Статья на тему "Факторы, влияющие на развитие речи ребёнка дошкольного возраста"
статья

Марич Ольга Петровна

Одним из самых сложных физиологических и психических процессов является овладение речевыми навыками, которое у каждого человека протекает по-разному. Оно заключается не только в развитии способности проговаривать слова, но также в понимании их смысла, выражении собственных эмоций, мыслей и желаний с помощью речевого аппарата. На развитие речи у ребенка влияют состояние здоровья, окружающая среда, особенности воспитания в семье или образовательном учреждении. В этой статье  рассказывается, какие этапы выделяют в развитии речи у детей, какие бывают отклонения в формировании речи, а также  простые советы родителям, которые помогут облегчить этот процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory_statya_ns_portal.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие на развитие речи ребёнка дошкольного возраста

    Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем боле понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнуться на его запросы. Однако в последние годы всё больше и больше детей говорят нечётко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении, перестановками букв и слогов. Это, несомненно, ведёт к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.

     Маленького ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь семьи и начинает подражать. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм. Это может негативно отразиться на том, что именно и как говорит ребёнок. Для овладения связной грамотной речью нужны силы и время, и лучше всего развивают речь дошкольника ежедневные разговоры, чтение и игры с родителями. Очень важно принимать активное участие в жизни ребёнка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать. От того, насколько каждый взрослый включён в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учиться произносить самостоятельно.

     Существует основные фактора, влияющие на развитие речи ребёнка:

- Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание.

- Биологический фактор. Вероятность, что у ребёнка возможны сложности или нарушение речевого развития, намного выше, если еще до рождения возникали проблемы: отставание в развитии, гипоксия, перенесенное мамой во время беременности инфекционное заболевание. Могут повлиять на речь и болезни, которыми переболел в первые годы жизни сам ребёнок. В этом случае развитие речевых способностей будет эффективно при слаженной работе родителей, невролога, логопеда, не лишним будет общение с педагогом дошкольного образования.

- Наследственный фактор. На формирование психических функций детей оказывает влияние возраст родителей к рождению ребёнка. Очень рання беременность отрицательно влияет на развитие плода, т.к. организм матери недостаточно сформирован. После 40 лет идёт процесс старения организма, недостаток костной ткани для развития плода.

- Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ошущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т.д) Самая хорошо известная и любимая игра «Волшебный мешочек»

- Социально-психологический фактор.  Очень важный аспект для развития речи у дошкольника - обстановка дома, общение с родителями, сверстниками. Как правило, с детьми, которые имеют задержку речевого развития, родители практически не разговаривают. Чем больше ребёнок взаимодействует с другими людьми, ведёт диалог, учится подбирать нужные слова, старается понимать обращённую к нему речь - тем скорее и полнее он овладеет навыками говорения. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т.д.

- Эмоциональное развитие. Умение говорить тесно связано у ребенка и с эмоциональным развитием. Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют свою значимость для окружающих, защищенность, эмоциональную связь с родителями, всегда хорошо говорят. А вот детям, которые пережили много огорчений и стрессов, бывает трудно научиться говорить. Задержку в речевом развитии может вызвать и смена привычной обстановки, например, переезд из дома в дом или разлука с человеком, который раньше ухаживал за малышом. Даже слишком жесткое приучение к горшку и к опрятности может сделать окружающий мир неуютным для малыша, а тот будет бороться с этим миром, своим нежеланием говорить.

- Общение. Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

     Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребёнок просто перерастёт патологию, что после определённого возраста всё встанет на свои места.

     Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

      Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

     Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую системузнают, где включается компьютер.

    Развитие речи ребенка представляет собой сложный процесс, включающий в себя различные аспекты. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. Становление устной речи происходит как становление взаимодействия, прежде всего, с матерью как значимым субъектом.  речь ребенка в своем развитии проходит определенные этапы, без становления которых невозможно дальнейшее ее формирование.

     Считается, что речь развивается по двум направлениям. Практический опыт малыша –используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности. Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой м языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.

     Улучшение речевых навыков — важный процесс для дошкольника. Чтобы понять, насколько хорошо развит ваш ребенок, вы самостоятельно можно самостоятельно провести небольшое тестирование. Необходимо попросить рассказать историю, которая сегодня приключилась с ребёнком, пересказать или придумать сказку. Обратить внимание, связаны ли между собой предложения, правильно ли используются слова в падежах и словоформы.

     





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а...

Статья "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста"

В данной статье рассмотрено развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста, а так же влияние пальчиковых игр на речевые возможности ребенка дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необх...

Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....

статья Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Статья " Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"

Цели и задачи :Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности. Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку зад...

Статья «Взаимодействие с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста»

В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи...

«Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»...