Статья "Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста."
статья

Чаплина Юлия Борисовна

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Как известно, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.В наше время в языковой практике прослеживается утрата лучших языковых традиций, продолжает набирать силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры.Дошкольный возраст — период наиболее интенсивного становления личности. Это говорит о том, что воспитание культуры речи необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста.

Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не могли не отразиться на структуризации дошкольного образования. Появились в вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением стало умственное воспитание дошкольника. Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения, отсутствуют нравственные ценности его личности в системе отношений с другими людьми. Отсутствуют вежливые формы общения со сверстниками. Речь бедна, однообразна, засорена ошибками. Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать, извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Как известно, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

На данный момент – сложность развития культуры речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно проработаны в теоретических и практических исследованиях для дошкольного образования. Необходимо как можно больше уделять этому внимание.

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. Если определённый уровень овладения языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних возрастных этапах.

При дальнейшем становлении личности высокая культура устной и письменной речи, знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилевым разнообразием языковых средств станут самой надежной основой овладения литературной речью.

В наше время в языковой практике прослеживается утрата лучших языковых традиций, продолжает набирать силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры.

В речевой деятельности это выражается увеличением лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов и жаргонизмов. На данном этапе остро стоит проблема овладения детьми дошкольного возраста правильной, логичной и точной речью. Культура речи, употребление и знание литературного языка будет, безусловно, оказывать влияние на духовный мир ребенка и его коммуникативные возможности.

Дошкольный возраст — период наиболее интенсивного становления личности. Это говорит о том, что воспитание культуры речи необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. Дошкольники, должны ориентировать свою методику и технологию на самостоятельное использование детьми образной выразительной речи.

 Успешному воспитанию у детей культуры речи способствует, конечно, высокий профессионализм воспитателя и его личная грамотная и литературная речь, а также педагогическое просвещение родителей.

Особое внимание в работе педагога уделяется воспитанию культуре речевого общения воспитанников со взрослыми и сверстниками. Для этого в основном используются словесные, наглядные и практические приёмы.

 Наибольшую результативность в работе с детьми дошкольного возраста по воспитанию культуры речи имеют следующие приемы:

  1. Игровые обучающие ситуации – основаны на ролевом принципе, то есть каждому ребенку определена роль, в соответствие с которой он должен строить собственное речевое поведение, посредством использования речевых и этикетных формул.
  2. Использование стихотворных произведений, которые предусматривают заучивание вежливых формул, используемых при прощании, в качестве приветствия, благодарности и т.д.
  3. Использование художественного материала, который содержит богатый материал норм речевого общения.
  4. Беседы, предполагающие проведение диалога, в процессе которого воспитатель с воспитанниками обсуждают прочитанное произведение, знакомятся с речевым этикетом и нравственными нормами.
  5. Проведение драматизаций прочитанных ранее произведений или просмотренных мультфильмов.
  6. Сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у детей активно развиваются речевые способности, а также физические и духовные силы, внимание, воображение, память и дисциплинированность. В основе сюжетно-ролевой игры заложена определенная ситуация, которая заключается в том, что ребенок «берет» на себя конкретную роль и выполняет ее совместно с другими детьми или взрослым, в соответствии с сюжетом.


На современном этапе содержание дошкольного воспитания и образования группируется вокруг базовых национальных ценностей, одной из которых является литература. Поставленные государством приоритетные цели и задачи в полной мере способна решить система непрерывного литературного образования, основы которого закладываются в дошкольном возрасте.

Идея преемственности в системе непрерывного образования затрагивают все основные области в дошкольном образовании, в том числе и занятия по знакомству с художественной литературой.

Первая ступень образования (дошкольная) в области развития языка и речи предполагает литературное слушание. Поэтому педагоги ставят задачу: ознакомление детей с художественной литературой.

Следует «провоцировать» ребенка к общению с взрослыми и между собой, не оставлять без ответа его вопросы, беседовать о прочитанном и увиденном и т. д. Развивать у детей умение строить предложения различной синтаксической сложности. Приобщение детей к искусству — знакомство с художественными произведениями — эффективное средство развития связной речи. «Чтение» и собственная интерпретация созданного художником образа «служит уникальным средством художественного воспитания. Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, их культуру речи в целом» Следует постоянно развивать и обогащать словарь детей в процессе чтения художественной литературы, помогать детям осваивать правила родного языка.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования заявлено, что содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на формирование интереса к чтению и потребности к чтению книг (восприятию) через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Несомненно, программы дошкольных образовательных учреждений, нацеленные на решение поставленных задач, в разных аспектах раскрывают особенности формирования и развития речевой культуры дошкольника. Но дошкольник, как и взрослый человек, неразрывно связан с жизнью общества. В общем информационном пространстве он получает информацию из общения в семье, из общения со сверстниками, из средств массовой информации, т.е. он обитает в другой языковой среде, нежели в детском саду.

Просматривая иностранные «мультики», ребенок подвергается чужой культуре, с иными ценностями, с ее суррогатом. Наша задача — насколько можно больше оградить малыша от этого воздействия. Сделать это можно только заложив собственные ценности, основанные на народной культуре. Мы должны научить ребенка отличать истинную культуру и искусство от массового бескультурья и цинизма, от глянца на голубом экране.

Дошкольные учреждения, осознавая возложенную на них ответственность, грамотно подходят к развитию речи дошкольников: знакомят детей с народным творчеством, поэзией, малыми фольклорными формами, разными литературными жанрами, интересно подают информацию, расширяют и дополняют знания детей, проводят работу по расширению словаря детей

Развитию речи способствует грамотная организация работы с текстом: его полноценное восприятие и понимание, аргументированная интерпретация, умение его комментировать, высказывать собственное мнение о произведении и уметь его выразить. Созданию условий для развития речевой активности детей способствует использование проблемных ситуаций, в которых, знакомят с литературными нормами. Педагоги знакомят детей с культурой других народностей, других стран, чтобы у них сложились первоначальные понятия отличий между своей национальной культурой и культурой других народов. Ребенок дошкольного возраста воспитывается в окружении близких и значимых для него людей — семью, которая имеет решающее воздействие на него. В случае решения задачи речевого развития дошкольника тесный контакт с его семьей, понимание родителями совместной с воспитателями ответственности за результат поможет сделать деятельность по профилактике и преодолению нарушений речи эффективной.

Литература:

  1. Васильева Е. В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с.
  2. Литвинова О. В. Образ ребенка в изобразительном искусстве как средство художественного воспитания [Текст] /
  3. О. В. Литвинова, Е. А. Прыскина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.:
  4. О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 98–100.
  5. Мечик И. А., Пудовкина Н. В. Технологии продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 70–73.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Воспитание этикета и культуры речи у детей дошкольного возраста

Воспитание этикета и культуры общения у детей дошкольного возраста...

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции.Восп...

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...