Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды
статья

Брянская Марина Павловна

 Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno_-razvivayushchaya_sreda.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды

На основании изучения файла «Шашенкова методическое обеспечение фрагмент» (С.4-5)

п/п

Принцип

Описание

1.

Принцип активности

Обуславливает возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды на основе использования оборудования, активизирующего деятельность детей.

2.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Отражает образовательные задачи, поэтапно усложняющиеся в соответствии с психологическим возрастом ребенка. Каждому ребенку предоставляется возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься отвечающей его потребностям развивающей деятельностью.

3.

Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Позволяет при создании предметной среды исходить не только из возрастных ,но и из личностных ,эргономических, антропометрических, физиологических особенностей детей; обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей ,их эмоциональное благополучие, интеллектуальное развитие ,приобщение к общечеловеческим ценностям.

4.

Принцип гибкости и вариативности оборудования предметнопространственной развивающей среды.

Ориентирован на организацию самостоятельной деятельности детей, их саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого; позволяет вывести на первый план востребованную в данный момент функцию пространства для организации самостоятельности и самодеятельности детей (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

5.

Гендорный принцип

Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Развивающая среда должна содержать достаточное количество материалов, учитывающих интересы и мальчиков и девочек и позволяющих  продуктивно организовать как трудовую, так и игровую деятельность.

6.

Принцип интеграции образовательных областей

Обуславливает целостность образовательного процесса, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и для других областей.

7.

Принцип эстетической организации среды

Определяет организацию среды в зависимости от вида ДОО, содержания воспитателя, специфики культурных традиций и климатогеографических особенностей и сочетает в себе привычные и неординарные элементы интерьера, развивает вкус, побуждает воспитанника к активной творческой деятельности.

8.

Принцип безопасности и индивидуальной комфортности

С одной стороны, подчеркивает необходимость соблюдения педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников, а с другой — приоритета обеспечения положительного самоощущения, эмоционального благополучия воспитанника.

9.

Принцип природосообразности и здоровьесбережения

Предполагает построение отношения к ребенку как к части природы; позволяет сделать ребенка (с его конкретными особенностями и уровнем развития) ядром любых воспитательных отношений, организовать его воспитание в единстве и согласии с природой, а здоровье рассматривать как значимый структурный элемент личности, многомерное динамическое состояние, взаимосвязанную совокупность трех составляющих: физического, психического и социального здоровья.

10.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Пространство должно давать возможность детям в группе в одно и то время быть активными в соответствии со своими интересами и желаниями, т.е. свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности; физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить  в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...

Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить  в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...

Построение предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ: ориентиры и сущностные характеристики

Построение предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ: ориентиры и сущностные характеристики...

Лист оценки РППС на основе принципов построения предметно-пространственной среды.

Лист оценки РППС на основе  принципов построения предметно-пространственной среды....

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...