Программно- методический материал: "Ознакомление дошкольника с окружающим миром"
методическая разработка (средняя группа)

Гусарова Виктория Сергеевна

Ознакомление дошкольника с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – важный период в интеллектуальном, речевом, нравственном становлении личности. Создание условий, способствующих развитию психических процессов и формированию базисных характеристик личности детей (самостоятельности, инициативности, компетентности, свободы поведения, самооценки) – одна из главных задач педагога дошкольного образовательного учреждения.

В дошкольном возрасте ребенок должен научиться ориентироваться в  окружающем мире: природе,  предметах, созданных руками человека, явлениях общественной и собственной жизни и деятельности, культурном наследии человечества.

Необходимым условием формирования представлений об окружающем мире является овладение речью. Приоритетной задачей педагога на занятиях по ознакомлению с окружающим миром становиться развитие и коррекция речевой деятельности. Особое внимание здесь следует уделять художественной литературе, которая развивает речь, эмоциональную сферу ребенка и помогает усвоению сведений об окружающем мире. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умений наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличий, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

Понятие о процессе ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста.

Мир, в котором живет человек, сложен, многообразен и изменчив. Люди – часть этого мира. Они открывают для себя все новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. Каждый человек составляет для себя свой образ мира и у каждого ребенка свой взгляд на мир, который формируется с помощью взрослых. От того, какие приоритеты в окружающем мире ценны для взрослых, то и будет ценным для малышей. Очень важно в дошкольном возрасте сформировать культурный мир у дошкольника.

Образ мира (окружающий мир) – это сложная система знаний и представлений человека о мире вообще, о живой и неживой природе, о предметах, созданных руками человека, явлениях общественной и собственной жизни и деятельности, культурном наследии человечества, о себе, о своей деятельности о других. Это не застывшая система знаний. В процессе жизни каждого человека, она постоянно меняется, наполняется новым содержанием.

Ознакомление с окружающим миром – это процесс формирования образа мира. Это очень длительный процесс, который начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. Любой ребенок, психофизическое развитие которого соответствует норме, появляется на свет уже с врожденной познавательной активностью, помогающей ему адаптироваться к новому миру и организовывать свою жизнедеятельность.

Познавательная активность – стремление ребенка познать новое, состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на выяснение непонятного о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, нахождение между ними связей и отношений, получение новых впечатлений об окружающем мире.

Колоссальная роль в процессе познания принадлежит взрослым: родителям, родственникам, педагогам.

Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все за веру и не требуя доказательств. В работе с дошкольником каждому взрослому человеку необходимо помнить: чем бы мы не занимались с дошкольником, о чем бы им не рассказывали, параллельно идет процесс формирования отношения ребенка к окружающему миру. И в конечном итоге, именно то отношение, которое было сформировано в дошкольном возрасте, будет определять все будущее отношение ребенка к окружающему миру.

Оно должно быть:

1) познавательным (Мир полон тайн и загадок. «Я» их должен разгадать и узнать.);

2) бережным (Мир хрупок и нежен, требует к себе разумного отношения, охраны. «Я» должен защитить его.);

3) созидательным (Мир прекрасен. «Я» хочу сохранить его таким.).

 Основа педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста.

Одними из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является познавательное и речевое развитие. Основу познавательного и речевого развития дошкольников составляет ознакомление с окружающим миром.

Основными целями ознакомления дошкольников с окружающим миром являются:

– формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

– развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир природы),

– ознакомление с предметами, сделанными руками человека, и их функциональным назначением (мир предметов);

– формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении (мир людей);

– формирование первичных экологических представлений;

– развитие общей культуры, включая языковую, а так же культуру общения.

Для реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

- знакомить ребенка с объектами, явлениями живой и неживой природы, предметами, сделанными руками человека (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификации и т.п.);

- знакомить ребенка со сведениями о себе, о своих родителях, о ближайших родственниках, о семейных традициях;

- знакомить ребенка с явлениями общественной жизни, с деятельностью людей;

- знакомить ребенка с достижениями искусства, с культурными ценностями;

- воспитывать бережное и созидательное отношение к окружающему миру.

- создавать основы практического владения речью в различных ситуациях: в игровой деятельности, в ситуациях общения, на занятиях, прогулках;

- развивать познавательную активность;

развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь) в плане осознания себя, своего места в природе и в мире людей.

Большое внимание в решении задач ознакомления дошкольников с окружающим миром педагогу необходимо уделять усвоению детьми художественно-образного отражения окружающего мира с помощью художественной литературы, изобразительной, музыкальной и театральной деятельности. В результате ребенок приобретает установки, которые влияют на формирование его личности. В частности, на отношение к познанию, как важному личностному достижению; происходит развитие познавательной и коммуникативной активности. В рамках ознакомления с окружающим миром происходит развитие речи.

В ходе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром при определении содержания изучаемого материала важно руководствоваться тематическим принципом, реализация которого предполагает условно распределять знания об окружающем мире на три основных цикла: мир природы, мир людей, мир предметов.

1. Мир природы: «Времена года», «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Растения»; «Рыбы».

2. Мир людей: «Я – человек», «Семья», «Профессии», «Праздники», «Друзья».

3. Мир предметов: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Обувь», «Головные уборы», «Транспорт», «Музыкальные инструменты», «Электрические бытовые приборы», «Продукты», «Школьные принадлежности», «Книги», «Журналы».

Определенные темы носят обобщенный характер. Эти темы,  целесообразно делить на подтемы, которые следует объединять в блоки. Например:

1. «Времена года»: «Весна», «Лето», «Зима», «Осень».

2. «Животные»: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран». «Животные севера», «Животные средней полосы», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Животные жарких стран и их детеныши».

3. «Птицы»: «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».

4. «Растения»: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Деревья», «Кустарники», «Цветы».

5. «Праздники»: «День рождения», «Новый год», «8-е марта», «День Защитника отечества», «Масленица», «Праздник урожая», «9-е мая».

6. «Друзья»: «Дети», «Игрушки», «Взрослые», «Домашние животные».

7. «Профессии»: «Продавец», «Врач», «Воспитатель детского сада», «Милиционер», «Учитель», «Библиотекарь», «Строитель», «Парикмахер», «Водитель», «Плотник», «Часовщик», «Пожарник», «Портной», «Военный»

8. «Транспорт»: «Наземный транспорт», «Подземный транспорт»,

«Воздушный транспорт», «Водный транспорт».

Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

За три года жизни малыш освоил уже большое количество сведений о предметах, людях, явлениях природы. В этом возрасте ребенок различает близких и чужих людей, предметы и объекты, которые его окружают дома, в группе детского сада, на улице. Он узнает знакомые ему звуки и запахи. Сформировав свои симпатии и антипатии – то, что ему нравиться и не нравится.  Ребенок постигает один предмет за другим, накапливая разрозненные представления о знакомых ему предметах. В этом возрасте сведения о предметах разрознены, т.е. ребенок видит предметы, называет их, но не устанавливает связи между предметами и их назначением. Т.е. в мировоззрении трехлетнего ребенка накапливаются знания о предметах. Этими предметами ребенок манипулирует, т.е. каждый новый предмет ребенок стремиться взять в руки и исследовать его: пробует на вкус, нюхает, пытается сжать, постучать им и бросить на пол. Для трехлетних детей, особый интерес представляет бросать предметы. Изучив один предмет, ребенок принимается за другой и действует по той же схеме, т.е. ребенок познает мир по принципу, что вижу, чем действую, то и познаю. Познавательные потребности ребенок может выразить вопросами: «Кто это?», «Что это?», на которые  взрослые, должны уметь давать четкий ответ. Следующий вопрос: «Какой?». На этот вопрос может малыш может ответить себе сам в результате манипуляций с предметом. К концу четвертого года возникают следующие вопросы: «Для чего? Как?», т.е. получая на них ответы, ребенок знакомиться  с целевым назначением и функциями предметов. В младшем дошкольном возрасте познавательная сфера ребенка наполняется новой информацией о предметах, явлениях и событиях ближайшего непосредственного окружения. Дети смотрят на предметы с разных сторон, изучают внешние характеристики предмета, а взрослые знакомят детей с целевым назначением предметов. Таким образом, дети осознают роль предметов в жизни человека.

В пять-шесть лет ребенок по-прежнему смотрит на мир с широко открытыми глазами. Ему интересно все, что его окружает. Этот возраст называется  «возрастом почемучек». В пять-шесть лет ребенок практически постоянно задает людям вопросы: «Кто это? Для чего? и   др.» Таким образом, старший дошкольник пытается освоить те знания, которые можно осмыслить на его возрастном этапе и те знания, которые он не сможет осмысленно систематизировать и осознать. У детей этого возраста познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Прогулка – это уникальное занятие для всестороннего развития дошкольников, на котором в полной мере удовлетворяются потребности детей в активности движений, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в свободной игре, в игре с природным материалом.

 Ознакомление с материалами окружающего мира.

Дети младшего дошкольного возраста могут легко узнавать, из чего сделан тот или иной предмет (бумага, дерево, ткань, глина), опираясь на признаки материалов (структура поверхности, мягкость, твердость, степень прочности); могут вычленять их качества (сыпучесть, твердость, мягкость, гладкость, шершавость, тонкость и др.) и свойства (хрупкость, ломкость, непрочность).

Дети среднего дошкольного возраста знают, что такое металл, резина, пластмасса, могут называть их качества и свойства, выделять признаки материалов на основе структуры поверхности, мягкости или твердости, хрупкости или прочности; могут устанавливать связи и отношения между материалом предметов и способом их применения, а также заглядывать прошлое материала.

Дети старшего дошкольного возраста уже не только могут сказать, что предмет сделан из металла, пластмассы, кожи, стекла, фарфора, ткани, но и знают разновидности материала: бумага (салфеточная, оберточная и т.д.), тканей (из капрона, хлопка, шерсти, льна и т.д.).

Наиболее эффективными методами и формами работы по ознакомлению с окружающим миром, в условиях ДОО, является организация опытно-экспериментальной деятельности, проектная деятельность и познавательные дидактические игры разной направленности. При этом необходимо продуманное и тесное взаимодействие с родителями с привлечением родителей к познавательному развитию ребенка.

 Практический  материал (варианты занятий, игр и упражений)

«Как можно использовать предмет по-другому»

Дидактическая задача.  Учить детей находить как можно больше вариантов использования предметов; развивать творческие способности, воображение.

Материал.  Картинки с изображением многофункциональных предметов (например, стакан, деревянная ложка, ножницы, зонт и т. д.).

Ход игры:

Воспитатель показывает детям какую-либо картинку. Дети называют изображенный предмет и по очереди рассказывают, как можно его использовать. Например, деревянной ложкой можно есть, мешать суп, использовать ее как музыкальный инструмент, декоративное украшение и т. д. Игра заканчивается, когда перечислены все предметы и варианты их использования.

«Опиши, я отгадаю!»

Дидактическая задача: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

Словарь: черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня, слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое, сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.

Игровое правило: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

Игровые действия: загадывание загадок.

Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.

«Что сначала? Что потом?»

Дидактическая задача: Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонных изменений в природе. Развивать внимание, быстроту мышления.

Словарь: копают, поливают, ухаживают, собирают, очищают.

Игровые правила: Начинать по команде ведущего.

Игровые действия: раскладывать картинки по порядку или по заданию воспитателя.

Ход игры: Воспитатель рассматривает картинки вместе с детьми. Предлагает разложить их в определенном порядке, в соответствии с временами года. Вызывает двух детей и по сигналу они раскладывают картинки. Остальные следят за правильностью выполнения задания.

«Узнай и назови»

Дидактическая задача: Упражнять детей в названиях животных, быстро находить картинку в соответствии с заданием. Рассказать о внешнем виде, чем питается, где живет. Развивать память, речь, зрительное восприятие.

Словарь: дикие животные, животные жарких стран, сходство, различие.

Игровые правила: действовать по сигналу воспитателя.

Игровые действия: поиск одинаковых картинок.

Ход игры: Воспитатель дает группе детей задание, найти среди карточек лежащих на столе определенное животное. Ответить на вопросы«Кто это? Где живет? Чем питается?»

«Воздух, земля, вода»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

 Материал: Мяч.

Ход игры:

Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Литература

1. Акимова, Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром / Ю. А. Акимова.– М.: Творческий центр «Сфера», 2007.

2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / В.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – 5 изд., испр., доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007.

3. Доронова, Т.Н. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 6 года жизни / Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева [и др.]. – М., Издательство «Просвещение», 2003.

4. Дыбина, О.В. Что было до…: игры-путешествия в прошлое предметов / О.В. Дыбина. – М.: Сфера, 2004.

5. Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы / О.В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

6. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста / С.Н. Теплюк. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ГОРОДАМОСКВЫ «ШКОЛА 1161» КОРПУС №4

Программно- методический материал по познавательному развитию:

«Ознакомление дошкольника с окружающим миром»

                                                           Подготовила: Гусарова В.С.

                                                                                          Педагог I кв.кат.

Москва 2021 г.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по ознакомлению с окружающим миром "Снега России" (презентация)

Мультимедийное занятие. Дошкольное образование, старший возраст....

Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе продуктивной деятельности, как одно из условий ценностного отношения к миру.

В последние десятилетия произошли значительные изменения в жизни российского общества: меняются экономика, формы собственности, политическая, нравственно - духовная и социальная сферы. Вместе с...

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие «Времена года»

Данные методическая разработка составлена с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностики в средней группе (1) МБДОУ №27 и предназначено для работы пед...

Методический семинар для педагогов "Виртуальная экскурсия как современное средство ознакомления дошкольников с окружающим миром".

Методический семинар разработан с целью  повышения уровня знаний  педагогов ДОУ по теме "Виртуальная экскурсия как современное средство ознакомления дошкольников с окружающим миром"...