«Особенности предметно-развивающей среды в группах раннего возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детей третьего года жизни»
статья


Предварительный просмотр:

 «Особенности предметно-развивающей среды в группах раннего возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детей третьего года жизни».

                                                                                                               

 Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е организации предметно-пространственной среды.

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка.

     Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами. Например, зона (уголок) сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных  игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.  В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Развивающая среда наполняется игрушками в течение года  (от минимального количества). Цель: обогащение игрового и коммуникативного опыта ребенка постепенно. При внесении новой игрушки ОБЯЗАТЕЛЬНО знакомство детей с этой игрушкой и обучение взаимодействию с ней (СОВМЕСТНАЯ деятельность воспитателя и детей со словесным сопровождением и обыгрыванием).  Должна соблюдаться логичность, последовательность расположения уголков с учетом интеграции образовательных областей.

Книжный уголок :

-Самое освещенное место в группе (около окна, или дополнительное освещение – например, бра);

-Стол с однотонной поверхностью (без рисунка, чтобы не отвлекать ещё неустойчивое внимание ребенка от книги);

-2 стула

-Полочка или выставка для книг, где 2-3 книги на виду ( Менять, повторять или чередовать книги через 1-2 недели.);

-Книжки в твердом переплете, желательно звучащие книги;

-Картинки для рассматривания (выкладывать в соответствии с тематикой, планированием) для совместной деятельности воспитателя с ребенком по таким областям, как коммуникация, чтение художественной литературы, социализация и др.

Театрализованный уголок:

 -На полу коврик;

-Фланелеграф;

-Ширмы;

-Различные виды театра, с которыми дети УЖЕ знакомы;

-Маски, шапки только для воспитателя (т.к. ребенок на себе не видит маску или шапку, следовательно, не может принимать на себя данную роль и обыгрывать её);

-Цветовая гамма и образ персонажей должна соответствовать реальности (волк - серый, лиса – рыжая);-

-Нагрудники, фартуки с героями (ролями).

Уголок ряженья:

-зеркало, рядом сундучок с атрибутами.

Физкультурный уголок:

-корзина с мячами

- воротики (для перешагивания)

- кегли

- разноцветные флажки,ленточки-султанчики

- легкие поролоновые шарики для метания вдаль

- большие и теннисные мячи

-  мешочки с песком для упражнений на равновесие

Уголок рисования

- хохломской стол и матрешка (первые представления о народном творчестве) или рулон (кусок) обоев. Рисовальные принадлежности (выдаются).

Музыкальный уголок:

-одна звучащая игрушка (погремушка, барабан и т.д.)

Уголок экспериментирования, может быть постоянным, может быть вносным.

-Крышка для закрывания

-Фартучки

-Может быть резиновый коврик

-Лейки, ситечки; всё то, что плавает и то, что тонет

Пример: прозрачные пластиковые бутылки с водой, закрыты крышкой. Крышка внутри покрашена и при встряхивании бутылки – вода окрашивается (сюрпризный, волшебный момент).

Пособия по развитию сенсорики, мелкой моторики (пособия могут чередоваться каждые 1-2 недели), желательно сделанные руками взрослых.

-Коврики – геометрические, сюжетные;

-Юбка-коврик, фартук – различные виды шнуровок, застежек, пуговиц, молний, липучек, карманов с сюрпризом и т.д.;

-Подушки-пирамидки (4 основных цвета, на липучках);

-Вносной дидактический стол на резинке по периметру;

-Дидактические кубики (мягкие, из решеток для раковин);

-Звучащие - шумовые игрушки (киндер-яйца на шнурке, пластиковые бутылочки и др.);

Кукольный уголок должен быть обширный с достаточным количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты. "Жилая комната", "Кухня" дополняются новым ассортиментом игровых принадлежностей (гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т. д.)
В кукольном уголке все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые и содержательные сюжеты
В кукольном уголке дети могут разворачивать игровые сюжеты: «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др.

Всё должно быть убрано в сундучки, коробки, за шторки – уголки обозначаются одним предметом (например, уголок ряженья – зеркало, рядом сундучок с атрибутами).

Цель: развитие самостоятельности, поисковой деятельности, наличие возможности для выбора.

Свободное пространство для двигательной активности (потребность в освоении и наполнении пространства игровыми ситуациями связанными с движением под руководством взрослого – народные подвижные игры, игры с машинками и конструктором и др.).

Наличие игрушек в 3-4 экземплярах  (т.к. детей 3-го года жизни характерно – упрямство, соперничество, стремление к самостоятельности, капризность, конфликтность).

В адаптационный период в группе должно быть представлено 1-2 игровые ситуации (чаепитие, магазин или др.), игрушки доступные и понятные детям (в соответствии с опытом детей данного возраста), с которыми всегда можно взаимодействовать. Обилие и перенасыщение развивающей среды – НЕДОПУСТИМО.

ОБЯЗАТЕЛЬНО: 4 дидактические куклы  4 основных цветов  (к 3 годам вносятся куклы белого и черного цвета).

 Как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, но душу в нее привносят именно взрослые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека , когда закладываются важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....