ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ И ОПЫТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
опыты и эксперименты

Дергачёва Алла Владимировна

Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ И ОПЫТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Детская любознательность,

если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию.

Н.С. Лейтес

        Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребѐнок познаѐт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребѐнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

        Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребѐнка». Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приѐм пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребѐнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию.

        Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребѐнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребѐнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребѐнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаѐт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

        Актуальность темы: В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Одним из эффективных приѐмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образование дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

        При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Годовикова Д.Б, Лисина М.И, Новоселова С.Л, Поддьяков Н.Н). Поддьяков Н.Н. писал: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

        Цель: изучение, обобщение, совершенствование и внедрение новых форм и методов в организации работы, направленной на формирование основ естественно - научных и экологических понятий на основе экспериментирования.

        Задачи: 

        1. Выявление роли исследовательской деятельности, экспериментирования для развития познавательной потребности детей дошкольного возраста.

        2. Определение системы работы по разделу «Детское экспериментирование».

        3. Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования.

        4. Экспериментирование – как один из видов детской деятельности Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

        Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

        В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

        

Работая по данной технологии,я выбрала  два этапа поисковой деятельности.         

        Первый: Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

        Второй: Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

        

        Первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные» и «неглавные», включают эти объекты в различные системы. Процесс этот можно считать не только гибким, он к тому же обогащает «исследования», творчески развивает. Однако этот вид экспериментирования, как отмечает Л.А. Парамонова, у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном (операциональном) уровне.

         Решая задачи познавательного характера: педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные), направленные на формирование потребности решать их опытным путем.

        Чтобы повысить интерес, педагогу предлагается ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Диалогический принцип в поисковоисследовательской деятельности весьма значим для развития познавательной активности. В тех случаях, когда оба процесса осуществляются в качестве монологических, как считает А.М. Матюшкин, реального развития познавательной активности и становления более высоких форм мышления не происходит. Собственно, об этом свидетельствуют и исследования Н.П. Усовой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, О.Л. Князевой: развитие поисковой деятельности у дошкольников происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых. Новизна этих способов, как отмечает Л.А. Парамонова, отличается субъективностью, т.е. деятельностью конкретных детей.         Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и 7 т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Цель экспериментальной деятельности: Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

        В работе, направленной на развитие опытно-экспериментальной деятельности, предполагается решение следующих задач:

        1. Формирование у детей представлений об окружающей природе. Развитие способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

        2. Развитие собственного познавательного опыта при использовании наглядных средств (символов, условных образов, моделей).

        3. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.

        Исследовательская деятельность включает в себя следующие формы работы с детьми:

         познавательное занятие;

         совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты);

         занятия по труду в уголке природы и на участке;

         игры – эксперименты и дидактические игры;

         художественно – продуктивная деятельность.

        Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

  • О мире животных и растений:  как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  • О материалах:  глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
  • О человеке:  мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
  • О природных явлениях:  времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
  • О предметном мире:  посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
  • О геометрических эталонах:  круг, прямоугольник, призма, ромб.

        В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы  стимулирует развитие речи.  Следствием является не только ознакомление ребёнка с  новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Мониторинг проводится по следующим параметрам:

Умение:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблемы;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- делать выводы.

Мониторинг 2019-2020 г.г.

Начало года:

Количество детей в группе 35 человек:

- высокий уровень 9 человек;

- средний уровень 21 человек;

- низкий уровень 5 человек.

Конец года:

Количество детей в группе 35 человек:

- высокий уровень 15 человек;

- средний уровень 18 человек;

- низкий уровень 2 человек.

Мониторинг 2020-2021 г.г.

Начало года:

Количество детей в группе 38 человек:

- высокий уровень 16 человек;

- средний уровень 19 человек;

- низкий уровень 3 человек.

Конец года:

Количество детей в группе 38 человек:

- высокий уровень 30 человек;

- средний уровень 8 человек;

- низкий уровень 0 человек.

Мониторинг 2021-2022 г.г.

Начало года:

Количество детей в группе 38 человек:

- высокий уровень 8 человек;

- средний уровень 23 человек;

- низкий уровень 7 человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...

Педсовет на тему: «Детское экспериментирование — основа познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование-основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" прошел в ноябре 2015 года после проведенного тематического ко...

«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....

Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...

Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» (Программа «Step by Step», технология программы «Сообщество»)

    В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно акт...