Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)

Контарева Анжелика Николаевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_sayt.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

 (Слайд 1,2)

Организация работы театральной студии

« Маленький актёр» для детей старшего дошкольного возраста
 

       Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр  позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, она помогает всесторонне развивать ребёнка. Эти факторы повлияли на необходимость  создания  кружка  по театрализованной деятельности.  (Слайд 3,4)

Цель: создание условий для развития творческих способностей  детей дошкольного возраста средствами театрализованной  деятельности.

Задачи:

  1. Формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, к  различным  видам  театра, к  театральной  культуре.
  2. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимики,  жестов, движений и интонации.
  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  4. Воспитывать личностные качества у детей: эмпатию (т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия), самостоятельность, творческую инициативу, эмоционально-положительное отношение к сотрудничеству с детьми и взрослыми, к собственной деятельности. 

Ожидаемые результаты:  (Слайд 4)

- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание,  мимическую выразительность, навыки имитации) .

-  Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы,  фантазии).

- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность).

           - Овладение навыками общения, умением быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

            Кружок функционирует 1 раз в неделю во вторую половину дня.                               Продолжительность занятия 25 минут.

(Слайд 5)

При построении работы кружка руководствуюсь следующими принципами:

  • Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.
  • Принцип системности
  •  Принцип доступности
  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
  • Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
  • Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
  • Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий.

          Посредством театрализованной деятельности, решается комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально - коммуникативное развитие   (Слайд 6)

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

•воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие  (Слайд 7)

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие  (Слайд 8)

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие  (Слайд 9)

• приобщение к художественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие    (Слайд10 )

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Содержание  кружка по театрализованной деятельности включает в себя:     (Слайд11)

• игры – драматизации;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

• задания для развития речевой, интонационной выразительности;

• игры-превращения (учись владеть своим телом);

• упражнения на развитие детской пластики;

• ритмические минутки (логоритмика);

• упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементов искусства пантомимы;

• театральные этюды;

•подготовка (репетиция) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; 

просмотр кукольных спектаклей;

разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

пальчиковый игротренинг.

Фундаментом для благоприятного развития творческих способностей ребенка в театрализации является предметно – развивающая среда. 

(Слайд 12,13,14)

       В группе  оформила центр театрализованной  деятельности. В центре находится книжный уголок, костюмерная с необходимым театрально - игровым оборудованием. Помощь в создании разных видов театров, декораций, костюмов, ширмы  нам оказывают родители. Для театрализованной деятельности имеются технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотека литературных произведений. Театральный центр  построен по законам театра и имеет сцену (возвышение),  задник. Здесь же «Гримерная»: небольшой столик с гримерными принадлежностями, здесь же элементы ряженья (шляпы,  бусы, веера, детали костюмов, усы,  парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит и т.п.). Имеются альбомы с фотографиями детских постановок, альбом для знакомства с театральными профессиями. На стене  размещены фотографии артистов и детей в артистическом  гриме.

В центре также имеются различные виды театров и театральные куклы, соответствующие возрасту детей:  (Слайд15,16,17,18,19)

Стендовые: теневой театр, фланелеграф, аниматика (это покадровое воспроизведение сюжета,  путем смены прозрачных, жестких файлов с изображением героев сказки и декораций, наклееных скотчем на файл).

Настольный: театр картинок, театр игрушек, театр с «посудной полки», вязаный театр, коробковый, театр из бутылок, театр из бисера.

Кукольный: би-ба-бо, пальчиковый, театр марионеток, театр на ложках, театр тростевых кукол, театр на гапите, люди - куклы и т. д.

Напольный:  конусный,  театр марионеток.

      Создана картотека театрализованных, психологических  игр, этюдов, игровых упражнений.

Хранителем-талисманом театрального центра, служит кукла - зазывалка Ариша. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. С ней они могут отправиться в любое путешествие.

     Размещенное в  центре оборудование,  позволяет детям объединиться по общим интересам. Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.   (Слайд20)

    Работа студии ведется в системе и поэтапно, в соответствии  с планом и возрастом  детей.     (Слайд 21-27)

         Первым этапом  является знакомство с театром, с историей театра, театральными  профессиями, жанрами, с различными видами кукольных  театров.

Дети узнают о том, что делают в театре зрители, кто участвует в спектакле, кто распределяет роли между артистами, кто отвечает за театральные костюмы и т.д. Знакомятся с видами   театров, с приемами кукловождения.

Вторым этапом работе кружка является развитие средств  образной выразительности.

 Дети знакомятся с такими средствами образной выразительности, как:

- интонация (предлагаю произнести слова и предложения с разной интонацией)

- позы (предлагаю изобразить кого-нибудь или что-нибудь и объяснить, почему они выбрали именно эту позу)

- жесты (предлагаю показать состояния или ощущения человека «очень горячо», «я замерз» и т.д.)

- мимикой (учу детей по выражению лица, глазам, бровям, губам определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние, пластические позы)

- пантомимикой (сочетание жестов и мимики).

 Постепенно перехожу к работе  над этюдами. Этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях.  Они дают возможность ребенку  осознать  себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля и повышают уверенность в себе.  

Третьим этапом  работы является чтение произведений и обыгрывание фрагментов из сказок. Литературное произведение выбирается  учитывая знания и интересы детей. Заранее продумываю, как донести до ребят содержание текста и музыки. Стараюсь, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки  провожу с детьми беседу, в которой обсуждаем  особенности поведения персонажей, используя монологическую и диалогическую речь.  Предлагаю прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж, разучиваем текст, особо обращаю внимание на выразительность речи, её интонационность, чёткость. Дети  проявляют самостоятельность и свободу в  своих действиях и фантазии.  После чего предлагаю детям разыгрывать ролевые диалоги.

Главное в работе над диалогами – научить детей общаться друг с другом, распределять роли. Затем перехожу к разыгрыванию небольших сценок, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации средствами образной выразительности. Особое внимание уделяю силе голоса, темпу, интонационным и логическим ударениям.

Заключительным этапом является самостоятельная деятельность детей в театрализованной деятельности. Это театрализованные представления самих детей и с театральными куклами. Здесь дети при создании образов персонажей используют все средства актерской выразительности. В конце года показываем подготовленный «отчетный» спектакль воспитанникам детского сада, родителям. Постановка спектаклей может быть приурочена к определенным праздникам. Мною были проведены следующие мероприятия:  

открытый показ спектакля в старшей группе «Золушка» для родителей и педагогов; спектакль «Про Дуню - Ленивицу»;  показ досуга в старшей группе «У солнышка в гостях»; показ сказки «Теремок»; спектакль «Дорога без опасности».  (Слайд 28)

Таким образом,  у детей сформировался устойчивый интерес к театрализованной деятельности, к  различным  видам  театра, к  театральной  культуре; с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, пластика, они научились импровизировать  определенные литературные произведения; использовать  игровые, песенные, танцевальные импровизации; стали более эмоциональными, раскрепощёнными,  социально адаптированными.

Для развития творческих способностей детей, стараюсь создавать  такую атмосферу, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название  которому -  театр.

Развитие театрализованной деятельности –  длительная работа, которая                   требует непосредственного участия родителей.    (Слайд 29, 30)

Целью моей работы в этом направлении стало создание  условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечение становления партнёрских доверительных  отношений между семьёй и ДОУ, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Я выделила следующие задачи взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности:     (Слайд 31)

-  вызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности;

- привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;

-  приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;

- педагогически  просвещать родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;

-  совершенствовать художественно-прикладные и музыкально-театральные способности воспитанников в художественно-продуктивной деятельности и музыкально-театральном искусстве;

-  перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду.  (Слайд 32)

Работу с родителями организую по 4 направлениям: информационно-аналитическому, познавательному, наглядно – информационному, досуговому, используя различные  традиционные и нетрадиционные  формы:

(Слайд33,34,35,36,3738)

Подобная  организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению взрослых и детей, т.к. они  вступают здесь, как равноправные партнёры взаимодействия.  (Слайд 39,40,41,42,43)

Я с уверенностью могу сказать, что в данном направлении воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я».   (Слайд 44,45,46)

Своё выступление хочу закончить словами  В.А. Сухомлинского:  «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

(Слайд 47)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...