Проект на тему: «Русская матрёшка» (для подготовительной логопедической группы)
проект (подготовительная группа)

Молодцова Ольга Александровна

Проектная деятельность на тему: «Русская матрёшка» (для подготовительной логопедической группы)

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: 2 недели.

Возрастная группа: старшая (5-6 лет), подготовительная (6-7 лет).

Представлены актуальность, цели, задачи, этапы подготовки и проведения, план мероприятий и дополнительный материал для реализации проекта в свободное от образовательной деятельности время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_matreshka_starshaya_gr.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская матрешка»

для детей подготовительной логопедической группы

Актуальность проекта:

Важная особенность народной культуры заключается в том, что она поддерживает связь с прошлым, с нашими предками и их мудростью. Такая культура состоит из большого количества фрагментов, каждый из которых тянется вглубь веков. Народная культура как культурная память — она отражает определенный пласт прошлого народа, и в своих проявлениях как бы рассказывает нам о событиях, людях и исторических эпохах.

Современное общество проявляет искренний интерес к народной культуре как особому языку передачи самобытной информации о нас как о русских людях. Понимая значение народной культуры и ее функции в современном мире, необходимо стремится сохранить народное наследие с помощью разных мероприятий, программ и проектов, чтобы дети смогли увидеть предметы русского быта, русские народные игрушки, познакомиться с народными промыслами. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Актуальность данного проекта заключается в том, что у детей, как выяснилось в ходе беседы о матрешке, нет представления о ней, как предмете истории, нет устойчивого интереса, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои новые знания в практической деятельности.

Цели проекта: Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки - матрешки.

Задачи проекта:

  • Познакомить с историей матрёшки как народного промысла;
  • Рассказать о распространении и особенностях национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции);
  • Закреплять умения составлять узоры, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции;
  • Расширять словарный запас детей, активизировать речевую деятельность посредствам диалогов, бесед-рассуждений, дидактических и сюжетно-ролевых игр;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания;
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

Планируемые результаты:

  • начальные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;
  • заинтересованное участие в проектной деятельности (дети интересуются новым, задают вопросы, проявляют самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремятся к проявлению творческой инициативы.);
  • активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или помощью воспитателя дети объединяются для совместных действий, договариваются о распределении ролей в сюжетно-ролевых играх и т. д.)

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный. (2 недели)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, логопед, родители.

Подготовительный этап.

1.Поиск материала об истории появления матрёшки, её прообразе, подготовка презентаций по теме проекта;

2.Создание среды для реализации дидактических игр;

3.Разработка основных мероприятий про реализации проекта;

4.Подбор материала для оформления мини-экспозиции «Народные промыслы»;

5.Ознакомление родителей посредством предоставления материалов по теме проекта (оформление папки-передвижки «История матрешки и ее виды»)

Основной этап.

1.Подборка сюжетных иллюстраций, фотографий для беседы с детьми;

2.Подборка художественной литературы для прочтения детям;

3.Подготовка материалов для продуктивной деятельности;

4.Просмотр презентации «Матрешка и ее разновидности»;

5.Организация работы с родителями через знакомство с творческими работами в холле группы.

Заключительный этап.

1.Выставка детских работ (рисование) «Матрешки водят хоровод»;

2.Выставка детских работ (пластилинография) «Какие разные матрешки»;

3.Оформление папки-передвижки для родителей «История матрешки и её виды».

Реализация проекта

мероприятие

сроки

цели

участники

1

Беседа с детьми на тему: «Народные игрушки. Матрешка – кто она?».

День 1

Расширять представления детей о культуре русского народа, народных игрушек, развивать и активизировать речь детей.

Дети, воспитатели, логопед.

2

Оформление информации для родителей «История матрешки и ее виды».

День 1

Напомнить родителям о важности развития познавательного интереса у дошкольников, способствовать желанию узнавать новое и интересоваться историей народных промыслов.

Воспитатели

3

Прочтение Надежды Стецюк «Сказка о матрешках»

День 2

Пополнять литературный багаж, продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, слуховое восприятие.

Дети, воспитатели

4

ИЗО-деятельность рисование «Матрешки водят хоровод»

День 2

Учить рисовать детей графитовым карандашом основные линии матрешки, закрашивать цветными, воспитывать аккуратность, развивать воображение и творческие способности

Дети, воспитатели

5

Рассматривание иллюстраций по тематике «Народные промыслы».

День 3

Активизировать познавательный интерес к окружающему миру, развивать зрительное восприятие.

Дети, воспитатели

6

Дидактическая игра: «Расставь по порядку»

День 3

Развивать логическое мышление, тактильное восприятие, воспитывать усидчивость.

Дети, воспитатели

7

Составление описательного рассказа о матрешке

День 4

Развивать речевую активность, помогать составлять рассказ по иллюстрации по предложенной схеме описательного рассказа.

Дети, воспитатели, логопед

8

Сюжетно-ролевая игра «Музей народных промыслов» (сюжет: экскурсия в музей)

День 4

Закреплять умение брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры (экскурсовод, посетители), развивать творческое воображение.

Дети, воспитатели

9

Разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Веселые матрешки»

День 4

Продолжать развивать интерес детей к миру народного творчества, развивать память и слуховое восприятие.

Дети, воспитатели, логопед.

10

Пластилинография «Какие разные матрешки»

День 5

Развивать воображение, творческое мышление, закреплять основные навыки работы с пластилином.

Дети, воспитатели

11

Вечерние посиделки. Сказка «Необычные приключения матрешек» (детское сочинительство)

День 5

Учить детей сочинять коллективные сказки, на примере героев рассматривать разные жизненные ситуации, развивать творческое воображение и речь.

Дети, воспитатели, логопед.

12

Показ презентации «Матрешка и её разновидности» (знакомство с загорской, полхов-майданской и семеновской матрешками)

День 6

Познакомить детей с разновидностями матрешек, особенностями их росписи, материалом, из которого их делают (липа), активизировать познавательный интерес, диалоговую речь.

Дети, воспитатели, логопед

13

Дидактическая игра «Сложи узор».

День 6

Формировать представление о росписи, развивать сенсорное восприятие, любознательность.

Дети, воспитатели

14

Совместное с детьми оформление мини-экспозиции по теме проекта «Народные промыслы»

День 7

Создавать условия для развития познавательных интересов к народной культуре, быту, приобщать к традициям, размещая экспонаты для ознакомления.  

Дети, воспитатели, логопед

15

ИЗО-творчество: раскраски по теме проекта «Народные промыслы»

День 8

Предложить в свободное от образовательной деятельности время, раскраски для развития мелкой моторики, воображения, фантазии.

Дети, воспитатели.

16

Оформление выставки детских работ по проекту.

День 8

Познакомить родителей с творчеством детей в ходе реализации проекта

Воспитатели

17

Игровое задание на прогулке «Наряди матрешку»

День 9

Вовлечь детей в участие в эстафете в одевании куклы матрешки, развивать скорость реакции, командный дух, способствовать развитию двигательных способностей.

Дети, воспитатели

18

Итоговое мероприятие «Моя русская матрешка» (презентация), досуг «Добрая семья»

День 9

Закреплять знания детей об истории Матрешки, помочь запомнить ее разновидности, активизировать познавательный интерес к окружающему миру, русской культуре.

Дети, воспитатели, логопед

Заключение.

В ходе реализации проекта дети узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. В свободное от образовательной деятельности время дети рисовали матрешек, познакомились с составлением узоров, вместе с воспитателями оформили мини-экспозицию по народным промыслам. Воспитатели и логопед попытались обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры в итоговом мероприятии «Моя русская матрешка». Детьми самостоятельно был сделан вывод о том, что в современном мире матрешка является символом крепкой семьи, любви и дружбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...

ГБДОУ № 159. Образовательный маршрут в период самоизоляции на тему "Русская матрёшка" для детей средней группы.

ГБДОУ № 159. Образовательный маршрут в период самоизоляции на тему "Русская матрёшка" для детей средней группы....

Конспект проведения НОД по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: « Русская матрёшка» во 2 младшей группе

Программное содержание: расширять знания детей о русском народном творчестве - изготовлении деревянных игрушек - матрёшек, вызвать чувство  гордости за русских матрёшек, воспитывать любовь к русс...

Конспект НОД по теме «Русская матрёшка» во второй младшей группе

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе...

Проект по пожарной безопасности для детей подготовительной логопедической группы

У детей дошкольного возраста отсутствует чувство самосохранения, защитная реакция на экстремальные ситуации, Их любознательность часто ставит их перед реальной опасностью пожара и не позволя...

проект по формированию финансовой грамотности в подготовительной логопедической группе 2Б

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями...