Активная консультация «Терапия прикосновения» в работе с детьми с ОВЗ»
материал

Ситникова Елена Викторовна

Цель:   познакомить участников с телесно-ориентированными психотехниками в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselebnoe_prikosnovenie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активная консультация «Терапия прикосновения» в работе с детьми с ОВЗ»

Цель:   познакомить участников с телесно-ориентированными психотехниками в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми.

Задачи:

  •   вызвать интерес к телесно-ориентированной терапии и способствовать использованию её в практической деятельности с детьми.
  •  познакомить с теоретическими вопросами метода телесно-ориентированной терапии.
  •  освоить практические упражнения и телесные игры.

Ход консультации:

Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии.

Прежде чем приступить к упражнениям и техникам для психологического и физического баланса мне хотелось бы рассказать вам о том, что такое телесная психотерапия (терапия прикосновений) и какие области ее применения.

Взаимосвязь тела и психики уже давно считается известным и неоспоримым.

Концепция телесно-ориентированной терапии основана на том, что люди воспринимают мир не только через свои мысли и эмоции, но и одновременно через свое тело.

Давно известно, что лишённые родительской ласки дети вырастают во взрослых, неспособных к невербальному контакту с окружающими. К счастью, эта ситуация поправима — благодаря получившему в настоящее время широкое развитие методу тактильной терапии. Она позволяет не только с избытком утолить жажду прикосновений, но и восполнить потребность каждого человеческого существа в настоящем, тёплом телесном контакте.

Давным-давно известный психотерапевт Виржиния Сатир писала, что для хорошего самочувствия необходимо не менее восьми объятий в день. Дальнейшие исследования подтвердили её слова. Учёные выяснили, что тактильный контакт с матерью жизненно необходим для ребёнка: лишённые материнских объятий дети не только болеют в несколько раз чаще своих ровесников, но и значительно отстают в развитии.

В настоящее время исследователи считают, что нежные прикосновения способствуют выработке специального гормона окситоцина, служащего укреплению иммунитета. Помимо этого, происходит снижение уровня кортизола — гормона, поступающего в кровь в случае стрессовой ситуации и разрушающего защиту организма. Как верно подметил Тиффани Филд, директор института тактильных исследований: "Прикосновения и поглаживания имеют не только психологический эффект — это важнейший стимулятор центральной нервной системы".

Не являясь лечебным методом в общем смысле этого слова, тактильная терапия даёт возможность наладить контакт с собственным телом. Будучи полезной как для маленьких детей, так и для взрослых людей, она избавляет от ощущения одиночества и позволяет обрести чувство глубокой гармонии.

В настоящее время тактильная терапия широко практикуется для реабилитации детей-инвалидов.

Задачи, с которыми помогает нам справляться телесно-ориентированный подход:

Работа с мышечными зажимами, которые организуются в семи основных защитных сегментах, расположенных в таких областях тела:

  • Глаз.
  • Рта.
  • Шеи.
  • Груди.
  • Диафрагмы.
  • Живота.
  • Таза.

Распускание мышечных зажимов на определенном уровне происходит благодаря предварительному максимальному напряжению мышц основных сегментов тела, а затем их расслабление.

С первых дней жизни эмоциональное развитие детей с ОВЗ протекает с особенностями с небольшим или  значительным опозданием и у них может быть:

  • Нарушено сенсорное восприятие.
  • Торможение в появлении положительных эмоциональных реакций и сложности установления эмоционального контакта с другими людьми  из-за речевых и двигательных трудностей, которые возникают.
  • Сниженный интерес к окружающему миру и потребности в общении. Это проявляется в слабости эмоциональных реакций при общении с родителями и при виде игрушки.

Эмоционально- волевые нарушения у детей могут проявляться в:

  • Повышенной возбудимости.
  • Пассивности, безынициативности, застенчивости.
  • Различных фобиях и страхах.
  • Повышенной впечатлительности.
  • Повышенной утомляемости.
  • Волевой активности ребенка (действие, требующее собранности, организованности и целенаправленности может вызвать затруднения).

Рисование фигур на спине. Это очень полезная игра, знакомая многим из детства. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.

1-ый вариант. Скачайте, распечатайте и вырежьте карточки с простыми геометрическими фигурами (символами). Познакомьте ребенка с карточками, прочитайте ему их названия.

После этого приступайте к игре. Рисуйте на спине
(голой) ребенка по очереди один из символов, ребенок должен будет угадывать, что вы нарисовали и выбирать подходящую карточку. Рисовать надо медленно, четко, использовать для рисования всю поверхность спины. В начале занятий можно использовать не весь набор карточек, а только его часть, отобрав наиболее простые изображения

2-ой вариант. Более сложный вариант игры, в нем карточки-подсказки уже не используются. Взрослый рисует на спине ребенка фигуру (простой рисунок). Ребенок должен угадать, что нарисовал взрослый, назвать и изобразить это карандашом на бумаге (мелом на доске, пальцем на манной крупе, песке и т.п.)

3-ий вариант. Когда дети в достаточной степени овладеют этой игрой, они смогут использовать в ней любые образы, в том числе и связанные с учебным материалом (буквы, цифры). Например, вы по Букварю изучаете с ребенком буквы. После того как вы прошли с ним 4-5 букв, можно пробовать писать ему их на спине, а он должен будет угадывать, какую букву вы написали. Здесь можно как применять карточки-подсказки, так и обходиться без них. Можно придумать массу вариаций этого полезного упражнения. Например, вы рисуете букву, а ребенок должен найти картинку, название которой начинается с этой буквы (А - арбуз, О - облако и т.д.)

Или взрослый рисует на листе бумаги, который прикреплен к спине ребенка, а ребенок тут же переносит рисунок на лист бумаги.

Также можно передавать ритм. Отстукивают ритм на спине впереди стоящему, тот в свою очередь передает его по цепочке дальше.

4-ый вариант. И последний вариант, подходящий для работы с группой детей. Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Последнему в цепочке ребенку взрослый рисует на спине и одновременно показывает на карточке какую-нибудь фигуру. Ребенок рисует ее на спине у стоящего впереди него товарища, и так по цепочке этот рисунок передается от одного ребенка к другому, пока не доходит до первого в колонне. Тот рисует фигуру на бумаге и показывает всем, после чего начинается обсуждение. Эта игра довольно сложная для маленьких детей, часто в конце первоначальный рисунок искажается до неузнаваемости. Она напоминает знакомую многим игру в "испорченный телефон”, только "телефон” здесь тактильный.

Инструкция:

 А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали.

Упражнение «Стиральная машина» 10 мин.

Инструкция: участники занятия выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины.

Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть при чем вещь обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для себя режим стирки: “деликатная стирка”, “интенсивная стирка”, “сильное загрязнение”, “полоскание” и др., а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «стиральную машину» не пройдет каждый участник игры.

Что вы чувствовали в процессе стирки?

Игра «Водолазы»

(серия упражнений в игровой форме под музыкальное сопровождение)

Упражнение «Водолазик плавает»(на напряжение мышц)

Предлагаем ребенку лечь на живот; если ребенок не может лечь на живот, он ложится на спину. Предлагаем приподнять спинку и поплавать, как водолазик в море.

Упражнение «Покачивание на волнах»

Наш водолазик устал, он лег на теплую водичку и волны начали его качать, тихо-тихо. (Это упражнение имеет психофизиологические корни, потому что ребенок попадает в безопасную среду, похожую на внутриутробное пребывание.)

Упражнение «Рифы»

Слегка придавливаем ладонью тело ребенка. Упражнение стимулирует небольшое напряжение и сопротивление мышц (все движение обыгрываем, проговариваем)

Упражнение «Рыбки» (стимуляция напряжения»

Резкими движениями пальцев «покалываем» по телу.

Упражнение «Маленькие рыбки»

Темп упражнения «Рыбки» замедляется, и выполняем покалывание одним пальцем.

Упражнение «Водоросли» (на расслабление)

Легкие захватывающие движения пальцами по телу. Обязательно захватываем голову и лицо.

Упражнение «Солнышко» (на максимальное расслабление)

Кладем руки на голову и спину ребенка, проговариваем, что водолазик приплыл на берег, что его греет яркое, теплое солнышко, он лежит на теплом-теплом песке и т.д.

Заключение

Уважаемые коллеги, я продемонстрировали вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов коррекции поведения детей. Методы «телесной терапии» гармонизируют, успокаивают и способствуют тренировки психофизиологического состояния, его саморегуляции и гармонизации.

Благодарю  за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровая терапия в оздоровительной работе с детьми (Песочная терапия)"

Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического,психического развития детей,эмоционального благополучия,повышение их познавательной активности в процессе воспитания и оздоровле...

Активная консультация для педагогов "Дыхательная гимнастика и "Терапия прикосновений" в работе с детьми ОВЗ

В консультации представлена вариативность использования в  работе учителя-логопеда и педагога-психолога разнообразных методов и приёмов для развития речи детей и коррекции их поведения. Данные пр...

Консультация для родителей:" «Су-Джок терапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми с ОВЗ привлекают всё большее внимание, Су-джок - одна из них,...

Консультация для педагогов и родителей.«Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»»

Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных коррекционных технологий, среди которых важное место зан...

Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста»

В консультации подробно описаны цель и задачи песочной терапии, а также условия, материалы, используемые игрушки и советы по организации пескотерапии.Песочная терапия — это эффективный и легкий ...

Консультация для воспитателей Тема: Песочная терапия, как метод работы с детьми.

Цель: Ознакомление воспитателей с новой технологией работы и игры с детьми....