"Профессиональная компетентность педагогов как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования."
статья

Халикова Валентина Владимировна

Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность ребёнка и оказывают опосредованное влияние на его образ мира и образ жизни. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.  

Педагог-профессионал – это человек, хорошо понимающий общие тенденции развития мирового образовательного процесса, своего места в нём и обладающий особым видением человека в процессе развития, понимающий направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающий любую учебную ситуацию в пространство для развития ребёнка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность педагогов как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

       

Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность ребёнка и оказывают опосредованное влияние на его образ мира и образ жизни. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.  

Педагог-профессионал – это человек, хорошо понимающий общие тенденции развития мирового образовательного процесса, своего места в нём и обладающий особым видением человека в процессе развития, понимающий направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающий любую учебную ситуацию в пространство для развития ребёнка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.

Современный педагог дошкольного образовательного учреждения призван решать пять основных групп задач, опыт которых характеризует базовую компетентность современного педагога, его способность развивать субъектные качества ребёнка.

В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи его деятельности выглядят следующим образом.

1. Видеть ребёнка в образовательном процессе ДОУ – диагностические задачи, решение которых позволяет воспитателю:

- знать индивидуальные особенности и возможности ребёнка;

- учитывать их в образовательном процессе ДОУ;

- отслеживать характер изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса в условиях детского сада, характер его продвижения в развитии;

- определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.

2. Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования – задачи педагогического проектирования и организации образовательного процесса, содействующего целостному развитию здорового ребёнка-дошкольника.

3. Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнёрами ДОУ – задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом.

4. Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения) – задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребёнка.

5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование – задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности.

Анализ деятельности педагогов по проблеме профессиональной компетентности педагогов ДОУ позволил выявить основополагающие компетентности, влияющие на развитие ребенка, его субъектности, среди которых основными являются деятельностная, коммуникативная и рефлексивная.

Деятельностная компетентность заключается в накоплении профессиональных знаний и умений, умение актуализировать их в нужный момент и использовать в процессе реализации своих профессиональных функций. Также она предполагает овладение воспитателем исследовательскими и творческими умениями; способствует умению поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие.

Коммуникативная компетентность включает умения высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивная компетентность проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированности таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на личностных достижениях, поиске личностных смыслов в общении с людьми, самоуправлении, а также деятельности и формировании индивидуального стиля работы.

Педагоги нуждаются в организации специальной образовательной среды, которая создаст условия для полноценного развития профессионализма воспитателей; в особой сбалансированной системе повышения профессиональной компетентности педагогов – участников инновационного проекта; в организации многоступенчатой структуры повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, позволяющей полноценно и эффективно осуществлять социализацию детей образовательного комплекса.

Профессиональная среда играет большую роль в развитии профессиональной компетентности педагогов, обеспечивая включение каждого из них в разработку и реализацию комплекса разномасштабных образовательных программ, методическую деятельность дошкольного образовательного учреждения и призвана разработать конкретные направления по развитию компетентности, актуализируя и повышая творческий потенциал педагогов, активизируя при этом все средства развития и саморазвития профессионального уровня педагога.

1. Организация профессиональных объединений из педагогов-специалистов для участия в управлении развитием ДОУ (объединением руководит опытный педагог, туда же включены два педагога, не имеющих опыта работы). Цель объединения – формирование профессиональных компетенций в реально существующих условиях управления развитием дошкольного учреждения.

2. Участие педагогов в инновационной деятельности.   Цель участия – формирование профессионального образа педагога нового типа.

3.  Профессиональный рост педагогов в специально созданных условиях – тренингах.

4. Индивидуальное проектирование профессионального роста педагога.

Целенаправленный процесс развития профессиональной компетентности педагога возможен при четком определении уровня профессиональной компетентности, профессиональных потребностей педагога в профессиональных знаниях, умениях, профессиональных ценностных ориентациях; при умении выявить эффективные технологии проектирования своей деятельности; использовать методы диагностики состояния образовательного процесса учреждения, коррекции его результатов и др.

По-прежнему отмечается недостаточная теоретическая подготовка педагогов в организации и реализации современных инновационных технологий. Нет полного понимания актуальности данного направления в работе ДОУ.  Педагогами не осознаются трудности и проблемы в собственной профессиональной деятельности, нет мотивированной потребности в развитии и саморазвитии профессиональной компетентности, профессионального уровня.

В учебных и календарных планах, режимных моментах, в планировании организованной образовательной деятельности недостаточно просматривается система работы с использованием современных технологий. Современные технологии реализуются эпизодично, фрагментарно, бессистемно, что   препятствует успешной реализации ФГОС ДО, т.е., по-прежнему, нет полной и системной включенности педагогов в образовательную деятельность, которая соответствует современным требованиям ФГОС.  

Кроме того, педагоги затрудняются в выборе и реализации стиля взаимодействия с детьми, что нарушает гармонию общения и взаимопонимания. Дети «не слышат» педагогов, находятся в своем мире, в другой плоскости отношений, живут своими интересами. Причина, по-прежнему, в отрицании взрослыми современной детской субкультуры, в нежелании воспитателей понять современного ребенка, его внутренний мир.

Анализируя деятельность педагогов, мы обнаружили, что большинство из них остаются на технократических позициях, отличительным признаком которых является манипулятивный подход к детям. Отсутствует позиция педагога-фасилитатора, которая заключается в том, что воспитатель не транслирует культуру, не просто поддерживает ребенка при взаимодействии с ней. Он организует сам акт встречи с культурой, делая какие-то избранные элементы культуры соответствующими ребенку, личностно значимыми для него, имеющими смысл и ценность.

Отмечается слабая включенность родительской общественности   в жизнь образовательного учреждения.  Вся жизнь ребенка в ДОУ должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Поэтому родители хорошо понимают, что от качества взаимодействия сотрудников детского сада с ребенком во многом зависит социальное развитие и успех.    

Педагогам необходимо развивать профессиональную компетентность в организации взаимодействия с семьями воспитанников, выстраивать партнерские отношения с родителями, семьями воспитанников, используя современные формы и методы. На сегодняшний день, педагоги не владеют современными технологиями в выстраивании отношений с родителями, в основе которого лежит фасилитативная позиция педагога.  

Для этого необходимо включать наиболее эффективные формы организации процесса сопровождения профессионального развития педагогов, которые мы определили как тьюторинг, консалтинг, модерацию. Это позволит осмыслить участникам образовательной деятельности стратегии, основные направления и задачи повышения профессионализма, что будет способствовать переходу на новое качественное состояние, обеспечивающее реализацию ФГОС.  

Таким образом, в процессе выбора и организации разнообразных форм методической деятельности, разработки их содержания с учетом потребности и возможностями каждого педагога   возможно создать условия психолого-педагогической и методической поддержки педагогу дошкольного образовательного учреждения в его профессиональном развитии и саморазвитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Профессиональная компетентность педагогов как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций...

Доклад. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ...