Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности
материал

Дергачёва Алла Владимировна

Планирование в старшей и подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_pid.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

месяц

Познавательно – исследовательская деятельности

Формы работы

Задачи исследования

Интегрируемые образовательные области

Материал

сентябрь

Может ли растение дышать?

(исследование + опыт)

Наблюдение

Моделирование

Проблемная ситуация

Беседа

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растений участвуют в дыхании.

Познание

Коммуникация

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, прозрачная емкость с водой, лист на длинном стебельке.

сентябрь

Для чего корешки?

(опыт)

Моделирование Наблюдение Рисование

Беседа

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, карандаши, бумага.

октябрь

Как устроены перья у птиц?

(исследование)

Рассматривание

Моделирование Обсуждение

Беседа.

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Познание

Коммуникация

Перья куриные, гусиные, лупы, «замок – молния», свеча, волос, пинцет.

октябрь

Почва.

(опыты)

Проблемная ситуация

Наблюдение

Беседа

Опыт

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Познание

Коммуникация

Почвы, спиртовка, металлическая тарелка. Стекло или зеркало, емкость с водой.

ноябрь

Кто чистит аквариум?

(исследование)

Проблемная ситуация

Рассматривание

Наблюдение

Выявить взаимосвязь в живой природе экосистемы «пруд».

Познание

Коммуникация

Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупы, кусок белой ткани.

ноябрь

Упрямый воздух.

(опыты)

Рассматривание

Беседа

Опыт

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Познание

Коммуникация

Шприцы, емкость с водой (подкрашенной)

декабрь

«Сухой из воды».

(опыты)

Моделирование

Наблюдение

Выдвижение гипотез

Опыт

Определить, что воздух занимает место.

Познание

Коммуникация

Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, деревянные бруски с флажками.

декабрь

Сравнить жизнь диких и домашних животных.

(исследование)

Чтение литературы, проблемные ситуации. Рассматривание и обсуждение иллюстраций

Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных; Доказать, что домашние животные отличаются от диких.

Познание

Коммуникация

Видеофильмы, энциклопедии.

январь

Волшебница вода.

(опыты)

Моделирование

Рассматривание

Беседа

Опыт

Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Выявить процесс испарения воды. Познакомиться с процессом конденсации.

Познание

Коммуникация

Социализация

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, схемы.

февраль

Почему первые птицы не летали?

(исследование)

Проблемная ситуация

Чтение энциклопедий

Рассматривание иллюстраций

Опыт

Рисование

Выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

Познание

Коммуникация,

Художественное творчество

Социализация

Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупы, бумага, картон, тонкая бумага.

февраль

Свойства воды.

(опыты)

Наблюдение

Моделирование

Рассматривание

Проблемная ситуация

Сравнить свойства воды, льда, снега. Выявить особенности их взаимодействия.

Познание

Коммуникация

Емкости со снегом, водой, льдом.

март

Как появились моря и материки.

(исследование)

Проблемная ситуация

Опыт

Создание макета

Рисование

Объяснять происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Емкость с почвой, камешки, вода. Карандаши, бумага.

март

Мы – фокусники.

(опыты)

Проблемная ситуация

Выдвижение гипотез

Опыт

Наблюдение

Игровые ситуации

Выявить свойства магнита; прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.

Познание

коммуникация

Пластмассовая тарелка, фанера, картон, ткань, бумага, стаканы с водой, магнит; мелкие реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами.

апрель

«Вершки – корешки»

(опыт)

Моделирование

Опыт

Наблюдения

Выяснить, что раньше появляется из семени.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки). Прозрачные емкости, зарисовка с использованием символов строения растения.

апрель

Опыление растений.

(исследование)

Моделирование

Рассматривание иллюстраций

Рисование

Выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Ватные шарики, порошок краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупы. Карандаши, бумага.

май

 

Итоговые мероприятия по содержании тематического плана

 

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.

месяц

Познавательно – исследовательская деятельности

Формы работы

Задачи исследования

Интегрируемые образовательные области

Материал

сентябрь

Куда тянутся корни?

(исследование + опыт)

Проблемная ситуация

Наблюдение

Рассматривание

Беседа

Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

Познание

Коммуникация

Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.

сентябрь

Какие корни у растений тундры?

(опыты)

Моделирование

Опыт

Наблюдение

Рисование

Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.

Листы белой бумаги, карандаши.

октябрь

Как появились острова, материки.

(исследование)

Моделирование

Проблемная ситуация Наблюдение

Опыт

Объяснить происходящее на планете изменения с использованием полученных знаний

Познание Коммуникация Социализация

Емкость с почвой, камешками, залитая водой

октябрь

Изобретаем прибор для вскапывания почвы.

(исследование)

Проблемная ситуация, Рассматривание

Беседа

Моделирование

Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры.

ноябрь

«Растущие малютки»

(исследование)

Моделирование

Наблюдение

Рисование

Экспериментирование

Выяснить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Емкости с крышкой, молоко, полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупы.

Карандаши, тетради.

ноябрь

Свечка в банке.

(опыт)

Проблемная ситуация

Опыт

Наблюдение

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения пожара.

Познание

Коммуникация

Социализация

Свеча, банка, бутылка с обрезным дном.

декабрь

Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?

(исследование)

Опыт

Моделирование

Проблемные ситуации

Создание макета «Пустыня»

Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно – климатические зоны)

Познание

Коммуникация

Социализация

Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета.

декабрь

Почемучкины вопросы.

(опыты)

Моделирование

Конструирование

Опыт

Беседа

Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается в верх, т. е. легче холодного, воздух плохо проводит тепло.

Познание

Коммуникация

Папиросная бумага, подставка с иглой.

январь

Фильтрование воды.

(опыты)

Моделирование

Проблемная ситуация

Опыт

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Познание

Коммуникация

Социализация

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

февраль

Фильтрование воды.

(опыты)

Моделирование

Проблемная ситуация

Опыт

Продолжать знакомить с процессами очистки воды путем фильтрования.

Познание

Коммуникация

Социализация

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости

февраль

Зеленые витамины для птиц.

(эксперимент)

Сюжетно – ролевая игра, труд в уголке природы (посадка), проблемные ситуации.

Систематизировать представления о птицах;

Закрепить знания об особенностях зимующих птиц;

Закрепить знания детей о росте растений, условиях для его роста.

Познание

Коммуникация

Социализация

Почва, ящик для рассады, семена разных трав, овса, лейка, палочки для рыхления земли.

март

Почему растаяла избушка лисы?

(опыт со льдом)

Игра – ситуация, моделирование, слушание музыки.

Закрепить свойства снега и льда, умение определять разные состояния воды, устанавливать причинно – следственные связи в явлениях окружающей жизни.

Познание

Коммуникация

Социализация

Домик из кусочков льда, лампа, иллюстрация к сказке, поддон.

март

Земля – магнит

(опыт)

Моделирование

Игровая ситуация

Проблемная ситуация

Беседа

Выявить действие магнитных сил.

Познание

Коммуникация

Социализация

Гвозди по количеству детей, батарейки, проволока; иголки, тарелки с водой, растительное масло, магниты на каждого ребенка; металлические опилки, металлические скрепки.

апрель

Почему в пустыне мало воды?

(исследование)

Рассматривание карты

Эксперимент

Беседа

Объяснять некоторые особенности природно – климатических зон Земли.

Познание

Коммуникация

Макет «Солнце – Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина.

апрель

Быстрые растения.

(исследование)

Труд в уголке природы

Наблюдение

Беседа

Выявить приспособление некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду.

Познание

Коммуникация

Социализация

Луковицы тюльпанов, почва.

май

Итоговые мероприятия по содержании тематического плана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности Средняя группа

Перспективный план опытно - экспериментальной деятельности в средней группе...

Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12051780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 158px; heigh...

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы сада

Планы занятий по познавательно-исследовательской деятельности...

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности...

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе (5-6 лет)

Занятия, игровая деятельность, опытно-экспериментальная, чтение, беседы, рассматривание картин с детьми по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15656328","at...