Нравственно-патриотическое воспитание
методическая разработка (подготовительная группа)

План п самообразования по нравственно-патриотичесуому воспитанию на 2019 - 2022 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41»

Индивидуальный план  работы по самообразованию

воспитателя первой квалификационной категории

Кельмишевой Оксаны Имамкуловны

«Нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста»

Начало работы над темой: сентябрь 2019 г.

Предполагаемая дата окончания работы над темой: май 2022 г.

                                          г. Бийск, 2019

                                             Пояснительная записка

                                                                                    Родина для человека – самое

                                                                                    дорогое и священное, без

                                                                                    чего человек перестаёт быть

                                                                                    личностью.

                                                                                                  В. А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно нравственного воспитания это шаг к возрождению России. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является её сыном, значит Россия для него – Родина. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Задача моя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я обязана сама хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту. Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО. Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:

1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников; через посещение занятий, семинаров, МО и т. п. как в детском саду, так и на городском, окружном и областном уровне.

2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка»

3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей

4. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

- методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»

- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка передвижка «Азбука нравственности»

- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников

- оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для детей, худ. литература, методическая литература, пособия)

- круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами»

5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.

Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

-овладение методами нравственно-патриотического воспитания, совершенствование нравственно-патриотической пропаганды среди родителей;

-осуществление системной работы с детьми;

-развивать познавательную активность детей в прцессе ознакомления с историей и традиций семьи и Родины.

Актуальность.

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была

актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни.

        Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

        Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за дос-тижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к исто-рическому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Цель:1. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей

этому воспитанию.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

4. Повышение уровня самообразования.

Задачи:

-овладение методами нравственно-патриотического воспитания, совершенствование нравственно-патриотической пропаганды среди родителей;

-осуществление системной работы с детьми;

-развивать познавательную активность детей в прцессе ознакомления с историей и традиций семьи и Родины.

Ожидаемый результат:

    Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у до-

школьников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и  России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.        

                                   

                         

                             

                             План работы на 2019-2020 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Стенд «Моя Родина – Россия».

Картотека игр.

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Экскурсия в краеведческий музей города.

Выставка работ детского творчества.

Январь

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

Развлечение «Игры наших бабушек».

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность  «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Март

Беседы  «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Выставка детских работ «Мамин портрет».

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Май

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

Утренник, посвящённый Дню Победы.

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Фотовыставка «Моё любимое место в городе»

Октябрь

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Ноябрь

Оформление альбома «История нашего города».

Альбом «История нашего города».

Февраль

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Акция «Посади дерево».

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Самореализация

Январь

Показ открытого мероприятия.

Развлечение  «Игры наших бабушек».

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

                                 План работы на 2020- 2021 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» М.Д. Маханева

М.: АРКТИ,2004 год

2. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию

 Старшая и подготовительная группы) Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.

М.: ВАКО,2006

3. Нравственное воспитание в детском саду

(Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет) Библиотека программы  воспитания и обучения в детском саду. М.Д. Маханева

М.: АРКТИ,2004 год

Работа с детьми

Сентябрь

Совместные с родителями досуги, выставки фотографий «Моя семья», праздники

Рассказ педагога о том, как отмечают «День знаний» и «День города»в нашей стране, рассказы детей, заучивание стихотворения В. Орлова «Родное», рассматривание иллюстраций, рисование

Октябрь

Дидактические игры «Район в котором мы живем»,« Кто больше улиц знает» сюжетно-ролевые игры

Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья», чтение худ. лит. К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка»

Ноябрь

Экскурсии на кухню, прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры.

Беседы, рисование на тему: «Моя любимая мама», чтение произведений  о матери (Ю. Яковлев «Мама»). Праздник «День народного единства».

Декабрь

Организация кормушек для птиц, прилетающих на участок детского сада, игры.

Наблюдения, беседы, рисование зимних пейзажей, аппликация с использованием прикладных материалов заучивание стихотворений о зиме.

Январь

Прогулки, экскурсии, подвижные игры, викторины, праздники, развлечения

Рассказ воспитателя о том, как отмечают Новый год в нашей стране, рисование, лепка,аппликация,чтение стихотворений о Новом годе и заучивание.

Февраль

Дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Армия»

Чтение произведений художественной литературы( А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник»), беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций.

Март

Дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Хлеборобы» ,совместные праздники с мамой.

Фотовыставка « Мой папа- воин РФ»

Апрель

Досуги, викторины, развлечения

Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

Май

«Уроки доктора Айболита», игры

Экскурсия к памятникам героев с родителями, праздник.

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй

Сентябрь

Памятки для родителей:

"Известные люди о воспитании любви к Родине";

"О воспитании у детей трудолюбия".

Фотовыставка  «Мой дом природа» из цикла «Отдыхаем всей семьей на природе»

Октябрь

Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

Конкурс «Создание герба, флага и гимна семьи»  

Ноябрь

Папка-раскладка:

«Как научить детей охранять природу»;

Памятка для родителей:

 «Воспитание любви к родному селу в семье и детском саду»

Выставка   альбомов «Про меня» презентация.

Декабрь

Памятки для родителей:

«Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Елочные игрушки»- участие в выставке старых игрушек семейная реликвия

Февраль

Консультирование
«Воспитание юного патриота в семье»

Фотовыставка «Мой папа служил в армии»

Март

Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников»

Фотовыставка наши прабабушки, бабушки, мамы»

Апрель

Консультирование

«Патриот воспитывается с детства»

Совместный поход в краеведческий музей

Май

Консультация «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Совместный труд на субботнике по уборке участков детского сада «Марафон добрых дел»

Самореализация

Май

Показ открытого мероприятия

«9 мая- главный праздник в нашей стране»

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

План работы на 2021- 2022 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении.

Планирование, разработки занятий и мероприятий. Автор-составитель Е.А.Позднякова

Волгоград: Учитель,2008

2. Мое Отечество – Россия.

Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Богачева В.И. и другие

М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004

3. Система работы по воспитанию чувства патриотизма.

Старшая группа. Составитель Иванова Татьяна Владимировна

Волгоград: ИТД «Корифей»

Работа с детьми

Сентябрь

Экскурсии вокруг  

детского сада

сюжетно-ролевые игры.

Беседа на тему: «Мой адрес,», наблюдение и экскурсии по территории д/с: рассматривание домов, их этажности, номера, их чего построены,   рисование дома, фантазирование на тему сказочного дома

Октябрь

Драматизация русских сказок, подвижные игры

Наблюдения за животными ,чтение русских народных сказок «Зимовье», «Заяц хвастун», «Лисичка сестричка и серый волк», Носов «Лисята», Чарушин «Что за зверь»  заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование животных и птиц

Ноябрь

Игры, конкурсы, развлечения, выставка фотографий «Я и моя мама»

Праздник «День народного единства». Беседы на тему «Мамочка, моя!»

Декабрь

Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Досуги, развлечения

Рассказ воспитателя о том, как отмечают Новый год в нашей стране, рисование, лепка,аппликация,чтение стихотворений о Новом годе и заучивание.

Январь

Экскурсия в больницу с родителями, развлечения, эстафеты, подвижные игры.

Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

Февраль

Праздник, игры, конкурсы с папами и дедушками

Рассказы воспитателя о героях Отечества, беседы, чтение стихотворений о героях Отечества.

Март

Праздник, игры, конкурсы с мамами и бабушками

Беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций, рисование с родителями

Апрель

Прогулки, экскурсии в весенний парк, подвижные игры, конкурсы, развлечения.

Экскурсии в другие группы для ознакомления с их мини – музеями, игры.

Май

Памятники героям в нашем селе

Экскурсия к памятникам героев с родителями, праздник.

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй

Сентябрь

Заседания «круглого стола»:

«Прогулки с детьми по городу»

Фотовыставка   «Где мы бывали с семьей» «Путешествие по стране»

Октябрь

Памятки для родителей

 «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»

Выставки рисунков «Самое красивое место в нашем селе»

Ноябрь

«Золотые купола». Из цикла отдыхаем всей семьей. Поход к храму.

Декабрь

Участие родителей в групповых занятиях «Семейные реликвии»

КВН «Что мы знаем о России» две команды родителей и детей.

Февраль

Заседания «круглого стола»: «Патриот воспитывается с детства»

Спортивный праздник «Буду в армии служить, буду Родину любить»

Март

Выпуск семейной газеты «В объятиях мамы…»

«8 марта – праздник мам»

Апрель

Памятки для родителей

«Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Все профессии важны» презентации родителей о своей профессии

Май

Анкетирование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Героям - слава!» совместный поход к мемориалу

Самореализация

Февраль

Показ открытого мероприятия

Спортивный праздник «А ну-ка парни!»

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

                                   

                                 

                                     Литература по данной теме:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека» 3. Ушакова

З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственнопатриотического воспитания дошкольников.

5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

6. Джесси Рассел «Воспитание»

7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". Статьи: 1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...