Мастер класс по системе М. Монтессори "Стирка белья"
методическая разработка (средняя группа)

Лисицкая Марина Викиоровна

Мастер класс по системе М. Монтессори "Стирка белья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

тема: «Стирка белья»

     Цель: формирование практических навыков организации образовательной

деятельности воспитателей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Задачи:

1.Сформировать представление о возможностях использования практических навыков  при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

2. Вызвать у участников мастер – класса интерес к использованию практических навыков.

3. Развивать творческую активность педагогов

      Я, сегодня вас познакомлю с методикой проведения игрового процесса по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Стирка Белья». Это окончательный игровой процесс с усложнением.

     Игровой процесс «Стирка белья» обязательно согласовывается с родителями на родительском собрании для того, чтобы не возникало конфликтных ситуаций т.к. дети работают с водой. Начальная стадия обучения игры проходит в теплый период времени года т.е. летом.

      Перед игрой мы обязательно повторяем правила:

  1. Тишина идет работа
  2. Мы друг другу не мешаем, мы друг другу помогаем
  3. Работаем аккуратно
  4. Вместе работаем, вместе убираем
  5. Работа закончена, когда все стоит на своем месте

И сейчас, я вас познакомлю с оборудованием игрового процесса и методикой работы с ним.

     Предметы расположены на столе слева направо в следующем порядке: свернутый клеенчатый фартук, который дети надевают самостоятельно перед началом работы, они могут помогать друг другу. Два пластмассовых таза, пластмассовый кувшин, под столом два ведра, в первом ведре вода с теплой водой, во втором с вода с прохладной водой. Берем кувшин и показываем, где мы набираем воду. Из первого ведра наливаем теплую воду и выливаем ее в таз для стирки, со второго ведра наливаем прохладную воду и выливаем ее в таз для полоскания, обращаем внимание ребенка на то, что кувшин не должен быть полным, т.к. вода может пролиться. Также показываем ребенку, что выливать воду из кувшина можно только через носик. На начальной стадии дети делают ошибки, наливают полный кувшин воды или выливают ее не через носик, вода естественно проливается и ребенок видит свою ошибку и старается ее исправить. Просим ребенка опустить руку по очереди в оба таза и говорим: “Здесь – теплая вода, здесь мы будем стирать, а здесь – прохладная, здесь мы будем полоскать”, идет процесс закаливания. Далее в таз для стирки с теплой водой необходимо добавить одну, две капли мыла. Предлагаем ребенку посчитать. ( так же можно посчитать налитые кувшины в тазы. Для стирки наливаем три кувшина, для полоскания на один больше, идет счет). Мыло добавили необходимо, чтобы появились мыльные пузыри, для этого опускаем руку в воду и немного колышим ее, появляются мыльные пузыри, вода готова для стирки. С левой стороны на столе в корзине лежит грязное белье, в качестве “грязного” белья лучше всего применять тряпочки и полотенца, которыми дети пользовались в упражнениях “Мытье рук”, “Мытье посуды”, “Вытирание пыли” и т.д., то есть при работе с другими комплектами предметов для упражнений в практической жизни. Белье не должно быть слишком грязным.

     Сегодня мы будем стирать салфетки, которыми дети пользовались во время выкладывания камней. Мы берем грязную салфетку и опускаем в таз с мыльной водой, ждем пока она намокнет, для скорейшего намокания салфетки необходимо несколько раз сжать ее под водой. Показываем ребенку, как нужно стирать, когда салфетка постирана опускаем ее еще раз в воду, чтобы смыть мыло, сворачиваем салфетку гармошкой, левой рукой держим “гармошку” сверху, а правой охватывает ее и проводим рукой сверху вниз, отжимая воду. Затем  выкручивает “гармошку” обеими руками одновременно в противоположных направлениях, еще раз тщательно отжимая ее. Переходим к полосканию. Опускаем тряпочку в тазик с чистой прохладной водой и тщательно поласкаем ее. Затем он выжимает салфетку тем же  способом, описанным выше. Вешаем тряпочку на веревку для сушки белья и прикрепляет ее прищепкой. Здесь можно дать ребенку задание салфетка прошита нитями каким цветом, таким же цветом прикрепи и прищепки. Если постиранного белья много, то его необходимо с начало положить в таз для чистого белья, а затем вывешивать на сушилку. Если белье большое, то можно использовать стиральную доску.

     Далее следует процесс уборки. Мыльную воду из обоих тазиков выливают в ведро, которое предварительно ставят на половую тряпку.

В тазики наливают понемногу чистой воды, смывают мыльный налет губкой для чистки тазиков и снова выливают воду в ведро. Ведро выносят, выливают из него грязную воду.

      Налив в ведро немного чистой воды, его чистят губкой для чистки ведра. Воду снова выливают.

     Все предметы просушивают. Тряпочкой для вытирания со стола досуха протирают тазики, стол и все остальные предметы, находящиеся на нем. Ведро протирают тряпкой для пола, губку для чистки ведра кладут обратно в ведро. Берем половую тряпку и вешаем ее на швабру. Правый конец тряпки вешаем на правый конец швабры, поднимаем ее и окутываем так, чтобы тряпка не падала со швабры. И вытираем досуха все пролитые капли. Пол вытерт насухо, снимаем половую тряпку и вешаем на ведро для просушки швабру убираем на место. По окончании работы ребенок проверяет все ли стоит на своем месте, в том же порядке и обязательно вымывает руки и вытирает их полотенцем. Также используется крем т.к. дети работали с водой. Нанося крем на руки можно применять различные пальчиковые игры. Например: этот пальчик дедушка,..  также здесь можно применять различные стихи. например Барто «Мама спит, она устала…». Если ребенок работает не один, они могут вести беседу, но только по выполняемой деятельности, применяется область речевое развитие.

