«Поликультурное воспитание, как разносторонний процесс социализации личности»
статья

Алексеева Лариса Николаевна

Статья для педагогов «Поликультурное воспитание, как разносторонний процесс социализации личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pedagogov_-_polikulturnoe_vospitanie.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)

«Поликультурное воспитание, как разносторонний процесс социализации личности»

Без названия.jpg

Подготовил

воспитатель:

Алексеева Л.Н.

Пыть-Ях

2021г.

Уважаемые коллеги, свою статью я хочу начать со слов советского, российского педагога и психолога Петра Федоровича Каптерева «В воспитании подрастающего поколения нужно обратиться не к одному народу, а ко многим… Народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим.

Тема моей публичной лекции носит следующее название «Поликультурное воспитание, как разносторонний процесс социализации личности».

При раскрытии этой темы я хотела бы осветить вопросы организации процесса поликультурного воспитания в дошкольном детстве в целом.

Эту тему я выбрала не случайно, так как в современном обществе в последнее время все больше внимание уделяется толерантному отношению к национальным чувствам, традициям, обычаям разных народов. В становлении и формировании этого фактора большую роль играет поликультурное воспитание, и Я в воспитании и образовании дошкольников отвожу этой теме достаточно большое количество времени. И я думаю, что каждый педагог понимает важность и своевременность работы в данном направлении.

Культура нашей страны богата национальным разнообразием и когда мы слышим название той или иной страны,  сразу возникает много положительных и ярких образов. Вот, например,

Россия - это Путин. Русь. Держава, Березка,  широкая душа, хоровод.

Белоруссия – картошка, Беловежская пуща, белый аист.

Казахстан – степи, Астана, Азия.

Наша страна многонациональна, поэтому необходимо приобщать детей к основам национальной культуры, не только своей, но и культуры других национальностей, к особенностям быта, а также развивать у ребенка межличностные отношения.В наше неспокойное время мы все понимаем важность поликультурного воспитания, образования и развития личности.

Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному, как комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм, как педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Также оно понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Что касается детей дошкольного возраста то, поликультурное воспитание представляет собой гуманистическую социализацию личности, способной сочетать в себе национальное достоинство с общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп.

        В.В. Путин подчеркивает, (цитирую) что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры.

Так как дошкольная образовательная организация является первой ступенью воспитания и обучения ребенка, овладения им родной и русской речью, становления его мировоззрения, и именно в детском саду ребенок включается в поликультурное пространство, в рамках которого начинает осуществляться процесс развития личности.

          Актуальность данной проблемы определяется с одной стороны, ростом национального самосознания, а с другой- усилением проявлений национализма. Жить в мире разных людей и идей, иметь свои права и свободы, и при этом, не нарушать права и свободы других людей возможно только благодаря воспитанию. Толерантность не передается по наследству, поэтому в каждом поколении необходимо воспитывать эти качества, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции. Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей .

 Знакомство ребенка с культурой других народов позволяет формировать в нем эстетический вкус, а внутреннее единство будет стимулировать взаимопонимание.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

- эмоциональное воздействие, важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

 - обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

 Приобщения детей к национальной культуре и традициям раскрываются через:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Народные праздники и традиции.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

 В образовательном процессе современного ДОО должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих  личный игровой опыт детей, и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов.

      5. Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории и истории других народов, сформировать первичные ценностные ориентации.

       6. И конечно же в ходе режимных моментов в рамках проведения тематической недели можно познакомить детей с народными обычаями и традициями.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. Высшим показателем достижения поликультурного развития является открытость другим культурам, ценностям и взглядам.

Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи.

Но, для того чтобы нам с Вами воспитать такую личность педагогам необходимо быть компетентными в этом вопросе, а именно: развивать у себя способности ощущать себя в пространстве искусства,  самостоятельно моделировать, конструировать различные ситуации и всевозможные события в реальной и специально созданной художественной среде.

Поэтому важными условиями эффективной реализации поликультурного образования в ДОО являются:

- создание предметно-пространственной среды;

- подготовленность педагогов в области поликультурного образования;

-определение базовых направлений в работе с детьми;

- совместная деятельность родителей и педагогов;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей.

Опираясь на имеющиеся уже опыт дошкольной организации в области поликультурного воспитания дошкольников, для работы с детьми в условиях поликультурной среды нужно использовать разнообразные методы и приемы со сказками, пословицами, поговорками и пр.

У каждого народа есть пословицы и поговорки, которые учат житейской мудрости они звучат по-разному, но имеют один и тот же смысл, например:

Африканская пословица, звучит так:Сын леопарда - тоже леопард, а смысл имеет - Яблоко от яблони недалеко падает.

А вот еще: Афганская пословица  Верблюда под мостом не спрячешь ( что это значит? - Шила в мешке не утаишь)

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - Слова - серебро, а молчание - золото

    В завершении своей лекции я хочу сказать, что мы начали с того, что понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному. И что развитие воспитания в современном мире - многосторонний процесс, масштабы и результаты которого весьма значительны. Приобщая детей к культуре своего народа, мы воспитываем гордость и уважение за землю, на которой живем. Поэтому им необходимо знать и изучать культуру своих предков. Все это поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Благодарю Вас за внимание и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий правового воспитания в процессе социализации личности ребенка

В статье дается описание как изготовить лэпбук на правовую тематику совместно с детьми...

Игра в детском саду - как обязательный процесс социализации личности ребёнка

Игра в детском саду - как обязательный процесс социализации личности ребёнка...

Презентация - Поликультурное воспитание, как разносторонний процесс социализации личности

Поликультурное воспитание, как разносторонний процесс социализации личности...

Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.

В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка. Но что мы можем подразумевать под этим словом. Все чаще встречаются термины «индивид», &l...

Игра в детском саду - как обязательный процесс социализации личности ребёнка

Детская социализация основана на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. Таким образом, любая игра предполагает сам процесс социализации. В игре ребенок примеряет на себя различн...

Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.

Особенностью игровой деятельности дошкольников является то, что она - одна из ведущих средств познания окружающего мира и основной фактор социализации ребенка. Играя, дети легче адаптируются к окружаю...

Игра - как необходимый процесс социализации личности ребенка.

Игра - как  необходимый процесс социализации личности ребенка.  В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка.В момент рождения ребен...