"Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста".
статья (младшая группа)

Шилкина Людмила Михайловна

Статья рассматривает важные вопросы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: статья рассматривает важные вопросы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста. Жажда новых впечатлений, эмоций, нескончаемый поиск новой информации об окружающем мире являются неотъемлемыми чертами поведения детей дошкольного возраста. Удовлетворение своей любознательности в процессе исследовательской деятельности, проявляющаяся в виде детского экспериментирования, с одной стороны расширяет представление ребенка об окружающем мире, с другой – упорядочивает интеллектуальное развитие. Интенсивное развитие интеллекта в младшем дошкольном возрасте играет большую роль в образовании взрослого человека.

Ключевые слова: любознательность, интеллектуальная деятельность, дети младшего дошкольного возраста, окружающий мир, поисковая деятельность.

Дошкольный возраст является основоположником развития любознательности и интеллектуальных способностей ребенка. Любознательность – есть одна из сторон познавательной и интеллектуальной деятельности ребенка, отражающей его стремления к поиску новой информации, освоению ее в процессе познания окружающего мира и его пониманию.

Одной из важнейших задач дошкольного учреждения является создание условий для реализации познавательных направлений для дальнейшего успешного развития ребенка. Однако, часто эта деятельность бессистемна и не имеет прямой направленности в связи с тем, что не все педагоги в должной степени понимают, как именно любознательность, познавательный интерес влияют на развитие детей дошкольного возраста.

На стадии проявления различного рода интересов у детей дошкольного возраста появляются достаточно сильные выражения эмоций удивления, восхищения и т.п. В возникновении вопросов и в ответах на них заключается общая сущность любознательности, как активного видения окружающего мира, которое развивается не только во время проведения занятий, но и в труде, когда ребенок не является исполнителем и не задумывается о том, что ему необходимо запомнить и впоследствии воспроизвести. Являясь прочной чертой характера, любознательность имеет огромное значение в развитии личности человека. Любознательные люди не равнодушны к окружающем их миру, они всегда ищут новые решения возникающих вопросах жизни.

Исследовательские действия детей дошкольного возраста являются основными условиями развития любознательности. Завершение таких действий успехом, появление новых знаний и умений окрашиваются для них яркими эмоциями и это имеет большое значение для общего развития ребенка.

Достаточно много ученых занимались изучением данного вопроса. Все они однозначны в своем отношении к развитию любознательности у детей дошкольного возраста, так как считают, что любознательность побуждает ребенка к пытливому поиску новых ответов на свои вопросы, к выдвижению предположений и подтверждению либо опровержению тех или иных гипотез. Данный возрастной период важен для развития познавательной деятельности ребенка, которая впоследствии вытекает в форму интеллектуальной, поисковой деятельности, направленной на поиски нового, необычного. В связи с этим преобладающими вопросами у детей дошкольного возраста являются: «Как?», «Почему?», «Зачем?».

Важным в дошкольном учреждении становится организовать работу с детьми таким образом, чтобы в процессе обучения у них возникало как можно больше вопросов и они направляли их на постановку новых задач, которые не исчерпывались бы в конкретном виде деятельности. Например, в процессе лепки ребенка может интересовать не только конечный результат его работы – поделка, а из чего состоит пластилин, почему он мягкий и т.п.

Построенная таким образом работа с детьми дошкольного возраста несет поисковый интерес, способствует закреплению полученного материала, вызывает положительные эмоции от полученных успешных результатов и формирует личностные качества ребенка.

Эффективными методами работы для развития любознательности у детей дошкольного возраста является использование различных занимательных дидактических игр, направленных на развитие внимания, памяти, логического мышления. Особенностью здесь является то, что игры, задания и упражнения должны обладать эффектом новизны с целью стимуляции интеллектуального и познавательного интереса детей дошкольного возраста.

Большее воздействие на развитие любознательности производит взаимодействие с людьми разных возрастных групп, в частности, взрослых. Умение взрослого подать ребенку дошкольного возраста разного рода информацию, правильно сформулировать проблемные вопросы стимулирует познавательные и интеллектуальные интересы ребенка дошкольного возраста. Чем глубже исследовательская деятельность ребенка, тем насыщенней его любознательность, тем шире познавательные интересы.

Таким образом, наши исследования в данной области, изучение различных авторов показывает, что необходимо развивать любознательность у детей младшего дошкольного возраста, опираясь на педагогические условия: насыщение предметно-развивающей среды, повышение компетентности педагогических работников в развитии любознательности у детей, организация постоянной исследовательской деятельности и формирование позитивного отношения к данной деятельности.

Список литературы:

1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М.: Наука, 2010. – 454 с.

2. Купарадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Ц.Купарадхе. – М., 2011. – 121 с.

3. Танхаева Е.Р. Развитие любознательности у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. - №3. – С.596-599 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https:moluch.ruarhive/137/38444.

4. Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности дошкольников [Текст] / Н.Б.Шумакова; под ред. А.М.Матюшикина. – М.: Педагогика, 2011. – С. 10-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей  старшей группы....

Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности.По утверждению педагогов, развитие любознательно...

Статья "Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста"

Статья«Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста»Аннотация:Статья рассматривает важные вопросы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста. Необхо...

Статья «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности....

Статья «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности...

Статья" Роль семьи в воспитании любознательности у детей младшего дошкольного возраста"

Семья – первый социальный институт, в котором получает свой жизненный опыт ребенок....