     Взамен влажной тряпочки для вытирания со стола, полотенца, половой тряпки и, приносим сухие. Фартук снимают, складывают и возвращают на прежнее место.

     Здесь ребенок может делать ошибки не правильно окутал швабру и она соскакивает или не до конца отжал воду с салфетки и она капает. Но воспитатель не в коем случае не вмешивается в процесс работы, даже если ребенок делает не правильно, наблюдает и записывает в тетради наблюдений, а на следующий день может предложить ребенку повторить этот процесс и если ребенок захочет воспитатель показывает весь процесс, а затем ребенок стирает самостоятельно.

     Игровой процесс «стирка белья» актуален в любом возрасте. В младшей группе мы применяем стирку, полоскание и просушивание, в старшем дошкольном возрасте идет процесс усложнения, постиранные и просушенные салфетки необходимо погладить.

     Ребенок снимает сухие салфетки с сушилки, кладет их в корзину для чистого, не глаженного белья и говорит воспитателю: «Я хочу гладить салфетки». Утюг находится на подставке. Воспитатель включает утюг, регулятор которого стоит в положении “минимум”, и обращает внимание ребенка на загоревшуюся лампочку: “Смотри: лампочка загорелась, значит, утюг нагревается” Он предлагает ребенку подождать, пока утюг нагреется, то есть до тех пор, пока лампочка снова погаснет. При начальном процессе глажки для большей безопасности можно приносить уже нагретый утюг. Когда утюг нагрелся, воспитатель выключает его и говорит: “Мы будем гладить салфетки. Сначала я покажу, как это делают, а потом попробуешь ты” Он расстилаем салфетку на гладильной доске, левой рукой придерживаем край салфетки, правой берем утюг, аккуратно начинаем гладить с правого нижнего угла, ведем утюг вверх, затем в сторону, в низ, в сторону и вверх. Салфетка  постепенно разглаживается, складки исчезают.
Убирает утюг обратно на подставку и предлагаем ребенку прикоснуться кончиками пальцев к еще не остывшей ткани: “Она горячая» это делают, чтобы убедить ребенка, что утюг действительно горячий и нельзя прикасаться к его подошве. Салфетку кладут на поднос  для глаженого белья.
    Салфетка чистая, поглаженная и ее необходимо свернуть. Линии сгиба хорошо видны ребенку т.к. прошиты контрастными нитями. Кладем ее на середину стола и проводим указательным пальцем по горизонтальной линии с лева на право, не касаясь ее. Затем медленно взяв салфетку за два верхних угла складываем ее пополам с верху в низ, аккуратно совмещая уголки, не забываем проглаживать линию сгиба, затем поворачиваем салфетку по часовой стрелке так, чтобы вертикальная линия сгиба оказалась горизонтальной, действие повторяем. Не только в этой презентации, но и в остальных мы выполняем движения с лева на право, либо с верху в низ. Это связано с тем, что в дальнейшем именно такими движениями ребенок чаще всего будет пользоваться при чтении, письме. Еще мы пользуемся салфетками, которые прошиты по диагонали. Она постирана, поглажена и ее необходимо свернуть. Кладем ее на середину стола, так чтобы линия сгиба была по горизонтали. Проводим указательным пальцем по линии сгиба, не касаясь ее. Берем за верхний угол и складываем ее пополам, совмещая верхний и нижний углы, проглаживаем линию сгиба. Поворачиваем салфетку по часовой стрелке, так, чтобы вертикальная линия оказалась горизонтальной и складываем ее тем же способом. Салфетки готовы для дальнейшего использования  в самостоятельной деятельности.

     Во время всей работы воспитатель не вмешивается, а наблюдает и делает записи в тетради наблюдений. И на следующий день предлагает ребенку повторить какой-либо процесс.

     Я, сейчас вам рассказала методику игрового процесса «Стирка белья» и предлагаю поработать самостоятельно. Мне нужно три человека: один стирает, второй поласкает и вывешивает на сушилку, третий гладит и складывает салфетки.

Самостоятельная деятельность.

     Я, показала вам игровой процесс, который соответствует требованиям ФГОС, дети играют самостоятельно и видят окончательный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Зимою белой, белой..." Коллаж с использованием кружева.

Ознакомление педагогов с опытом работы вне занятий путем показа последовательности действий, методов, приемов. форм педагогической деятельности. Коллаж - однин из самых интересных для детей дошкольног...

Мастер -класс " «Совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых»

Отношения ребенка со взрослыми играют огромную роль в формировании его личности. В речи взрослого, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношения...

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования "Белый медведь"

Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по изобразительной деятельности с детьми в возрасте 2-6 лет, и для родителей. Для развития воображения и художественно-творческих спосо...

Мастер класс нетрадиционного метода лепки (размазывание) «Белый медведь»

Мастер класс нетрадиционного метода лепки (размазывание) «Белый медведь»Кустова Ю.М.Цель: расширять и уточнять представлений детей об окружающем мире и закрепления и обобщения знаний об из...

Мастер - класс по аппликации на тему: "Белая берёза под моим окном..." для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Аппликация для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста за закрепление умений пользоваться ножницами, вырезая аккуратно по шаблону....

Мастер - класс "Солнечная система " в техники папье маше

Зачем мы делаем поделки? Зачастую это способ совместных занятий с нашими детьми, а иногда нам просто нравится мастерить новые и яркие картины. Но ещё чаще мы сталкиваемся с необходимостью создания под...