Технологическая карта НОД "Удивительные свойства лимона"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

ТЕРЛЕЦКАЯ ОКСАНА ВИКТОРОВНА

 

Технологическая карта

непосредственно – образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

Тема: «Удивительные свойства лимона»

(развитие познавательной активности дошкольников через организацию

проектной экспериментальной деятельности).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_udivitelnye_svoystva_limona.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотой петушок» пос.Пангоды Надымского района»

ул. Ленина, д.24, п.Пангоды, Надымский район, Ямало-Ненецкий Автономный округ 629757, телефоны/факсы(3499)52-81-81,

E-mail: zolotoj_petushok.mkdou@.mail.ru

Технологическая карта

непосредственно – образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

Тема: «Удивительные свойства лимона»

(развитие познавательной активности дошкольников через организацию

проектной экспериментальной деятельности).

Воспитатель: Терлецкая Оксана Викторовна

пгт.Пангоды

2019

Группа/Дата/Воспитатель

Подготовительная группа. 21.01.2019 г. Терлецкая Оксана Викторовна.

Тема НОД

«Удивительные свойства лимона».

Цель

Создать условия для расширения представлений детей о лимоне и его свойствах в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи

Образовательная

Развивающая Воспитательная задача (ценностные установки)

Задачи:

  1. Расширять знания детей о лимоне, через знакомство с новыми свойствами (пятновыводитель, невидимые чернила, свойства цедры). Продолжать учить работать по схеме. Обогатить словарный запас такими словами как «цедра», «иммунитет».
  2. Формировать опыт познавательно-исследовательской  деятельности.
  3. Развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи при проведении опытов.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская

Образовательные продукты

Новые знания о лимоне.

Оборудование и материал

Лимоны  - 6-7 штук,  контейнер прозрачный с водой,  ватные диски, йод, пипетка, ватные палочки, вода, бумага, настольная лампа,  надувные шарики, пластмассовая бутылка, скотч, сода, лимонная кислота, уксус, тарелка, чай, кружки, лоток с землей, лейка, фартук и колпак на каждого ребенка, 3 колокольчика.

Предполагаемый результат

  1. Имеют навык проведения простейших опытов (самостоятельно и вместе со взрослыми)
  2. Высказывают свои предположения, демонстрируют результаты.

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I.Введение в игровую ситуацию

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели.

- Здравствуйте ребята! Как ваше настроение?

- Я предлагаю сейчас нам поздороваться и поделиться своим хорошим настроением друг с другом.

(дети по очереди здороваются друг с другом)

- Ребята, в руках у меня воздушный шарик.

- А кто знает, какими способами можно надуть шарик?

- Правильно, надуть можно ртом, можно также использовать насосы и газовые баллоны.

- Ребята, я знаю один способ, с помощью которого можно надуть шарик. И в этом мне поможет ЛИМОН. Хотите я вам это покажу?

Воспитатель показывает опыт с надуванием шарика.

Пошаговая инструкция:

Шаг 1. В бутылке воды растворить 2 столовые ложки соды.

Шаг 2. В другой мисочке смешать 3 столовые ложки уксуса с соком лимона и через воронку добавить смесь в бутылку.

Шаг 3. Быстро надеть шарик на горлышко бутылки и плотно закрепить его скотчем.

Сода и смешанный с уксусом лимонный сок должны вступить в реакцию и выделить углекислый газ, который и надувает шарик.

- Вот так ЛИМОН! Помог надуть шарик!

- Ребята, а хотите ещё узнать о необычных свойствах лимона? Скажите, где мы можем узнать интересующую нас информацию?

- Совершенно верно, информацию мы узнаём от взрослых, из СМИ (телевизор, радио, газеты), из компьютера (справочные системы), от воспитателя.

- Приглашаю вас в студию научных фильмов, где мы сможем узнать о необычных свойствах ЛИМОНА много нового и интересного.

(начинается показ фильма «Необычные свойства ЛИМОНА», но внезапно экран гаснет и показ прекращается).

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы.

Интерес к познавательной деятельности.

Ответы детей

II.Актуализация знаний

Актуализировать знания детей

- Мои дорогие ребята, какая неприятность, в студии выключили свет, и мы не сможем досмотреть этот фильм до конца.

- А как вы думаете,  мы  смогли бы  узнать, что – то нового и интересного о ЛИМОНЕ, прямо в нашей группе?

Участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения и способы проверки.

Выполнение заданий.

III. Затруднение в ситуации

Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения.

- Ребята, предлагаю продолжить знакомство с интересным фруктом – ЛИМОН  и узнать его секреты.

- Как вы думаете, ребята, как и где мы можем узнать секреты этого фрукта? В каком центре нашей группы мы сможем это узнать?

(воспитатель подводит разговор к тому, что кроме книг, телевизора, интернета, можно узнать это в исследовательской лаборатории нашей группы).

- Ребята, предлагаю проверить ваши предположения и возможно узнать, что-то новое. Вы согласны?

(высказывания детей)

- Прежде чем, мы попадём в нашу лабораторию «ПОЗНАЙКИ» необходимо «ВВЕСТИ СЕКРЕТНЫЙ КОД» и «АВТОРИЗИРОВАТЬСЯ»

Приглашение в лабораторию.

(дети самостоятельно выбирают цифры от 1 до 3, тем самым образуют пару для дальнейшей совместной работы 1-1, 2-2, 3-3. После импровизированного ввода секретного кода, дети «АВТОРИЗИРУЮТСЯ» путём прикладывания своей  левой ладошки к изображению и занимают места, согласно выбранным цифрам.)

- Ребята, помните, что цифра соответствует номеру стола, за которым вы будете проводить эксперименты. Прежде, чем приступить к проведению опытов, предлагаю повторить правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.

(дети одевают средства индивидуальной защиты: маски, перчатки, колпаки, халаты)

Экспериментальная деятельность.

 - Ребята, у вас на столах находится задание  и  схема проведения опыта. Выполнив опыт, вы должны сформулировать вывод и назвать свойство лимона, о котором вы узнали в результате проведения эксперимента. Результаты опыта можно фиксировать  графически на «Листе наблюдений». Если понадобится моя помощь, не забудьте позвонить в колокольчик».

(Дети проводят опыты, проверяют гипотезы о свойствах лимона).

Дети сталкиваются с затруднением.

Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения.

Наблюдение в процессе работы.

IV. Открытие нового знания или способа действий.

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы.

Воспитывать умение работать в команде.

Воспитатель наблюдает за выполнением опытов, помогает по просьбе детей.

Опыт № 1. «Тонет – не тонет».

  • Очищаем лимон и помещаем его в емкость с водой. Фрукт утонул.
  • Затем  помещаем в емкость неочищенный лимон. Фрукт плавает на поверхности воды.

Воспитатель задает вопросы.

  • Чем лимоны отличаются друг от друга?
  • Как вы думаете, очищенный лимон тяжелее или легче неочищенного?
  • Что будет, если в воду положить очищенный лимон?
  • Что будет, если в воду положить  лимон, очищенный наполовину?
  • Что будет, если в воду положить неочищенный лимон?  
  • В чем же секрет?
  • С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона? (спасательный жилет, круг) Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.
  • Какой интересный секрет лимона мы узнали?

     Вывод: В кожуре (цедре) лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.

Опыт № 2. «Лимон – пятновыводитель»

  • На ткань капнуть пипеткой каплю йода.
  • На пятно выжать несколько капель лимонного сока. Пятно исчезнет.
  • Тоже повторить с зеленкой или  фломастером.

Воспитатель задает вопросы.

  • Как вы проводили опыт?
  • Кто из вас может рассказать?
  • Что произошло после того, как вы капнули на пятно лимонный сок?
  • Какой интересный секрет лимона мы узнали?

     Вывод: Лимон может выбеливать цвета, значит, он может помочь вывести некоторые пятна.

Опыт № 3.  «Невидимые чернила»

  • Выдавить сок из лимона в глубокую тарелку.
  • Добавить небольшое количество воды.
  • Перемешать.
  • Ватной палочкой нарисовать рисунок.
  • Подождать, пока высохнет.
  • Подержать рисунок над лампой.

Рисунок проявится.

Воспитатель задает вопросы.

Как вы проводили опыт?

Кто из вас может рассказать?

Что произошло после того, как вы подержали лист бумаги над лампой?

Какой интересный секрет лимона мы узнали?

Вывод: Лимонным соком можно писать невидимые письма. И проявлять при нагревании.

(Дети обсуждают последовательность выполнения опыта, затем выполняют опыты).

Дети открывают новые знания.

Усвоение общего способа действий. Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через решение задачи опыта «Тонет – не тонет» и постановки вывода об одном из  свойств лимона.

Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через решение задачи опыта «Лимон – пятновыводитель» и постановки вывода об одном из  свойств лимона.

Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через решение задачи опыта «Невидимые чернила» и постановки вывода об одном из  свойств лимона.

Наблюдение за процессом деятельности.

V. Введение новых знаний в систему знаний.

Закрепить новые знания и способы их применения.

- Ну вот, юные ученые, мы с вами завершили работу в лаборатории. Теперь, узнав о новых свойствах лимона, вы наверняка сможете рассказать о них другим детям или своим родителям.

- А сейчас предлагаю вам продолжить наше занятие за чашкой чая?

Как вы думаете, с чем мы будем пить чай?

(высказывания и  предположения детей)

Опыт  «Чаепитие»

Проводится вместе с воспитателем.

  • Детям предлагается чай.
  • Предлагается добавить в чай лимон и сахар. Обращая внимание на изменение цвета чая.
  • Воспитатель наливает себе в чай молоко и, делая озадаченный вид, говорит о том, что она тоже хочет чай с лимоном.
  • Воспитатель «А что произойдет, если я добавлю в чай с молоком дольку лимона?»
  • Воспитатель добавляет лимон себе в чай.

Воспитатель задает вопросы.

  • Что произошло с чаем, когда добавили в него лимон?

Воспитатель «Молоко «свернулось», так говорят, когда молоко скисает. Дело в том, что при смешивании молока с лимоном или с лимонной кислотой молоко скисает, образуя белые хлопья - творожная масса. Здесь лимон выступает в роли закваски,  которую используют для получения особого сыра в восточных странах».

Воспитатель «Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.

В лимоне содержится много витамина С. Этот витамин нужен для укрепления иммунитета. 

Что такое иммунитет?

 Иммунитет - это устойчивость нашего организма к болезням».

Вывод: Лимон- это незаменимый продукт на кухне. Лимон повышает иммунитет, т.к. богат витамином С.

- Ребята, даже вне лаборатории мы можем наблюдать и экспериментировать с лимоном!

(неожиданно в студии появляется свет и на экране звучит итог фильма, того, что дети уже узнали сами, проведя опыты).

- Да ребята, вы такие молодцы, догадались сами о том, что хотели нам рассказать в фильме и даже смогли сами всё проверить, проведя опыты.

(Дети переходят к рефлексии)

Дети обсуждают свои открытия (новые знания о лимоне).

Усвоение новых знаний.

Получение новых знаний об использовании лимона в разных сферах нашей жизни.

Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через решение задачи опыта «Чаепитие»  и постановки вывода о свойствах лимона.

VI. Осмысление

(итог) Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия.

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности.

- Ребята, что вы сегодня делали?

- Расскажите, что вы узнали сегодня нового?

- Какие свойства лимона вы можете назвать?

- Как вы думаете, где и как  можно использовать эти свойства лимона?

- Где в жизни вам это может пригодится?
- С какими новыми словами вы познакомились?

(цедра, иммунитет).

- Вам было интересно?

- О чём бы вы хотели узнать на следующем занятии?

- Предлагаю вам ребята, выбрать смайлики настроения. Если вы узнали что-то новое и интересное – весёлый смайлик. если вы не узнали ничего нового, вам было скучно – грустный смайлик.

Перспектива на будущее:

- Мои юные учёные «ПОЧЕМУЧКИ», мне очень понравилось, какие вы сегодня дружные и внимательные друг к другу. В знак вашей дружбы я предлагаю посадить семечки лимона  в контейнер с землей. Семечки прорастут и дадут дружные всходы, которые превратятся в лимонные деревья. И у нас будет свой «Лимонный сад».

А как еще можно назвать наш сад?»

(предположительные ответы детей)

(«Сад дружбы»)

Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя

Со всеми детьми.

Дети сеют семечки лимона по схеме посадки растений.

Самооценка.

Развитие рефлексивных навыков.

Создание благоприятного эмоционального фона.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД "Свойства льда"

                                              АннотацияМетодическая разра...

Технологическая карта «Волшебные свойства воды» для первой младшей группы

Технологическая карта «Волшебные свойства воды» для первой младшей группы...

технологическая карта "Удивительные свойства песка"

для подготовительной к школе группы...

Технологическая карта НОД "Свойства воздуха"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта НОД "Свойство воздуха"

Технологическая карта НОД "Свойство воздуха". Цель НОД - формирование представлений детей о воздухе и  его свойствах....

Технологическая карта занятия- Свойства бумаги

Технологическая карта занятияТема занятия: Свойства бумагиВозрастная группа: средняя группаЦель: Формирование знаний детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельно...

Технологическая карта занятия "Свойства воды" в средней группе (с применением ИКТ)

Технологическая карта занятия "Свойства воды" в средней группе (с применением ИКТ)...