Формирование пространственных представлений у дошкольников на занятиях по хореографии
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Сазонова Наталия Владимировна

Подборка игр на пространственное ориентирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostranstvennye_predstavleniya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 7 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район




 «Формирование пространственных представлений . Игровые упражнения на освоение пространства в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях по хореографии».

Педагог дополнительного образования

Сазонова Н.В.







Хореографическое образование и воспитание получают десятки тысяч детей в учреждениях дополнительного образования, детских садах. Занятия доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус, так как дети испытывают постоянную потребность в движении.

Игра – неотъемлемая часть деятельности детей. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих педагогических задач.

Танцевальная игра незаменимый способ закрепить интерес учеников к хореографическому искусству. Дети в дошкольном возрасте ещё не могут воспринимать материал в привычной для взрослого человека форме, поэтому стоит чаще прибегать именно к такому методу. Ученики вовлекаются в процесс быстрее, становятся более заинтересованными предметом, сосредотачиваются, становятся более внимательными, начинают воображать и фантазировать, проявляют себя и свои эмоции. Именно такой способ даёт детям передохнуть во время работы над новыми для них упражнениями. И если преподаватель видит, что дети на уроке начали уставать, перестали концентрировать внимание, нужно начать с ними играть, включая в игру красивые позы и различные танцевальные элементы.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Цель работы: формирование пространственных представлений у дошкольников на занятиях по хореографии.

Уровень развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста повышается при целенаправленном использовании правильно подобранных игр и упражнений.

Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов:

1 этап. Обучение детей ориентировке “на себе” (правая рука, левая рука, вверх поднять руки, вниз опустить руки).

2 этап. Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов с точкой отсчета «от себя».

3 этап. Обучение детей ориентации в пространстве, пространственному моделированию (построение в круг, в линию, в колонны, повернуть направо и т.д.)

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах.

Примеры танцевальных игр

Ориентация «на себе»

Игра «Буги-Вуги»

Дети стоят в линиях лицом к педагогу. Под музыку последовательно повторяют движения за педагогом:

Руку правую вперед,(работает правая рука)

А потом ее назад,

А потом опять вперед

И немного покачать.

Буги-Вуги, о-кей!(повторить 2раза)

Руку левую вперед,(работает левая рука)

А потом ее назад,

А потом опять вперед

И немного покачать.

Буги-Вуги, о-кей!(повторить 2раза)

Ногу правую вперед,(работает правая нога)

А потом ее назад,

А потом опять вперед

И немного покачать.

Буги-Вуги, о-кей!(повторить 2раза)

Ногу левую вперед,(работает левая нога)

А потом ее назад,

А потом опять вперед

И немного покачать.

Буги-Вуги, о-кей!(повторить 2раза)

Игра «Идем в гости»

Дети стоят в линиях лицом к педагогу. Под ритмичную музыку педагог обращаясь к детям показывает, кто идет в гости, дети повторяют сначала за педагогом, а далее самостоятельно:

Кто ходит в гости по утрам, (маршируем на месте)

Тот поступает мудро!

Тарам-парам, тарам-парам,

На то оно и утро! (Руки на пояс, ноги по 6 п.н.)

В гости пошла правая рука!(Выбрасываем в сторону правую руку)

Вернулась домой! (Рука на пояс)

В гости пошла левая рука! (В сторону выводится левая рука)

Вернулась домой! (Рука на пояс)

В гости пошла правая нога (В сторону на пятку выводится правая нога) и т.д.

Ориентация «от себя»

Танцевальная игра «Зеркало»

Дети разбиваются попарно и становятся лицом друг к другу. По музыку один ребенок в парах танцует, а другому малышу нужно в точности повторять его движения. Затем роли меняются. Побеждает та пара, в которой движения были более синхронными.

Танцевальная игра «Придумай танец»

Дети выстраиваются в круг, звучит музыкальное сопровождение. Выбирают из детей ведущего, который будет показывать танцевальные движения. Затем ведущим становится тот, у кого лучше получались движения. Игра длится, пока все дети не побудут ведущими.

Танцевальная игра «Запретное движение»

Дети встают в круг танцевать, они должны повторять движения за ведущим (лучше взрослым). Но есть запретное движение, которое нельзя повторять, кто попался – выбывает из игры.

Танцевальная игра «Возьмись за...»

Все дети танцуют, но музыка иногда прерывается, и ведущий говорит «возьмись за – желтое, красное, стол, нос, руку и т.п.».  Тот, кто не успел, - выбывает. Игра продолжается до последнего участника.

Ориентация в пространстве

Игра «Карусель» (умение держать интервалы в кругу и сам круг, а также развитие ритма).

«Е-ле,е-ле,е-ле,е-ле за-вер-те-лись ка-ру-се-ли, а по-том кру-гом, кру-гом, всё бе-гом,бе-гом,бе-гом» – два раза повторяем;

«Ти-ше,ти-ше, не спе-ши-те, ка-ру-сель о-ста-но-ви-те,

Раз, два, раз, два – вот и кон-чилась игра».

Дети двигаются по кругу простыми шагами под ритм слогов стихотворения, помогая себе хлопками в ладоши. Хлопки и шаги должны соответствовать ритму слогов стихотворения.

Игра «Пельмешки»

Игра направлена на развитие пространственной ориентации, формирует навык быстрого построения в круг и взаимодействия в коллективе.

Кипят, кипят пельмешки (Дети свободно перемещаются по танцевальному классу)

В большом, большом котле.

Варю я их без спешки

На медленном огне.

Собирайся в круг, детвора, (На этих словах дети должны построиться в круг)

Нам пельмешки есть пора!

Игра «Машинки»

Исходное положение – дети построены в колонны. На начало музыкального вступления юные водители берутся за воображаемый руль и по команде педагога начинают свободное движение по классу с учетом скорости:

  1. Медленно
  2. Спокойный шаг
  3. Быстрый шаг
  4. Бег

Стоп – остановились.

Вернуться в гараж – все дети возвращаются на свои исходные места до конца музыкального сопровождения.

Игра «Мы пойдём направо, а потом налево».

«Мы пойдём сначала вправо» - дети двигаются по кругу взявшись за руки

«Раз-два-три» - три хлопка

«А потом пойдём налево» - идут налево

«Раз-два-три»- три хлопка

«А потом мы соберёмся»- идут к центру

«Раз-два-три» - три хлопка

«А потом мы разойдемся - идут от центра

«Раз-два-три» - хлопки

«А потом мы все присядем» - приседают

«раз – два - три» - хлопки

«А потом мы все привстанем» - Встают

«Раз-два-три» - хлопки

«А потом мы повернёмся» - поворачиваются на месте

«Раз-два-три» - хлопки

«И друг другу улыбнёмся» улыбаются

«Раз-два-три» — хлопки.

Слияние игр и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными упражнениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у преподавателя, после игры, как на занятии, так и вне коллектива, приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее в танцевальном коллективе, ребенок будет в большей степени радоваться выступлениям и получать от них больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и концерт, и соревнования покажутся им в какой-то степени тоже игрой.

Список использованной литературы

1.Антонова, H.A. Развитие творческой индивидуальности учителя в условиях повышения профессиональной квалификации Текст.: дис. . канд. пед. наук / H.A. Антонова. Ставрополь, 2005. – 24 с.

2.Барышникова Т. Азбука хореографии: Методические указания. / Т. Барышникова. – СПб.:Респекс, Люкси, 1996. – 252 с.

3.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников./ Б.Т. Лихачев – М.: Педагогика, 1999.

4.Методология педагогики: сб. ст. / под ред. В.В. Краевского. – М.: Педагогика, 1997. – 104 с.

5.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев – М.: Педагогика, 1976.

6.Чибрикова – Луговская А. Е. Ритмика. М. Дрофа – 1998.

7.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой    личности.- СПб.: Издательство Буковского, 2000.

8. Бурмистрова И., Силаева К. Школа танцев для юных.- СПб.:Терция, 2003.

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.

10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения//Вопросы психологии. - М:  Издательство НИИТ МГАФК,1994.

11.. Кутузова И. А., Кудрявцева А. А. Музыкальный калейдоскоп.- М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.

12. Левин В. А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.

13.  Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988.

14. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. – Искусство в школе № 2. – М. 1994.

15. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

16. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.: 3нание, 1985.

17.Интернет ресурсы: сайт http://www.horeograf.com/

18.Интернет ресурсы: сайт « Секреты терпсихоры» http://secret-terpsihor.com.ua/

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Формирование пространственных представлений у дошкольников

 Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

В статье описаны актуальность проблемы, особенности пространственных представлений у детей с ОНР, основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей с ОНР и даны пример...

Открытое занятие по математике: «Формирование пространственных представлений у дошкольников»

Департамент образования г. Москвы.Западный административный округГосударственное Бюджетное Образовательное Учреждение Начальная школа – детский сад № 1 «Сказка»....

Конспект занятия по формированию пространственных представлений у дошкольников с ТНР.

В конспекте предложена система по формированию зрительно-пространственной ориентировки в окружающем мире....

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.

Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных проблем, так как ориентировка в пространстве как психологический фено...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

В статье описаны актуальность проблемы, особенности пространственных представлений у детей с ОНР, основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей с ОНР и даны пример...