"ПЕСОЧНОЕ ВОЛШЕБСТВО"
проект (старшая группа)

Гордиевская Елена Викторовна
ПРОЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesochnoe_volshebstvo.docx55.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДС №6 «БУРАТИНО»

Проект познавательно-исследовательский направленности

«Песочное волшебство»

для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                     Что нужно для игры в песок?

                                                                      А нужно в сущности так мало:

                                                                 Любовь, желание, доброта,

                                                                       Чтоб вера в детство не пропала.

                                                                Простейший тазик на столе

                                                        Не интересен нам пока.

                                                                       В него вольётся дивной сказкой

                                                             Горсть золотистого песка.

                                                                Предметов маленький набор

                                                                        Возьмём в игру…Подобно Богу

                                                                  Мы создадим наш мир чудес,

                                                            Пройдя познания дорогу.

                                           

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Песок состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной.                               Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Ребёнок копает, лепит, рисует на песке, создаёт на нём отпечатки, что-то говорит, играет… В игре он познаёт себя и окружающий мир.                                                                                                                                                   Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Именно в играх с песком создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект ребёнка». Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твёрдое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.                                     

  Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию; взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА

В настоящее время воспитатели почти не используют песок в свободной деятельности детей. А зря!

Ведь для ребёнка игры с песком:

- позволяют справляться с психоэмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей с нарушениями речи;

- вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды, экспериментирования с объектами природы;

- формируют у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.

Также игра с песком – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если ребёнок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком всё становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства.  

 Использование мелких игрушек, фигурок особенно плодотворно в работе с детьми, которые ещё не могут выразить свои впечатления и переживания. Малоактивные и застенчивые дети   охотно выбирают фигурки и переключают своё внимание. Дети с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра даёт им богатые кинестетические ощущения.                                    Во многих случаях игра с песком выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребёнка, развивать его сенсомоторные навыки.

Игры с песком можно использовать как в индивидуальной работе, так и подгрупповой. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают песок, песочные наборы; огромное количество мини-игрушек скопилось от киндер-сюрпризов – это сказочные герои и животные, различные дома и замки, растения, рыбки, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запомнят, что, где растёт; кто, где живёт... Было бы только желание...

         В требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта уделено большое внимание познавательно-исследовательской деятельности объектов окружающего мира и экспериментирования с детьми дошкольного возраста. Анализ ФГОС указал на приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию. 

Все вышеизложенные факторы в совокупности натолкнули на идею создания познавательно-исследовательского проекта «Песочное волшебство» и способствовали формулированию целей и задач реализации проекта:

  ЦЕЛЬ: Развитие познавательно-исследовательской активности, любознательности и коммуникативных навыков ребёнка в процессе экспериментирования с песком. 

ЗАДАЧИ:

  • Вызывать эмоционально – положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
  • Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику.
  • Формировать познавательно-исследовательские функции (восприятие, внимание, память, мышление, анализ).
  • Обогащать чувственный опыт ребёнка, активизировать словарь детей.
  • Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом по правилам игры в песочнице.
  • Повысить уровень компетентности родителей в вопросах организации и проведения занятий с песком.

                                       

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА - 1 неделя

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА - дети группы компенсирующей направленности «Теремок» от 5 до 6 лет, педагоги, родители воспитанников.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Мини-песочница,

подставки для лепки,

«волшебный» песок,  

вода в детских лейках;

мелкие игрушки: фигурки людей и животных, машинки, киндеры;

природный материал: камешки, ракушки;

различные пластмассовые ёмкости: баночки, ложечки, крышечки от пластиковых бутылок и т.д.;

различные песочные наборы (ведёрки с совочками и формочками);

лупа для рассматривания;

песочные часы;

фартуки, салфетки для рук.

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Музыкальное сопровождение,

использование ИКТ (просмотр организованной деятельности с детьми по данной теме),

выставка игрушек для игр с песком,

выставка методической и художественной литературы.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков произойдёт более интенсивно и гармонично.

- Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой.                            

- Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.                                                    

- Родители активно включатся в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.

           

                        ЭТАПЫ РАБОТЫ

1этап - подготовительный

(Изучение методической литературы, интернет-ресурсов;

сбор информации;  

подбор художественной литературы;

 составление календарного плана на неделю, в котором будет отражена совместная деятельность детей и педагогов, взаимодействие с родителями; подбор и разработка содержания занятий и мероприятий по проекту, группировка и обработка найденного материала;

наполнение центра экспериментирования специальным оборудованием; предварительная работа с детьми.)

2 этап – организационный

(практическая работа:

с детьми - экспериментирование, исследование, беседы;

с родителями -  консультации, занятия, домашние задания)

3 этап - заключительный

(обобщение результатов работы, систематизация материала;                                            

 презентация проекта на Педагогическом Совете,                                            

на родительском собрании)

 

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Доверительное общение, внимательное отношение к каждому    

ребёнку, диалог с каждым,

пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний

ситуативные разговоры, беседы

наблюдения

экспериментирование

показ

игры с песком

игры-коммуникации

подвижные игры

дидактические игры-упражнения

опыты с водой и песком

проблемные ситуации

художественное слово (стихотворное вступление,

                                      загадки, присказки, стихи)

музыкальное сопровождение

игровая мотивация (сказочные герои)

игровая форма

поощрение, похвала

рефлексия

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Проект рассчитан на 1 неделю.  

Так как дети имеют особенности в развитии, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направляет детей, удивляет, создавая атмосферу интриги и поиска решения задач.

Планирование работы

Дни недели

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями

1 половина дня

2 половина дня

Понедельник

Утро: ситуативный разговор «Петушок и уточка».

Цель: найти ведущее отличие птиц (уточка плавает и ныряет).

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Цель: учить

осознанно действовать в соответствии с текстом игры.

 

Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму).

Игра «Норки для мышки» (Приложение 6)

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Содержание:

Ребёнок вместе с воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем воспитатель озвучивает игрушку, например, мышку-норушку: пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик.

Полив песка в мини-песочнице из леечек.

Рыхление совочками.

Цель: освоение способов обращения с леечкой и совочками.

Работа с песком. Тактильно-кинестетическое упражнение

"Отпечатки наших рук".

(Приложение 6)

Лепка из формочек бабочек, жучков, гусеничек.

Обыгрывание сюжета, использование мелких игрушек.

Консультации для родителей: «Играем с водой и песком» (Приложение 5)

Подобрать стихотворные вступления к занятиям с песком. (Приложение 3)

Вторник

Утро: чтение рассказа В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок».

Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа.

Дидактическая игра «Тайничок». (Приложение 6)

Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их.

Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки.

Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость.

 Дидактические игры-упражнения: «Узоры на песке» (Приложение 6)

Игры с ситом (Приложение 6)

Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.

Содержание.

Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь ситечко.

Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребёнок найдёт небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)

Переливание воды из разных ёмкостей или через воронку

Цель: дать представление о свойствах воды - «льётся», О «мокром», о «сухом». (Приложение 6)

Содержание.

Воспитатель зовёт детей к тазу с водой, даёт каждому по баночке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льётся, сделайте то же самое, налейте воды друг другу».

Наблюдение за песком: Игра «Волшебные секреты». (Приложение 6)

Практикум «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей». (Приложение 5)

Демонстрация коллекции игрушек: «Сказочные герои». (киндеры)

Предложить родителям найти в интернете «Правила поведении в песочнице»

(Приложение 2)

Предложить вечером   полить водой имеющийся дома песок. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка.

Среда

Утро: Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». (Приложение 8)

Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.  

 Беседа об аккуратном обращении с песком.

Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.

Проблемная ситуация: «Поможем кукле Маше - ей попал песок в лицо».

Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку.

Игра - упражнение «Маленькие волшебники – мы создаём мир» (Приложение 6)

Игра «Во саду ли, в огороде» (Приложение 6)

Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Содержание:

По взмаху волшебной палочки одна часть песочницы превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что, где растёт. Взрослый просит ребёнка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Игры в мини-песочнице с формочками, мелкими игрушками и совочками.  

(Приложение 3)

Цель: Закрепление представлений о свойствах песка.

Игра "Откопай разгадку". (Приложение 6)

Консультация для родителей «Игры с песком в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста». (Приложение 5)

Предложить родителям подобрать стихи об игре в песок.

(Приложение 8)

Четверг

Утро. Беседа о том, как вести себя в песочнице. 

Цель: способствовать к размышлению при ответах на вопросы.

Чтение стихотворения А.Густышкина «Правила моей страны».

(Приложение 2)

Цель: способствовать запоминанию правил игры в песочнице.

 Игры - опыты с водой.

Цель: показать, что вода прозрачная, но её можно покрасить в любой цвет или сделать грязной, что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей.

Игра «Что я закопала в песок?» (Приложение 6) Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Содержание. Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово!», «Можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребёнок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребёнок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.

Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.

Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.

Постройка из песка домика для зайчика. Цель: дать представление о сухом и влажном песке: сухой - сыплется, влажный - лепится.

Игра «Детские секретики» (Приложение 6)

Цель: научить детей делать свои секретики и находить чужие, развивать мышление, воображение.

Содержание:

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, Игру можно усложнить: ребёнок прячет, взрослый отыскивает.

Взрослый отыскивает.

Подбор родителями материала и создание картотеки «Игры с песком» (Приложение 6)

Пятница

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: учить

осознанно действовать в соответствии с текстом игры.

Дидактическая игра

(Приложение 6) «Собери грибы» 
«Ты корзину в лес бери,
 
там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!» Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!» Поочерёдно ребёнок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.

 Игра «Печём угощения для друзей». (Приложение 6)

Цель: Закрепить свойства песка, развивать моторику, координацию движений.

Игра «Отыщем клад» (Приложение 6)

В мини-песочнице представить   себя настоящим кладоискателем! На небольшой площади закопать несколько монеток. Предложить детям ситечко, и, просеивая песок, они найдут «сокровища пиратов».

Игра с песком: «Пирожки для куклы Кати».

(Приложение 3)

Цель: закрепить знание свойств песка: сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.

В центре песка игры «Песочные фантазии» совместно с родителями. Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и родителей; закрепление навыков строительства песочных построек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недельный опыт работы показал, что использование игр с песком даёт положительные результаты:

  • У детей значительно возрос интерес к таким видам деятельности.
  • Дети чувствуют себя эмоционально комфортно, раскрепощённо.
  • Неоднократно наблюдалось, как возбуждённые дети - в играх с песком -  успокаивались, сосредоточивались, становились значительно добрее, усидчивее, самостоятельней.
  • Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться; умение осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой; обогащается чувственный опыт ребёнка, активизируется словарь детей; воспитывается аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом по правилам игры в песочнице.                       
  • Родители активно включаются в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования. 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Аромштам М. «Игры на влажном песке» /М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября» 2006.№ 12.С.6.                    

2.    Бережная Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.- 2007.- №1.- С.50 -52           

3.   Бондарцева С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5.

4.     Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция - 2001.-вып.10.-С.42-47.

5. Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты,      

          эксперименты, игры, вечера «Сейчас узнаем».- Курск. 2010.

6.    Грабенко Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика. - 2004.№5.- С.26-29

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

       9.     Жителёва С.С. «Песочная терапия» /С.С Жителёва/ /Ребёнок в детском саду.-    

                2006.-№4.- С.65-68

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
  2. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович  – СПб. : Речь,2006.– 176с.

       

Подготовила воспитатель Гордиевская Елена Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Волшебство песочной страны».

Главная цель игровых сеансов с песком состоит в формировании гармоничного позитивного взаимодействия между детьми и родителями, адаптации малышей к условиям дошкольного образовательного учреждения и о...

Волшебство песочной анимации

Волшебство песочной анимации...

Конспект коррекционно - развивающей деятельности с использованием песочной терапии «Волшебство в песочной стране»

Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении со сверстниками....

Проект "Песочная страна - страна волшебства"

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает ...

Проект дополнительного образования "Песочное волшебство"

Командный аттестационный проект переподготовки...

Культурная практика "Волшебство Песочной королевы"

Использование кинетического песка в образовательном процессе....