства.

Май

1

Божья коровка

Развивать у детей умение передавать выразительный образ божьей коровки, применяя знакомые приемы лепки; для большей точности использовать дополнительный материал (усики, пятнышки); воспитывать активность, инициативу, фантазию.

2

Раскрашивание

Божья коровка

Закреплять приемы работы с соленым тестом, умение раскрашивать готовые изделия, пользоваться дополнительным материалом; продолжать формировать положительное эмоциональное отношение к творческой деятельности.

3

Панно «Подсолнух»

(коллективное)

Продолжать закреплять знакомые навыки лепки, пользуясь приемами скатывания кругообразными движениями ладоней, сдавливания пальцами, расплющивания; развивать умение использовать дополнительный материал – семечки подсолнуха; подводить детей к умению эстетично оформлять свою работу, доводить начатое дело до конца.

4

Солнышко лучистое

Продолжать упражнять детей в лепке предметов круглой формы, сплющивании шара, лепке «колбасок», в использовании стеки; воспитывать активность, взаимопомощь.

Список литературы

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования (6-ое издание). ФГОС 2021.

2. Гусева И. В. Игрушки из соленого теста. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2013. — 64 с.

3. Лычагина И. А Лепка из соленого теста: 5-6 лет. — М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.

4. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебное тесто"

Программа кружковой работы по тестопластике...

Рабочая программа кружка "Волшебное тесто"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых дл...

Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" (подготовительная группа)

Кружковая деятельность уже давно стала неотъемлемой частью дошкольного образования. Она дает вохможность детям получать дополнительные навыки и знания в интересующей его области....

Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы

Программа содержит творческие занятия по нетрадиционной творческой технике....

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» в средней группе на 2017-2018 учебный год

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках  их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник  творческой мысли. Другими словам...

Рабочая программа кружка «Волшебный мир театра» в старшей возрастной группе

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность...