Консультация для педагогов Тема: «Системная работа с детьми ОВЗ с использованием здоровье - сберегающих технологий
консультация

Баранова Ирина Александровна

 В ДОУ для детей с ОВЗ  должна вестись системная работа по здоровье - сбережению и  физическому развитию, а также  повышению двигательной активности. Этому  должна способствовать здоровье - сберегающая предметно-развивающая среда:

Физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами . Спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить непосредственно-образовательную деятельность, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnaya_rabota_po_zdorovesberezheniyu_-_kopiya.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Системная  работа с детьми ОВЗ с использованием здоровье - сберегающих технологий

 В ДОУ для детей с ОВЗ  должна вестись системная работа по здоровье - сбережению и  физическому развитию, а также  повышению двигательной активности. Этому  должна способствовать здоровье - сберегающая предметно-развивающая среда:

Физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами . Спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить непосредственно-образовательную деятельность, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе.

В группах  должны быть созданы спортивные мини — центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием:  для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладение современными здоровье - сберегающими технологиями в образовательном учреждении должна  являться одной из значимых и приоритетных. Они представляют собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и ребенка, ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные.

В  каждом образовательном учреждении физкультурно-оздоровительная работа  должна вестись постоянно и систематически. Все мероприятия  должны быть выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.

Важным условием  здоровье - сбережения и здоровье - формирования является организация систематического мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как субъекта детской физкультурно-оздоровительной деятельности. Следующее условие – поэтапное развивающее взаимодействие с ребёнком педагогов, специалистов, родителей. В этом процессе создаётся опыт успешной деятельности, обеспечивающий рост достижений в здоровье - сберегающей и здоровье - формирующей деятельности. Мы должны организовать умелое сочетание совместной и самостоятельной деятельности детей с ОВЗ.

В своей работе с детьми с речевыми нарушениями   нужно использовать  современные образовательные технологии и методики, так как педагогическая технология – важный фактор в модернизации обучения. Применение их в непосредственной образовательной деятельности помогает делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата .Тщательно продумывать  условия реализации технологий, предметную  среду, необходимые атрибуты, материалы  и оборудование. Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.

Основные отличительные особенности здоровье - сберегающих педагогических технологий заключаются в следующем:в процессе непосредственно — образовательной деятельности активизировать  разные виды восприятии ребенка — зрительное, слуховое, тактильное, двигательное  и  пространственное. Обогащать сенсомоторный опыт детей, совершенствовать  сенсомоторные координации. Использовать предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей с ОВЗ.  Дети должны постоянно пребывать в движении, исключается статичная форма. Проводить динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием деятельности. В течение всей деятельности дети должны активно перемещаться в трехмерном пространстве по разным ориентирам — слуховым (на источник звука) и зрительным — предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).

В своей работе нужно  использовать следующие  коррекционно- развивающие и здоровье - сберегающие образовательные технологии. Что же это за технологии?

Это технологии сохранения и стимулирования здоровья, сюда входят:

1. Подвижные и спортивные игры,  как часть непосредственно-образовательной деятельности (НОД), на прогулке  и  ежедневно игры подбираются в соответствии с программой и возраста детей. Используются только элементы спортивных игр.

2. Физкультурные минутки во время НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах.Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления

3. Пальчиковая  гимнастика.

 В различных формах физкультурно-оздоровительной работы ежедневно. Игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.

4. Дыхательная  гимнастика.

 В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо–эмоциональное состояние, выводят из стресса.

5. Гимнастика  корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка

6. Динамические паузы.

 Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2 младшей группы.

 В НОД в виде игр, между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации.

7. Ритмопластика

На утренней гимнастике (элементы) 2 раза в неделю по 30 мин, во время НОД  в ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом и музыкой

8. Логоритмика

.Как часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение»

9. Гимнастика  для глаз .

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время, рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

10. Гимнастика  бодрящая.

 Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях; ходьба по ребристым дощечкам и другие.

11. Релаксация.

В любом подходящем помещении

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1. Непосредственно – образовательная деятельность 2-3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке. Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровье - сбережения и здоровье - обогащения

2.Проблемно-игровые (игро-треннинги и игро-терапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

3.Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями 1 раз в квартал Поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Например: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Неделя здоровья»

4.Технологию валеологической направленности Серия игровых занятий «Азбука здоровья» — 1 раз в неделю по 30 мин.Использовать самостоятельно и в качестве вспомогательного средства.

5. Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Улучшает координацию движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, развивает внимание

6. Проектная  деятельность, в которой по мере планирования процесс  должен направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Например: проект «Все на свете я смогу, я здоровье сберегу», «Туристическая тропа»

3. Коррекционные технологии

Кинезиологическую гимнастику во время проведения логопедических занятий и в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Она активизируют межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

Технологию  музыкального воздействия.

 В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя

Психогимнастику (мимика и пантомимика) , которая в процессе непосредственно-образовательной деятельности мимика тесно связана с артикуляцией. Стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, она  способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики.

Фонетическая ритмика 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи.

 Цель занятий — фонетическая грамотная речь без движений.

Структура внедрения комплексной системы коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих технологий

Подготовительный этап

Практический этап

Аналитический этап

Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми должны быть  составлены:

Картотеки оздоровительных игр.

Картотека игрового самомассажа.

Составлены оздоровительные комплексы:

дыхательной гимнастики;

пальчиковой гимнастики;

фонетической ритмики;

артикуляционной гимнастики;

кинезиологической гимнастики;

игровых упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

 Картотека подвижных игр с речевым проговариванием.

Заключение: И так, применение в нашей работе здоровье -сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровье -сберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

Список литературы

Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья». Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2006.

Бересневой З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: Творческий Центр 2008.

Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 6 лет. М.: ТЦ Сфера 2008.

Голицина Н. С., Бухарова Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников – М.: Скрипторий 2003, 2006.

Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2008.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.

Лазарев М. Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: руководство для воспитателей ДОУ. – М.: Академия здоровья, 1997. (парциальная программа, физкультурно-оздоровительного направления).

Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004.

Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста — М.: Владос 2004.

Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».

Тема:  Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».Цели: учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов: окраску, строение цветка, стебля, листьев, кра...

Мастер класс для педагогов ДОУ Тема: Использование здоровье сберегающих технологий и методик с целью укрепления здоровья детей.

Мастер класс для педагогов ДОУ Тема: Использование здоровье сберегающих технологий и методик с целью укрепления здоровья детей....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности педагога с детьми младшего возраста по математике с использованием здоровье сберегающих технологий «В гостях у бабушки»

Тема: «В гостях у бабушки» Цель:Закрепить понятия один – много, столько – сколько, поровну; познакомить с понятиями   узкий – широкий, учить сравнивать два...

Непрерывная образовательная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах по ОО «Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) с использованием здоровье сберегающих технологий в группе компенсирующей направленности для детей 4-6

Вашему вниманию была представлена непрерывно образовательная деятельность педагогов  с детьми в режимных моментах с использованием здоровье сберегающих технологий в группе компенсирующей направле...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Музыкальные игры с использованием здоровье сберегающих технологий»

Взаимодействие и просветительская работа  с родителями. Взаимодействие и просветительская работа  с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровь...