План самообразования на 2022 - 2026 уч.г.
методическая разработка

Кузьмина Надежда Михайловна

Тема: «Развитие правильной речи детей через логоритмику у дошкольников в условиях  реализации ФГОС  ДОО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobr_kuzmina.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2022 - 2026 гг.

Кузьмина Надежда Михайловна,

воспитатель первой квалификационной категории

Среднее специальное, Татарское республиканское культпросветучилище по специальности культурно просветительная работа, квалификация клубный работник, руководитель  хореографических коллективов.

Диплом о профессиональной переподготовке с 1 мая 2013 года по 28 февраля 2014 года, удостоверяющая право  на ведение профессиональной деятельности в сфере «Воспитание детей дошкольного возраста» (ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж»).

Стаж педагогической работы –18 лет, первая квалификационная категория.

    Курсы повышения квалификации: По программе дополнительного профессионального образования «Профессионализм воспитателя в контексте организации ведущих видов деятельности с учетом требований ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог» на базе Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования» г.Казань, в обьеме72 часа с 18.01.2021 по 29.01.2021. Удостоверение о повышении квалификации серия 0016  № 202101300008 от 29.01.2021г.

  Дата начала работы над темой - 2022 год

 Предполагаемая дата окончания работы - 2026 год

Тема: «Развитие правильной речи детей через логоритмику у дошкольников в условиях  реализации ФГОС  ДОО».

   

                                          Актуальность

     В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Ежегодная диагностика воспитанников показывает, что у более 50% детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях особо у детей с задержкой речевого развития, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.

Цель:

воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности  через логоритмическую деятельность;

повысить профессиональный собственный уровень знаний и компетентность по вопросу развития правильной речи у дошкольников через логоритмику.

Задачи:

  • изучить литературу о технологии проведения речевых занятий с использованием логоритмики;
  •  посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом;
  • применить полученные знания на практике;
  • обобщить личный опыт и опыт коллег об эффективности развития правильной речи с использованием логоритмики у  детей дошкольного возраста.

Задачи в работе с детьми:

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

 - совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- воспитывать культуру речевого общения;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

развивающие:

- развивать познавательные процессы: речь, память, мышление

-  развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

  Логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.

Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

                                         Методическое обеспечение

Приемы:

Словесные:

 Беседы;

Игры-беседы;

Рассказ;

Использование игровых ситуаций;

Игры — беседы с персонажами сказок;

Сочинение историй.

 Наглядные:

Групповые выставки;

Рассматривание иллюстраций.

 Практические:

Кукольные спектакли;

Игры – драматизации;

Игры – инсценировки;

Игры – забавы;

Подвижные игры;

Пальчиковые игры;

Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;

Формы организации:

 Занятие по речевой деятельности по подгруппам;

Индивидуальная работа с ребенком;

Коллективные работы;

Тематические занятия;

Пальчиковая гимнастика;

Дидактические игры;

Физкультминутки;

Драматизация.

 Технические средства обучения:

1.  Магнитофон;

2.  CD и аудио материал.

                           Предполагаемый результат: 

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

 В результате реализации программы ребёнок должен уметь:

Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи)

Запоминать считалки, скороговорки, загадки;

Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;

Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;

Воспроизводить содержание произведения;

Читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм;

Передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности  (рисовании,  игре, музыке и т.д.).

Назвать любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки; уметь спеть 3-4 хороводную песню.

С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

Знать содержание  сказок; тексты выученных стихотворений.

Уметь отвечать на поставленные вопросы.

Уметь отличить стихотворение от загадки.

Способы проверки  результативности работы:

 В  период реализации программы  предполагаются следующие виды проверки:

 Беседа, наблюдение.

Драматизация, инсценировка сказок.

Перспективный план.

Содержание деятельности

Сроки реализации

1.

Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

- Использование логоритмики в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии;

- Проектная деятельность в детском саду;

- Метод проектов с использованием логоритмики в детском саду;

 - М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;

-  М. Ю. Картушина  «Логоритмические занятия в детском саду»;

- Русмиленко Е.В. «Авторская программа кружка "Логоритмика»;

- Кисловская И.А. «Авторская программа по преодолению речевых нарушений у детей через музыкально-логоритмические занятия»;

- Т. А. Воробьёва «Логопедические упражнения»;

Изучение статей в журналах:

- «Дошкольное воспитание»:

- «Ребенок в детском саду»;

- «Музыкальный руководитель»

Подготовить материал для проведения диагностики на начало и конец учебного года:

-провести диагностику детей по развитию  речевых способностей детей дошкольного возраста средствами логоритмики   с целью выявления уровня сформированности  навыков и умений;

-обработка результатов диагностики;

- разработать перспективный план работы с детьми;

- ознакомление педагогов с результатами диагностики для дальнейшей совместной работы.

2022 год

2022-2023 учебный год

2.

Практический этап.

-  Изучение опытов педагогов ДОУ: взаимопосещение, открытые просмотры, методические посещения.

 - Оценка работы педагога при посещении занятий, изучение практического материала.

- Использование логоритмики в образовательной деятельности  с детьми дошкольного возраста.

- Изучение материалов по данной теме из опыта работы педагогов в Интернете.

- Консультация для родителей «Многообразность вариативности использования интегрированного метода».

- Консультация для родителей «Основные цели и задачи развития правильной речи».

- Консультация для педагогов ДОУ по данной теме.

- Участие в методических объединениях.

- Участие в семинарах, конференциях ДОУ, района.

- Разработка проекта по логоритмике  «Раз словечко, два словечко…»

- Презентация по теме «Речевая деятельность с детьми дошкольного возраста».

Подведение итогов самообразования

- Подготовить консультацию для педагогов с выступление на педагогическом совете

- Оформление сборника консультаций для родителей: «Развитие правильной речи детей через логоритмику у дошкольников в условиях  реализации ФГОС  ДОО»

-  Открытый просмотр  и показ организованной образовательной деятельности.

2023-2024 учебный год

2023-2024 учебный год

2025-2026 учебный год

Используемая литература.

1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006

4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.

5. В.Б.Гербова «Развитие речи в детском саду».

6.   Р.К.Шаехова «Раз - словечко, два - словечко »;

7. Д.Денисова, Ю.Дорожин «Уроки грамоты для дошкольников»;

8. Журнал «Дошкольное воспитание» (№5, 6, 8, 9 1996г.)

9. Аудиозаписи из серии «Счастливый ребенок» (Колыбельные, Классика для малышей, Волшебство природы и т.д.)

10.Радынова О.П. «Музыкальное воспитание детей»

11. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования на 2022-2026 г.

План профессионального самообразования на 2022-2026 г....

План самообразования на 2021-2026 год

План самообразования .Тема: "Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности"...

План самообразования на 2021 - 2026 гг.

План самообразования на 2021 - 2026 гг....

План самообразования на 2021 - 2026 гг.

План самообразования на 2021 - 2026 гг....

Индивидуальный план по самообразованию на 2022 - 2026 г.г.

Художественно - эстетическое развитие  имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это специфическое образное познание действительности. И как всякая познаватель...

План по самообразованию на 2022-2026 гг.

Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного по-ведения через ознакомление с правилами дорожного движения»...