Организация огорода на участке ДОУ. Подбор овощных культур в разных возрастных группах. Разбивка огорода.
статья

Биткина Татьяна Юрьевна

Организация огорода на участке ДОУ.

Подбор овощных культур в разных возрастных группах. Разбивка огорода.

 

  1. Введение.

Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической науки и практики является экологическое образование дошкольников. В дошкольной педагогике рассматриваются вопросы, связанные с содержанием экологического образования детей дошкольного возраста; основными подходами к организации образовательной деятельности, а также принципами построения экологически благоприятной развивающей предметно-пространственной среды в условиях детского сада. При этом развивающая предметно-пространственная среда  рассматривается как стимулятор, движущая сила в целостном процессе становления личности ребенка, способствующая раннему проявлению разносторонних способностей, побуждающая ребенка проявлять активность, любознательность и инициативу. В современной педагогической практике развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
По мнению таких исследователей как В. А. Петровский, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова и др. модель развивающей предметно-пространственной среды должна включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. Эти три компонента составляют основу любой образовательной среды любого образовательного учреждения и обеспечивают высокую степень её вариативности.

2.    Выбор место под огород и устройство грядок.

        Одним из элементов развития предметно-пространственной среды детского сада является детский огород, расположенный на участке дошкольной организации и включающий в себя все вышеперечисленные компоненты. Рассмотрим их более подробно. Место для детского огорода выбирается открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. Площадь огорода рассчитывается из расчета 0,5 кв. м. на каждого ребёнка 3 – 4 лет и 1 – 1,5 кв. м. на ребёнка 5 – 6 лет.

 Ширина грядок — не больше 70 см, что позволяет дошкольникам во время работы доставать руками до середины грядки. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. Длина грядок  2,5 - 3 метров. Между грядками оставляют расстояние шириной 50 см. Прокладывают маршрутную дорожку шириной не менее 1 м, чтобы детям было удобно проходить к грядкам, а воспитателю проводить занятия, коллективные наблюдения. Рекомендуется отвести место, где можно поставить стол и скамейки. Оформление табличек с подписями выращиваемой культуры: высота таблички – 60 см, площадь таблички – 15х20см.

3.Выбор овощных культур

Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая ее с игрой.

У детей средней и старших групп огород общий. Такая планировка дает возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.
Для выращивания на участке детского сада используются неприхотливые к почве и простые в уходе культуры. Семена таких культур быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения. 

Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис, репа, свекла, огурцы, салат, томаты, капуста (кочанную, цветную, листовую), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп и др.  Из перечисленных культур для младших групп нужно 1–2 вида, для средней — 2–3 вида,  для старшей — 4–6 вида. Используются в работе на детском огороде только те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям.

При этом надо помнить о том, что для младших дошкольников семена овощных культур должны быть крупными (бобовые, тыквенные), быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис.

 

В средней группе ребята выращивают те же огородные культуры. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, об их особенностях следует дополнительно посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачка, баклажана, арбуза.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты: (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская, хибинская), помидоры, огурцы, кабачки. Сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.

Воспитанники старшей группы могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат.
Следует выделить место для выращивания хлебных злаков (пшеница, рожь, ячмень).
Старшие дошкольники должны знать, что растения можно вырастить из семян и луковиц.

Лук репчатый имеет семена трехгранной формы черного цвета («чернушка»). Всходы при появлении из земли образуют петельку. Первый настоящий лист выходит из отверстия в семядольном листе, а каждый последующий вырастает изнутри предыдущего. Листья зеленые, сочные, трубчатые, покрытые во­сковым налетом. После образования листьев формируется луко­вица – подземный побег, внутри которого мясистые белые листья плотно прижаты друг к другу. Они наполнены питательными веществами. Наружные листья по мере созревания высыхают, ста­новятся кожистыми, приобретают желтый, коричневый, красный или фиолетовый цвет и превращаются в чешуи. Донце луковицы представляет собой видоизмененный стебель: вниз от него отхо­дят маленькие корни, а вверх – мясистые листья.

Для выращивания лука-репки берут севок размером 1,5-2 см. Расстояние между бороздками долж­но быть 15-20 см, а между растениями –  6-10 см. Частой по­ливки лук не требует. Признаком созревания репки и готовности ее к уборке служит полегание и засыхание листьев.

Сахарный горох имеет круглые, очень крупные семена с гладкой или морщинистой поверхностью, белые, желтые или зе­леные. Под их плотной кожурой находятся зародыши, которые состоят из двух мясистых семядолей, корешка и почечки. Из посеянного семени вырастает побег с длинным, тонким, гиб­ким стеблем и перистыми листьями, которые состоят из нескольких пар яйцевидных листочков, оканчивающихся усиком, который закручивается спиралью вокруг опоры. Корень уходит глубоко в землю, поэтому растение переносит засуху. Цветет горох белыми, лиловыми или фиолетово-красными цветками, похожими на мотыльки. Плод – боб, при созревании растрескивается по шву на две створки. Растение нетребовательно к почве и уходу. Всходы появляются в первую не­делю.

Посев  могут производить дети  всех групп. На растении легко прослеживается процесс развития от семени до семени

Фасоль имеет зеленый или фиолетовый стебель с шершавой поверхностью, во время роста он винтообразно обвивает опору. Первая пара листьев  имеет сердцевидную форму, осталь­ные – тройчатые, опушенные, окрашенные в зеленый, желто-зе­леный и фиолетовый цвет. Стержневой корень дает длинные бо­ковые ответвления. Цветки, как и у гороха, похожи на мотыльков. Плод – боб. Семена очень крупные, различной формы (почковидной, шаровидной и яйцевидной); на их вогнутой стороне хо­рошо виден рубчик – место прикрепления к плоду; строение та­кое же, как и у семян гороха. Фасоль растет на различных почвах, но особенно хорошо удается на песчаных и супесчаных. Всходы появляются на 10-11-й день после посева.

Растение могут выращивать дети всех групп.

Редис сначала образует прикорневую розетку листьев, а за­тем выбрасывает цветоносный побег, на котором созревают струч­ки – плоды с крупными семенами. Посеянные семена всходят на 3-5-й день. Созревшие корнеплоды убирают через месяц после посева, до выгонки цветоносного побега, с появлением которого они истощаются и как пищевой продукт теряют свою ценность. Корнеплоды у среднеспелых сортов круглые (розовые с белым кончиком), у поздних – длинные белые («ледяная сосулька»).

Редис хорошо растет на рыхлой некислой почве. Его могут выращивать дети средних и старших групп.

Огурцы имеют сочный ползучий стебель в виде плети. Семядольные листья овальной формы с ровными краями; первый настоящий лист округлый, последующие – сердцевидные, с пятью лопастями и зазубренными краями. В пазухах листьев образуются усики, которые закручиваются спиралью. Стебель и листья покрыты тонкими волосками. Ранние сорта огурцов цветут через 30-40 дней после посева, поздние – через 60-70 дней. Цветки желтые, с пятью лепестка; форма и окраска плода меняются с ростом. Семена удлинено-овальные, с белой кожурой. Собирают огурцы-зеленцы регулярно через 1-3 дня, отрывая от стебля надавливанием большого пальца на плодоножку. Плоды, достигшие 8-12 дней, истощают растения и снижают его урожай.

Тыква и кабачки. Крупноплодная тыква имеет длинные стелющиеся плети; для выращивания плодов требуется 120 дней. У кабачков короткие плети, плоды развиваются 50-60 дней.

Свёкла столовая на первом году образует утолщение темно-красного цвета. Верхняя часть утолщения свеклы стеблевого происхождения, на ней образуется листовая розетка. Растение нетребовательно к почве и уходу, убирают его до заморозков в сухую погоду.

Морковь и петрушка в первый год развивают корнеплод и прикорневую розетку листьев. У моркови корнеплод оранжевого цвета. Петрушка корневая имеет утолщенный корнеплод; листовой корень тонкий, ветви­стый; листья гладкие, рассеченные или гофрированные.

Оба растения рекомендуется сеять под зиму.

Капуста белокочанная в первый год жизни дает при­корневые листья с верхушечной почкой, из которой образуется кочан. Он состоит из короткого утолщенного стебля (кочерыги) и множества прижатых к нему больших, гладких, без опушения листьев. Они испаряют много влаги, поэтому растение требует боль­шого количества воды в почве. Капусту убирают, когда кочан станет твердым.

Капуста интересна как растение, выращиваемое из рассады, Выращивание капусты можно поручить детям старшей группы

Репа в первый год образует листья и корнеплод с вогнуто­стью в нижней части, окраска его желтая или белая. Всходы появляются через 8-10 дней после посева, имеют гу­стое опушение, легко переносят заморозки. Репе необходимо мно­го света и при затенении образование корнеплода задерживает­ся. Растение плохо растет на почвах песчаных и с высокой кислотностью; при недостатке влаги всходы гибнут от вредителя – земляной блохи. Репа быстро созревает, употребляют ее чаще в сыром виде.

Сеять репу могут дети только старшей группы (так как семена ее очень мелкие).

Салат имеет нежные и сочные листья; растут быстро. Растение снимают пос­ле образования 5-6 листьев. Семена очень мелкие, круглые. Посев семян можно заменить высадкой рассады с 4-5 листочками. Выращивать салат могут дети старших групп.

Помидоры (томаты) имеют стебель твердый, стоячий или тонкий стелющийся. Форма листьев меняется с ростом, появля­ется все большая рассеченность листовой пластинки. Растение покрыто волосками, выделяющими жидкость с особым запахом. Цветки желтые. Плоды мясистые, с тонкой кожицей, по форме – продол­говатые, овальные, грушевидные или круглые, с гладкой или реб­ристой поверхностью, по цвету – красные, розовые, оранже­вые, бледно-желтые. Содержат много витаминов. Убирают пло­ды по мере их созревания. При съеме резко срывать плоды не рекомендуется, лучше их аккуратно поворачивать, пока не отде­лятся от плодоножки. Семена желтовато-серого цвета, округ­лые, опушенные.

Помидор – лучший объект для выращивания рассады с де­тьми старшей группы. Может служить для на­блюдения за ростом листьев, за изменением величины и окрас­ки плодов.

4. Условия необходимые для произрастания овощей.

Чтобы получить хороший урожай овощей, надо создать условия, при которых они наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

Свет – одно из основных условий роста и развития овощ­ных растений. В темноте они голодают и не развиваются, при не­достатке света истощаются, теряют зеленый цвет, желтеют, очень сильно вытягиваются или изгибаются и стелются по земле, обра­зуют уродливые органы и очень снижают урожай. По светолюбивости овощные растения следуют в таком порядке: помидоры – наиболее светолюбивые, затем редис, капуста, лук, свекла, фасоль, морковь, горох.

Необходимо своевременно проводить прополку сорняков, которые не только отбирают у ово­щных растений питание, но и затеняют их. Освещение выращи­ваемых растений обеспечивается также их прореживанием.

Тепло разным овощным растениям необходимо в неодина­ковом количестве. Некоторые из них теплолюбивы, другие холодостойки. К первой группе относятся растения, проис­ходящие из южных областей: огурцы, помидоры, кабачки, тыква, фасоль. Эти растения не переносят заморозков. При температу­ре ниже +10°С их корни перестают всасывать воду с минеральны­ми веществами, а нарушение в питании приводит к остановке роста, пожелтению листьев и гибели. Во вторую группу входят растения из зон с умеренным климатом: капуста, салат, морковь, репа, петрушка, горох, лук. Эти культуры переносят заморозки до -5°С.

Воду растения употребляют в очень большом количестве. Чем крупнее у них листья, тем сильнее они испаряют и, следо­вательно, тем больше требуют влаги. Особенно много ее нужно листовым культурам: капусте в период образования кочана, салату во время нарастания листовой поверхности. У моркови, петрушки, свеклы, лука потребность во влаге повышена в период прорастания семян, поэтому их сеют ранней весной или под зиму, чтобы использовать почвенную воду. Огурцам и помидорам необходимо много почвенной влаги в период от завязывания плода до начала его созревания. Огурцы потребляют большое количество воды, помидоры в ней нуждают­ся меньше. Много влаги нужно луковичным, так как у большинства их корневая система развита слабо. Тыквы благодаря сильному развитию корневой системы извлекают нужное им количество воды даже при небольшой влаж­ности почвы. Эти растения хорошо переносят засуху.

Минеральные соли необходимы для роста всех расте­ний. Овощные, как, впрочем, и все растения, наиболее чувстви­тельны к недостатку азота, фосфора, калия и кальция. В азоте особенно нуждаются листовые овощи, в фосфоре – плодовые, в калии – корнеплодные.

Воздух необходим всем растениям. При дыхании они поглощают из него кислород. Углекислый газ воздуха также потребляется растениями (на построение органических веществ). К надземным органам воздух всегда имеет свободный доступ, к корням же он проникает лишь при условии, если почва не уплотнена и не покрыта коркой, поэтому требуется постоянное рыхление почвы.


В методах защиты растений от вредителей и болезней в настоящее время выделяются несколько групп: агротехнические, физико-механические, химические и биологические методы борьбы. В детском саду безопасными являются биологические методы. К примеру, против многих болезней и вредителей овощей использую опрыскивания растительными отварами и настоями. Так, против белокрылки, трипсов и тли хороши настои ботвы пасленовых культур, листьев или корней одуванчика, чистотела, табака, луковой шелухи, головок чеснока, конского щавеля, лопуха. Против гусениц на капусте, редисе, редьке, репе применяют настои и отвары тысячелистника, лопуха (репейника), измельченной ботвы или пасынков помидоров, картофеля, паслена, физалиса, горчицы, золы. Сочетание посадок овощных и цветочных культур также позволяет отпугивать некоторых вредителей. Такими цветочными культурами являются: календула, тысячелистник, бархатцы, настурция, посадки иссопа и др.

Как известно многих вредных  для огородных культур, насекомых могут уничтожать птицы. Для привлечения птиц (синиц, трясогузок, воробьев и др.) на огороде располагается «птичий столб».

«Птичий столб» устанавливается в центре детского огорода на высоте 2,5–4 метра от земли таким образом, чтобы к нему была проложена дорожка. На столбе крепятся стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху — домик для гнездования, который в зимнее время также заменяется на кормушку. На земле вокруг столба — желоб для воды (это летний птичий водопой). Такой столб функционирует круглый год — зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной кто-нибудь устроит гнездо в домике и станет выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Иногда «птичий столб» используется и для организации наблюдений интересных явлений неживой природы: направления ветра, движение солнца. Для этого устанавливают дополнительные элементарные приборы.
Таким образом, интерес птиц к огороду и огородным культурам не заканчивается весеннее — летним периодом. Кроме этого, «птичий столб» является эстетическим украшением детского огорода в любое время года, а его обустройство именно на детском огороде способствует выполнению таких требований к развитию предметно-пространственной среды  как полифункциональность и вариативность.

Организация огорода на участке ДОУ имеет большое значение для экологического развития и трудового воспитания ребёнка.

Дети наглядно видят, учатся отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды. Знакомятся со строением растений (корень, лист, стебель, цветок).

Участвуют в экспериментировании и получают  знания о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Делают выводы и развивают свою речь.

Наглядно понимают взаимосвязь в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т.п.). Знакомятся с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Я считаю, что организация огорода на участке дошкольного учреждения необходима и желательна, так как работа и наблюдение здесь, способствует формированию экологических представлений детей, воспитывает не только трудолюбие и уход за растениями, но и бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_ogoroda_na_uchastke_dou.docx163.29 КБ

Предварительный просмотр:

Организация огорода на участке ДОУ.

Подбор овощных культур в разных возрастных группах. Разбивка огорода.

  1. Введение.

Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической науки и практики является экологическое образование дошкольников. В дошкольной педагогике рассматриваются вопросы, связанные с содержанием экологического образования детей дошкольного возраста; основными подходами к организации образовательной деятельности, а также принципами построения экологически благоприятной развивающей предметно-пространственной среды в условиях детского сада. При этом развивающая предметно-пространственная среда  рассматривается как стимулятор, движущая сила в целостном процессе становления личности ребенка, способствующая раннему проявлению разносторонних способностей, побуждающая ребенка проявлять активность, любознательность и инициативу. В современной педагогической практике развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
По мнению таких исследователей как В. А. Петровский, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова и др. модель развивающей предметно-пространственной среды должна включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. Эти три компонента составляют основу любой образовательной среды любого образовательного учреждения и обеспечивают высокую степень её вариативности.

  1. Выбор место под огород и устройство грядок.

        

Одним из элементов развития предметно-пространственной среды детского сада является детский огород, расположенный на участке дошкольной организации и включающий в себя все вышеперечисленные компоненты. Рассмотрим их более подробно. Место для детского огорода выбирается открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. Площадь огорода рассчитывается из расчета 0,5 кв. м. на каждого ребёнка 3 – 4 лет и 1 – 1,5 кв. м. на ребёнка 5 – 6 лет.

 Ширина грядок — не больше 70 см, что позволяет дошкольникам во время работы доставать руками до середины грядки. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. Длина грядок  2,5 - 3 метров. Между грядками оставляют расстояние шириной 50 см. Прокладывают маршрутную дорожку шириной не менее 1 м, чтобы детям было удобно проходить к грядкам, а воспитателю проводить занятия, коллективные наблюдения. Рекомендуется отвести место, где можно поставить стол и скамейки. Оформление табличек с подписями выращиваемой культуры: высота таблички – 60 см, площадь таблички – 15х20см.

3.Выбор овощных культур

Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая ее с игрой.

У детей средней и старших групп огород общий. Такая планировка дает возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.
Для выращивания на участке детского сада используются неприхотливые к почве и простые в уходе культуры. Семена таких культур быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения. 
C:\Users\User\Documents\кузубова\огород\приложение 1 .jpg

Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис, репа, свекла, огурцы, салат, томаты, капуста (кочанную, цветную, листовую), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп и др.  Из перечисленных культур для младших групп нужно 1–2 вида, для средней — 2–3 вида,  для старшей — 4–6 вида. Используются в работе на детском огороде только те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям.

При этом надо помнить о том, что для младших дошкольников семена овощных культур должны быть крупными (бобовые, тыквенные), быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис.

В средней группе ребята выращивают те же огородные культуры. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, об их особенностях следует дополнительно посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачка, баклажана, арбуза.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты: (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская, хибинская), помидоры, огурцы, кабачки. Сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.

Воспитанники старшей группы могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат.
Следует выделить место для выращивания хлебных злаков (пшеница, рожь, ячмень).
Старшие дошкольники должны знать, что растения можно вырастить из семян и луковиц.

Лук репчатый имеет семена трехгранной формы черного цвета («чернушка»). Всходы при появлении из земли образуют петельку. Первый настоящий лист выходит из отверстия в семядольном листе, а каждый последующий вырастает изнутри предыдущего. Листья зеленые, сочные, трубчатые, покрытые восковым налетом. После образования листьев формируется луковица – подземный побег, внутри которого мясистые белые листья плотно прижаты друг к другу. Они наполнены питательными веществами. Наружные листья по мере созревания высыхают, становятся кожистыми, приобретают желтый, коричневый, красный или фиолетовый цвет и превращаются в чешуи. Донце луковицы представляет собой видоизмененный стебель: вниз от него отходят маленькие корни, а вверх – мясистые листья.

Для выращивания лука-репки берут севок размером 1,5-2 см. Расстояние между бороздками должно быть 15-20 см, а между растениями –  6-10 см. Частой поливки лук не требует. Признаком созревания репки и готовности ее к уборке служит полегание и засыхание листьев.

Сахарный горох имеет круглые, очень крупные семена с гладкой или морщинистой поверхностью, белые, желтые или зеленые. Под их плотной кожурой находятся зародыши, которые состоят из двух мясистых семядолей, корешка и почечки. Из посеянного семени вырастает побег с длинным, тонким, гибким стеблем и перистыми листьями, которые состоят из нескольких пар яйцевидных листочков, оканчивающихся усиком, который закручивается спиралью вокруг опоры. Корень уходит глубоко в землю, поэтому растение переносит засуху. Цветет горох белыми, лиловыми или фиолетово-красными цветками, похожими на мотыльки. Плод – боб, при созревании растрескивается по шву на две створки. Растение нетребовательно к почве и уходу. Всходы появляются в первую неделю.

Посев  могут производить дети  всех групп. На растении легко прослеживается процесс развития от семени до семени

Фасоль имеет зеленый или фиолетовый стебель с шершавой поверхностью, во время роста он винтообразно обвивает опору. Первая пара листьев  имеет сердцевидную форму, остальные – тройчатые, опушенные, окрашенные в зеленый, желто-зеленый и фиолетовый цвет. Стержневой корень дает длинные боковые ответвления. Цветки, как и у гороха, похожи на мотыльков. Плод – боб. Семена очень крупные, различной формы (почковидной, шаровидной и яйцевидной); на их вогнутой стороне хорошо виден рубчик – место прикрепления к плоду; строение такое же, как и у семян гороха. Фасоль растет на различных почвах, но особенно хорошо удается на песчаных и супесчаных. Всходы появляются на 10-11-й день после посева.

Растение могут выращивать дети всех групп.

Редис сначала образует прикорневую розетку листьев, а затем выбрасывает цветоносный побег, на котором созревают стручки – плоды с крупными семенами. Посеянные семена всходят на 3-5-й день. Созревшие корнеплоды убирают через месяц после посева, до выгонки цветоносного побега, с появлением которого они истощаются и как пищевой продукт теряют свою ценность. Корнеплоды у среднеспелых сортов круглые (розовые с белым кончиком), у поздних – длинные белые («ледяная сосулька»).

Редис хорошо растет на рыхлой некислой почве. Его могут выращивать дети средних и старших групп.

Огурцы имеют сочный ползучий стебель в виде плети. Семядольные листья овальной формы с ровными краями; первый настоящий лист округлый, последующие – сердцевидные, с пятью лопастями и зазубренными краями. В пазухах листьев образуются усики, которые закручиваются спиралью. Стебель и листья покрыты тонкими волосками. Ранние сорта огурцов цветут через 30-40 дней после посева, поздние – через 60-70 дней. Цветки желтые, с пятью лепестка; форма и окраска плода меняются с ростом. Семена удлинено-овальные, с белой кожурой. Собирают огурцы-зеленцы регулярно через 1-3 дня, отрывая от стебля надавливанием большого пальца на плодоножку. Плоды, достигшие 8-12 дней, истощают растения и снижают его урожай.

Тыква и кабачки. Крупноплодная тыква имеет длинные стелющиеся плети; для выращивания плодов требуется 120 дней. У кабачков короткие плети, плоды развиваются 50-60 дней.

Свёкла столовая на первом году образует утолщение темно-красного цвета. Верхняя часть утолщения свеклы стеблевого происхождения, на ней образуется листовая розетка. Растение нетребовательно к почве и уходу, убирают его до заморозков в сухую погоду.

Морковь и петрушка в первый год развивают корнеплод и прикорневую розетку листьев. У моркови корнеплод оранжевого цвета. Петрушка корневая имеет утолщенный корнеплод; листовой корень тонкий, ветвистый; листья гладкие, рассеченные или гофрированные.

Оба растения рекомендуется сеять под зиму.

Капуста белокочанная в первый год жизни дает прикорневые листья с верхушечной почкой, из которой образуется кочан. Он состоит из короткого утолщенного стебля (кочерыги) и множества прижатых к нему больших, гладких, без опушения листьев. Они испаряют много влаги, поэтому растение требует большого количества воды в почве. Капусту убирают, когда кочан станет твердым.

Капуста интересна как растение, выращиваемое из рассады, Выращивание капусты можно поручить детям старшей группы

Репа в первый год образует листья и корнеплод с вогнутостью в нижней части, окраска его желтая или белая. Всходы появляются через 8-10 дней после посева, имеют густое опушение, легко переносят заморозки. Репе необходимо много света и при затенении образование корнеплода задерживается. Растение плохо растет на почвах песчаных и с высокой кислотностью; при недостатке влаги всходы гибнут от вредителя – земляной блохи. Репа быстро созревает, употребляют ее чаще в сыром виде.

Сеять репу могут дети только старшей группы (так как семена ее очень мелкие).

Салат имеет нежные и сочные листья; растут быстро. Растение снимают после образования 5-6 листьев. Семена очень мелкие, круглые. Посев семян можно заменить высадкой рассады с 4-5 листочками. Выращивать салат могут дети старших групп.

Помидоры (томаты) имеют стебель твердый, стоячий или тонкий стелющийся. Форма листьев меняется с ростом, появляется все большая рассеченность листовой пластинки. Растение покрыто волосками, выделяющими жидкость с особым запахом. Цветки желтые. Плоды мясистые, с тонкой кожицей, по форме – продолговатые, овальные, грушевидные или круглые, с гладкой или ребристой поверхностью, по цвету – красные, розовые, оранжевые, бледно-желтые. Содержат много витаминов. Убирают плоды по мере их созревания. При съеме резко срывать плоды не рекомендуется, лучше их аккуратно поворачивать, пока не отделятся от плодоножки. Семена желтовато-серого цвета, округлые, опушенные.

Помидор – лучший объект для выращивания рассады с детьми старшей группы. Может служить для наблюдения за ростом листьев, за изменением величины и окраски плодов.

4. Условия необходимые для произрастания овощей.

Чтобы получить хороший урожай овощей, надо создать условия, при которых они наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

Свет – одно из основных условий роста и развития овощных растений. В темноте они голодают и не развиваются, при недостатке света истощаются, теряют зеленый цвет, желтеют, очень сильно вытягиваются или изгибаются и стелются по земле, образуют уродливые органы и очень снижают урожай. По светолюбивости овощные растения следуют в таком порядке: помидоры – наиболее светолюбивые, затем редис, капуста, лук, свекла, фасоль, морковь, горох.

Необходимо своевременно проводить прополку сорняков, которые не только отбирают у овощных растений питание, но и затеняют их. Освещение выращиваемых растений обеспечивается также их прореживанием.

Тепло разным овощным растениям необходимо в неодинаковом количестве. Некоторые из них теплолюбивы, другие холодостойки. К первой группе относятся растения, происходящие из южных областей: огурцы, помидоры, кабачки, тыква, фасоль. Эти растения не переносят заморозков. При температуре ниже +10°С их корни перестают всасывать воду с минеральными веществами, а нарушение в питании приводит к остановке роста, пожелтению листьев и гибели. Во вторую группу входят растения из зон с умеренным климатом: капуста, салат, морковь, репа, петрушка, горох, лук. Эти культуры переносят заморозки до -5°С.

Воду растения употребляют в очень большом количестве. Чем крупнее у них листья, тем сильнее они испаряют и, следовательно, тем больше требуют влаги. Особенно много ее нужно листовым культурам: капусте в период образования кочана, салату во время нарастания листовой поверхности. У моркови, петрушки, свеклы, лука потребность во влаге повышена в период прорастания семян, поэтому их сеют ранней весной или под зиму, чтобы использовать почвенную воду. Огурцам и помидорам необходимо много почвенной влаги в период от завязывания плода до начала его созревания. Огурцы потребляют большое количество воды, помидоры в ней нуждаются меньше. Много влаги нужно луковичным, так как у большинства их корневая система развита слабо. Тыквы благодаря сильному развитию корневой системы извлекают нужное им количество воды даже при небольшой влажности почвы. Эти растения хорошо переносят засуху.

Минеральные соли необходимы для роста всех растений. Овощные, как, впрочем, и все растения, наиболее чувствительны к недостатку азота, фосфора, калия и кальция. В азоте особенно нуждаются листовые овощи, в фосфоре – плодовые, в калии – корнеплодные.

Воздух необходим всем растениям. При дыхании они поглощают из него кислород. Углекислый газ воздуха также потребляется растениями (на построение органических веществ). К надземным органам воздух всегда имеет свободный доступ, к корням же он проникает лишь при условии, если почва не уплотнена и не покрыта коркой, поэтому требуется постоянное рыхление почвы.


В методах защиты растений от вредителей и болезней в настоящее время выделяются несколько групп: агротехнические, физико-механические, химические и биологические методы борьбы. В детском саду безопасными являются биологические методы. К примеру, против многих болезней и вредителей овощей использую опрыскивания растительными отварами и настоями. Так, против белокрылки, трипсов и тли хороши настои ботвы пасленовых культур, листьев или корней одуванчика, чистотела, табака, луковой шелухи, головок чеснока, конского щавеля, лопуха. Против гусениц на капусте, редисе, редьке, репе применяют настои и отвары тысячелистника, лопуха (репейника), измельченной ботвы или пасынков помидоров, картофеля, паслена, физалиса, горчицы, золы. Сочетание посадок овощных и цветочных культур также позволяет отпугивать некоторых вредителей. Такими цветочными культурами являются: календула, тысячелистник, бархатцы, настурция, посадки иссопа и др.

Как известно многих вредных  для огородных культур, насекомых могут уничтожать птицы. Для привлечения птиц (синиц, трясогузок, воробьев и др.) на огороде располагается «птичий столб».

C:\Users\User\Documents\кузубова\огород\приложение3.jpg

«Птичий столб» устанавливается в центре детского огорода на высоте 2,5–4 метра от земли таким образом, чтобы к нему была проложена дорожка. На столбе крепятся стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху — домик для гнездования, который в зимнее время также заменяется на кормушку. На земле вокруг столба — желоб для воды (это летний птичий водопой). Такой столб функционирует круглый год — зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной кто-нибудь устроит гнездо в домике и станет выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Иногда «птичий столб» используется и для организации наблюдений интересных явлений неживой природы: направления ветра, движение солнца. Для этого устанавливают дополнительные элементарные приборы.
Таким образом, интерес птиц к огороду и огородным культурам не заканчивается весеннее — летним периодом. Кроме этого, «птичий столб» является эстетическим украшением детского огорода в любое время года, а его обустройство именно на детском огороде способствует выполнению таких требований к развитию предметно-пространственной среды  как полифункциональность и вариативность
.

Организация огорода на участке ДОУ имеет большое значение для экологического развития и трудового воспитания ребёнка.

Дети наглядно видят, учатся отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды. Знакомятся со строением растений (корень, лист, стебель, цветок).

Участвуют в экспериментировании и получают  знания о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Делают выводы и развивают свою речь.

Наглядно понимают взаимосвязь в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т.п.). Знакомятся с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Я считаю, что организация огорода на участке дошкольного учреждения необходима и желательна, так как работа и наблюдение здесь, способствует формированию экологических представлений детей, воспитывает не только трудолюбие и уход за растениями, но и бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковая культура речи в разных возрастных группах.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова - длительный процесс......

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения предназначен для совместного прочтения а так же для самостоятельного ознакомления детьми разных возрастных групп...

Подбор литературных произведений для чтения с детьми разных возрастных групп по формированию полоролевой социализации в дошкольном возрасте

Подбор литературных произведений для чтения с детьми разных возрастных групп по формированию полоролевой социализации в дошкольном возрасте...

Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в разных возрастных группах

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация "Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах. Общие принципы организации прогулки"

Консультация для начинающих педагогов об организации  и проведении прогулок в разных возрастных группах....