Программа дополнительного образования «Шерстяная акварель»
рабочая программа (старшая группа)

Серая Ирина Сергеевна

Кружковая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2018-2019.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад «Огонёк»

Программа дополнительного образования

 «Шерстяная акварель»

                                                               Воспитатель  Серая И.С.

2018-2019 уч.год

Пояснительная записка.

Современный мир выдвигает перед дошкольным образованием на передний план помимо охраны и укрепления физического и психического здоровья- развитие способностей и творческого потенциала детей.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.

Одной из таких техник является «Шерстяная акварель»

«Шерстяная акварель»- это целиком и полностью творческий процесс. Здесь самое главное желание и настроение. Ведь для работы с шерстью совсем не обязательно уметь рисовать, материал надо чувствовать, а он сам подскажет, как с ним работать. Это увлекательное, приятное и не трудное занятие.

В процессе нетрадиционной технике рисования у детей развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты; происходит развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.

Что для этого необходимо? Немного не пряденной шерсти разных цветов, рамка для фотографий, ножницы, пинцет, немного усидчивости, и результат не заставит себя ждать. Перед вами откроются белоснежные облака, улетающие вдаль птицы, цветы небывалой красоты. Этот процесс напоминает работу акварельными красками, поэтому такие картины называют «шерстяная акварель».

«Теплые» картины (так их еще называют) способствуют развитию у детей творчества, пространственных представлений, познанию свойств материалов таких, как шерсть, флизелин, фланель. А главное, эти работы формируют у детей стремление проявить свое внутреннее «Я», раскрыть в себе еще один родничок творчества.

Работая над такими картинами, ребенок учится разным приемам выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, обрывание, а значит идет развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев.

Мотивацией успешности в «шерстяной акварели» является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.

Цель:

формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели», как нового способа художественного творчества.

Задачи:

Развивающие:

1. развивать у детей творческие способности, наглядно- образное мышление, фантазию;

2. развивать познавательную активность, формировать навыки сотрудничества;

3. развивать мелкую моторику рук;

4. развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.

 Воспитательные:

1. воспитывать эстетический вкус, эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы, желание порадовать близких своей работой;

2. вызывать интерес к окружающему миру, желание увиденное передавать в своих картинах;

3. совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место.

 Обучающие:

1.формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами (флизелин, фланель, шерсть) и инструментами (ножницы, пинцет);

2.учить при создании картин использовать разные способы выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, обрывание);

3.учить детей видеть и понимать прекрасное в картинах художников.

Принципы, лежащие в основе кружка:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (наличие картин, иллюстраций, показ воспитателем приемов и способов выкладывания);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие теоретической основы).

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. На каждую картину отводится 2 занятия. В ходе усвоения детьми принципов работы «шерстяной акварели» учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Все это позволяет индивидуализировать работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, помочь безбоязненно творить и создавать.

Методы и приемы:

  • Использование художественного слова;
  • объяснение с последующим показом приемов изготовления;
  • совместное обсуждение;
  • исследовательская деятельность;
  • создание игровых и проблемных ситуаций;
  • рассматривание картин;
  • сотворчество (выполнение картин на подготовленном воспитателем силуэте, «дорисовывание» шерстью элементов);
  • слушание музыкальных произведений.

Продолжительность работы кружка- 1 год;

Возраст детей4-5 лет;

Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей;

2 раза в месяц.

Длительность  20-25 минут. Одна тема занятий рассчитана на два занятия.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Место проведения: помещение средней группы

Используемый материал:

1. Материал (флизелин, фланель, шерсть разных цветов и оттенков, фоторамки, клей, бусины, ножницы, пинцет);

2. Подбор:

- художественно- литературного материала (загадки, стихи о временах года, о природных явлениях и праздниках);

- классических музыкальных произведений для сопровождения творческой деятельности;

- картин, иллюстраций (пейзажи, натюрморты).

3. Работа с родителями:

- консультация: «Что такое «Шерстяная акварель»?»;

- мастер-класс (дети для родителей): «Как рисовать «теплые» картины?».

Ожидаемые результаты:

К концу года дети УМЕЮТ:

  1. Работать с шерстью, создавать несложные композиции;
  2. Правильно пользоваться ножницами и пинцетом;
  3. Использовать в картине разные приемы выкладывания шерсти;
  4.  Самостоятельно подбирать нужные цвета и оттенки для передачи более точного изображения предметов;
  5.  Творчески подходить к выполнению задания;
  6.  Выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
  7.  Видеть красоту природы и отражают в своих картинах.
  8. Дети могут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

Отслеживание результативности:

Выставка детских работ;

Презентация своих картин на мастер- классе для родителей;

Сентябрь

1. «Учимся рвать и смешивать шерсть».

Задачи: Формировать навыки работы с шерстью, развивать интерес к художественной деятельности.

 Обучать умению ориентироваться на листе бумаги.

 Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера.

Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

 Развивать художественное творчество, эстетические чувства.

Материал: Разноцветная шерсть.

2. «Солнышко»

Задачи: Продолжать знакомить с техникой рисование шерстью.

Развивать цветовосприятие.

Учить смешивать шерсть, делать из шерсти столбики и резать из них лучики. Учить видеть красоту природы.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материал: Жёлтая шерсть разных оттенков ножницы.

Октябрь.

1.Рисование картины«Ах, какая осень!»(рассматривание картин, подготовка фона.)Задачи: Формировать навыки работы с шерстью, развивать интерес к художественной деятельности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Закреплять умение скатывать в комок кусочки шерсти. Развивать художественного творчества, эстетических чувств. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Материал: Разноцветная шерсть, флиз, рамки, ножницы.

2. Продолжение(прорисовывание деревьев, облаков, листьев)

Задачи : Закрепить и систематизировать знания о характерных приметах осени. Учить детей подбирать цвета для фона картины. Закрепить прием отрывания. Повторить правила пользования ножницами. Познакомить с новыми приемами работы с шерстью: вытягивание- для прорисовывания стволов деревьев и веток; выщипывание- облака, листья; Учить правильно располагать изображение на картине, работая с перспективой (вблизи, вдалеке); Вызывать у детей интерес к окружающему миру.

Материал: Разноцветная шерсть, флиз, рамки, ножницы.

Ноябрь

1. Подарок маме «Вот для мамочки цветы небывалой красоты»

(рассматривание поздравительных открыток, выбор понравившихся цветов, подготовка фона)

2. Продолжение

(прорисовывание цветов ,листьев) Учить самостоятельно подбирать цвета и оттенки для фона.

 Тренировать движения рук, развивать мелкую моторику.

 Развивать эстетический вкус.

 Воспитывать любовь к близким, желание сделать для них приятное.

Материал: Разноцветная шерсть, ножницы.

Декабрь

 1. «Маленькой ёлочке холодно зимой»

Задачи: Закреплять умение детей рисовать .

 Учить наносить шерсть на всю поверхность листа (снежинки мелко резать ножницами, рисовать елочку помогает воспитатель.).

Развивать художественное творчество, эстетические чувства.

Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Картинки с изображением ёлочек, разноцветная шерсть, рамка, ножницы.

2. Продолжение

Задачи: Закрепить навыки работы с шерстью.

Научить детей пользоваться пинцетом для прорисовывания мелких деталей.

Учить аккуратности, четкости при изображении мелких деталей картины.

Материал: Разноцветная шерсть, ножницы, пинцет.

Январь

 1.«Снежинки»

Задачи: Продолжать знакомить детей рисовать шерстью.

 Развивать фантазию, воспитывать эстетическое восприятие.

 Учить мелко, резать шерсть.

Материалы: Белые листы бумаги, восковые мелки, разноцветная шерсть, ножницы, картинки снежинок.

2. Продолжение

Задачи: Закрепить навыки работы с шерстью.

Научить детей пользоваться пинцетом для прорисовывания мелких деталей.

Учить аккуратности, четкости при изображении мелких деталей картины.

Материал: Разноцветная шерсть, ножницы, пинцет.

Февраль

1. «Медвежонок с воздушным шариком»

Задачи. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным.

Материалы: Иллюстрации с изображением медвежат, классическая музыка, разноцветная шерсть и шерстяные нитки.

2. Продолжение

Задачи: Закрепить навыки работы с шерстью.

Научить детей пользоваться пинцетом для прорисовывания мелких деталей.

Учить аккуратности, четкости при изображении мелких деталей картины.

Материал: Разноцветная шерсть, ножницы, пинцет.

Март

 1. «Цветы в вазе»

Задачи: Продолжать учить детей составлять композиции из шерсти.

 Развивать воображение и чувство композиции.

 Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения.

 Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: Разноцветная шерсть, ножницы, фотографии композиции цветов.

2. «Ёжик»

Задачи: Учить передавать особенности строения животных.

 Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, интерес к окружающему, мелкую моторику рук.

Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: картина «Ежиха с ежатами», разноцветная шерсть и шерстяные нитки, рамки, флиз, ножницы, пинцет.

Апрель

1. «Звёздное небо»

Задачи: Обогатить игровой опыт детей и создать условия для самовыражения. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения.

Уточнить и расширить знания детей о звёздах.

 Воспитывать логическое мышление.

 Углубить впечатления, связанные с космосом.

Материалы: Презентация о космосе. Картинка звёздного неба. Разноцветная шерсть, ножницы, флиз.

2. Продолжение  «Ракета»

Задачи: Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики.

Развивать мелкую моторику пальцев рук при рисованием шерстью.

 Побуждать дополнять свою работу планетами, кометами и т. д. по выбору детей.

Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

Материал: Разноцветная шерсть, ножницы, фотографии ракеты в небе.

Май

1. «Бабочка»

Задачи: Закреплять навыки работы с шерстью.

Развивать интерес к художественной деятельности, мелкую моторику, художественное творчество, эстетические чувства.

 Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Шерсть, флиз, бусинки, рамки, контурное изображение бабочки.

1 . Мастер- класс для родителей

«Как рисовать шерстью?» (мастер- класс проводят дети с воспитателем)

 «Радуга» 

Материалы: Разноцветная шерсть и шерстяные нитки, рамки, флиз, ножницы, пинцет. Фото радуги

Задачи: Познакомить родителей с «шерстяной акварелью»;

Показать родителям приемы работы с шерстью. Создать условия для сотрудничества родителей, детей и воспитателя. Познакомить родителей с разными  способами выкладывания шерсти (вытягивание, выщипывание, выдергивание).

 Выставка детских работ с презентацией. Создание единого пространства «родители- дети- детский сад»

Задачи: Формирование у детей желания поделиться своими

умениями и результатами своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...