«Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребенка»
консультация

Портнова Елена Александровна

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребенка»

Сенсомоторное развитие ребенка невозможно без тесного, взаимодополняющего участия родителей, воспитателей, педагога-психолога.  

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия, предполагающее формирование представлений о внешних свойствах предметов и моторной сферы. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Формы познания, такие как запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являясь результатом их переработки. Умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику – все это позволит легче учиться. Чтобы взять одной рукой предмет, ребенок должен быть уже моторно готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Научив руки детей быть ловкими и умелыми, мы открываем перед ним возможность познавать многое.

«Сенсо» – чувство, «моторика» – движение. Именно у детей в дошкольном детстве формируется образ «телесного я».  Дети начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Важно, чтобы ребенок, знакомясь с окружающим миром, щупал, смотрел, нюхал, кувыркался.

Дошкольный возраст – сенситивный период для развития способностей. Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Каждый взрослый хочет, чтобы его ребенок был лучше него – красивее, талантливее, умнее, успешнее. Природа подарила эту возможность, которую только нужно раскрыть.

Сенсорное развитие детей.

Это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Важно ли развитие восприятия и ощущений для умственного развития детей?

С чувственного восприятия начинается познание мира. Мышление основывается на образах восприятия и их переработки. Это фундамент умственного развития детей. Сейчас дети часто используют мультимедийные средства и недостаточно получают сенсорного опыта. Поэтому свойства и качества предметов познаны детьми недостаточно, и это не дает возможности применять знания в повседневой деятельности. Неразвитость органов чувств негативно влияет на умственное развитие.

Как сенсорное развитие влияет на подготовку детей к школе?

Сенсорное развитие – база для подготовки детей к школе. Готовность детей к школе определяется его сенсорным развитием. Исследование показывает, что если у ребенка есть трудности с формированием восприятия, то будут проблемы с зрительно-моторной координацией. У такого ребенка, возможно, возникнут сложности с письмом. У детей, графически неподготовленных к письму, недостаточно развита кисть руки (мелкая моторика). Развитие мелкой моторики влияет на формирование речи и готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что во многом определяет степень готовности ребенка к школе.

Какие задачи решаются в ходе сенсорного развития?

• Обогащение сенсорного опыта. Знакомство с качеством и свойствами предметов, с цветом и формой. Это способствует развитию сенсорных эталонов, формирует умение находить различия между предметами.
• Развитие тактильной чувствительности, поисковых исследовательских действий.
• Формирование зрительных, слуховых, кинестетических реакций, необходимых при различении свойств объектов.  

Интересные факты, о которых надо знать.

1. Почему маленькие дети все время тянут предметы в рот? Оказывается, рецепторы кожи располагаются на всем теле человека, но больше всего их на языке, губах и кончиках пальцев. Таким образом, дети познают предметы, пытаясь понять, с чем имеют дело.

2. Могут ли обычные люди чувствовать и распознавать миллионы запахов, или это доступно только дегустаторам? На самом деле, даже не обученные искусству распознавать запахи люди способны различать огромное количество запахов. Обоняние может спасти человеку жизнь. Например, запах дыма служит сигналом о пожаре.

3. Существует четыре вида вкусовых рецепторов, и каждый из них определяет различный вкус. Рецепторы на передней части языка помогают почувствовать сладкий вкус продуктов. По бокам – кислый. На задней части языка рецепторы распознают горький вкус. А в центре – фиксируют соленый вкус. Мир стал бы беднее, если все продукты вдруг обрели одинаковый вкус.

4. Ребенок начинает ощущать запахи уже в утробе матери. Память на запахи – наиболее древний вид памяти.

5. Распознавание запахов – своеобразная аэробика для ума. Мозг тренируется: образуются новые нейронные связи, тем самым улучшается качество восприятия мира.

6. Если у ребенка насморк, он не может чувствовать запахи и аппетит снижается. Ребенок ощущает вкус пищи лишь на 20%.

7. Формирование умений узнавать и называть цвета активно происходит от 2 до 7 лет.

8. До 90 процентов информации поступает к человеку путем зрительного восприятия. Далее в убывающем порядке следуют слух, различные виды осязания (тактильная, болевая, температурная и мышечная чувствительность), обоняние и вкус.


 

По материалам статьи Е.П. Николаевой «Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребёнка» // Справочник педагога-психолога, 2015, № 2, С. 60-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь речи с другими сторонами психической деятельности ребенка.

Язык в жизни каждого человека является важнейшим средством общения. Именно в процессе общения происходит становление ребёнка как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способност...

Пособия для развития сенсомоторных компонентов

Развитие сенсомоторных компонентов  в раннем возрасте...

Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога Развитие эмоций у детей смешанной парциальной недостаточности компонентов психической деятельности. подготовительной к школе группы. «Бал у Золушки»

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ.Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В нашем детском саду  воспитываются дети не только с нарушением речи, но и с...

«Сборник игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школьному обучению»

laquo;Сборник игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школьному обучению»...

Педагогическая гостиная для родителей дошкольников «Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребенка».

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия, предполагающее формирование представлений о внешних свойствах предметов и моторной сферы. С восприятия предметов и явлений окруж...