Программа Шумовой оркестр
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Горецкая Ольга Петровна

Программа кружка Шумово йоркестр для занятий в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shumovoy_orkestr-programma.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №112 детский сад Сибирячок

Рабочая программа кружка ШУМОВОЙ ОРКЕСТР

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы по

«Художественно-эстетическому развитию»

Сроки реализации – 1 год

Возраст детей – 6 -7 лет

Автор-составитель: Музыкальный руководитель

Горецкая Ольга Петровна

Улан-Удэ, 2021 г

Цель программы: формирование интереса дошкольников к познанию мира музыки в разных его проявлениях, формирование музыкально- эстетического сознания ребенка, развитие эмоциональной отзывчивости, музыкального вкуса, расширение музыкального и культурного кругозора.

Продолжительность обучения: 1 год Возраст учащихся: 6-7 лет

Форма проведения занятий: групповая

Режим занятий: 1 раз в неделю, занятия от 30 мин. Форма организации итоговых занятий: Открытые занятия для родителей в течение учебного года, выступление на новогоднем празднике, итоговое занятие в конце учебного года (обычно в форме концерта).

Пояснительная записка

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью инструментального музицирования. Под термином

«коллективное инструментальное музицирование» подразумевается музыкально – исполнительская деятельность в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности исполнителей.

Детские шумовые музыкальные инструменты, являясь своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры, стимулируют интерес детей к музыкальной деятельности.

Доступность шумовых музыкальных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой.

Занятия по предмету «Шумовой оркестр» обладают рядом позитивных качеств.

Прежде всего, они формируют чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость;

  • расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.);
  • умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;
  • развивают художественный вкус, творческую инициативу детей. Каждый из предметов образовательного цикла подготовительных групп

Детской музыкальной школы имеет свою специфику, внутреннюю логику последовательного прохождения материала, предполагает использование определённых форм работы; в то же время, у них общие цели, задачи, единые методические установки. Самое главное, они направлены на

осуществление основных задач дошкольного начального обучения детей:

  • привитие детям любви и интереса к музыке;
  • накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса;
  • выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков, приобретение элементарных сведений о музыкальной грамоте и теории;
  • создание фундамента, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.

Осуществление данных задач на начальном этапе будет основываться вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным оно станет только после практического освоения ряда навыков в игре на музыкальных

инструментах, в движении, в слушании и так далее. Все эти навыки призваны воспитывать предмет «Шумовой оркестр».

Цель: осуществление эстетического развития дошкольников средствами ансамблевого музицирования в шумовом оркестре, формирование их интереса к познанию мира музыки в разных его проявлениях, формирование музыкально-эстетического сознания ребенка, развитие у дошкольников эмоциональной отзывчивости, музыкального вкуса, расширение музыкального и культурного кругозора.

Задачи:

  • формирование дифференцированности музыкального восприятия, способности различать смену настроений, элементы формы (фраза, часть); средства выразительности (акцент, пауза, динамические оттенки и т.п.);
  • развитие музыкальных способностей: музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • совершенствование слухового внимания, умения слушать партнеров;
  • формирование навыков игры на ударных и шумовых инструментах;
  • развитие творческого мышления и воображения.

Учебный план

Группа

Кол-во        учебных

недель в году

Кол-во        учебных

часов в неделю

Всего

часов

1 год обучения (Возраст        учащихся-

6 лет)

34

1

34

Итого

34

Основные организационные формы учебной работы: Групповые занятия музыкального руководителя с учащимися

Ожидаемый результат:

Музицирование на детских шумовых инструментах, участие в поиске новых красок и сочетаний в их звучании во время активного музицирования определяет творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативность. К концу обучения по данной программе дети выходят на следующие показатели развития:

  • Развито музыкальное восприятие пьес, исполняемых на детских музыкальных инструментах;
  • Сформированы основы музыкально – эстетического сознания;
  • Развито целостное музыкальное восприятие пьес; ребенок чувствует характер музыки, сравнивает его с характером другой знакомой пьесы, находит общее и различное;
  • Отмечается тонкое дифференцированное восприятие: понимает, сравнивает различные средства музыкальной выразительности в двух контрастных частях пьесы, крупных фразах;
  • Ребенок знает, называет почти все известные детские инструменты;
  • Может эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях, выражать их в творческой и исполнительской деятельности – в пении, движении, рисунке;
  • Может в процессе исполнения передавать характер пьесы, развитие музыкального образа;
  • Способен импровизировать ритмические особенности польки, вальса, марша.

Формы контроля

Контроль над уровнем обучения по данной образовательной программе осуществляется в форме открытого занятия учащихся отделения эстетического развития в мае месяце.

Краткие методические рекомендации

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Первые музыкальные впечатления на уроках по предмету «Шумовой оркестр» дети должны получить в занимательной игровой форме (действия от лица сказочных персонажей, образные пояснения и сравнения и пр.).

Подбирая репертуар для детского шумового оркестра необходимо помнить, что выразительные возможности шумовых инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) – «звенящим тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик – тихо, нежно и звонко.

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствуют настроению музыки.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Например, если в пьесе две контрастные части, причем первая веселая, шутливая, а вторая нежная, мягкая, то можно использовать сначала погремушку, бубен (вместе или

поочередно), а потом колокольчик, треугольник и т.д. Преподаватель должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Важно, чтобы дети почувствовали выразительные возможности инструментов. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

Принимая во внимание всё вышеперечисленное, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в занятия что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе.

Но использование только игровых методов в работе не может привести к ожидаемым результатам. Игровые методы должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих.

Объяснительно-иллюстративные методы используются педагогом на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала.

Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе практическом: после запоминания, анализа музыкального произведения учащимися, педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе музыкальный руководитель рекомендует ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую).

Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий.

Музыкальному руководителю необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.

На каждом занятии необходимо чередование различных форм работы для эффективного усвоения и закрепления пройденного, сочетание заучивания и импровизации, коллективной и индивидуальной работы в группе.

Инструменты и приёмы игры на них

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты, рассчитанные на начинающих исполнителей.

Всевозможные ударные инструменты: погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано, на котором играет сам педагог. При организации детского шумового оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя.

При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих положений. Детских музыкальных инструментов существует великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.

Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид

традиционных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможна, и они звучат фальшиво.

Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры).

Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты - маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т. п.).

Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладает определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных).

Этой условной классификации и будем придерживаться. Шумовые («ритмические») ударные инструмент.

Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.

Игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки)

Для этих упражнений также в качестве ритмической основы используются различные стихи, песенки. Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются, следуя таким этапам:

- знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов

  • правильная посадка (пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребенок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно)
  • умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)
  • овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, знакомство с различными штрихами)

На начальном этапе работы руководитель, по своему усмотрению, может пользоваться ограниченным звукорядом, оставляя на инструменте лишь необходимые пластинки (например, звуки, позволяющие сыграть только квинту, или терцию, или трихордовую попевку), и постепенно добавлять новые звуки, расширяя диапазон до пентатоники и затем до полного семиступенного звукоряда.

Игра в ансамбле

Этот раздел работы предполагает совместное музицирование детей с использованием шумовых инструментов, металлофонов, ксилофонов, пения, фортепиано и т.д. Музыкальной основой для этого может стать ритмическая партитура, песня, пьеса. Ансамблевые партии, заранее продуманные педагогом, разучиваются со всеми детьми, а затем ученики делятся на партии. Педагог должен стремиться активно подвести детей к подготовленному варианту, создавая атмосферу коллективного творчества. Таким ансамблем можно исполнить:

- ритмический шумовой аккомпанемент к пьесе, исполняемой на фортепиано, к песне, исполняемой учениками;

  • аккомпанемент на ксилофонах и металлофонах к пьесе или песне с использованием остинато и более развернутых партий;
  • игру канонов.

Некоторые наиболее сложные, развернутые партии могут быть записаны и рекомендованы детям для повторений дома, но основной формой работы остается непосредственная работа в занятии, направленная на активное запоминание.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Руководитель побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушить друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Обучая игре на детских шумовых инструментах, руководитель должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

Ритмические упражнения

Для проведения такой работы используются стихи, считалки, прибаутки,

  • тексты, которые дают возможность на их основе составить четкую ритмоформулу, удобную для восприятия и запоминания. Упражнения могут быть проделаны с помощью хлопков, притоптываний, шумовых ударных инструментов. Используются следующие виды работы:

- знакомство с основными ритмическими рисунками в размерах 2/4, 3/

4, 4/4, 6/8.

  • ритмический аккомпанемент на основе остинато (избранная ритмоформула повторяется на протяжении всего упражнения или его раздела, постепенно усложняясь и удлиняясь)
  • ритмическое «эхо» (повторение ритмов, предлагаемых учителем или одним из учеников)
  • ритмические каноны (на основе речевых текстов)
  • ритмические партитуры (первоначально каждая партия основывается на своем остинатном ритме, затем возможно более свободное построение)
  • знакомство с различными шумовыми инструментами и приемами игры на них.

Творческие упражнения, импровизация

Все перечисленные выше формы работы обязательно предполагают активное соучастие детей в музицировании. Выделим следующие возможные виды творческих упражнений, которые на занятиях тесно переплетаются с остальными заданиями:

- импровизация ритмического аккомпанемента к пьесе, песне

  • импровизация в заданном звукоряде (первоначально – 2-3 звука, затем пентатоника, полный диатонический звукоряд, хроматическая гамма)
  • импровизация мелодии на заданный ритм (первоначально – в ограниченном звукоряде)
  • импровизация на основе заданной ритмической партитуры
  • тембровая импровизация, выбор инструментов для оркестровой партитуры.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количес

тво часов

Содержание занятия

Сент ябрь

Раздел I. Вводная часть:

  • Музыкальные образы трех основных сфер музыки.
  • Отражение действительности        в звуковых образах.
  • Художественные возможности.

-Приемы звукоизвлечения.

-Музыкальные ступеньки

4

-Марш, песня, танец.

-Анализ произведения: игра.

- «Звуковая угадайка».

-Сказка о возникновении музыкальных шумовых инструментов.

-Знакомство с нотной грамотой.

Октя брь

Раздел II. Слушание:

- Знакомство со звуками окружающего мира.

-Слушание вокальной, инструментальной (народной и классической музыки).

-Знакомство с краткими биографиями русских и зарубежных композиторов.

-Путешествие в мир звуков.

4

-Деревянные, металлические, стеклянные звуки.

-Русские народные песни в обр.А. Шалова, В.Андреева. Романсы: А.Алябьев, Даргомыжский.

-И.С.Бах,

В.А.Моцарт,М.И.Глинка, М.П.Мусоргский.

- Загадки, поговорки,

проигрывание пьес.

Нояб рь

Раздел III. «Остров искусства в океане чувств и эмоций»

  • Свойство музыкального звука.
  • Музыка рассказывает,

музыка в звуках.

4

  • Динамика, тембр, высота, длительность.
  • Игру на инструментах увязывать со слуховым развитием.

  • Музыкальный материал для разучивания.
  • Музыкальный мир в играх.

  • Д. Д. ШостаковичВальс-шутка (разучивание произведения по партитурам).
  • Занимательные задания.

Дека брь

Раздел IV. Развитие мелкой моторики и «ритмическая письменность»:

  • Пальчиковые игры.
  • Запись ритма слов с предварительным прохлопыванием.
  • Запись простейшего ритмического рисунка.
  • Музыкальный материал

4

  • «Лесенка», «Цветочек» и т.д.

-Запись ритма своего имени, названия музыкальных инструментов, композиторов по слогам.

  • Запись песни «Два веселых гуся» по простейшим ритмическим рисунком.
  • Д. Д. ШостаковичВальс-шутка

(исполнение).

Янва

Раздел V. Знакомство с

4

- Знакомство с их внешним

рь

музыкальными

видом и звучанием.

инструментами и нотной

- История создания.

грамотой.

- Занимательные задания.

- Знакомство с

- М. И. Глинка «Марш

инструментами русского

Черномора» из оперы «Руслан и

народного и симфонического

Людмила» (Знакомство с

оркестров.

произведением и разучивание по

- Знакомство с историей

партитурам).

создания музыкальных

инструментов.

- Элементарные ритмы и

приемы игры.

- Музыкальный материал.

Февр аль

Раздел VI. Музыкально –

ритмические движения:

  • О чем говорит музыка?
  • Освоение основных движений с одновременной игрой на шумовом инструменте.
  • Освоение танцевальных ритмических движений в соответствии с характером музыки: марш, танец, вальс и др.

-Ансамблевое музицирование

4

  • Распознаем характер музыки.
  • Освоение основных движений: шаг, прыжок, быстрая ходьба.

  • Ритмические движения марш, танец, вальс.

  • М. И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (исполнение).

Мар т

Раздел VII. «Музыка –

зеркало жизни»:

  • Азбукадинамических оттенков.
  • Игры на развитие звуковысотного слуха.
  • Творческие упражнения,

импровизация

3

- Рассмотреть основные динамические оттенки (f – форте, р – пиано).

-Проведение игры: «Домик –

крошечка», «Слушай звуки»,

«Веселые петрушки».

- Импровизация к произведению Р.Шумана «Смелый наездник».

Апре ль

Раздел VIII. «Урок музыки

– урок творчества»:

  • «Перерыв среди движенья, люди паузой зовут».
  • Игры на развитие музыкальной памяти.
  • Духовная деятельность, как

высшая ценность.

3

  • Знаки пауз. Рассмотреть длительности пауз на примерах.
  • Дидактические игры на определение высоты звуков («Ступеньки»), Дидактические игры на развитие ритмического слуха («Веселые подружки»),

- «Звук в музыке все может отразить»

Дидактические игры на развитие диатонического слуха.

  • Подвести к пониманию: Музыка обогащает душу человека, лечит, помогает жить.
  • Динамика в разучиваемых произведениях.

Май

Раздел IX. «Преобразующая сила музыки»:

  • Магическое свойство музыки.
  • Юный дирижер.
  • Ансамблевое музицирование

4

  • Урок беседа о воздействии музыки на человека.
  • Рассмотреть основные схемы дирижирования, научить общаться с оркестром.
  • Исполнение произведения Р. Шуман «Смелый наездник» с

разными импровизациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление самодельных инструментов для шумового оркестра

Где живут звуки? Откуда они появляются и куда прячутся? Оказывается, их можно приручить и поселить прямо в детском саду. Правда, для этого звукам потребуются специальные домики - музыкальные инструмен...

шумовой оркестр для дошкольников

шумовой оркестр для дошкольников...

шумовой оркестр, танцы, тексты...

Мои методические разработки к утренникам и выступлениям для детей дошкольного возраста....

Программа кружковой деятельности "Шумовой оркестр с детьми раннего возраста"

Программа кружковой деятельности "Шумовой оркестр с детьми раннего возраста"...

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров "Волшебные звуки оркестра-2022"

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров среди дошкольных учреждений "Волшебные звуки оркестра-2022"...

Шумовой оркестр как вид коллективной музыкальной деятельности дошкольников. Примерный репертуар для шумового оркестра.

Одним из видов коллективной музыкальной деятельности является игра на  шумовых инструментах. Игра в шумовом оркестре - это радость и удовольствие от совместного творчества, активное участие каждо...