Программа сопровождения "Расту, играю, развиваюсь"
рабочая программа (старшая группа)

Большакова Елена Валерьевна

Программа сопровождения детей группы риска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ

КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад  № 87 Красносельского района Санкт-Петербурга)

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Образовательной организации

Протокол №___ от «____» ________ 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий ГБДОУ детский сад №87

Красносельского района Санкт-Петербурга

________________  Г.Н.Кипрушенкова

Приказом №____ от «___» ______2015г

СОГЛАСОВАНО

С учетом мнения Совета родителей

(законных представителей) воспитанников

Протокол № ____ от «____» _______ 2015г.

Программа сопровождения детей группы «риска»

(детей, испытывающих трудности в общении со сверстниками, педагогами, родителями, с нарушением в развитии

эмоционально-волевой и поведенческой сферы).

«Расту, играю, развиваюсь»

для детей 4-5 лет

Педагог – психолог:

Большакова Елена Валерьевна

Санкт-Петербург

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел                                                          

1.1.Пояснительная записка                                                                                 3

1.2.Цели и задачи программы                                                                        3

1.3.Принципы и подходы к формированию  программы                                         4

1.4.Характеристики программы                                                                         5

1.5.Планируемые результаты                                                                        6

2.Содержательный раздел

  1. Содержательная характеристика программы                                                7
  2. Структура занятий                                                                                7
  3. Описание методов, средств, форм реализации программы                                          17
  4. Особенности взаимодействия с воспитателями и родителями воспитанников                    18
  5. Традиции                                                                                          19

3. Организационный раздел

3.1.Описание материально-технического обеспечения программы                                  10

3.2. Обеспечение методическими материалами                                                          10

Приложение

                                                                                                                                                         

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка         

Прежде всего, что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь.   В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать ребенку разнообразную поддержку. Прежде всего-это, Воспитатель, Родитель и Психолог. Итак, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально- психологических условий для успешного воспитания и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия ДОУ. В каждом образовательном учреждении есть дети, испытывающие трудности в общение со сверстниками, педагогами, родителями, с нарушением в развитии эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Эти дети нуждаются в особом внимании воспитателей, родителей и педагога-психолога. Под группой «риска» в данной программе сопровождения мы понимаем группу детей  с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны воспитателей, родителей, педагога-психолога.

Адресат: воспитателя, родители и дети группы «риска» старших и средних групп.

1.2.Цели и задачи программы

ЦЕЛЬ сопровождения:

Обеспечение   психологических  условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого дошкольника.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативных навыков.

Формировать умение устанавливать контакты; Развивать умение слушать и понимать других.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка; Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.); Формировать позитивное отношение к другим.

3. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития.

4. Оказать воспитателям помощь в преодолении психологических барьеров, связанных с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми. Психологическое сопровождение учителей имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением воспитателями навыков психической саморегуляции.

5. Развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы воспитателей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях.

1.3.Принципы и подходы к формированию  

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

5) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

6) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

7) сотрудничество ДОУ с семьей;

8) индивидуализация;

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивает:

•        охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

•        эмоциональное благополучие каждого ребенка;

•        интеллектуальное развитие ребенка;

•        создание условий для развития личности ребенка;

•        приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

•        взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.  

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспитания, развития, обучения;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста. -Объект - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия;

-Предмет – социально - психологические условия успешного обучения и развития;

-Метод - сопровождение.

1.4.Характеристики программы

Основные направления психологического сопровождения в ДОУ

1. Психологическое просвещение;

2. Психологическое консультирование;

3. Психологическая диагностика;

4. Психологическая коррекционно - развивающая работа.

Основные положения:

1.        Психологическая служба образования – подсистема системы образования, целью которой является содействие образовательному учреждению в создании такой ситуации, которая обеспечивает позитивное развитие личности всех участников образовательного процесса.

2.        В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Положением и разработанными на его основе уставами и положениями соответствующих структурных элементов Службы.

Стратегии психологической работы в ДОУ

Проектирование деятельности.

Этот вид профессиональной деятельности психолога представляет собой сложное взаимодействие с представителями других специальностей (в нашем случае, это в первую очередь педагоги) по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивали оптимальное протекание определенной социальной деятельности.

Консультирование.

Под консультированием  мы понимаем решение коррекционных задач (в самом широком смысле) уже сложившейся ситуации, т.е., иными словами, психолог должен помочь клиенту (отдельному человеку, группе, организации) адаптироваться к уже существующим условиям.

     Можно сказать, что если при консультировании цель психолога — максимальное проникновение в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции, то при проектировочной деятельности его задачей становится выявление психологического содержания определенного вида ситуаций. Для полноценной проектировочной деятельности необходимо взаимодействие психолога с другими специалистами, только совместно с педагогами, возможно, провести содержательный анализ педагогической деятельности, вычленить ее психологические составляющие. Можно также говорить о необходимости сотрудничества с социологами, например, для выявления тех социальных тенденций, которые определяют развитие всей системы образования в обществе, или для прогнозирования направления изменений в  отношениях «Родитель – учитель – ученик», которые, конечно, являются важным фактором сферы воспитания.

Проектировочная деятельность.

     Выделив такой вид активности психолога в ДОУ, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и отдельных ее элементов. Возрастные границы начала – поступления в детский сад до перехода в школу. Так, в жизни ДОУ тесно переплетены проблемы, которые мы могли бы отнести к психологии педагогической, возрастной, медицинской и, конечно, социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Однако при попытке профессиональной рефлексии, которой мы сейчас занимаемся, такое деление необходимо. Поэтому в дальнейшем мы, естественно, большее внимание будем уделять социально-психологической проблематике, которая, с одной стороны, в достаточном объеме представлена в работе психолога ДОУ, а с другой — является составляющей многих сложных комплексных задач.

     Ключом к решению многих проблем этого направления деятельности психолога в системе образования выступает анализ функционирования ДОУ как института социализации. Одним из аспектов этого анализа будет состояние нынешнего общества и такая его характеристика как нестабильность. Другим аспектом является анализ организации жизни ДОУ.

   Роль воспитателя сводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной ориентации дошкольника на определенные пути развития, прежде всего - интеллектуального и этического (“каждый человек должен знать то-то и то-то, уметь вести себя так-то и так-то”). Именно воспитатель задает большинство параметров и свойств среды ДОУ, создавая и реализуя (часто неосознанно) концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и успешности ребенка, стиль общения и многое другое.

   Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит формирующий и регулирующий характер. Родитель стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.

1.5.Планируемые результаты

Стабилизация психоэмоционального состояния у детей из семей учетных категорий (снижение уровня тревожности, агрессии).

Повышение активности родителей к посещению мероприятий в ДОУ,  и включенность в программу психологических занятий;

Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности, ориентирующих на построение личностных взаимоотношений с детьми и родителями, создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.

2.Содержательный раздел

2.1.Содержательная характеристика программы

Комплекс коррекционно-развивающих занятий направлен на стабилизацию психоэмоционального состояния. Программа коррекционно-развивающих занятий состоит их трех основных блоков: коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы; коррекция поведенческих нарушений; развитие коммуникативных навыков. На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения и психогимнастика на установление положительного эмоционального контакта, настрой на совместную деятельность, общение и развитие навыков общения и эмоциональной сферы дошкольников.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 6 месяцев с ноября по апрель месяц. Одно занятие в неделю по 20 минут. Всего 24 занятия (всего 8 часов)

2.2.Структура занятий

Структура занятий состоит из следующих этапов:

Программа состоит из специально-организованных развивающих занятий. Занятия состоят из трёх частей:

1)        Вводная часть. (Ритуал (приветствие) начала занятия; психогимнастическое упражнение на установление положительного эмоционального контакта (УПЭК), настрой на совместную деятельность, общение).

2)        Основная часть. (Упражнения, игры, психогимнастические упражнения)

3)        Заключительная часть. ( Ритуал прощания.)

2.3.Описание методов, средств, форм реализации программы

В программе используются классические методы и приемы:

Отбор методов и средств обучения в данной программе осуществлялся в зависимости от цели образования, конкретных дидактических задач, содержания обучения и реальных возможностей участников педагогического процесса.

Методы обучения на занятии соответствуют:

•       задачам занятия;

•       характеру и содержанию учебного материала;

•       возрастным и индивидуальным особенностям детей;

•       материальному обеспечению занятия;

•    личным качествам психолога, его подготовленности к уровню методического мастерства;

•       возможностям и подготовленности воспитанников;

•       бюджету времени.

Группы методов использующиеся в работе:

Методы самостоятельной познавательной деятельности; словесные методы; методы стимулирования и мотивации; частично-поисковые; объяснительно-иллюстративные.

          Технологии:

Игровые технологии (функции: терапевтическая, коммуникативная, корректирующая, социализации, самореализации)

Технология создания предметно-развивающей среды (познавательная, коммуникативная, творческая)

Здоровьесберегающие технологии (диагностика, консультация, родительское собрание, коррекционная и развивающая работа, социально-психологическое благополучие ребенка) Обеспечение психического благополучия и здоровья детей.

Занятия  ведутся с  использованием компьютерной техники (музыка, слайды, презентации).

2.4.Особенности взаимодействия с воспитателями и родителями воспитанников

Основные формы – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом.

Формы организации детей: Индивидуальные; подгрупповые; групповые; индивидуальные. Для поддержания детской инициативы используются следующие формы работы:

• Совместные действия (работа в парах, тройках, коллективные работы)

• Наблюдения

• Беседа

• Экспериментирование

• Ролевые игры

• Рассматривание

• Игра

• Проектная деятельность

При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.

 С родителями: организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней; ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы, анкетирование, круглый стол, семинар) ; ознакомление родителей с результатами диагностики детей, консультирование групповое и индивидуальное, наглядная стендовая информация, памятки.

В работе с детьми, родителями и педагогическим составом рекомендован демократический стиль общения. Так как он является наиболее эффективным и оптимальным. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним.

При составлении программы «Расту, играю, развиваюсь» учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

2.5.Традиции

Сложившиеся традиции: Проведение совместных занятий с родителями на развитие навыков взаимодействия, развитие креативности и толерантности. Использование флештренинговой технологии в работе с детьми, родителями и педагогами. Проведение досугов : «День приветствий», «День науки», «День Земли», «День смеха и веселья». Проведение интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

3.Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы

Сюжетные иллюстрации, маски, карточки с заданиями, мягкие игрушки, атрибуты для этюдов, микрофон, ковер, воздушные шарики, массажные мячики, мяч.

Занятия проводятся в помещении группы №7, длительность занятий 10-12 минут (всего 24 занятия). Порядок зачисления в группу: дети группы педагогического «риска» на основании психолого-педагогического экспертного заключения. Ограничений по группе здоровья нет.

Сопровождение семьи, воспитателей и детей осуществляется 6 месяцев, в период с ноября месяца по апрель включительно.

3.2.Обеспечение методическими материалами.

Для психолога:

  1. Костина Л.М. – Игровая терапия с тревожными детьми. – 2005.
  2.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. – 2003
  3. Марцинковская М.Д. – Детская практическая психология.
  4. Микляева Н.В. – Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие.
  5. Прохорова Г.А. – Рабочие материалы педагога-психолога ДОУ на учебный год: практическое пособие. 2005г.
  6. Урунтаева Г.А. – Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум.
  7. Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр. –– М.: Книголюб, 2008. – 48 с. (Психологическая служба.)
  8. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога  
  9. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога
  10. Шипицына Л.М. – Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб. – 2003

Для воспитателей

  1. Алябьева Е.А. – Психогимнастика в детском саду. – М.2003
  2. Зедгенидзе В.Я. – Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Шпаргалка для взрослых.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б Гиперактивные дети.
  6. Ковалько. – Азбука физминуток для дошкольников. – М. – 2005
  7. Рылеева Е.В. – Вместе веселее. Игры для развития навыков сотрудничества у детей 4 - 6 лет. – М.

Для родителей

  1. Ветрова В.В. – Уроки психологического здоровья. – М. – 2001
  2. Давидчук А.Н. – Обучение и игра. – М. – 2004
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. – Учим детей общению. – Ярославль – 1997
  4. Корнеева Е.Н. Детские капризы. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  5. Пожиленко Е.А. – артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – СПБ – 2004
  6. Топалова Е. Развивающие игры. От трех до семи лет. М.: Айрис-пресс, 2007.
  7. Фопель К. – Игры с детьми
  8. Шишова Т.Л. Подсказки для родителей. Чтобы ребенок не был трудным.- СПБ.: Речь, 2008.

Приложение

Учебный план.

Темы занятий

практические

теоритические

всего

1.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы

6 (2ч)

2 (40 мин)

8 (2ч.40мин)

2.

Коррекция поведенческих нарушений

6 (2ч)

2 (40 мин)

8 (2ч.40мин)

3.

Развитие коммуникативных навыков.

6 (2ч)

2 (40 мин)

8 (2ч.40мин)

Краткое описание (аннотация по каждому блоку)

Учебно-тематическое планирование.

Краткое содержание занятий

1блок:

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы

Занятие №1

Обучение самоуспокоению:

Одним каучуковым мячиком сбивать другие мячики со стола..

Сжимать и разжимать кулачки.

Выход агрессии социально приемлемыми способами.

Цель – обучение способам адекватного выражения гнева.

«Маленькое привидение»: превращение в доброе привидение. В зависимости от громкости хлопка ведущего (тихо, громче, громко)ребенок произносит пугательное «у-у-у» в позе устрашения (руки согнуты в локтях, пальцы врастопырку).

«Рубка дров»: ребенок рубит воображаемым топором дрова с криком «ха!». Это поможет выдоху гнева.

«Мячик»: ребенок садится на корточки, голову прижимая к коленям. Взрослый «лепит» из него мячик, поглаживая его с разных сторон

Занятие №2

«Конкурс художников»: ведущий заранее готовит черно-белый рисунок какого-нибудь сказочного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпу и т.п.

При этом можно устроить конкурс – чей персонаж выглядит добрее всех?

«Почему подрались мальчишки» :ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчишки. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончилась драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было поступить по- другому.

«Я могу защитить…»: дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить…» Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить…, потому что…».

Детям важно научиться «выпускать» свою агрессивность. Им можно предложить:

- драться с подушкой;

- использовать физические силовые упражнения;

- рвать бумагу;

- нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;

- использовать «мешочек для криков»;

- постучать по столу надувным молотком и т.п

Занятие № 3

«Воздушный шарик». Цель – снижение психоэмоционального напряжения. Ребенка просят представить, что он надувает шарик. Нужно вдохнуть воздух, поднести воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувать его.

