Итоги работы ИП РАО «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и НОО: проектирование модели взаимодействия»
статья

Халикова Валентина Владимировна

С 2016 года ГБОУ «Школа № 842» является инновационной площадкой Российской академии образования по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия». Наша школа – это образовательный комплекс, в который входит три дошкольных учреждения и две школы (начальная общеобразовательная школа и средняя). ДОУ посещает 490 воспитанников (18 дошкольных групп), с которыми работают 38 педагогов. В начальной школе обучаются 375 учеников (14 классов), с которыми работают 14 учителей. В целом – это достаточно большой коллектив, который включен в инновационную деятельность, в реализацию инновационного проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоги работы ИП РАО «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и НОО: проектирование модели взаимодействия»

 

 

С 2016 года ГБОУ «Школа № 842» являлась инновационной площадкой Российской академии образования по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия». Наша школа – это образовательный комплекс, в который входит три дошкольных учреждения и две школы (начальная общеобразовательная школа и средняя). ДОУ посещает 490 воспитанников (18 дошкольных групп), с которыми работают 38 педагогов. В начальной школе обучаются ___ учеников, с которыми работают ___ учителей. В целом – это достаточно большой коллектив, который включен в инновационную деятельность, в реализацию инновационного проекта. Основной акцент мы сделали на профессиональную компетентность педагога – участника инновационного проекта, считая, что в реализации инновационных технологий и организации современного образовательного процесса, ключевой фигурой является педагог.

Основной целью инновационной деятельности являлась разработка модели взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ и школы, обеспечивающей сопровождение эффективной социализации детей. В свете решения такой проблемы, создание инновационной площадки, основанной на объединении  образовательных,   учреждений ГБОУ «Школа № 842», их тесное сотрудничество, в рамках общего проекта – это путь современного, более эффективного решения  образовательных задач, продиктованных временем, ресурс реализации ФГОС.

Проект направлен на создание сети образовательных учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования детей, на обеспечение преемственности целей и содержания образования, реализуемых в рамках преемственности, на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его эффективной социализации.

Первое, с чего мы начали инновационную деятельность – выбор проектного совета. Проектный совет осуществляет общее руководство инновационной деятельностью, разрабатывает план (Программу работы с педагогическими кадрами с целью повышения профессиональной компетентности педагогов), организует и реализует мероприятия по разным направлениям проекта. В состав проектного совета вошли педагоги, обладающие высоким уровнем психолого-педагогической компетентности, педагоги, которые понимают и видят проблемы внутри коллективов, хорошо ориентируются в профессиональных потребностях каждого воспитателя и учителя.

Члены проектного совета являются организаторами и участниками различных методических мероприятий (семинаров, консультаций, круглых столов), являются тьюторами педагогов, нуждающихся в профессиональной помощи, руководителями творческих групп по различным педагогическим направлениям.

 Проектный совет организует совещания, на которых обсуждаются текущие проблемы педагогической деятельности в рамках инновационного проекта, планирует и разрабатывает методические мероприятия по повышению профессионального уровня педагогов, по внедрению новых форм и технологий работы с педагогами, является органом управления инновационной деятельностью.

Следующий шаг нашей деятельности – разработка Плана (Программы) инновационной деятельности по развитию профессиональной компетентности, который имеет четкую структуру и содержит ряд направлений: организационное (работа проектного совета), методическое (система повышения профессионального уровня педагогов в рамках инновационной деятельности) и организационно-педагогическое направление (работа с коллективом детей).

Методическое направление – это один из основных разделов плана, в котором прописана вся система работы с педагогическими кадрами в рамках инновационного проекта. Система методических мероприятий повышения профессиональной компетентности педагогов представлена различными методическими формами: тематические педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, творческая мастерская педагога, интеллектуальные часы. Весь процесс реализации данных мероприятий дает положительные результаты  для развития профессионального уровня каждого участника инновационного проекта.

Анализируя результаты работы методического направления, мы увидели положительную динамику профессионального развития педагогов, качественные изменения в работе педагогических коллективов: повысился профессиональный интерес к инновационной деятельности, который отражен в темах по самообразованию педагогов, в организации творческих групп. Возросла активность участия в методических мероприятиях. Увеличилось количество запросов педагогов в организации индивидуальных консультаций по различным направлениям педагогической деятельности. Повысилось качество взаимодействия с родителями воспитанников.

В результате появилась необходимость в создании личностно-развивающей профессиональной среды, которая будет способствовать созданию творческих групп, где педагоги будут иметь возможность решать профессиональные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью, инновационной работой в проекте.

Выбирая тему по самообразованию, саморазвитию в рамках инновационного проекта, каждый педагог выбирает то направление, которое для него является проблемным полем, требует глубоко изучения и понимания. Руководителем педагогических объединений является представитель проектного совета, координирующий деятельность группы, разрабатывающий траекторию развития каждого педагога. Таким образом, появилось наставничество, профессиональное сопровождение педагогов.

Педагогические коллективы перешли на другой, более высокий уровень профессионального развития и это стало следующим шагом в реализации проекта. Это позволило организовать специальную профессиональную среду в ОУ, которая дает возможность ввести наиболее эффективные формы организации процесса сопровождения профессионального развития педагогов: тьюторинг (опытные педагоги являются тьюторами-консультантами);  консалдинг (комплексный процесс консультирования и сопровождения педагогов по заявленной проблеме, направленной на саморазвитие); модерация (способ или технология открытого системного структурирования введения коллективной мыследеятельности).

 Эти формы способствуют эффективному решению целей и задач инновационного проекта, развитию профессиональных компетенций каждого педагога.

С целью развития и саморазвития педагогов, реализации современных технологий, проектирования модели взаимодействия с другими участниками инновационного проекта нами составлены профессиограммы.

 Это следующий шаг в реализации инновационной деятельности. Профессиограмма позволяет планомерно решать профессиональные проблемы специалиста, наблюдать динамику развития профессиональных компетенций, строить траекторию развития.

Так как инновационная деятельность предполагает работу с детьми, нами разработан перспективный план практической деятельности с дошкольниками и учениками, подробно прописанный в деятельностном направлении плана, в котором прослеживается концентрическое наращивание учебного материала, а также соблюдение принципов событийности, тематизма, деятельностного подхода, что обеспечит систематичность знаний и представлений дошкольников и школьников  о мире социальных отношений.

 План содержит перечень мероприятий в разных видах деятельности по разным темам и направлениям. Педагоги имеют возможность выбрать рекомендуемый материал в зависимости от интересов и возрастных возможностей детей.

 Анализ ситуации развития инновационного проекта показал важные стороны и проблемы развития профессиональной компетентности педагогов, социального развития детей, определил пути совместного, более эффективного решения современных образовательных задач, продиктованных временем. Во многом потенциал инновационной деятельности зависит от взаимодействия всех участников образовательного процесса, что ведет к формированию сетевой организации научно-методического и практического обеспечения развивающей образовательной среды. Создание инновационной площадки способствовало тесному взаимодействию всех участников инновационной деятельности, их тесному сотрудничеству в рамках общих проектов – кластерное взаимодействие. Кластерное взаимодействие сегодня – это инструмент эффективного продвижения инновационных образовательных программ в образовательном пространстве   образовательной организации.

Анализ и оценка результатов инновационной деятельности   позволяет говорить о проблемах, которые влияют на эффективность взаимодействия двух ступеней образования: дошкольного и начального школьного, взаимодействия педагогов ДОУ и начальной школы.

В работе с коллективом педагогов:

1. Отсутствует связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка, в том числе и социализации детей.

2. Недостаточная теоретическая подготовка педагогов в организации и реализации современных инновационных технологий эффективной социализации детей, отсутствие полного понимания  актуальности данного направления в работе образовательной организации.

3. В учебном плане, режиме дня, расписании уроков педагоги не предусматривают систему работы с использованием современных технологий эффективной социализации ребенка. 

4. Отсутствует полная и системная включенность в процесс социализации детей, личная заинтересованность учителей в организации мероприятий по развитию социальных компетенций ребенка.

5. У педагогов начальной школы отмечается низкий уровень мотивации участия в инновационных проектах по социально-личностному развитию школьников.

6. Слабая включенность родителей (законных представителей) в реализацию инновационных проектов по эффективной социализации детей.

В работе с детьми

7. Педагоги не реализуют принципы воспитания современных детей, используют в работе с детьми традиционные методы, которые противоречат  потребностям современного ребенка, затрудняют успешную социализацию в обществе.

- ставя цель активизировать детей, помочь им в самовоспитании, личностном саморазвитии, мы по-прежнему в большей степени измеряем их потребности, мотивы, состояния, в меньшей – побуждаем их к занятию активной позиции;  

- взрослые слабо учитывают, что в современном мире происходит не просто активный процесс саморазвития ребенка, его самоопределения, но этот процесс реально воздействует и на установки взрослого мира, его  развитие.

- для ребенка важнейшей задачей является первичная социализация, адаптация к окружающей его социокультурной среде, постижение смысла ее требований. Взрослые недостаточно внимания уделяют развитию умений  у ребенка противопоставлять свои образцы поведения общепринятым нормам, если они достаточно продуманы и обоснованы, не просто подчинение себя принятым правилам, а творческое осмысление и развитие их;  

- серьезной проблемой является создание ситуации освоения социокультурных норм при сохранении самостоятельности в поведении;

- в новых условиях наступает ситуация неверия взрослых в силы ребенка, неготовность «отпустить» его. Ограничение свободного и творческого начал в жизнедеятельности, в обучении и воспитании, как в образовательном учреждении, так и в семье, становятся тормозом к дальнейшему овладению деятельностью, «замораживают» готовность ребенка действовать активно, самостоятельно;

-  в системе образования на первый план выдвигается когнитивное обогащение и развитие ребенка, формальное обучение доминирует над развитием личности. Воспитательные воздействия нацелены в основном на усвоение норм этикета и создание в образовательном учреждении атмосферы, благоприятствующей образовательному процессу, что реально приводит к подчиненным формам поведения.

Анализируя результаты инновационной деятельности, мы решили ряд задач, поставленных в инновационном проекте, достигли определенных успехов в работе с педагогическими и детскими коллективами.

Неоспоримым достоинством  диалога двух образовательных структур является ориентация деятельности педагогов на эффективную социализацию детей, реализацию их интересов и потребностей. Большое внимание уделяется личности самого педагога, развитию его профессиональной компетентности, что соответствует современному компетентностному подходу в образовании. Внедрение  современной модели преемственности дошкольного и начального образования в практику способствовали:

- развитию кадрового потенциала через различные формы методической работы: педагогические конференции по различным проблемам образования; курсы по повышению квалификации педагогов образовательной организации, открытые образовательные мероприятия;

- социальному проектированию: консультирование по методам социального проектирования; реализация социальных проектов;

- обеспечению мобильности участников (педагоги, дети, родители) образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе: долгосрочный договор о сотрудничестве.

Разработали программно-методическое обеспечение, используемое участниками кластера, методические мероприятия, обеспечивающие преемственность в их работе:

- учебные планы учреждений и единый план кластера;

- активная поисково-творческая деятельность педагогов по разработке путей решения актуальных проблем в реализации инновационной деятельности;

- семинары, конференции, круглые столы по вопросам инновационной деятельности;

- работа с методическими ресурсами участников кластера, система непрерывного образования в режиме on-line b off-line.

В рамках проекта инновационной деятельности рассмотрели возможную, с нашей точки зрения, технологию реализации идеи образовательного кластера:

- определение совместных работ на средне- и долгосрочный период времени;

- определение уровня отношений между образовательными учреждениями, детьми, родителями (законными представителями), педагогами, авторами и исполнителями образовательных услуг;

- подготовка и утверждение пакета соглашений, договоров и положений о проведении работ участниками кластерного взаимодействия;

- подготовка пакета сетевых образовательных услуг.

Интеграция усилий образовательных учреждений, вошедших в инновационную деятельность по проблеме эффективной социализации детей, централизация ресурсов по сетевой модели принесла свои плоды в изменении технологи образовательного процесса и создании условий для социального  развития  ребенка.  

Кроме того, педагоги имели возможность транслировать наработанный опыт в конкурсных работах различного уровня (городской, региональный, всероссийский, международный), обобщение и трансляция опыта работы в инновационном проекте в публикациях педагогов. За период с 2016 года по сегодняшний день опубликовано 25 статей по различным вопросам реализации инновационного проекта.  

Деятельность педагогов, участников инновационного проекта, предусматривала систему условий развития ребенка, которая предполагает его социальную ситуацию развития: создание системы общения, поощрение инициативы и самостоятельности ребенка.  Взрослый при таких условиях играет роль посредника в сопровождении ребенка в мир культуры и социальных отношений. На него ложится миссия поддержки ребенка в проявлении активной социальной позиции и инициативы. Это реализовалось через эффективные технологии социализации ребенка: «Ситуация месяца», «Ежедневные рефлексивные круги», «Клубные часы».

  Социализация наших воспитанников и учеников школы происходит через внедрение инновационных педагогических технологий, предусмотренных инновационной программой «От рождения до школы», подробно описанных в пособии Н.П. Гришаевой «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной ОО». Кроме того,  педагоги дошкольных учреждений и начальной школы успешно освоили и внедряют в образовательную деятельность  «Инновационные технологии познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного образования» (Сингапур). Новые формы работы с детьми позволяют ребенку жить хорошо, интересно, празднично, так как праздник задает формы эмоциональных переживаний на всю жизнь. Ребенку не надо готовиться к жизни, он уже живет.

 В деятельность образовательных учреждений – участников инновационного проекта, внесены новые инновационные требования к предметной среде, пространственной среде, материальному обеспечению и системе общения  (особенно в области «Ребенок с другим ребенком»). Эти требования легли в основу реализации системы социализации ребенка и создают такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекает в максимально адекватных для дошкольного и младшего школьного возраста условиях.

 

    Анализ социокультурной ситуации образовательного комплекса позволил обнаружить ряд оснований и характерных особенностей социального взаимодействия, накладывающих существенный отпечаток на социальное развитие детей и позволяющих наметить перспективы их социального воспитания и развития.

Таким образом, в процессе развития и реализации проекта была  организована  многоступенчатая структура повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ОУ, позволяющая полноценно и эффективно осуществлять эффективную социализацию детей образовательного комплекса ГБОУ «Школа № 842», что и является перспективой развития инновационного проекта в последующие годы.

Отмечая трудности и сложности, которые возникают в ходе реализации ИП, важно отметить сложности руководства инновационной деятельностью. Эти трудности являются наиболее важными источниками профессиональных конфликтов. При внедрении инноваций наблюдается ряд трудностей, которые важно озвучить как  руководителю ИД.  Определенную сложность вызывали следующие моменты:  

- материальная незаинтересованность коллективов ДОУ и начальной школы;

- недостаточная подготовленность педагогических коллективов  к  проведению инноваций,

-  недостаточная общеобразовательная и квалификационная подготовка коллективов;

- недостаточное количество методических разработок по теме внедрения инноваций;

- отсутствие внутренних мотивов в развитии инноваций как у педагогов ДОУ,  так и у учителей школы;

- сопротивление нововведениям и усугубление негативных переживаний профессионального стресса, проявляющихся в снижении продуктивности деятельности,

- ухудшении состояния здоровья и развитии профессионально-личностных деформаций у воспитателей, включенных в инновационный процесс.

Все это  существенно снижает эффективность проведения реформ в целом;

- необходимость специальных интеллектуальных усилий при актуализации «инновационной восприимчивости» при разработке инноваций и включенности в реализацию нововведений делает профессиональную работу педагогов в дошкольных образовательных учреждениях более трудной, чем в условиях ее традиционной регуляции.

В процессе реализации ИП наблюдались  две формы сопротивления персонала: активное и пассивное.   Активное сопротивление: изоляция сторонников изменений, нарушение инструкций, отвлечение ресурсов на другие цели, искусственное создание обстановки суеты. Пассивное сопротивление:   настойчивые публичные высказывания опасений по поводу исхода преобразований, отрицание необходимости перемен, затягивание под разными предлогами начала активных действий, игнорирование информации, формальное использование новых методов работы, уклонение от повышения собственной квалификации, ограничение деятельности активных коллег.

 

  Причины, которые вызывают чаще всего сопротивление персонала новшествам:

1. Цели перемен не объяснены воспитателям. Таинственность и двусмысленность порождают неизвестность и беспокойство. Боязнь неизвестности может настроить учителей враждебно по отношению к любому новшеству.

2. Персонал не принимали участия в разработке и планировании внедрения новшества.

3. Игнорирование традиций коллектива и привычный собственный стиль работы.

4. Субъективное предвзятое отношение к новшествам, чувство угрозы, потери статуса.

5. Увеличение объема работы.  

 

 Планируя работу с педагогическим коллективом к применению инновационных технологий, важно опираться принципы подготовки к применению инновационных технологий:

1. Принцип педагогизации подготовки воспитателей. Его суть – во всестороннем развитии личности педагогов, основанном на его индивидуальности. Большое внимание должно уделяться не только освоению знаний, умений и навыков, но и воспитанию педагогов, в основе которого находятся общечеловеческие ценности. Поэтому важно формировать у педагогов нравственные черты, которые будут находиться в основе жизненных ориентиров и социального поведения.

2. Принцип инновационности. Предполагает подготовку педагогов к инновациям на основе целей и задач инновационного образования, направленного на формирование компетентного специалиста, обладающего развитой профессиональной культурой и способного к новым инновационным решениям профессиональных проблем.

3. Принцип взаимосвязи инновации с традицией. Основан на идее о том, что в основе любой инновации находится традиция. Инновация развивает традицию, учитывая направление развития общества, а затем сама превращается в традицию. Поэтому в ходе подготовке к инновациям воспитателей необходимо опираться на достижения педагогики, уже ставшие традиционными. Формировать готовность к инновациям необходимо на основе качественной профессионально-педагогической подготовки.

4. Принцип практической ориентированности. Предполагает, что для формирования готовности к инновациям необходима способность педагога к реализации инновационных идей. Цикл включает в себя разработку научно-методологического обоснования, апробацию на практике и корректировку и так далее до появления новой идеи.

5. Принцип субъект-субъектного взаимодействия. Предполагает, что подготовка к инновациям должна осуществляться в результате совместной творческой деятельности воспитателей и обучающих их педагогов вуза. В ходе этой деятельности воспитатель является активным субъектом инновационной и творческой деятельности.

6. Принцип прогнозируемости. Предполагает, что подготовка педагогов ДОУ к инновациям осуществляется с учетом опережающего содержания, а также динамики инноваций в образовании. Необходимо формировать готовность использования имеющихся знаний, умений и навыков для действий педагогов в нестандартных ситуациях.

7. Принцип гибкости. Предусматривает, что в зависимости от внешних условий должна быть возможность оперативного изменения содержания подготовки к инновационной деятельности. Данный принцип дает возможность воспитателям продемонстрировать свои индивидуальные качества и творческий подход.

8. Принцип опережающей подготовки. Предусматривает, что необходимо готовить воспитателей, умеющих приспосабливаться к новым условиям, и обладает необходимыми для этого знаниями и умениями.

В каждой ОО, которая реализует инновационные проекты, присутствуют свои особенности преодоления сопротивления персонала инновационным изменениям.  

Первая особенность заключается в том, что в сфере дошкольного образования достаточно сильными являются традиции, имеется ценный опыт педагогической работы с детьми, который апробирован, показал свою эффективность и систематизирован в научной педагогической литературе. В связи с этим внедрение инновационных изменений сопряжено с риском получение недостаточно качественного результата, поскольку не все инновации являются широко зарекомендовавшими себя в педагогической работе. Поэтому может присутствовать сопротивление педагогического коллектива, который стремится сохранить традиции, устоявшиеся подходы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Вторая особенность состоит в том, что объектом работы педагогического коллектива дошкольных учреждений являются дети, а по отношению к ним требуется особенно высокий уровень обеспечения их физической, нравственной, интеллектуальной безопасности. Стандарты обеспечения безопасности отражены в нормативно-правовых актах федерального уровня, образовательных программах, научной педагогической литературе. В связи с этим, важно, чтобы инновационные изменения были согласованы с обеспечением безопасности детей и высокого уровня образовательного процесса.

Третья особенность состоит в том, что большинство педагогических работников облают высшим профессиональным образованием, имеют представления о значении инновационных изменений, следовательно, могут быть готовы к внедрению инноваций, если инновации являются действительно ценными и внедряются постепенно, не разрушая накопленный опыт. 

Какие профилактические меры преодоления сопротивления персонала использовали мы:  

1) нацеленная ориентация педагогических коллективов на инновационную деятельность как непреходящую ценность: понимание ценности инновационных изменений, которые способствуют повышению качества образовательного и воспитательного процесса, снижению издержек;

2) популяризация продуктивных инновационных идей и технологий: путем убеждения, информирования, активизации обратной связи сотрудников;

3) ознакомление с новыми научно-теоретическими разработками и передовым педагогическим опытом: посредством консультаций, педагогических советов, формирование и пополнение базы методического кабинета новейшими материалами;

4) подключение педагогов к разработке проектов и программ развития своих образовательных организаций: посредством реализации проектов, организации творческих конкурсов, обмена опытом;

5) стимулирование инновационного самообразования и творческого роста: посредством материального стимулирования и иных форм мотивации .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги работы ИП РАО «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и НОО: проектирование модели взаимодействия»

С 2016 года ГБОУ «Школа № 842» является инновационной площадкой Российской академии образования по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: ...

Проект Программы инновационной деятельности по проблеме «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и школе: проектирование модели взаимодействия»

В сложившихся условиях модернизации, где поставлены акценты на обеспечение преемственности   образовательных учреждений, учреждений социума, семей воспитанников в   решении проблем...

Современные технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития по Н.П. Гришаевой...

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час»  (Из опыта работы)  Для родителей и педагогов...

Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Когалыма «Золушка»         «Педагогическая статья «Клубный час...

Современные технологии эффективной социализации детей (Ситуация месяца, Клубный час, Проблемная ситуация, Социальная акция)

В результате использования технологий В.П.Гришаевой дошкольники приобретают интегративные качества, такие как:Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).Любо...