План самообразования 2022-2026 гг
материал

Биктимирова Светлана Валиевна

Речевое развитие у дошкольников с ОВЗ (ТНР) посредством обогащения сенсорного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2022- 2026 гг.

Воспитатель: Биктимирова Светлана Валиевна.

Квалификационная категория: первая.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи): Среднее специальное образование, Нижнекамское педагогическое училище Татарской ССР, квалификация по диплому «воспитатель в дошкольных учреждениях», диплом ЖТ №823906 выдан 20 июня 1991 года.

Тема: Речевое развитие у дошкольников с ОВЗ (ТНР) посредством обогащения сенсорного опыта.

Цель: Повышение теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; изучение теории и практики речевого развития у дошкольников с ОВЗ (ТНР) посредством обогащения сенсорного опыта.

Задачи:

-Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления;

-Развитие обще и мелкой моторики;

-Развитие умения ориентироваться в пространстве;

-Активизация словаря;

-Формирование лексико-грамматического строя и связной речи;

-Формирование фонематических представлений;

-Формирование звуковой культуры речи.

Основное содержание (формы, методы и приемы)

Словесные методы

Создают у дошкольников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

Наглядные методы

Применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, электронных презентаций. Эти методы помогают создать у дошкольников конкретные представления об изучаемых действиях

Практические методы

1. Упражнение;

2. Игровой;

3. Соревновательный;

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у дошкольников образовались некоторые навыки игры

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Ресурсы

Временные

02.09.2019 г.- 22.05.2020 г.

Информационные

Просветительско-профилактическая информация; мультимедийное сопровождение, слайд шоу, презентации.

Интеллектуальные (экспертные)

Методические пособия по сенсорной интеграции; диагностический инструментарий выявления сенсорного развития детей.

Кадровые

Сотрудники ДОУ (специалисты и воспитатели).

Организационные

Администрация ДОУ.

Материально-технические

Проектор, экран, ноутбук, сенсорное оборудование.

Актуальность выбранной темы:

Опираясь на собственные наблюдения, полученные в результате опыта работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к заключению, что современный дошкольник характеризуется недостаточным уровнем сенсорного развития, то есть не всегда имеет полное представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, слухе, вкусе и качестве. Данный факт не позволяет ребенку дошкольного возраста иметь достаточный уровень сенсорного развития, а значит и подготовки его к обучению в школе.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития,несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому и образовательный процесс, и коррекционно – развивающая деятельность педагогов невозможна без опоры на полноценное восприятие предметов

Таким образом, сенсорное воспитание в виду своей значимости в развитии познавательной сферы дошкольников должно являться неотъемлемой частью воспитательного процесса. Работа по сенсорному воспитанию и развитию воспитанников дошкольного возраста актуальна, так как именно это направление помогает педагогам расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения и создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности, а значит полноценно готовить воспитанников к обучению в школе.

Результаты обследования детей с ТНР свидетельствуют о том, что 20% из них имеют сенсомоторные нарушения: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, обозначении этих свойств словом; отмечается низкий уровень слухового, зрительного восприятия, поведенческие расстройства, что приводит к сложностям в овладении программой. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности дошкольников.

Традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда позволяет достичь достаточного уровня эмоциональной насыщенности окружающей среды, необходимого для организации комплексного воздействия на психику ребенка дошкольного возраста.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы по сенсомоторному развитию, необходимо привлечение дополнительных инновационных технологий, таких, например, как Монтессори-педагогика, а также специально организованное сенсорное развивающее пространство.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, позволяет говорить об уникальности и ценности такого пространства для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Особую актуальность приобретает его использование в практике работы с дошкольниками с ТНР.

Учитывая взаимосвязь развития сенсорных функций и речи, можно предполо-жить , что у дошкольников с ТНР будет иметь место качественное своеобразие зрительного, слухового, обонятельного и осязательного восприятия посредством развития сенсорных способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Ожидаемый результат:

  • Повышение уровня сенсорного и речевого развития детей.
  • Формирование многогранного полифункционального представления об окружающей действительности у детей с ТНР на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств.
  • Обогащение сенсорной развивающей среды посредством реализации системы взаимодействия с родителями.
  • Открытие, совестно с родителями, для детей новых возможностей в познании мира.
  • Укрепление детско-родительских отношений в ходе реализации совместных
  • мероприятий

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

Повышение уровня профессиональной компетентности (изучение литературы по данной теме);

Выявление проблемы, цели, задачи;

Проведение педагогической диагностики определения уровня развития

сенсорных процессов у детей;

Составление перспективного плана работы;

Создание условий для эффективного использования игр;

Подбор дидактического материала и игр

Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии(анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии).

Изучение психолого-педагогической литературы

Литература

Примечание

1

Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.

Книга  понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей

2

2. Венгер Л.А., Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.

Книга  для воспитателей детского сада и родителей

3

Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.

Книга немецкого терапевта Уллы Кислинг продолжает публикации,

посвященные сенсорно - интегративной терапии. Автор - специалист с

огромным опытом практической работы - рассказывает читателям о

своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной

интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях."

Книга адресованввана родителям и специалистам - неврологам,

психологам, реабилитологам, педагогам и др.


4

Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.

В 1998 году Кэрол опубликовала книгу «Разбалансированный

ребенок», доступное пособие для родителей и учителей. Книга

дала простое практическое объяснение: (1) сложной теории

сенсорной интеграции, (2) лечения, называемого эрготерапией,

с точки зрения сенсорной интеграции, и (3) расстройства, ко

торое теперь называется дисфункцией сенсорной интеграции.

Прочитав книгу Кэрол, родители стали обращаться к педиатрам и эрготерапевтам со словами: «Это мой ребенок. Нам нужна

эрготерапия».

5

Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.

Методическое пособие включает в себя обоснование и

описание авторского метода сенсорно-интегративной

артикуляционной гимнастики. Тематическое планирование

позволяет

включать

индивидуальные занятия в дошкольных учреждениях.

Упражнения, представленные в книге, направлены на

развитие произвольных движений артикуляционного

аппарата, речевого дыхания в игровой форме, без

использования зеркала (что особенно важно для детей с

аутизмом), с опорой на базовые виды чувствительности.

Пособие может использоваться родителями и логопедами,

работающими с детьми, имеющими алалию, разные

формы детского церебрального паралича и нарушения

поведения.

II этап: творческий (основной)

изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

мастер класс для родителей по теме проекта;

консультации для родителей.

приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсомоторных навыков;

проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?». Консультации, беседы, совместные игры.

виртуальные консультации для родителей.

мастер классы для родителей.

сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного

отношения к окружающему миру;

знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

проведение дидактических игр и упражнений;

опытно - экспериментальная и исследовательская деятельность детей;

 

III этап: заключительный

Подведение итогов: итоговая диагностика

Проведение родительского собрания по теме проекта;

Выставка развивающих игрушек-самоделок «Умная игрушка своими руками»;

Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете

-диагностика детей;

-выводы.

4. Участие в системе методической работы детского сада.

Тема

Срок

1

 Участник творческой группы МБДОУ

2022-2026гг

2

Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ

2022-2026гг

3

Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

2022-2026гг

4

Участие в региональных семинарах  Республики Татарстан

2022-2026гг

5

Участие в конкурсах, конференциях

2022-2026гг

6

Подготовка воспитанников к конкурсам

2022-2026гг 2021гг.

7

Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования

2022-2026гг.

5. Обучение на курсах повышения квалификации (по потребности)

1. Предполагаемые курсы в 2022 году.

2. Разработка  авторской программы, рецензирование через сайт "Новое образование" Центр педагогических Инноваций имени К.Д.Ушинского .

3. Вебинары, конференции, круглые столы на онлайн площадках.

Литература:

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.

3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.

4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.

5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2022 - 2026 уч.г.

Тема: «Развитие правильной речи детей через логоритмику у дошкольников в условиях  реализации ФГОС  ДОО»....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя 2022-2026 гг.

        Современный воспитатель детского сада является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с дошкольника...

Индивидуальный план на 2022-2026 годы

Индивидуальный план на 2022-2026 годы...

План профессионального самообразования на 2022-2026 г.

План профессионального самообразования на 2022-2026 г....

Индивидуальный план по самообразованию на 2022 - 2026 г.г.

Художественно - эстетическое развитие  имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это специфическое образное познание действительности. И как всякая познаватель...

План самообразования 2022-2026 гг

laquo;Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой»...

План по самообразованию на 2022-2026 гг.

Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного по-ведения через ознакомление с правилами дорожного движения»...