«Смелый чебурашка». Цель – повышение уверенности в себе. Ребенок превращается в чебурашку, залезает на стул и громко читает в слух стихотворение.

«Насос и мячик». Цель – снижение мышечного напряжения. На звук «ш-ш-ш» из положения сидя медленно поднимается в верх, вытягивая руки; на звук «с-с-с» медленно возвращается в исходную позицию – садимся на корточки, обхватываем руками колени.

«Я – король». Цель – повышение самооценки. Ребенок в роли короля делает указания, сидя на троне: принеси мне игрушку, спляши польку и т.п.

Занятие №4

«Книга моих подвигов». Цель – содействовать повышению самооценки у детей. Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг – побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый ребенок придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них.

Занятие №5

«Ау!». Цель – способствовать развитию самоуважения детей. Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

«Потерялась девочка». Цель – способствовать развитию самоуважения детей. Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявления по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)…» - и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».

«Запрещенное движение». Цель – развитие самоконтроля и коррекции импульсивности. Определяется запрещенное движение, которое нельзя повторять. Взрослый быстро показывает разные движения, а ребенок должен успеть повторить все, кроме запрещенного.

«Отыщи-ка ты, дружок». Цель – развитие концентрации внимания. Ребенка просят найти среди множества игрушек те, которые украшены красным цветом; с желтыми глазками; медвежат и т.д.

Занятие № 6

 «Найди отличие». Цель – развитие внимания. Ребенку предлагаются две похожие картинки. Его просят найти чем они отличаются.

«Запомни игрушку и опиши ее». Цель – развитие памяти, концентрация внимания. Ребенку демонстрируется игрушка. Его просят запомнить ее как можно лучше. Затем игрушку убирают и просят рассказать о ней (кто это, во что одет…).

«Море волнуется». Цель – контроль двигательной активности. Дети плавно качают руками из стороны в сторону, приговаривая напевно: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…» Ведущий неожиданно выкрикивает: «Замри!» И дети сразу же должны замереть.

«Разговор с руками». Цель – контроль импульсивности. Ребенка просят обвести ручки, раскрасить и договориться с ними, чтобы они слушались хозяина. Ручки очень хорошие, но иногда не послушные.

«Передай мяч». Цель – развитие внимания. Дети быстро передают из рук в руки мяч. Им нужно постараться не уронить мяч.

«Говори!». Цель – контроль импульсивности. Детям задается вопрос, отвечать можно после того, как скажут: «Говори!»

«Съедобное – несъедобное». Цель – контроль импульсивности. Игра с мячом. Перечисляются разные предметы: если съедобное, нужно ловить, несъедобное – прятать руки.

Занятие №7

«Сиамские близнецы». Цель – контроль импульсивности. Два ребенка встают спина к спине, сцепившись руками, и пробуют походить в разных направлениях, попрыгать, что-то взять. Важно умение договориться.

 «Что мне нравится в тебе?». Проводят в паре или в круге. О каждом из участников группа (по очереди) высказывается: «Мне нравится в тебе, (имя ребенка),…» В парах участники называют качества друг друга, которые им нравятся (несколько характеристик).

«Я!». Выбирается «именинник» (по очереди). Ему задается вопрос от группы: «Какие в тебе есть хорошие качества?» Ответы детей записываются психологом. Далее именинник залезает на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит свое хорошее качество, громко выкрикнуть: «Я!» Ведущий зачитывает записанные качества, а группа хором повторяет.

«Что я умею делать хорошего?». Каждого из участников просят рассказать о том, что он умеет делать хорошего. При затруднениях группа дополняет ответ участника.

«Я – король!». Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время «царствования» - 3 минуты.

Занятие №8

 «Рисование на тему «Я победитель!». Детям дается все необходимое для рисование и предлагается нарисовать себя в роли победителя.

«Пожелания». Каждый из участников высказывает, что бы он пожелал другим от чистого сердца.

«Мой подарок для тебя!». Ведущий распределяет детей на пары и говорит: «Возьмите за руки партнера. Подумайте, что бы вы подарили друг другу. Почему именно этот подарок? Нарисуйте свои подарки и подарите»

«Ромашка успеха». Сердцевиной ромашки становится фотография улыбающегося ребенка. Желательно, чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым впечатлениями моментом из жизни (детский праздник, рыбалка с папой…) Вокруг сердцевины нужно расположить семь крупных лепестков разного цвета. На лепестках отмечаются успехи, которые ребенок достиг в течении дня. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю.

2 блок

Коррекция поведенческих нарушений

Данный блок включает себя самомассаж, релаксацию, артикуляционную гимнастику. Самомассаж, релаксация снижают утомление, расторможенность, эмоциональную лабильность, агрессию; развивает внимание; повышает настроение, а также умственную и физическую работоспособность. Дети с нарушенным поведением, как правило, испытывают чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Повышенная мышечная напряженность возникает не только в теле ребенка, но и в органах артикуляции. В данном разделе предлагаются упражнения для улучшения состояния речевого аппарата. Упражнения на удержание равновесия.

Занятие №1

Сказка «Мышки» (телесно-ориентируемые упражнения)

- В один прекрасный летний день на полянке играли мышки (кладем обе руки на голову, выполняем легкие движения кончиками пальцев по всей голове). Неожиданно пошел дождик, который становился все сильнее и сильнее (стучим по голове кончиками пальцев, постепенно увеличивая силу прикосновений). Мышкам пришлось рыть норки, чтобы укрыться от дождя. Шустрые мышки перекопали всю полянку (кончиками пальцев выполняем отрывистые движения от одной точки, направляя их в разные стороны). Теперь у мышек есть уютная норка, и они отдыхают (кладем пальцы обеих рук на затылок). Когда дождик закончился, мышки взяли грабли и стали приводить свою полянку в порядок (растопыриваем пальцы и «причесываем» ими волосы). Полянка вновь стала ровной и красивой, а мышки решили почистить свои ушки (трем пальцами уши). Вдруг мышки услышали какой-то шум (тянем уши вверх-вниз). Ну-ка узнаем, что они там услышали (массируем уши, начиная от мочек и поднимаясь вверх по краю). Да это просто ветер шумит листвой деревьев! Успокоились мышки и стали разговаривать: «Пи-пи-пи» (произносим слоги). Наговорились мышки и начали прихорашиваться: пригладили бровки (проводим по бровям поочередно каждым пальцем, начиная с большого), разгладили лоб (кладем кончики пальцев обеих рук на середину лба и ведем ими к вискам), «побегали» пальчиками по лбу (постукиваем по лбу кончиками пальцев). А щечки мышки натерли так, что они стали розовыми (складываем пальцы рук в кулаки и трем ими щеки до тех пор, пока кожа не порозовеет). Проверили мышки, хорошо ли нюхает их носик (закрываем указательным пальцем одну ноздрю и шумно дышим другой, а затем наоборот), и легонько постучали по носику сначала одной лапкой, а затем обеими (постукиваем кончиками пальцев по перегородке носа).

Занятие №2

Игра «Ладошки»

·        тереть ладошки друг о друга; тереть кулачки друг о друга;

·        вращать по часовой стрелке сцепленными в «замок» руками;

·        изображать игру на барабане; сжимать пальцы обеих рук в кулачки;

.        барабанить по столу пальцами, имитируя звук дождя; сложить ладошки         «рыбкой» и выполнять ими волнообразные движения;

·        соединить большие и указательные пальцы, образуя окружность, а затем большие и средние пальцы и т.д.

При возникновении усталости ребенку предлагается отдых - нужно опустить руки и потрясти кистями.

Сказкотерапия «Подружки»

Жили-были в море две волны: Большая волна и Маленькая волна. Они были очень дружными и поэтому все делали вместе. А вот характеры у них были совсем разные. Все боялись Большую волну: она была грозная и могла и потопить корабль, и разрушить скалу. Она любила Маленькую волну и сдерживала свой свирепый нрав, только находясь рядом с ней. А Маленькая волна была добрая, дружелюбная и ласковая со всеми. Она помогала рыбкам плавать, тихонько плескалась у берега, останавливала разбушевавшуюся Большую волну. Однажды Большая и Маленькая волны играли около берега, на котором сидел мальчик и ел мороженое. «И я тоже съела бы сейчас мороженого», - мечтательно сказала Маленькая волна. «Сейчас ты его получишь!» - ответила Большая. Она с разбегу налетела на берег и вымыла из рук мальчика стаканчик с мороженым. Мальчик начал плакать, и Маленькой волне стало так его жаль, что она решила вернуть мороженое: тихонько подкатила его к берегу. А Большой волне так понравилось пугать людей, что она начала набегать на берег и смывать все, что на нем находилось. Она высоко поднималась и наблюдала, как люди убегают с пляжа. И даже Маленькая волна не могла ее успокоить. Большая волна стала отходить для разбега все дальше и дальше, пока случайно не перелетела через скалы и не оказалась в узкой лощине между ними. Как ни билась она о скалы, сколько пены ни пускала, никак не могла оттуда выбраться. «Помогите! - кричала она. - Помогите!». Маленькая волна плескалась с другой стороны скал и не знала, как помочь своей подруге. Сначала она бросилась за помощью к проплывающему мимо кораблю. «Помоги! - попросила она. - Моя подружка Большая волна попала в лощину». «Нет, - ответил ей корабль, - я не буду ей помогать. Она много раз нападала на меня, пыталась перевернуть и утопить». И корабль уплыл. Вдруг Маленькая волна увидела свою знакомую - это была Утка. «Уточка! - попросила волна. - Помоги, пожалуйста, моей подружке - она попала в лощину и никак не может выбраться». «Нет! - ответила Утка. - Я видела, как она отняла у мальчика мороженое, а потом распугала всех людей на берегу. Вот если бы помощь нужна была тебе, то я бы с удовольствием помогла», - сказала Утка и уселась на скалу. «Ну что ж, - подумала Маленькая волна, - если никто не хочет помочь моей подружке, мне самой придется это сделать», - и она стала биться о скалу в надежде, что сможет пробить хотя бы маленькую щелку. Она трудилась весь день и всю ночь и очень сильно устала, но все было напрасно. Утром следующего дня Утка, наблюдавшая за Маленькой волной, сжалилась над ней: «Я вижу, как ты хочешь помочь своей подружке, Маленькая волна. Видно, для тебя это действительно важно. Ладно, я помогу Большой волне. Но пусть она пообещает, что больше не будет обижать корабли, людей и животных». «Хорошо, - ответила Большая волна, - я научусь быть ласковой и буду стараться вести себя хорошо». Тогда Утка показала Большой волне узкий незаметный проход между скал, по которому она и перетекла обратно в море. Большая волна и Маленькая волна обнялись: они очень обрадовались, что все закончилось хорошо и что они снова смогут плавать вместе. Подружки поблагодарили Утку и уплыли подальше от этих скал. И с тех пор море, в котором живут Большая волна и Маленькая, считается самым спокойным и безопасным морем на свете.

Занятие №3

Релаксация «Воздушный шар»

Психолог просит ребенка изображать воздушный шарик, который он надувает с помощью насоса. Сначала шарик - маленький и сморщенный: ребенок нагибает корпус, руки болтаются в расслабленном состоянии. Взрослый изображает работу с насосом. Ребенок постепенно (в зависимости от того, как его «накачивают» - быстро или медленно) распрямляет корпус, разводит в стороны руки, набирает воздух в щеки. «Шарик станет большим», когда ребенок встанет на носочки, вытянет руки в стороны и надует щеки. После этого взрослый «развязывает веревочку» и «сдувает шарик» - ребенок опускает руки, выпускает из щек воздух, ложится на ковер и расслабляется.

Занятие №4

Осенние листочки

Взрослый читает текст и координирует движения ребенка.

- Мы - листики осенние, на веточках сидели (ребенок сидит на корточках).

Ветер дунул - полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели, и на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).

Ветер снова набежал и листочки все поднял (встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил, и на землю опустил (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через некоторое время взрослый просит ребенка потянуться и почувствовать, как он «растет» во время потягивания.

Занятие №5

Карусель

Взрослый читает текст и выполняет движения, ребенок их повторяет.

- Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели (взрослый медленно произносит строки стихотворения, сопровождая их круговыми движениями вытянутых в стороны рук).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом! (наращивает темп чтения и скорость движений).

Все быстрей, быстрей, бегом (быстро и громко произносит строки стихотворения, сопровождая их прыжками по кругу после произнесения каждого слова).

Карусель кругом, кругом (очень громко произносит строки стихотворения, сопровождая их прыжками по кругу после произнесения каждого слова).

Тише, тише, не спешите (говорит медленнее и тише, прикладывая палец к губам, неспеша идет по кругу).

Карусель остановите (останавливается).

Раз-два, раз-два (шагает на месте в такт произносимым словам).

Вот и кончилась игра (останавливается, делает выдох «Уф!», наклоняется вперед, руки при этом свободно болтаются вдоль тела).

Медвежата

Взрослый просит ребенка представить, что он превратился в медвежонка, а затем читает сказку, предложив ему изображать одного из медвежат.

- После обеда, как обычно, Медведица уложила своих медвежат спать. Они легли на бочок и сладко заснули, а мама стала готовить им полдник. Но тут Медведице понадобилось выйти на улицу. Она приоткрыла дверь, и в комнату подул холодный ветер. Медвежата замерзли и задрожали во сне. Тогда мама укрыла их теплым одеялом. Они согрелись, расслабили лапки и сладко засопели. Мама-Медведица принесла банку меда и открыла ее. Вдруг из-под крышки вылетела пчела. Она подлетела к медвежатам и начала жужжать над их ушками. Медвежата стали поворачиваться то на правый бок, то на левый. Полетав еще немного, пчелка села на нос одному из медвежат. Медвежонок сморщил нос, и пчела улетела. К этому времени полдник был почти готов, и с кухни начал доноситься приятный аромат. Медвежата потянули носиками, учуяв запах вкусной еды, улыбнулись и открыли глаза. Они немного полежали в кроватке, хорошенько потянулись, а потом встали и побежали к маме.

Занятие №6

Певец

Ребенок на выдохе нараспев произносит ряд гласных, например: а-и-у-ы-о.(артикуляционная гимнастика)

В Лесу

Психолог и ребенок садятся на корточки, обхватывают колени руками и со звуком «а-а...» или «у-у-...», произносимом на одном дыхании, начинают медленно вставать, поднимая вверх руки. Громкость произносимого звука увеличивается по мере того, как участники встают и поднимают руки.

Упражнение следует закончить, резко опустив руки на выдохе.

Сказкотерапия «Волшебное дерево».

На полянке в одном городском саду росло красивое дерево. Когда его листочки освещало солнышко, а легкий ветерок раскачивал ветви, дерево шептало: «Хочешь, хочешь, хочешь...». Это было волшебное дерево: оно исполняло желание каждого, кто под ним останавливался. Недалеко от этого сада жили дети. Они часто ходили гулять в сад и знали, что дерево исполняет желания. И вот однажды дети подбежали к волшебному дереву, которое в тот момент шептало: «Хочешь, хочешь, хочешь...» Сначала под него встал мальчик Петя и загадал: «Хочу, чтобы все ходили на голове». И в тот же миг все люди стали ходить вверх ногами. Затем под дерево встала девочка Вика. Она загадала, чтобы вечер и ночь никогда не наступали, чтобы можно было играть подольше. А мальчик Дима захотел никогда ничему не учиться, а только гулять и качаться на качелях, надо в др.место Когда дети отошли от дерева, то увидели, что все вокруг ходят на головах и никто ничего не делает: мороженщик не продает мороженое, карусели не работают, водитель остановил автобус - все только гуляли и играли. Дети немного повеселились, но потом им это надоело, и они захотели пойти домой, но вечер никак не начинался. Они испугались, что теперь им придется провести всю жизнь в саду, а их родители никогда больше не смогут ходить на ногах и никогда не отведут их домой. Они захотели побежать к дереву, чтобы загадать другие желания, но ветерок к этому времени стих, и дерево молчало. Из окна дома напротив наблюдал за всем происходящим мальчик. В тот день он заболел и поэтому не пошел гулять. Он решил помочь своим друзьям. Мальчик спустился во двор, добежал до сада, встал под дерево и, когда оно зашептало, произнес: «Хочу, чтобы все стало, как прежде». И тут же все люди начали ходить на ногах, солнышко стало садиться, и наступил вечер. Родители позвали детей домой. Жители города обрадовались, что все вернулось на свои места, и на следующий день решили устроить в городе праздник. Утром опять засветило солнце, поднялся теплый легкий ветерок, и снова дерево зашептало: «Хочешь, хочешь, хочешь...» Но теперь дети знали, что нужно серьезно относиться к своим желаниям, и поэтому не пошли в сад, а стали помогать взрослым готовиться к празднику.

Занятие №7

Ходьба на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы.

Психолог предлагает ребенку походить на пятках, постепенно наращивая скорость движения. Упражнение можно усложнить, попросив ребенка пройтись в таком положении «задом наперед», обойти какие-либо препятствия, постоять на пятках с закрытыми глазами. Дети проговаривают стихотворение «Мишка-косолапый»

Перешагни через веревочку

Психолог натягивает между двумя стульями веревку так, чтобы она находилась на уровне щиколотки ребенка, и просит, перешагнув через нее, принести какую-либо игрушку.Детям старшего дошкольного возраста можно предложить перешагнуть через веревку, держа в руках стакан с водой или кубик, лежащий на тыльной стороне ладони.

Паровозики

Взрослый делит детей на команды по три-четыре человека. Участники команды образуют колонну, кладут руки на плечи впередистоящих детей, встают на носочки и начинают движение. Скорость движения колонны зависит от скорости ударов взрослого в бубен или в ладоши. Выигрывает команда, сумевшая дольше всех проходить на носочках, не снимая при этом рук и сохраняя равновесие.

Занятие №8

Дорожка

Психолог выкладывает на полу прямую дорожку из ленты и просит ребенка прыгать по ней на одной ноге. Задание можно усложнить, наметив извилистую дорожку. Кроме того, ребенку можно предложить, услышав «один», прыгать по дорожке на левой ноге, услышав «два» - на правой и при произнесении «три» - на обеих ногах.

Слушай команду

Под аудиозапись музыки ребенок идет по комнате. Услышав хлопок в ладоши, ребенку нужно остановиться, услышав два хлопка - присесть или подпрыгнуть на месте, три - развернуться и начать движение в обратную сторону. Если ребенку сложно запомнить все три команды сразу, упражнение можно начать с одной, постепенно включая две другие.

Шарики

Перед началом игры дети скатывают из бумаги шарики. Участники садятся в шеренгу, взрослый раздает по шесть-семь шариков и ставит на некотором расстоянии напротив каждого из них корзину (миску и т.п.). Дети бросают шарики в корзину. Выигрывает ребенок, в корзине которого к концу игры окажется большее количество шариков.

3 блок

Развитие коммуникативных навыков.

(Блок включает в себя игры и упражнения на развитие умения активно слушать, пантомимические этюды, упражнения на развитие умения перерабатывать информацию)

Занятие №1

Игра «Что случилось» Один из детей водящий, другие наблюдатели и советчики. Предлагается сюжетная картинка. Вопросы: Кто это? Какое у него настроение?  Какие чувства, эмоции он испытывает? Почему? Что с ним случилось? Что ты ему посоветуешь?

Занятие №2

Пантомимический этюд «Кто как ходит»

Маленькая девочка в хорошем настроении; старик; уставший человек; смелый человек и т.д .

Упражнение «Собери чемодан»

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Психолог:- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя. Упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.

Занятие №3

Игра «Кто ты?»

Описание игры.

Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица. Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает :

- Кто ошибается,

Тот попадается!

Кто засмеётся, тому плохо придется!

Далее следует диалог, например:

- Кто ты?

- Метла.

- А что ты ел сегодня утром?

- Метлу.

- А на чем ты приехал в детский сад?

- На метле. И так далее.

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся) водящий меняется.

Занятие №4

Игра «Интервью»

Лучшая игрушка. Дети образуют пары журналист-эксперт. Предлагается сыграть свои роли, что бы поведение и речь соответствовали журналисту и эксперту. Оценивается степень внимания к партнеру и культура общения.

Занятие №5

Тайный смысл.

Оснащение : магнитная доска, магниты.

Иллюстрации к пословицам:

« без труда не вытащишь рыбку из пруда»;

« яйца курицу не учат»;

«каждый кулик свое болото хвалит»;

« за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»;

«трус своей тени боится»;

Описание упражнения: Один из детей – водящий, остальные – «наблюдатели» и «советчики». Педагог прикрепляет к доске иллюстрацию к пословице. Водящему предлагается послушать несколько пословиц, выбрать подходящую «подпись» к картинке и обосновать свой выбор. «Наблюдатели» и «советчики» выслушивают ответ водящего и высказывают свое мнение. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

Занятие №6

Я начну, а вы продолжите.

Рассказ Н. Носова «На горке»

Участники садятся на пол или стульчики, образуя круг. Вначале педагог читает детям рассказ Н. Носова «На горке», а затем произносит незаконченные предложения. Дети поочередно их заканчивают, используя образные слова и выражения.

Например:

Был ясный день, снег на солнце …(сверкал, искрился, переливался, блестел).

Миша сел на санки и помчался с горы …(пулей, вихрем, так, что дух захватило)

Санки перевернулись, и мальчик …(шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем)

Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица).

Занятие №7

Игра «Магазин игрушек».

Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – «игрушки». Каждый участник второй команды загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую» позу, изображая расставленный в магазине товар. «Покупатель» подходит к какой – либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?» После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую ему показывают.

Угадай и нарисуй

Оснащение: простые карандаши и листы бумаги. (По количеству участников)

Описание упражнения: Дети сидят за столом. Воспитатель загадывает загадки. Дети должны отгадать их. Затем, не называя отгадок, нарисовать их. По окончании рисования начинается обсуждение. Дети объясняют, как им удалось или почему не получилось разгадать ту или иную загадку.

Занятие №8

Художник слова.

Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг. Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого – либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь. Затем каждый участник встает в центре круга на стул, и каждый участник делает ему комплимент.

Структура занятий:

Структура занятий состоит из следующих этапов:

Программа состоит из специально-организованных развивающих занятий. Занятия состоят из трёх частей:

1)        Вводная часть. (Ритуал (приветствие) начала занятия; психогимнастическое упражнение на установление положительного эмоционального контакта (УПЭК), настрой на совместную деятельность, общение).

2)        Основная часть. (Упражнения, игры, психогимнастические упражнения)

3)        Заключительная часть. ( Ритуал прощания.)

Программа сопровождения реализуется в помещении группы №7 и предназначена для детей данной группы. В связи с особенностями детей игровое-развивающее занятие продолжается 10-12 минут. Начало занятий в 10.20, по вторникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Играя, развиваемся"

Программа  психологической подготовки детей   к школе....

Использование компьютерной программы "Играем, развиваемся, растём!" для диагностики и развития детей раннего возраста

Статья участвует в конкурсе «Образование 3.0.»Использование компьютерной программы«Играем, развиваемся, растём!»для диагностики и развития детей раннего возраста. Заведующая отделениемпсих...

Система работы по технологии «Маленькие ручки играем, развиваем через пальчиковые игры» в рамках реализации программы «Здоровье».

Система работы по развитию мелкой моторики. Предлагаю конспект "Лесные чудеса"                           ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИГРАЯ РАЗВИВАЕМСЯ»

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  №17  г. Нерюнгри  Рассмотрена на педагогическом советеМБДОУ №17 г. НерюнгриПротокол от «__»_____________2015г. ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИГРАЯ РАЗВИВАЕМСЯ»

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  №17  г. Нерюнгри  Рассмотрена на педагогическом советеМБДОУ №17 г. НерюнгриПротокол от «__»_____________2015г. ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Играя, развиваюсь"

Задачи программы:1. Развитие зрительных, слуховых и тактильных ощущений.2. Развитие творческих способностей и воображения.3. Развитие сенсомоторных навыков.4. Развитие коммуникативных навыков ребенка....

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ «РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ» (программа рассчитана на 1,5-2 месяца для детей с задержкой психического развития 6-7 лет)

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.Цель: игровая психокорре...