Мастер класс для педагогов ДОУ на тему: "Игра в палеонтологию".
материал (подготовительная группа)

Хабарова Светлана Валерьевна

Очень мало детей, которые бы не любили динозавров. Да вспомните хотя бы себя в детстве: сколько энциклопедий было прочитано, сколько песочниц было раскопано! Теперь и у вас появилась возможность не только читать сухие страницы книг, но и принять участие в настоящем исследовании. Участники мастер-класса смогут почувствовать себя подлинными палеонтологами, провести увлекательные раскопки и даже собрать динозавра!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель мастер-класса: сформировать представление об особенностях профессии палеонтолога.

Для достижения цели были сформулированы следующие 

задачи:

  1. Выяснить смысл науки палеонтологии, историю ее развития.
  2. Выявить особенности профессии палеонтолога.
  3. Попробовать себя в роли палеонтолога, провести практический опыт раскопки мамонта и тираннозавра.

Объект исследования: наука палеонтология.

Предмет исследования: Раскопки, как способ работы палеонтолога.        

Гипотеза: если  на практике попробовать провести раскопки так, как это делают ученые, собрать из набора костей весь скелет, можно понять, в чем особенность данной профессии, а также справиться с трудностями, которые возникают в такой работе.

Для решения данных задач использовались следующие методы: анализ и систематизация источников литературы по исследуемой теме, практический опыт проведения раскопок.

Практическая значимость:  Исследование имеет большое значение для профессиональной ориентации.

  Палеонтология – наука о прошлом и настоящем.

 Современная палеонтология.

Палеонтология – это наука, которая изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов, которые существовали в геологическом прошлом, по сохранившимся ископаемым останкам, следам жизнедеятельности и ориктоценозам (скопление останков в одном месте). Ее можно также охарактеризовать как науку, которая занимается изучением всех доступных для исследования проявлений жизни в минувших экологических периодах на всех уровнях жизнедеятельности (организм, популяция, биогеоценоз).

Палеонтология – это наука биологическая, находящаяся в тесной взаимосвязи с геологией, которая широко пользуется результатами исследований и вместе с тем служит незаменимым источником информации о среде жизни. Именно данная связь и обусловливает целостность палеонтологии, которая отслеживает в совокупности с другими факторами эволюцию развития живой природы в далеком геологическом прошлом.

Цель и задачи: Как уже упоминалось, наука палеонтология изучает вымершие организмы, жившие в геологическом прошлом. То есть цель изучения предполагает выяснение всех аспектов их существования. Это, в частности, строение (морфология) и систематика; распределение в пространстве и во времени; пути и закономерности эволюции; образ жизни и среда обитания.

Все задачи между собой взаимосвязаны. Так, само изучение морфологических особенностей не является самоцелью, а находится в тесной связи с систематизацией организмов. Строго научная система не может быть построена без изучения эволюционных аспектов, а пути исторического развития групп животных и растений невозможно проследить без информации о последовательном расположении их остатков в слоях и о влиянии факторов окружающей среды на организмы.

 Таким образом, конечная и важнейшая задача палеонтологии – это познание эволюции органического мира в историческом развитии Земли.

История палеонтологии.

Правильная интерпретация знаний о природе окаменелостей является заслугой китайских и европейских натуралистов эпохи Возрождения. В XVII веке двое ученых (Н. Стено, Р. Гук) практически одновременно, независимо друг от друга, впервые начинают вести речь о вымерших видах. А М. В. Ломоносов спустя сто лет развивает взгляды своих предшественников, предполагая, что в живой природе в процессе ее становления происходили постоянные эволюционные изменения. Эти же идеи выдвигают и ученые из других стран: французы Ж. Бюффон и Ж. Сулави, британец Дж. Геттон. Основы палеонтологии начали формироваться, когда в начале XIX века У. Смит смог обосновать механизм определения возрастной принадлежности геологических пластов на примере окаменелостей беспозвоночных и составил на основе своих предположений первую в истории геологическую карту.

Палеонтология как научная дисциплина.

 Основание палеонтологии как научной дисциплины является заслугой Ж. Кювье, который, проведя глубокий сравнительно-анатомический анализ остатков костей древних млекопитающих, фактически создал палеонтологию позвоночных. Спустя несколько десятков лет французский ботаник Адольф Броньяр опубликовал свою работу «Истории ископаемых растений». Таким образом, он заложил основы палеоботаники.

Первые упоминания нынешнего названия относятся к началу XIX века. Окончательно наука обрела свое имя в 1840-х годах, когда француз Д. Орбиньи стал употреблять термин «палеонтология» в своих публикациях.

Особенности профессии палеонтолог.

Палеонтолог.

Палеонтолог - учёный, изучающий ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д..

От греч. palaios - древний, ontos – сущее.

         Палеонтолог – это ученый, изучающий ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д.

Особенности профессии.

Палеонтолог – очень редкая профессия и несколько «не от мира сего». Многие выдающиеся палеонтологи, вероятно, вполне комфортно чувствовали бы себя в болотах девонского периода или в хвойных лесах – карбонового.

К сожалению, человек живет недостаточно долго, чтобы непосредственно наблюдать процесс эволюции. Поэтому для понимания того, как происходит эволюция и каковы её причины, приходится восстанавливать ее по кусочкам, откапывая их из недр земли.

Палеонтолог пытается выстроить целостную картину мира прошлого. Он собирает своего рода пазлы, где каждый ископаемый элемент занимает своё место.

Рабочее место.

Работать палеонтолог может, прежде всего, в научно-исследовательских институтах Академии Наук и различных геологических производственных организациях, как в нашей стране, так и за рубежом. Есть палеонтологи и среди музейных работников и экскурсоводов, преподавателей ВУЗов, школ и организаций дополнительного образования. Палеонтологические знания могут использоваться даже в криминалистике.

Важные качества.

Как и для любого ученого, для палеонтолога необходимо иметь способности к анализу, сравнению и обобщению. Кроме того, важно быть терпеливым в кропотливой работе. Нередко от ученых требуется незаурядное воображение, поскольку палеонтологам больше, чем кому-либо приходится сталкиваться с явлениями, не имеющими аналогов в современности. Можете ли вы представить себе животное, представлявшее собой гофрированную мембрану, похожую на картонку от яиц?

Для палеонтологов, работающих в полевых условиях на раскопках, также важны крепкое здоровье и физическая выносливость.
Пригодится и знание иностранных языков – для общения с иностранными коллегами, участия в международных экспедициях и минералогических выставках.

Практическая часть.

Экспериментом мастер-класса является археологическая раскопка скелета животного, а именно мамонта и тираннозавра.

Перед началом работы педагоги ДОУ разделились на группы и выбрали материал, с которым будут работать. В виде материала для работы был предложен обычный песок, кинетический песок и песочно-глиняный брикет, в которые были помещены разобранные фигурки динозавров. Далее педагогам было предложено начать раскопки останков.

В процессе работы им пришлось проявлять незаурядное терпение, так как дело продвигалось медленно, особенно с брикетом. С помощью специальных инструментов (кисточек, молоточков, скребков, зубил), коллеги стали извлекать косточки динозавра и мамонта из песка и брикета.

Гипсовую и песочную пыль с костей  смахивали с помощью кисточки, промывали в воде, которая находилась в контейнере. Остатки пыли вытирали влажной тряпкой. Кончиком кисти  очистили мелкие полости для последующей сборки скелета.

Как только все части скелета были найдены, педагоги приступили к сборке, следуя указаниям инструкции.

После того, как фигуры были собраны, было предложено коллегам оживить их, при помощи компьютерной программы Legendary Creatures и сфотографироваться с ожившей фигуркой мамонта и тираннозавра.

Собранные модели мамонта и тираннозавра, является наглядным пособием для изучения интереснейшего этапа развития древнего животного мира на нашей планете.

Заключение.

В заключение мастер-класса пришли к следующим выводам.

Палеонтология – это наука биологическая, находящаяся в тесной взаимосвязи с геологией, которая широко пользуется результатами исследований и вместе с тем служит незаменимым источником информации о среде жизни.

Палеонтолог пытается выстроить целостную картину мира прошлого. Он собирает своего рода пазлы, где каждый ископаемый элемент занимает своё место.

Как и для любого ученого, для палеонтолога необходимо иметь способности к анализу, сравнению и обобщению. Кроме того, важно быть терпеливым в кропотливой работе. Нередко от ученых требуется незаурядное воображение.

Палеонтология развивается и в нашей стране, и у нас также постоянно проводятся раскопки и обнаруживаются интересные находки с точки зрения палеонтологов.

Попробовав себя в роли палеонтолога, а именно совершив раскопку и сборку скелета мамонта и тираннозавра, коллеги пришли к выводу, что работать палеонтологом очень сложно и тяжело. Но все-таки было очень интересно осуществлять процесс выкапывание скелета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД-старшая группа.Коллективный педагогический процесс.Мастер - класс.Знакомство с правилами этикета.Тема:"Играя учимся вести себя за столом"

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель:А теперь прошу внимания.К нам сегодня в детский садКто-то должен появиться,Гостю будет каждый рад!Звучит песня: « Маленькая страна» - влетает Карлсо...

Мастер-класс по интерактивной игре на тему: «Игра – это весело!»

Задачи: -обогащать эмоциональный опыт детей; -учить детей позитивно относиться к себе; -учить невербальным способам общения; -создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжел...

МАСТЕР-КЛАСС для родителей воспитанников по теме: «Играем пальчиками»

МАСТЕР-КЛАССдля родителей воспитанниковпо теме:«Играем пальчиками»      Цели: - познакомить родителей воспитанников с методами и приемами проведения паль...

Мастер-класс для педагогов МБДОУ на тему: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «...

Мастер-класс в рамках родительской гостиной тема «Играем вместе»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....

МАСТЕР-КЛАСС для родителей воспитанников по теме: «Играем пальчиками»

Цели: - познакомить родителей воспитанников с методами и  приемами  проведения пальчиковой гимнастики; - расширять взаимосвязь логопеда и воспитателей с родителями воспитанников...

Мастер-класс для педагогов МБДОУ на тему: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагог...