Методический семинар "Формирование безопасного поведения у дошкольников с окружающим миром"
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Казакова Дарья Алексеевна

Методический семинар к конкурсу "Воспитатель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание “Методический семинар”

Казакова Дарья Алексеевна

МБДОУ “Детский сад с.Грачев Куст”

“Формирование безопасного поведения у дошкольников с окружающим миром”

Цель: повышение профессиональной компетентности педагога  по организации безопасного поведения дошкольников в окружающим их мире, используя разнообразные формы и методы работы.

Задачи:

- Ознакомление  с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности поведения воспитанников в окружающим мире.

-   Активизация знаний педагога по формированию безопасного поведения у дошкольников с окружающим миром.

Актуальность.

Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в окружающем мире заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях.

Проблема

По данным статистики, участились случаи детского травматизма, токсических отравлений химическими веществами и лекарствами, и многие другие результаты небезопасного поведения. Все это происходит по незнанию детей, по их неопытности.

Конечно же любой родитель пытается защитить своего ребенка от опасности, но невозможно всё время водить ребёнка за руку и быть рядом. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда, и как он может попасть в опасную ситуацию.

Мы должны научить детей  выполнять те правила поведения, от которых зависит их здоровье и безопасность.

Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе осуществляется в ходе реализации детским садом образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а также «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Здоровье-самая главная ценность в нашей  жизни. От состояния здоровья человека во многом зависит и благополучия общества. И бесспорно то, что здоровье необходимо беречь еще с детства. Но с каждым годом здоровье детей ухудшается не только посредством врожденных заболеваний, но и путем небезопасного поведения в окружающим мире.

Опыт показывает, что сейчас многие дети ни каким образом не осведомлены об опасных для их здоровья ситуациях. Конечно же вина лежит на взрослых, ведь они  вовремя не смогли познакомить детей с правилами безопасного поведения.

Воспитывая ребенка, взрослый должен научить его думать о своем здоровье: знать свое тело, заботиться и ориентироваться в нем; не вредить своему телу: расти сильным, здоровым, бодрым и энергичным. Отсюда следует, что у ребенка должна быть сформирована система знаний о безопасном поведении в окружающем его мире.

Приучать ребенка соблюдать правила безопасного поведения в окружающем мире необходимо с раннего детства. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым, и нередко всё это приводит к возникновению травм и к попаданию ребенка в опасные ситуации. Чаще всего это бытовые травмы: ушибы, ожоги, отравления, электротравмы, попадание в организм инородных тел и др.

Придя работать в разновозрастную группу, я заметила что дети не заостряют особо важного внимания на безопасное поведение в окружающим их мире. Они импульсивны и резки, любопытны, и отсюда порой они забываются о самом главном, о своей безопасности.

Моя работа направлена на освоение ребенком правил безопасного поведения которые осуществляется ступенчато: сначала я заинтересовываю детей вопросами безопасности; затем  постепенно ввожу правила безопасности в жизнь детей, показываю разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражняю дошкольников в умении применять эти правила.

В своей работе я использую такие эффективные формы взаимодействия с детьми, как:

1. Занятия.

2. Эпизодические беседы.

3. Игровые тренинги.

4. Изготовление лэпбуков.

5.В часы утреннего приёма  «минутки безопасности»; Показ коротких серий мультфильмов. (”Аркадий Паровозов”, “Фиксики”)

По окончании просмотра обязательно проговариваем, проигрываем эти ситуации.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения (Как вести себя если ты остался один дома? Можно ли открывать дверь незнакомым людям?), имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности («Опасные предметы»,).

В ходе прогулок организую наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, знакомлю детей с моделями безопасного поведения, осуществляю различные виды деятельности. При проведении подвижных игр делаю акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной деятельности в разные сезоны года. (Зимнее время года - “Гололед”, летнее время года- “Осторожно солнечный удар”)

6. Знакомлю с художественной литературой: - литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Таким образом, в своей работе, на примере литературных персонажей, анализируются их поведение и поступки, решаем, как бы сами поступили в данной ситуации. Мотивируем детей на развитие дискуссии, искусственно создаём препятствия стимулирующие развитие ситуации. (”Дядя Степа”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий.

Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Еще в своей работе стараюсь использовать технологию “Образовательное событие”. Такая технология позволяет детям запоминать и применять полученную информацию еще лучше. Этот процесс позволяет подготовить ребенка и подвести его к такому событию, при котором он сам может решить ту или иную проблему, стоящую перед ним без помощи педагога. Также при работе  с такой технологией, у ребенка  развивается эмоциональная сфера.

Также, в своей работе использую такие материалы и оборудования как:

- картотека демонстрационных картин – они расширяют представления детей, помогают детям самостоятельно – устанавливать причинно – следственные связи.

- дидактический материал, который включает коллажи, мнемотаблицы, наглядные модели – с их помощью у ребенка формируются знания о безопасности, расширяется словарный запас, развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.

Вся подобранная и предоставленная информация способствует наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности:

- предвидеть опасность

- уметь принять меры во избежание опасности

- уметь обращаться за помощью к другим

- уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Проработав два года в разновозрастной группе я увидела всю необходимость в формировании безопасного поведения, так как дети  дошкольного возраста  восприимчивы к опасностям, но из за незнания и непонимая дети попадают в опасные ситуации. Таким образом, очень важно научить детей  в любой опастной ситуации применять свои знания.

Перейдя в группу раннего возраста и проанализировав свой опыт, я намерена применять в своей работе методы и технологии в формировании безопасного поведения в окружающем мире уже на малышах, также разработав план по самообразованию на тему “Формирование основ безопасности жизнедеятельности в группе раннего возраста через познавательную активность”.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Формирование безопасного поведения у дошкольников с окружающим миром” Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад с.Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области” Подготовила воспитатель: Казакова Д. А. Образование: высшее Категория: - Стаж: 2 года

Слайд 2

Цель : повышение профессиональной компетентности педагога по органи - зации безопасного поведения дошкольников в окружающим их мире, испо - льзуя разнообразные формы и методы работы. Задачи: - Ознакомление с инновационными технологиями и методами, применяе - мыми в организации безопасности поведения воспитанников в окружаю - щим мире. - Активизация знаний педагога по формированию безопасного поведения у дошкольников с окружающим миром.

Слайд 3

Актуальность . Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в окружающем мире заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях. Проблема . По данным статистики, участились случаи детского травматизма, токсических отравлений химическими веществами и лекарствами , и многие другие результаты небезопасного поведения. Все это происходит по незнанию детей, по их неопытности. Конечно же любой родитель пытается защитить своего ребенка от опасности, но невозможно всё время водить ребёнка за руку и быть рядом. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда, и как он может попасть в опасную ситуацию. Мы должны научить детей выполнять те правила поведения, от которых зависит их здоровье и безопасность.

Слайд 4

Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе осуществляется в ходе реализации детским садом образовательной области « Социально-коммуникативное развитие», а также «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Слайд 5

Образовательная деятельность такая как «Безопасность» должна быть интегрированной и соединять разные направления: Безопасность Коммуникация Познание Физкультура Социализация Здоровье

Слайд 6

Опыт показывает, что сейчас многие дети ни каким образом не осведомлены об опасных для их здоровья ситуациях. Конечно же вина лежит на взрослых, ведь они вовремя не смогли познакомить детей с правилами безопасного поведения. Воспитывая ребенка, взрослый должен научить его думать о своем здоровье: знать свое тело, заботиться и ориентироваться в нем; не вредить своему телу: расти сильным, здоровым, бодрым и энергичным. Отсюда следует, что у ребенка должна быть сформирована система знаний о безопасном поведении в окружающем его мире. Приучать ребенка соблюдать правила безопасного поведения в окружающем мире необходимо с раннего детства. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым, и нередко всё это приводит к возникновению травм и к попаданию ребенка в опасные ситуации. Чаще всего это бытовые травмы: ушибы, ожоги, отравления, электротравмы, попадание в организм инородных тел и др. Придя работать в разновозрастную группу, я заметила что дети не заостряют особо важного внимания на безопасное поведение в окружающим их мире. Они импульсивны и резки, любопытны, и отсюда порой они забываются о самом главном, о своей безопасности. Моя работа направлена на освоение ребенком правил безопасного поведения , которая осуществляется ступенчато: сначала я заинтересовываю детей вопросами безопасности; затем постепенно ввожу правила безопасности в жизнь детей, показываю разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражняю дошкольников в умении применять эти правила.

Слайд 7

В своей работе я использую такие эффективные формы взаимодействия с детьми, как: 1. Занятия. 2. Эпизодические беседы. 3. Игровые тренинги. 4. Изготовление лэпбуков. 5.В часы утреннего приёма «минутки безопасности»; Показ коротких серий мультфильмов и т.дПо окончании просмотра обязательно проговариваем, проигрываем эти ситуации. Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения (Как вести себя если ты остался один дома? Можно ли открывать дверь незнакомым людям?), имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности («Опасные предметы»). В ходе прогулок я организую наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, знакомлю детей с моделями безопасного поведения, осуществляю различные виды деятельности. При проведении подвижных игр делаю акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной деятельности в разные сезоны года . 6. Знакомлю с художественной литературой: - литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Слайд 9

Формы взаимодействия Занятия Эпизодические беседы Игровые тренинги Изготовление лэпбуков Показ мультфильмов Чтение художественной литературы

Слайд 10

Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Еще в своей работе стараюсь использовать технологию “Образовательное событие”. Такая технология позволяет детям запоминать и применять полученную информацию еще лучше. Этот процесс позволяет подготовить ребенка и подвести его к такому событию, при котором он сам может решить ту или иную проблему, стоящую перед ним без помощи педагога. Также при работе с такой технологией, у ребенка развивается эмоциональная сфера.

Слайд 11

Также, в своей работе использую такие материалы и оборудования как: - картотека демонстрационных картин – они расширяют представления детей, помогают детям самостоятельно – устанавливать причинно – следственные связи. - дидактический материал, который включает коллажи, мнемотаблицы, наглядные модели – с их помощью у ребенка формируются знания о безопасности, расширяется словарный запас, развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.

Слайд 13

Вся подобранная и предоставленная информация способствует наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности: - предвидеть опасность - уметь принять меры во избежание опасности - уметь обращаться за помощью к другим - уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Слайд 14

Проработав два года в разновозрастной группе я увидела всю необходимость в формировании безопасного поведения, так как дети дошкольного возраста восприимчивы к опасностям, но из за незнания и непонимая дети попадают в опасные ситуации. Таким образом, очень важно научить детей в любой опастной ситуации применять свои знания .

Слайд 15

С детьми разновозрастной группы была проведена викторина различных игр и заданий ”Формирование безопасного поведения на дороге” . В конце дети были награждены памятными значками “Знаток Правил Дорожной Безопасности” и фуражками полицейского.

Слайд 16

Проведение беседы с детьми разновозрастной группы “Чужой человек” . Дети отвечали на вопросы: “ Что нужно делать и как себя обезопасить”, рассматривая иллюстрации с ситуациями.

Слайд 17

Перейдя в группу раннего возраста и проанализировав свой опыт, я намерена применять в своей работе методы и технологии в формировании безопасного поведения в окружающем мире уже на малышах, также разработав план по самообразованию на тему “Формирование основ безопасности жизнедеятельности в группе раннего возраста через познавательную активность”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде"

Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде...

Конспект организованной образовательной деятельности «Воспитание культуры поведения дошкольника в окружающем мире» группа раннего возраста

Программное содержание: - ввести в активный словарь предметы посуды, слова благодарности; - закреплять основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; - развивать: моторику пальцев рук, память, воспр...

«Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде»

Цель: Познакомить и обратить внимание воспитателей и родителей на особенности формирования культуры безопасности у детей дошкольного возраста в окружающей среде;Задачи:-уточнить особенности умств...

Методическая разработка "Безопасное поведение дошкольников на прогулке в зимнее время"

В рамках реализации работы «Безопасность наших детей» создан ППО по теме «Безопасность наших детей на прогулке в зимний период времени».Комплексное решение вопросов в ходе реал...

Методический семинар для педагогов "Виртуальная экскурсия как современное средство ознакомления дошкольников с окружающим миром".

Методический семинар разработан с целью  повышения уровня знаний  педагогов ДОУ по теме "Виртуальная экскурсия как современное средство ознакомления дошкольников с окружающим миром"...

Выступление на методическом объединение по теме:Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик

laquo;Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»  – Слайд № 2Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошко...