Консультация: "Роль музыкального воспитания в интеллектуальном развитии детей"
консультация

Коваленко Марина Михайловна

Консультация : " Роль музыкального воспитания в развитии детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация75.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Роль музыкального воспитания в интеллектуальном развитии ребенка»

Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания и интеллектуального развития детей, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует его вкусы.

Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, на его интеллектуальное развитие.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего интеллектуального развития человека, его общего духовного становления»

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка.

Деятельность - это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. В деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, воображение, ощущения.

 «Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется интеллектуальное развитие». В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально- образовательная деятельность.

Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый из них служит средством развития какой-либо музыкальной способности. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и интеллектуального развития детей.

Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием.

Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство - пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой.. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических  движениях, игре на музыкальных инструментах. Для интеллектуального развития ребёнка большое значение имеет его музыкальное творчество.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке.

Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. В противном случае процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

Музыкальное воспитание в детском саду имеет огромное значение в целенаправленном формировании личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства, в формировании интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке, интеллектуального развития.

Литература:

1.Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка-М.: Просвещение 1968

2.Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление — Л.: Музыка, 1986

3.Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика — М.: Музгиз, 1960

4.Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература — М.: Музыка, 1987

5.Смирнова Т. И. Интерпретация. Воспитание искусством или искусство воспитания. М.,2001

6.Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку — М.: Музыка, 1958 7.Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества – М.: Просвещение,1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Консультация Роль семьи в воспитании патриотических    чувств у  детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Музыкальное воспитание в художественном развитии детей»

Опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников....

Статья: "Роль музыкального воспитания в интеллектуальном развитии детей"

Статья:" Роль музыкального воспитания в интеллектуальном развитии детей"...

«Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей»

В процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности происходит постоянное развитие и совершенствование движений, которые являются активными помощниками физического воспитания дошкольников....

Консультация для родителей «Роль музыкального воспитания в эстетическом развитии детей»

laquo;Роль музыкального воспитания в эстетическом развитии детей»...