ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
проект (средняя группа)

Гафиятуллина Эльмира Вильевна

Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются современные педагогические системы, программы по ритмике для дошкольных учреждений с использованием нетрадиционных, эффективных разнообразных форм, технологий музыкального воспитания и развития, средств и методов музыкального, физического и эстетического воспитания, которые учитывают современное требование времени и сегодняшняя жизнь XXI века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gafiyatullina_1_1.docx586.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЫСОКОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ВЫСОКОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИНЯТО                                                                         УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете                                                приказ №31-ОД от 31.08.2018 г.

протокол №1 от 28.08.2018 г.                                      

ИННОВАЦИОННЫЙ  ПРОЕКТ

 «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

 посредством музыкально-ритмических движений»

Автор проекта:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Гафиятуллина Эльмира Вильевна

2018 год

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1: Теория и методика обучения музыкально-ритмическим

движениям

1.1. Значение музыкально-ритмического воспитания в

формировании личности ребенка. Цель и задачи музыкально-

ритмических движений  ………………………………………………….……6

1.2.Современные программы дошкольного образования и их задачи,

направленные на развитие чувства ритма у детей……………………………10

  Глава 2: Экспериментальное изучение уровня развития чувства ритма

у детей  дошкольного возраста

2.1. Исследование уровня развития чувства ритма у детей

 дошкольного возраста………………………………………………………...16

2.2. Формирование навыков по развитию чувства ритма у детей

дошкольного возраста………………………………………………………….22

Глава 3: Заключительный этап

3.1. Контрольный эксперимент………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………...29

Список литературы……………………………………………………………..30

Приложения

Введение

      Известно, что музыка родилась из двух источников - из слова и движения. Рождение музыки путем «отделения» интонации от слова – лишь один путь ее создания; другой – рождение музыки из движения (жеста, танца, пантомимы), которое, как и слово, является средством выражения человеком своих мыслей и переживаний. Эти два источника привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, музыкально – речевых интонаций, с другой – пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений (В.Г.Горшкова, А.И.Буренина, С.Руднева).

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Э.Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, М.А.Румер, Е.В.Конорова и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.

В ФГОС ДО обращается внимание на широкие границы возрастной нормы развития детей. Музыкальный руководитель создаёт условия, которые способствуют музыкальному, эстетическому, творческому развитию детей.  В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка, развиваются музыкальный слух, память, внимание. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. Видя красоту движения, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Вышесказанные утверждения обосновывают актуальность проблемы.

 Целью  проекта является изучение развития чувства ритма у детей дошкольного возраста  посредством музыкально-ритмических движений.

 Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются современные педагогические системы, программы по ритмике для дошкольных учреждений с использованием нетрадиционных, эффективных разнообразных форм, технологий музыкального воспитания и развития, средств и методов музыкального, физического и эстетического воспитания, которые учитывают современное требование времени и сегодняшняя жизнь XXI века.

 Объектом исследования чувства ритма у детей стали дети средней группы МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

 Предмет исследования: развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством занятия музыкально – ритмическими движениями.

Гипотеза исследования: если  систематически проводить деятельность по обучению музыкально - ритмическим движениям, то развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста будет протекать успешнее.

Задачи исследования:

1.Изучить, проанализировать и систематизировать литературу по данной теме.

2.Познакомиться с современными образовательными программами по музыкально – ритмическому воспитанию.

3.Исследовать уровень развития чувства ритма каждого ребенка средней группы.

4.Разработать систему упражнений по формированию чувства ритма у детей средней группы.

Методы исследования:

-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

-опытно-экспериментальная работа с детьми, включающая подготовительный (сентябрь-октябрь 2018 год), основной и заключительный этапы реализации проекта (ноябрь 2018-май 2019 год);

-анализ опытно-экспериментальных данных.

 Практической значимостью является то, что данная работа будет представлять интерес для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей, заинтересованных в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений. Материал исследования можно использовать при подготовке к педсоветам, семинарам и КМО музыкальных руководителей; является практическим материалом для повышения квалификации молодых специалистов.

Глава 1: Теория и методика обучения музыкально-ритмическим движениям.

 

  1. Значение музыкально-ритмического воспитания в формировании личности ребенка. Цель и задачи музыкально-ритмических движений.

Изучая законы жизни, наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, прослеживая влияние музыки на повышение работоспособности во время физического труда, ученые-физиологи, психологи, педагоги, врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных и воспитательных целях. Органическое единство музыки и движения необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движения демонстрируют балетные спектакли и такие виды спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика. Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Российский педагог Н.Г.Александрова, последовательница Э.Жак-Далькроза, неоднократно подчеркивала лечебное значение занятий ритмикой.

Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Научные исследования в области дошкольного музыкально-ритмического воспитания проводили А.В.Кенеман, Н.А.Ветлугина и их ученики - А.Н.Зимина, М.Л.Палавандашвили. В практической разработке содержания и методики работы с дошкольниками по разделу музыкально-ритмического воспитания участвовали Т.С.Бабаджан, Н.А.Метлов, С.Д.Руднева, Е.Н.Соковнина, И.В.Лифиц и др.

Среди зарубежных педагогов исследователей необходимо выделить Карла Орфа. Благодаря ему и его коллегам – Г.Кеетман, В.Келлеру, элементарное музицирование пришло в мировую педагогическую практику. Карл Орф считал, что дети должны не только слушать и  воспроизводить сочиненную другими музыку, но и в первую очередь создавать и исполнять свою детскую элементарную музыку.

Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное – к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием. Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Музыка – это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка, координация движений; развиваются музыкальный слух, память, внимание. Воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность. Вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т.е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движения в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т.д.).

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовывать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, хороводные игры с пением, построенных на лучших образцах народной (русской, татарской), классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

  • обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
  • развивают познавательные способности;
  • воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
  • способствуют физическому совершенствованию организма.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

В процессе музыкально-ритмических движений осуществляется как общие задачи музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

  • обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
  • обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
  • развитие художественно-творческих способностей.

Двигательной основой музыкально-ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок, упражнений и хороводов, являются:

  • основные движения – ходьба, бег, подскоки, прыжки;
  • гимнастические упражнения, построения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
  • танцевальные движения (элементы танцев);
  • сюжетно-образные движения: имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений (сбор цветов, приглашение гостей, стирка, лечение и др.) людей, зверей, птиц, погоды, быта.

Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности, - все  они направлены на развитие навыков выразительного движения.

Таким образом, музыкально - ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

1.2. Современные  программы дошкольного воспитания и их задачи, направленные на развитие чувства ритма у детей.

В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъем. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, театрализованным играм и песням и др.

В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее – Учреждение) реализуется основная общеобразовательная программа – основная образовательная программа дошкольного образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей по пяти образовательным областям. В рамках образовательной области художественное – эстетическое развитие проводится работа по формированию и развитию у детей музыкальных способностей. Я считаю, что важным в этом возрасте развивать чувство ритма у детей, так как это способствует правильному формированию речи и её восприятию. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений.

Младшая группа:

  • совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег);
  •  улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой;
  • двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения;
  • способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка и др.

Средняя группа:

  • продолжить формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;
  • совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах;
  • обучать детей ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки;
  • продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный).

Старшая группа:

  • развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки;
  • способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед);
  • формировать танцевальное творчество;
  • продолжить развивать навыки инсценирования песен;
  • учить импровизировать образы сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях;
  • познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

Подготовительная к школе группа:

-уметь выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;

- знакомить с особенностями национальных плясок и бальных танцев;

- развивать танцевально-игровое творчество;

- передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

- придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.

В рамках основной общеобразовательной программы – основной образовательной программы дошкольного образования Учреждения реализуется парциальная программа – Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» (Авторы: И.М.Каплунова и И.А.Новоскольцева (СПб: Издательство «Реноме», 2015 г.)

Основной задачей программы «Ладушки» является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача – главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.

Задачи программы «Ладушки»:

1.Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

2.Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных  музыкальных способностей).

3.Приобщить детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре.

4.Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

5.Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

6.Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Программа «Ладушки» обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:

а) эстетическое – развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;

б) умственное – развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;

в) нравственное – формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения положительную роль играют педагогические материалы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте. В основе разработок И.Каплуновой и И.Новоскольцевой – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоциональной окрашенной и субъективно значимой для ребенка игровой деятельности.

Они учитывали возрастные особенности детей, у которых постоянно усложняется восприятие организованных во времени ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения.

Раздел «Развитие чувства ритма» является новым в музыкальном воспитании детей и в наших занятиях выделен особо. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируются и исполняются детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.

Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе: I ступень – младшая группа, II ступень – средняя группа, III ступень – старшая группа, IV ступень – подготовительная к школе группа. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

I ступень (младшая группа): используются игры с игрушками и картинками, с именами и с предметами; происходит знакомство с длинными и короткими звуками. Педагог, проводя такие игры, активизирует детей на индивидуальное выполнение задания, и проходит это незаметно и безболезненно для солирующего ребенка, а у остальных детей воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.

II ступень (средняя группа): повторение игр младшей группы с небольшими усложнениями (например, в игре с игрушками, давать игрушкам ласкательные наименования: зай-чик, за-инь-ка). По этой возрастной группе присуще также воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение детей слышать и слушать игру других.

III ступень (старшая группа): повторение игр младшей и средней групп с усложнением и добавлением игр «Разрезные картинки», «Знакомство с паузой» и др. При обучении детей этим играм, педагог ставит следующие задачи: закрепление правильного произношения звуков, развитие выразительности речи, умение сочетать текст с движением и  игрой на музыкальных инструментах.

IV ступень (подготовительная к школе группа): повторение игр старшей группы с усложненными заданиями («Штили», «Дирижер», «Ритмическое двухголосье», «Ритм в стихах»). Обучая играм на развитие чувства ритма в подготовительной группе, ставятся следующие задачи: развитие чувства ритма; совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения; стремление использовать стихи в самостоятельной деятельности.

«Программа по ритмической пластике для детей» А.И.Бурениной («Ритмическая мозаика», СПб.: РЖ «Музыкальная палитра» 2012 г.)

Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяющие использовать их в любых формах организации работы с детьми (от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников), отражено в названии программы – «Ритмическая мозаика».

 Дети 3-4 лет непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость.

Задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; умения выполнять движения в соответствии с характером и  темпоритмом музыки; умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Дети 4-5 лет выполняют более сложные движения. В этом возрасте появляется способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа.

Задачи: развитие гибкости, пластичности; воспитание самостоятельности в исполнении; побуждение детей к творчеству.

Дети 5-7 лет способны исполнить разнообразные и сложные по координации движения – из области хореографии, гимнастики.

Задачи: развитие способности к выразительному исполнению движений; умение импровизировать под незнакомую музыку; формирование адекватной оценки и самооценки.

Для педагогов наиболее актуальными являются следующие задачи:

1.Совершенствование двигательных навыков и умений.

2.Совершенствование музыкальности, умения анализировать форму и содержание музыкального произведения.

3.Развитие творческих способностей.

4.Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений.

Педагог, работающий по данной программе, становится практическим психологом, использующим специфические средства музыки и движения для диагностики развития детей, коррекции их поведения и состояния.

Все выше перечисленные программы имеют одну цель – всестороннее развитие личности дошкольника средствами музыкального воспитания детей. Движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Вывод: наиболее приемлемой и интересной, на мой взгляд, для работы в детском саду является программа «Ладушки» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой, которая охватывает все разделы музыкального воспитания дошкольников, соответствует возрастным особенностям детей и включает современные подходы обучения. Программа «Ладушки» поможет превратить каждое занятие в маленький праздник. Девиз программы: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!».

 

Глава II: Экспериментальное изучение уровня развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

2.1 Исследование уровня развития чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста.

Развитие музыкальных образов, подчеркивание средств музыкальной выразительности помогают детям осваивать музыкально-ритмические движения.

Для изучения влияния музыкально – ритмических движений на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста было проведено исследование в средней группе МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан по методике И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой. Было привлечено 20 детей. Дети не чувствовали, что за ними наблюдают, так как все отметки делались в отсутствие детей. Параметры обследования в средней группе по развитию чувства ритма следующие:

1)двигается ли ребенок ритмично;

2)ритмично ли хлопает в ладоши (или ритмично простукивает ритм с предметами);

3)активно ли принимает участие в играх;

4)играет ли на музыкальных инструментах.

Цель исследования – это выявление уровня развития чувства ритма у детей.

Использовали методы исследования:

- наблюдение за детьми в течение с 10.09.2018г. по 22.09.2018г. на занятиях, утренней гимнастики, в самостоятельной деятельности, в процессе музыкально-ритмических движений и музыкально-дидактических игр, при индивидуальной работе;

- индивидуальный эксперимент с детьми.

Для проведения исследования были использованы следующие материалы и оборудование: ритмические карточки с изображением животных и ритмических рисунков, помпоны, флажки, музыкальные треугольники, деревянные палочки, деревянные ложки, бубны, ксилофоны.

Детям были предложены следующие упражнения:

1.Для того, чтобы узнать, двигается ли ребенок ритмично, предложить выполнить упражнение

 а) «Ритм в стихах» - проговаривать и прохлопывать стихотворение «Наша Таня» (А.Барто):

Наша Таня громко плачет (маршировать четвертными длительностями)

Уронила в речку мячик (топать ногами восьмыми длительностями)

Тише, Танечка, не плачь (маршировать четвертными длительностями)

Не утонет в речке мяч  (топать ногами восьмыми длительностями)

б) упражнение «Ходьба и бег» (латв.нар.мел.): ходить ритмично, менять движения с изменением характера музыки.

