Игры для мелкой моторики
картотека (младшая группа)

Елена Николаевна Комаревцева

Потешки для развития мелкой моторики

Аккуратно расправляйте пальчики малыша и массируйте их, начиная с мизинца и заканчивая большим пальчиком и наоборот.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папа,

 Этот пальчик — мама, а этот пальчик — я.

 Это вся моя семья!

Впоследствии можно учить ребенка самостоятельно поочередно загибать пальчики. А под слова последней строчки «Это вся моя семья!» учить сгибать и разгибать все пять пальчиков на руке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Потешки для развития мелкой моторики

Аккуратно расправляйте пальчики малыша и массируйте их, начиная с мизинца и заканчивая большим пальчиком и наоборот.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папа,

 Этот пальчик — мама, а этот пальчик — я.

 Это вся моя семья!

Впоследствии можно учить ребенка самостоятельно поочередно загибать пальчики. А под слова последней строчки «Это вся моя семья!» учить сгибать и разгибать все пять пальчиков на руке.

Ладушки-Ладушки, ладушки!

Где были?- У бабушки.- Что ели?- Кашку.- Что пили? Бражку. Кашку поели, Бражку попили.(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки) Шу-у-у…полетели! На головку сели, Петушком запели. Ку-ка-ре-ку! (поднимают руки вверх и опускают на голову)

Варежка

Маша варежку надела:(сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». (все пальцы разжать, кроме большого) Маша варежку сняла:»Поглядите-ка, нашла!  (разогнуть оставшийся согнутым палец) Ищешь, ищешь — и найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь?» (сжать пальцы в кулачок)

Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Котенок

Этот маленький котенок потерял свой свитерок.

Этот маленький котенок теплый потерял носок.

Этот маленький котенок мерзнет в стужу и мороз.

Этот маленький котенок отморозил себе нос.

Этот маленький котенок заболел: «апчхи», «апчхи».

«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».

Спрячьте большой палец ребенка в кулачок). Указательным пальцем одной руки ребенка воспитатель по очереди дотрагивается до пальцев другой. Начинайте с мизинца. Поощряйте малыша повторять за вами те же действия.

Друзья

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики – ура!

Нам гулять идти пора!

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Ну-ка, братцы, за работу!

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить.

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке – песни петь.

Песни петь, да плясать.

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Улей

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не видит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Зззззз!

Пальцы сжаты в кулак, затем отгибают по одному. На последнюю строчку руку поднимают вверх с растопыренными пальцами имитирую полет пчелок.

Кулачок-Ванюша

Ванька-встанька,

Ванька-встанька.

(спрятать большой палец в кулак)

Просыпайся, улыбайся.

(постучать по кулаку пальчиком ребенка)

Тук-тук, тук-тук.

Ванька-встанька тут как тут!

(большой палец выскакивает из кулака)

1,2,3,4,5 будем пальцы разминать

1,2,3,4,5 будем пальцы (На каждое слово дети делают хлопки)

Разминать (На это слово пальцы сжать в кулаки)

Это Ваня (Показывают большие пальцы обеих рук)

Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивают из стороны в сторону)

Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются)

А Сергей он самый длинный и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков)

А Матвей он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы)

А Никита хоть и мал (вывести мизинцы)

Очень ловок (прижать к ладоням все пальцы кроме мизинцев)

И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу)

«Щупальца осьминога»

 (Пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко!)

 Много ног у осьминога (поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы - 1-я позиция).

Все они ему нужны (пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак - 2-я позиция). Заменяют ему руки (1-я позиция).

Очень ловкие (2-я позиция) они (кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть).

 «Выгляни в окошко»

 (Пальцы сжаты в кулаки.)

 Кулаки - это домики, в которых живут Иваны. У домиков по три окна: третье - верхнее, расположено между указательными и средними пальцами. Второе - среднее, расположено между средними и безымянными пальцами. Первое - нижнее, между безымянными и мизинцами. Какое окно я назову, в то и выглянут ваши Иваны.

Среднее (дети хлопают три раза, за это время они должны представить, где расположено это окно, в которое выглянет Иван, после чего сразу приводят пальцы рук в нужное положение, а именно: подушечки больших пальцев обеих рук выглядывают между первыми фалангами средних и безымянных пальцев, все пальцы собраны в кулак).

 На сигналы «нижнее, верхнее» пальцы детей занимают соответствующие положения. «Загляни под печку»

Наигрались, нагулялись пальчики (круговые вращения кистями рук),

 Зашли в дом, легли на печку (ладони обеих рук лежат на столе, пальцы чуть растопырены, спина прямая, локти на весу, чуть отведены от туловища).

Только уснули пальчики-мальчики, как под печкой кто-то зашуршал (произносят звук «ш-ш-ш-ш»).

Полез Иван под печку посмотреть: не мышка ли норушка? (Большие пальцы обеих рук согнуть и положить под ладонь, подушечки остальных пальцев плотно прижаты к столу.)

Никого не увидел Иван и вернулся на печку (большие пальцы принимают и. п.).

 А под печкой снова кто-то шуршит («Ш-ш-ш-ш»).

 Полез под печку Степан, затем Сергей и т.д. (Все пальцы по очереди выполняют то же движение, что и большие. После каждой манипуляции дети произносят звук «ш-ш-ш-ш».)

Спугнул Никитушка мышонка, забрался на печку, все братцы потянулись (пальчики поднять вверх 3 раза, ладони не отрывать от стола)

 И крепко-крепко уснули.

Примечание. Во время выполнения движения одного пальца все остальные подушечками плотно прижаты к столу.

«Улитка»

(Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены)

 Улитка, улитка, высуни рога,

Дам тебе, улитка, я пирога. (Улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу.)

 Улитка (большие пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол). Улитка (мизинцы обеих рук выходят из согнутого положения и ложатся на стол). Высуни (указательные пальцы делают то же самое).

Рога (все пальчики убегают и прячутся в кулак).

Дам тебе (большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол).

Улитка (такое же движение делают мизинцы).

Я (выходят из кулака указательные пальцы).

 Пирога (все пальцы вновь собираются в кулак).

Дети, будьте внимательны, рожки улитки показывают по очереди: большой - мизинец - указательный.

 «Проснись, потянись»

(Ладони плотно прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе, также прижаты к крышке стола.)

 Покажите мне ваши ладони. Широко расставьте пальцы.

У каждого есть имя: большой - Иван,

Указательный - Степан,

Средний - Сергей,

 Безымянный - Матвей,

Мизинец - Никитушка.

Все пальчики-мальчики крепко «спят» (кисти рук, пальцы чуть расставлены, плотно прижаты к крышке стола).

 Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи.

Иваны проснулись, потянулись (большие пальцы обеих рук поднять как можно выше от стола, кисти напряжены; опустить).

Степаны проснулись, потянулись (то же движение делают указательные пальцы и так до Никитушки).

Примечания. По мере закрепления детьми этого упражнения следует его усложнить. Имена называть в обратном порядке или вразброс. Пальцы обеих рук поднимать одновременно на «раз», на «два» опускать, ладони при этом напряжены, плотно прижаты к столу.

 «Поздоровайтесь с гномом Кешей»

 (Пальцы, которые не работают, сжаты в кулак. При рукопожатии ребенок должен сказать вежливые, ласковые слова, что обычно говорят при встрече: «Доброе утро, милый Кеша»; «Дорогой Кеша, как поживаешь?»; «Здоров ли ты, Кеша?»; «Приятно встретиться, Кеша» и т. д.)

 Посмотрите: кто пришел? (Показать тряпичную игрушку, например гнома Кешу.)

Он хочет с вами поздороваться. Руки у него маленькие, слабые. Кеша с каждым хочет поздороваться. Пожмите ему правую руку своим большим пальцем и мизинцем правой руки. Остальные пальцы: указательный, средний и безымянный - подушечками прижмите к ладони. А теперь большим и мизинцем левой руки пожмите гному левую руку, не забывайте сказать ему доброе, ласковое слово либо поприветствовать его «Прятки»

Покажите правую руку, левую руку. (Выполняют.)

 А теперь попробуйте выполнить такое задание. В правом кулачке спрячется левый Степан. В левом кулачке спрячется правый Никитушка. и т. д.

 «Цветок»

У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон). Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть - нераскрывшийся цветок). И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).

До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку - имитация сна).

«Качалка»

Вспомним песенку «Качалочка»:

 Качалочка, качалочка,

Качай меня, качай.

А братец мой Иванушка,

 Встречай меня, встречай.

 (Сомкните кисти рук и ладони в крепкий замок).

 Качалочка (пальцы правой руки выпрямить, вся кисть в напряжении, пальцы левой руки согнуты, крепко держат кисть правой руки - 1-я позиция).

 Качалочка (меняют положение кистей рук, пальцы левой руки выпрямить, а правой кистью руки крепко зажать левую кисть - 2-я позиция).

Качай меня (1-я позиция). Качай (2-я позиция).

 А братец мой Иванушка,

встречай меня (кисти обеих рук со сцепленными пальцами развернуть к лицу и на каждое слово соединять большие пальцы подушечками). Встречай (соединить большие пальцы так, чтобы были видны ногти).

 «Большие и маленькие»

Дети, напрягите пальцы на обеих руках. Вот какие они! Растопырьте пальцы. А теперь они стали маленькие-маленькие. Согните их и коснитесь подушечками (кончиками пальцев) верхней стороны ладоней, т. е. у основания пальчиков.

Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони).

Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить).

Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»).

А дружные какие! (Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.)

 «Поймай рыбку за хвостик»

 Дети, встаньте в круг. Рассчитайтесь на 1-2-й. Кто из вас получил номер 1 - рыбак; дети под номером 2 - рыбки. Повернитесь лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях, соединены пальцы и ладони.

 Все дружно говорим: Рыбак сидит на берегу и ловит рыбок в сеть свою (ладони и пальцы плотно прижаты). Раз, два, три (дети, выполняющие роль рыбки, делают скользящие движения вниз по кистям рук рыбаков до ладоней, на мгновение замирают). Лови (дети-рыбки резкими, скользящими движениями вниз по ладоням убирают пальцы-хвостики, а дети-рыбаки сгибают пальцы на обеих руках, пытаясь поймать рыбку за хвостик, т. е. за кончики пальцев; затем они меняются ролями). «Капуста»

 Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты в «замок», поднимаем и опускаем их)

Это, что еще за хруст?

Это, что еще за куст? (растопыриваем пальцы, имитируя куст)

Как же быть без хруста, если я капуста.

Мы капусту рубим - рубим, (прямые ладони вверх вниз)

 Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачек)

 Мы капусту солим - солим, (поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту жмем - жмем - жмем. (сжимаем и разжимаем кулачки)

«Сидит строитель»

 Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

 Чтоб окошко было в нем, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

 Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики) Чтоб вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

 Солнце было, дождик шел,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены. Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвел!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

«Кораблик»

По реке плывет кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывет издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - смотрим вдаль) На кораблике четыре очень храбрых моряка.(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

 И страшны им только кошки,

Только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

«Лодочка»

 Две ладошки прижму. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие И по морю поплыву пальцы)

Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывет")

 Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками "лодочкой")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

«Паучок»

 (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

 Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

 Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползет опять, ("Паучки" ползают по голове.)

 А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Ладонь-кулак»

Хочешь? Тоже делай так:

 То - ладонь, а то - кулак. (Ладони прижаты к столу. Одновременно сжимать кулачки, потом разжать, по тексту. Для усложнения можно ускорить темп или делать руки поочередно  правая - ладонь, левая - кулак).

 «Бусинки-горошки»

Покатаю я в руках Бусинки, горошки.

 Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки. 

Комплексы по самомассажу и массажу

Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

 Растирание ладони   «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

 «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

 Растирание пальцев

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём» -

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)

«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница,

Быстро мука мелется.

 «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по  одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

 «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили.

 «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

 «Вот все пальцы на виду!

Бух! – теперь их не найду»

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

 

 1. «ПУНКТИРЫ». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад — вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. «ПИЛА». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3. «УТЮЖОК». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. «КАТОК». И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5. «БУРАВЧИК». Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.

6. «КРАБ». Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

7. «СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ». Сильно потираем руки.

8. «СПИРАЛЬКИ». Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.

     Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа3-5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений: поглаживание: совершается в разных направлениях.

 - растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

- вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно

использовать вибромассажер)

- массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).

- сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Главное требование: в играх мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

- хватание: ребенок учится захватывать предмет

- соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета

- подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий движения кистей и пальцев рук.

Шнуровки

      Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).

Волшебный поднос

      На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 — 3 лет можно рисовать цифры и буквы.

Разноцветные прищепки

   Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

Золушка

Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

Забавные картинки

   По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

Счетные палочки

    Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для мелкой моторики

Игры развивают мелкую моторику пальцев рук....

Дидактические игры "Развитие мелкой моторики рук"

«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия де...

Игра для мелкой моторики рук "Собери бусы"

ЦЕЛЬ: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.ОБОРУДОВАНИЕ: (данная игра сделана из подручного материала). Цветные шнурки и коктейльные трубочки ...

Перспективный план работы кружка "Учимся играя" (развитие мелкой моторики).

Данный перспективный план отражает работу кружка, направленную на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и подготовку руки к письму....

Проект «Пальчиковые игры». Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых иг...

Консультация "Как играть с детьми младшего дошкольного возраста в игры по мелкой моторике"

Данная консультация будет полезна родителям детей младшего дошкольного возраста...