Мастер-класс для родителей на тему: "Использование приема мнемотехники для развития связной речи"
учебно-методический материал (средняя группа)

Макшова Оксана Николаевна

 

Цель: ознакомление родителей с методикой.

Задачи: дать понятие мнемотехники,вовлечь в процесс, познакомить с этапами работ, дать рекомендации родителям.

Оборудование: проектор, презентация.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого вы познакомитесь с такими понятиями, как  "Мнемотехника", "Мнемоквадрат", "Мнемодорожка",

"Мнемотаблица", а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

 

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютерами и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие

речи становится все более актуальной проблемой.

Вы, наверное замечали, что не все стихи быстро запоминаются детьми, путаются строчки. В то же время ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого

мультфильма. В чем причина?

Дело в том, что пером случае , при разучивании стихотворения, требуется произвольные  запоминание ( когда мы запоминаем что то специально , это требует волевых усилий), а во втором действует

непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга , сопровождающиеся музыкой не требует усилий для запоминания.

 

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные , речевые звуки), а другие - зрительные образы( развита зрительная память).

Ассоциативна память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в

котором  провели свое детство. Или кто-то говорит нам  "лес", и в нашем сознании всплывает образ ели.

Поскольку мы с вами определили , что память бывает разная , и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь , то нам необходимо найти такие приемы , которые бы развивали детскую память в

целом. Такие приемы есть. Одним из них является мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Цель обучение мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехника особенно эффективна при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом , все стихотворение

зарисовывается  схематически(кодируется).После чего ребенок  памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.(Показ мемоквадратов на стихотворение "Подарки осени")

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают схемы.

Мнемотехника, как и любая работа , строится от простого к сложному. Мнемоквадрат - мнемодорожка - мнемотаблица.

В качестве символов - заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Самое главное правило работы с мнемотаблицей - это передавать условно - наглядную схему так , чтобы нарисованное было понятным .

Этапы работы с мнемотаблицей:

 

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации.

3 этап: Пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью , в старших - дети должны уметь самостоятельно.

Хотелось бы  отметить, что детям  очень нравится рисовать и работать  мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем

продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверенна, что вы согласитесь со мной, если я скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше , потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки( так же, как вы сами писали шпаргалку ).Верно? 

Как еще можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребенком дома?

Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти.

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

3. Определять, где должна находиться  "выпавшая" картинка среди других.

4. Найти лишнюю картинку.

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. "Распутать" два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).

7. Игра "Не зевай", нужную картинку подумай". Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

А сейчас мы приступаем к практической части нашего мероприятия.

Задание №1: нарисовать графически схему к стихотворению: А.Плещеев "Осень"

Осень наступила,

Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Задание №2 отгадать сказки по мнемотаблицам, а потом одну из них рассказать.( Мнемотаблицы в разобранном виде).

Задание №3 игра "Не зевай - нужную картинку понимай" - читаются отрывки из описаний времен года,  нужно поднять соответствующих мнемоквадрат.

- к югу потянулись птицы....

- ветер дует все сильнее...

- ярко светит солнышко...

- погода стоит морозная...

- часто моросит дождь...

- под ногами слышен шелест листьев....

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов ,пересказов сказок более простым, интересным ,творческим.

Мнемотехника

- сокращает время запоминания

- развивает основные психические процессы

- развивает умение перекодировать информацию

- устанавливает причинно - следственные связи

- помогает делать выводы и систематизировать материал

Обращаю ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, дерево ,и наоборот, к

когда он смотрит на таблиц, то на увиденный рисунок у нег возникает ассоциация со словом "дерево".

Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? а конкретно где? Действительно ,это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написание изложений и диктантов, при составлении и решении задач . Этот 

причём запоминания может пригодиться не только детям, но и вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, вам пригодится и так же понравится вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно.

- Уважаемые родители, я предлагаю вам дома совместно с ребенком нарисовать мнемотатаблицу к заучиваемому стихотворению или прочитанной сказке. С вашей помощью мы соберем папку мнемотаблиц, которая  пригодится нам для развития речи детей.

Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми! А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии в мнемодорожке. Давайте ее вместе составим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: ознакомление родителей с методикой.

Задачи: дать понятие мнемотехники,вовлечь в процесс, познакомить с этапами работ, дать рекомендации родителям.

Оборудование: проектор, презентация.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого вы познакомитесь с такими понятиями, как  "Мнемотехника", "Мнемоквадрат", "Мнемодорожка",

"Мнемотаблица", а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютерами и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие

речи становится все более актуальной проблемой.

Вы, наверное замечали, что не все стихи быстро запоминаются детьми, путаются строчки. В то же время ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого

мультфильма. В чем причина?

Дело в том, что пером случае , при разучивании стихотворения, требуется произвольные  запоминание ( когда мы запоминаем что то специально , это требует волевых усилий), а во втором действует

непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга , сопровождающиеся музыкой не требует усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные , речевые звуки), а другие - зрительные образы( развита зрительная память).

Ассоциативна память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в

котором  провели свое детство. Или кто-то говорит нам  "лес", и в нашем сознании всплывает образ ели.

Поскольку мы с вами определили , что память бывает разная , и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь , то нам необходимо найти такие приемы , которые бы развивали детскую память в

целом. Такие приемы есть. Одним из них является мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Цель обучение мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехника особенно эффективна при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом , все стихотворение

зарисовывается  схематически(кодируется).После чего ребенок  памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.(Показ мемоквадратов на стихотворение "Подарки осени")

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают схемы.

Мнемотехника, как и любая работа , строится от простого к сложному. Мнемоквадрат - мнемодорожка - мнемотаблица.

В качестве символов - заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Самое главное правило работы с мнемотаблицей - это передавать условно - наглядную схему так , чтобы нарисованное было понятным .

Этапы работы с мнемотаблицей:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации.

3 этап: Пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью , в старших - дети должны уметь самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников".

Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, в котором представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники....

Программа Мастер-класса "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Обучение участников применению приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего возраста....

Мастер- класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР».

Мастер- класс для педагогов«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР».Ссылка на презентацию к мастер-классу: https://cloud.mail.ru/public/4uJh/Y2em8zpbm...

Мастер- класс для родителей на тему: «Использование приема мнемотехники для развития связной речи».

Цель: ознакомление родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, эт...