Под музыку 1-ой части дети идут врассыпную по залу, на повторение – останавливаются и размахивают флажками над головой, на 2-ю часть – легко бегают на носочках.

2.Чтобы определить, ритмично ли хлопает ребенок в ладоши (или простукивает ритм с предметами), было предложено упражнение

а) «Стихи и палочки»:

 Что ты ждешь? Плясать пошли! (стучать поочередно концами палочек по полу)

      Эй, сапожки все в пыли! (водить концами палочек по полу вправо, влево)

     Топ-топ – на каблучок! Ударить два раза концами палочек по полу. Поставить палочки на пол.

     Ай да танец «Казачок»! (быстро стучать палочками по полу).

б) упражнение «Хлопки в ладоши» (анг.нар.мел.): хлопать перед собой, над головой, по коленям.

3.Для определения активно ли принимает ребенок участие в играх (танцах), предложить

а) танец «Казачок»:

Что ты ждешь? Плясать пошли! (идти ритмичным шагом к центру – 4 шага)

Эй, сапожки все в пыли! (отойти назад – 4 шага)

Топ-топ – на каблучок! (два раза топнуть ногой, поставить ногу на пятку)

Ай да танец «Казачок»! (быстро топать ногами)

б) игра «Колпачок» (рус.нар.песня): дети идут по кругу, держась за руки, и поют песню. В центре круга сидит ребёнок в колпачке – «Колпачок». Он выбирает из детей себе пару и танцует вместе с ним под любую весёлую мелодию.

4.Для того, чтобы узнать, играет ли ребенок на музыкальных инструментах, использовать упражнение «Ритм в музыкальных произведениях».  Дети подыгрывают педагогу на треугольниках, бубнах, ложках, палочках, ксилофоне «Польку» М.Глинки. Первую часть  играют одни инструменты, вторую часть другие. Например,

1 часть – играют бубны, ложки, палочки

2 часть – играют треугольник и ксилофон

Суть задания заключается в том, что нужно попытаться точно передать ритмический рисунок.

Оценка проводится по следующей системе:

     - самостоятельно справился с заданием (высокий уровень)

           - справился после словесной помощи взрослого  (выше среднего уровня);

      - справился после словесной помощи и какого-то действия (средний уровень);

      - не справился с заданием (ниже среднего уровня).

Данные исследования занесены в таблицу №1.

Таблица № 1

Исследование уровня развития чувства ритма у детей средней группы

Фамилия

Имя

ребенка

1

2

3

4

Итог

Багиров Матвей

Габидуллин Руслан

Зиганшина Линара

Исаева

Мария

Кадырова Язиля

Киселёв Арсений

Лавров Александр

Латыпова Евгения

Лизунина Ангелина

Лорай

Полина

Нигматзянов Артур

           

Петров

Роман

Пузикова Полина

Разгулова Кира

Садюкова Кристина

Сайфуллин Азамат

Смышляев Егор

Тюрина Анастасия

Хамадшина Амилия

Шикин

Марк

1 - двигается ли ребенок ритмично

2 – ритмично ли хлопает в ладоши (или простукивает ритм с предметами)

3 – активно ли принимает участие в играх

4 – играет ли ребенок на музыкальных инструментах

В результате исследования детей средней группы были выявлены следующие результаты:

высокий уровень (           ) – 10 %;

выше среднего     (            ) – 40 %;

средний уровень  (            ) – 45 %;

ниже среднего      (                   ) – 5 %.

Диаграмма уровня развития чувства ритма у детей при констатирующем эксперименте

Вывод: как видно из результатов исследования, не все дети справляются с программными требованиями. Поэтому, для улучшения результатов нужно  включить в план работы музыкально-дидактические игры и упражнения на развитие чувства ритма по Программе  «Ладушки», как во время музыкальных занятий, так и в режимные моменты, и проводить их систематически.

2.2. Формирование навыков развития чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста.

Известный швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак – Далькроз говорил: «Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом…Первоначальное обучение должно носить характер игры. Нельзя сразу внушать детям понятия долга, обязательного труда».

Игрушка вносит веселые моменты, дает желание научить этому кого-то другого. Манипулируя с игрушкой, ребенок непроизвольно переносит ответственность за свои действия на нее.

Для улучшения результатов исследования музыкальным руководителем была составлена система работы по реализации данного проекта. Период внедрения: с 01.10.2018 года по 15.05.2019 года. Решено использовать  игровые упражнения на музыкальных занятиях и во время индивидуальной работы с детьми.

I. « Игры с игрушками» - даем игрушкам ласкательные наименования:

             Зай-чик, за-инь-ка

              ко-тик, ко-те-но-чек

Проговариваем, прохлопываем, потопываем, проигрываем эти названия на музыкальных инструментах в сдержанном темпе (см. приложение 1).

  1. «Игры с картинками» - знакомство с новой картинкой:

             по-ро-се-нок

Придумать песенку про поросенка и прохлопать ее в ладоши, например:

             по-ро-се-нок  ХРЮ-ХРЮ

             по-ро-се-нок  хрю-хрю-ХРЮ

Педагог играет на музыкальном инструменте слово «поросенок», а дети, хлопая в ладоши, говорят: «хрю-хрю» (см. приложение 1).

  1. «Игры с именами»

             Та-ня, Та-неч-ка

             Се-ре-жа, Се-ре-жень-ка

Педагог спрашивает (пропевает импровизируя) у ребенка: «Как тебя зовут?». Ребенок должен постараться спеть свое имя так, как захочет. Он, пропевая свое имя, невольно произносит и запоминает определенную последовательность звуков (см. приложение 2).

  1. Знакомство с длительностями «Долгий – короткий».

Чтобы у детей сохранялся устойчивый интерес к занятию, педагог должен придумать к каждому пособию простую историю. Например:

« В синем-синем море жили-были золотые рыбки. Их было много».

Выкладывается цепочка из рыбок. Получается ритмическая формула:

          ТА-ТА-ТА-ТА                          

« Стало тепло, и на травку выползла большая божья коровка – мама (ТА). За ней появился папа (ТА). Потом сыночек и доченька (ти,ти). И наконец, бабушка (ТА). Получается формула:

           ТА-ТА-ти-ти-ТА

« В одно лесу жила дружная семья грибов: детки (ти,ти), папа (ТА), мама (ТА), дедушка (ТА)». Получается ритмическая формула:

           ти-ти-ТА-ТА-ТА

Все получившиеся ритмические формулы следует проговорить, прохлопать, протопать (см. приложение 3).

Выполняя это задание, ребенок учится выкладывать ритмические формулы с помощью других картинок. В результате легче усваивается учебный материал, развивается логическое мышление и зрительное восприятие. Продолжает закрепляться понятие о коротких и долгих звуках, формируется активность.

  1. Ритмические карточки

Все ритмические цепочки проговариваются, прохлопываются, протопываются, проигрываются на музыкальных инструментах.

1.Дети разучивают на занятиях песенки-попевки, педагог, проводя пальцем по карточке, показывает детям короткие и долгие звуки (см. приложение 2).

В дальнейшем дети угадывают песенку по ритмической формуле по карточке (см. приложение 2).

2.Дети сидят на стульчиках. Педагог раздает им по одному листку с ритмическими формулами (III, IV). (Приложение 2)

Они, проводя пальчиком по бумаге, произносят вслух последовательность коротких и долгих звуков, каждый в своем темпе. Педагог должен учесть, что не все будут проговаривать формулы ритмично, поэтому, когда дети закончат проговаривать, он предлагает всем вместе произнести ритмично и громко первую строчку, затем вторую и т.д.

VI. Ритм в стихах (см.приложение 1)

«Зайчик» - прохлопать ритм.

Зайчик ты зайчик,      дети прыгают на двух ногах

Коротеньки ножки.    Педагог ритмично ударяет в бубен.

На этих на ножках,     дети вместе с педагогом выставляют

Красные сапожки.       вперед ноги поочередно

 «Колобок»  -  проговаривать и прохлопывать стихотворение.

Колобок, колобок,        дети маршируют по залу

У тебя румяный бок.     ( четвертными)

Ты от бабушки ушел,    притопывают ногами (восьмыми), делая

Ты от дедушки ушел.     акцент на последнюю четверть каждой

                                         фразы, слегка поворачиваясь вправо, влево;

                                         руки на поясе.

VII.Упражнения с ладошками (см. приложение 3)

Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по-разному, а они должны постараться точно повторить его хлопки. Он сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой. Упражнение сменяется другим, как только большинство детей справится с первым заданием.

- 4 раза по коленям обеими руками (2 раза)

-3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения)

- 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши

- 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением) и т.д.

Выполнять на одном занятии можно не более четырех комбинаций, чтобы дети не устали. Делать упражнения следует в сдержанном темпе. Обязательно нужно похвалить всех детей.

Эти упражнения развивают детское произвольное внимание (ребенок сознательно наблюдает за действиями педагога, контролирует свои действия), координацию движений, моторику рук, двигательную память.

Глава 3:Заключительный этап:

3.1.Контрольный эксперимент.

После систематической работы с 01.10.2018 г. по 15.05.2019 г. в средней группе МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан планируется повторное исследование с использованием  той же методики, и тех же заданий, что и  при  констатирующем эксперименте.

Форма для проведения  контрольного исследования. (Приложение – таблица №2)

Приложение

Таблица № 2

Контрольное исследование уровня развития чувства ритма у детей средней группы

Фамилия

Имя

Ребенка

 

1

2

3

4

Итог

Багиров Матвей

Габидуллин Руслан

Зиганшина Линара

Исаева

Мария

Кадырова

Язиля

Киселёв

Арсений

Лавров Александр

Латыпова Евгения

Лизунина Ангелина

Лорай  Полина

Нигматзянов Артур

Петров

Роман

Пузикова Полина

Разгулова Кира

Садюкова Кристина

Сайфуллин Азамат

Смышляев Егор

Тюрина Анастасия

Хамадшина Амилия

Шикин

Марк

Ожидаемые результаты:

Считаю, что после  систематически проведённых мероприятий, уровень развития чувства ритма у детей значительно повысится. В обучении

музыкально-дидактическим играм и упражнениям педагог создаёт такие условия для ребёнка, что он  может проявить инициативу, активность, решительность, а музыка, сопровождающая движения, повысит жизненный тонус детей, улучшит качество движений, будет способствовать ритмичности и большей координации.

Заключение

 Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку и его влияние на развитие чувства ритма, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.

Именно поэтому важно развивать чувство ритма, начиная с младшего дошкольного возраста, именно поэтому  обратилась к данной теме.

 Изучив и проанализировав методическую литературу по данной теме, пришла к выводу: пополнила свои знания в области теории и методики обучения музыкально-ритмическим движениям; ознакомилась с имеющимися программами по музыкально-ритмическим движениям и совершенствовала полученные знания и умения. Обобщила свой педагогический опыт работы и изменила свое отношение в работе: более тщательно стала подбирать репертуар, творчески подходить к работе. Попыталась соединить теорию с практикой, - проводила эксперименты, используя музыкально-дидактические игры и упражнения на развитие чувства ритма по Программе «Ладушки» (авт.И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева) работая с детьми в ДОУ, с целью выявления возможностей детей и повышению качества, выразительности движений и развитию чувства ритма. С помощью исследования, выявила уровень развития чувства ритма каждого ребенка средней группы в  МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, который показал, что только систематическое использование музыкально – дидактических игр и упражнений  влияет на развитие чувства ритма детей дошкольного возраста.

Закончить работу хотелось бы  высказыванием Э.Жак-Далькроза: «Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить».

Литература:

1.Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста.- М.: Просвещение,2012.-229с.

2.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб.:РЖ «Музыкальная палитра», 2012.-192 с.

3.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.:Просвещение, 2008. - 233 с.

4.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и  доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 328 с.

5.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Просвещение, 2000.-237 с.

6.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки».– СПб.: Издательство «Невская нота», 2015.- 116 с.

7.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. – СПб.: Издательство «Композитор», 2007.- 76 с.

8.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Мы играем, рисуем, поем. – СПб.: Издательство «Композитор», 2007.- 88 с.

9.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Музыка и чудеса. – СПб.: Издательство «Композитор», 2008.- 88 с.

10.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. №1155, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 14.11.13 г. №384.

11.Раевская Е., Руднева С. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 2007.-222 с.

12.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об бразовании в РФ».

13.Интернет -  ресурсы //nsportal – социальная сеть работников образования, педагогический клуб «Наука и творчество»//

Приложение 1

Конспект деятельности в средней группе

Программное содержание: воспитывать бережное отношение к игрушкам. Учить приемам игры на деревянных ложках, треугольнике, развивать ритмичность, музыкальность.

Материал: домик игрушечный; игрушки – зайчик, котик; картинка с изображением поросенка.

Ход деятельности:

Дети входят в зал. На столе стоит игрушечный домик.

Музыкальный руководитель (М.р.): Ребята, давайте отправимся в гости к нашим друзьям – зайчику и котику. А поедем мы на поезде (на аудиокассете звучит пьеса «Поезд» и дети имитируют езду поезда).

Цель – совершенствовать топающий шаг, образность движений, сохранять осанку.

М.р.: Вот мы приехали к домику. Сейчас проговорим, потом прохлопаем и протопаем ласково:

                            зай-чик, за-инь-ка

       и                   ко-тик, ко-те-но-чек

Вот и наши друзья – игрушки нас встречают (из домика воспитатель выносит игрушку зайчика и котика, и ставит перед детьми). Сыграем теперь на инструментах:

                            зай-инь-ка

                            ко-те-но-чек

(проигрывают эти названия на музыкальных инструментах в сдержанном темпе).

М.р.: А еще с нашими игрушками живет поросенок (показывает картинку с изображением поросенка). 

поросёнок

Давайте придумаем песенку про поросенка и прохлопаем в ладоши:

                             по-ро-се-нок  ХРЮ-ХРЮ

                             по-ро-се-нок  хрю-хрю-ХРЮ

Педагог играет на музыкальном инструменте слово «поросенок», а дети, хлопая в ладоши, говорит: «хрю-хрю» и «хрю-хрю-ХРЮ».

Цель – в веселой игровой форме закрепить понятия «короткие и долгие звуки»; развить фантазию, воображение.

М.р.: Ребятки, а сейчас мы поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Ловко с пальчика на пальчик,  пальцы одной ладони широко расставлены.

Скачет зайчик, скачет зайчик.  Указательным пальцем другой ладони

                                                      дотрагиваться до каждого пальца.                        

                                                      Поменять действия ладоней.

М.р.: Послушайте, я вам спою песенку про игрушки и про детский сад (педагог исполняет песню «Детский сад» А.Филиппенко). Хотите еще раз послушать? Можете мне помогать (поет песню еще раз). А какую еще песенку вы хотели бы спеть про игрушки или про животных друзей? Дети называют и исполняют песню «Собачка» М.Раухвергера, «Лошадка Зорька» Т.Ломовой. Педагог отмечает детей, чисто интонирующих, поющих выразительно; им предлагает спеть отдельно.

М.р.: Пели вы сегодня замечательно. А теперь давайте поиграем (Игра «Ритм в стихах»)

«Зайчик»

Зайчик ты зайчик,      (дети прыгают на двух ногах)

Коротеньки ножки     (педагог ритмично ударяет в бубен)

На этих на ножках      дети вместе с педагогом выставляют

Красные сапожки.       вперед ноги поочередно.

«Колобок»

Колобок, колобок      (дети маршируют по залу – четвертными)

У тебя румяный бок.

Ты от бабушки ушел   притопывают ногами – восьмыми, делая акцент

Ты от дедушки ушел.   на последнюю четверть каждой фразы, слегка              

                                     поворачиваясь вправо, влево; руки на поясе.

М.р.: Молодцы! Как у вас все хорошо получается. Это потому, что вы стараетесь. Понравилось вам в гостях у игрушек? (дети отвечают). А теперь пора отправляться домой. Занимайте свои места, поезд уже ждет (звучит фонограмма «Поезд», дети имитируют движение поезда и « уезжают» в группу).

Приложение 2

Конспект комплексной деятельности «Цветы» в средней группе

Программное содержание: продолжать развивать музыкальность – чувство ритма, ощущение музыкальной фразы, динамики, регистра.

Материал: ритмические карточки (II, III, IV).

Ход деятельности:

Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель (М.р.): Я сегодня шла в детский сад и увидела плачущего мальчика. Он не хотел с мамой расставаться. А вы уже большие, не плачете. Этого мальчика  зовут Кирилл. А как вас зовут?

М.р. спрашивает, припевает, импровизируя у ребенка:  «Как тебя зовут?» Ребенок старается спеть свое имя так, как хочет

М.р.: Мы с крылечка машем маме и вечером ждем обратно. (Начинает петь песню «Ласковая песенка» О. Сивохиной, без музыкального сопровождения, дети подхватывают). Мы очень любим своих мам и дарим им цветы.

       (Дети выполняют танцевальную фантазию «Цветы»  на  музыку   Э. Грига «Песня Сольвейг»).

М.р.:  Вот, сколько цветов мы подарим маме. Педагог с детьми разучивает песенки - попевки «Я иду с цветами», «Василек». Музыкальный руководитель, проводя пальцем по карточке, показывает детям короткие и долгие звуки. На последующих занятиях, дети, проводя пальчиком по бумаге, произносят вслух последовательность коротких и долгих звуков.

таблица 2

таблица 3

               таблица 4

М.р.: Ребятки, а какие вы знаете цветы? Рассматривают картинки с изображением цветов: фиалки, незабудки, кувшинки, колокольчики, тюльпаны. Найти сходства (у всех есть лепестки, стебли, листья) и различия (разный цвет, размер).

М.р.: А давайте, изобразим большую поляну тюльпанов.

 Аппликация и рисование: «Поляна тюльпанов». Дети приклеивают вырезанные из цветной бумаги тюльпаны на большой лист бумаги, пририсовывают стебель, приклеивают листики.

М.р.: Нет цветка красивее тюльпана –

          Полыхает праздничным огнем.

           Если я Дюймовочкою стану,

           Буду жить в тюльпане под окном.

           Мама утром к клумбе подойдет:

          - Где моя Дюймовочка живет?

          - Не волнуйся, мамочка, я здесь,

           Принеси мне что-нибудь поесть.

                                                 (Г.Глушков)

Замечательная получилась у нас поляна из тюльпанов. Вы все очень старались! Молодцы!

Вот и подошла к концу наша встреча. До следующей встречи!

Приложение 3

Конспект комплексной деятельности «Зайчик» в средней группе

Психолого-педагогические задачи:

- развивать у детей внимание, создавать поисковую ситуацию, знакомить с характерными особенностями зайчика;

- развивать чувство ритма;

- знакомить с разными музыкальными жанрами (колыбельная песня, танец, хоровод);

- осваивать практические навыки работы с кисточкой и клеем;

- формировать нравственные качества (забота, ответственность).

Материал: зайчик-игрушка; клей, кисточки, салфетки. Морковки из бумаги, полоски зеленой бумаги.

Ход деятельности:

Дети приходят на музыкальное занятие.

М.р.: Ребятки, сегодня в детский сад приходил почтальон Печкин и принес письмо. Давайте я его прочитаю:

« Я прыгаю ловко, люблю я морковку,

 но всех боюсь, боюсь, боюсь!»

Кто же это?

Дети: Зайка.

М.р.: Давайте поищем зайчика, он где-то спрятался. А чтобы зверек не испугался, ребятки, наденем заячьи «ушки».

Дети одевают заячьи «ушки», ищут и находят зайчика за занавеской в углу зала.

М.р.: Вот он где спрятался. Поздороваемся с зайчиком ласково по-музыкальному (дети пропевают), тихо, громко. А сейчас, вместе с зайчиком попрыгаем и сделаем зарядку для ушек, хвоста и лапок.

Под любую веселую музыку дети прыгают и делают зарядку.

М.р.: Ребятки, а теперь выполним гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Скачет зайка косой (указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить),

Под высокой сосной (ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены).

Под другою сосной (ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены),

Скачет зайка второй (указательный и средний пальцы левой руки – вверх, остальные соединить).

                  (Т.Ткаченко).

М.р.: Я сейчас поставлю веселую польку для зайчика (зайчик – игрушка танцует в руках у педагога), и мы с вами весело похлопаем в ладоши.

Упражнение с ладошками (на развитие чувства ритма)

Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки:

  1. 4 раза по коленям обеими руками (2 раза);
  2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения);
  3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши;
  4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (2 раза).

М.р.: Вот как весело мы поиграли с ладошками, да и зайка устал танцевать. Ему хочется отдохнуть и поспать.

Звучит «Колыбельная» Т.Назаровой. Один ребенок «качает» зайчика, остальные дети тоже «спят».

М.р.: Все, усыпили мы зайчика, пусть он немного поспит. А я расскажу вам интересные истории. Послушайте:

« В одном лесу жила дружная семья грибов: детки (ти, ти), папа (ТА), мама (ТА), дедушка (ТА)». Педагог выкладывает цепочку из грибов. Получается ритмическая формула: ти-ти-ТА-ТА-ТА.

ГМГМГБГБГБ

« Стало тепло, и на травку выползла большая коровка – мама (ТА). За ней появился папа (ТА). Потом сыночек и доченька (ти, ти). И, наконец, бабушка (ТА). Получается формула: ТА-ТА-ти-ти-ТА.

БКББКББКМБКМБКБ

Все получившиеся ритмические формулы проговариваются, прохлопываются, протопываются. Эти упражнения позволяют закреплять понятие о коротких и долгих звуках.

М.р.: Вот и зайка проснулся. Он приглашает с ним хоровод водить.

Хоровод « Мы на луг ходили» А.Филиппенко

М.р.: За уши зайца несут к барабану.

          Заяц ворчит: «Барабанить не стану!»

          Нет настроения, нет обстановки,

          Нет подготовки, не вижу морковки!  (В. Берестов)

Давайте мы с вами сделаем для зайки морковки.

Конструирование «Морковка для зайчика»

Дети склеивают две половинки вырезанной из бумаги морковки, предварительно вставляя между ними зеленые хвостики (длинные полоски зеленой бумаги). Отдают зайчику.

М.р.: Зайчик вам спасибо говорит. Он тоже вас хочет угостить морковкой со своего огорода (угощение настоящей морковкой).

       М.р.: Весело было на занятии.  Но пора прощаться с зайчиком по-музыкальному, спеть ему: «До свидания, зайчик!» (Дети прощаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».

Наименование проекта: «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».Автор проекта: воспитатель Квитка Наталья Васильевна.Вид проекта...

СИСТЕМА РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"

Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной  средой, окружающими людьми и самим собой играет музыкальное образование в частности один из осно...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» На современном этапе педагогической теории и практики уделяется осо...

Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"

презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»Цель: Повышение профессиона...