Принцип построения предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
материал

Семинар практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Принципы построения предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Семинар-практикум для воспитателей

«Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»

Семинар – практикум для воспитателей: «Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»

.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

При организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду необходимо учитывать следующее:

1. Соблюдение основных принципов образования при организации детского экспериментирования:

— связь теории с практикой;

— развивающий характер воспитания и обучения;

— индивидуализация и гуманизация образования;

— природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;

— целостность и системность обучающего процесса;

— взаимодействие трех факторов: ДОО, семья, общество.

2. Алгоритм подготовки к экспериментированию с детьми, который включает:

— предварительную работу с детьми: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративных материалов;

— определение типа и вида тематики эксперимента;

— выбор цели и задач с детьми;

— подготовку пособий, оборудования;

— закрепление правил безопасного поведения при проведении эксперимента, опыта.

3. Тематическое содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности:

Живая природа.

1. Растения и животные: их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве).

2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией.

3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.

4. Многообразие живых организмов, их приспособление к среде обитания, к сезону, природной (климатической) зоне.

5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).

6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.

7. Характерные особенности сезонов (времен года).

8. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы.

Неживая природа

1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, почва.

2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое).

4. При реализации экспериментальной деятельности с детьми использовать разные формы работы:

— непосредственно образовательную деятельность;

— самостоятельную деятельность детей;

— наблюдения в природе;

— рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий;

— познавательные беседы по теме эксперимента;

— целевые экскурсии, прогулки;

— посещение «Живого уголка».

5. Использовать следующую классификацию экспериментальной деятельности, которая распределяется:

1). По характеру объектов, которые используются в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2). По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке.

3). По количеству детей:

— индивидуальные (1-4 ребенка);

— групповые (5-10 детей);

— коллективные (вся группа).

4). По причине их проведения:

— случайные;

— запланированные;

— проведённые в ответ на вопрос ребенка.

5). По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

— систематические.

6). По продолжительности:

— кратковременные (от 5-15 мин.);

— длительные (свыше 15 мин.).

7). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— многократные или циклические.

8). По месту в цикле:

— первичные;

— повторные;

— заключительные и итоговые.

9). По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями).

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10). По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

11). По способу применения в аудитории:

— демонстрационные;

— фронтальные.

6. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности с детьми исполнять правила техники безопасности:

— экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;

— все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;

— не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза.

В своей практике проведения экспериментов и опытов с детьми у меня возникла потребность в составлении правил техники безопасности, я их составляла совместно с детьми, они очень просты, но помогают организовать детей по нужному направлению:

— «бери только нужный материал для работы»;

— «опытно-экспериментальная работа – это не игра»;

— «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»;

— «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или клеёнке»;

— «все материалы после работы убери на место».

Подготовка к проведению запланированных экспериментов, опытов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, сообщается цель или задача, которая должна быть решена в ходе экспериментальной деятельности, обсуждается методика и ход эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.

Методика проведения экспериментальной деятельности с детьми предполагает:

1. Учет структуры проведения экспериментов, опытов:

— постановка, формулирование познавательной задачи;

— продумывание методики экспериментирования;

— выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

— прогнозирование результатов будущего эксперимента;

— соблюдение правил безопасности;

— выполнение работы, подведение итогов, формулирование выводов;

— фиксирование результатов (календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений);

— анализ полученных данных, словесный отчет об увиденном.

2. Использование основных методов и приемов при обучении детей экспериментированию:

— эвристические беседы;

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— наблюдения, опыты;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески обучающие ситуации;

— трудовые поручения, действия.

3. Подготовка и оснащение уголка экспериментирования, с учетом возраста детей группы, в который включены перечень предметов и материалов:

— прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски);

— мерные ложки и мензурки, сита и воронки разного размера и материала;

— резиновые и силиконовые груши разного объёма;

— пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;

— гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубочки, соломка для коктейля;

— гигиенически безопасные пищевые красители; растворимые ароматические вещества (ваниль); продукты питания (соль, сахар, кофе, чай);

— природный материал: камни (галька, гравий, керамзит); ракушки; шишки; желуди; орехи; семена: цветов, деревьев; скорлупа; кусочки коры; листья; веточки; мех; перья; пух; гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и на территории Кольского полуострова; образцы песка; глины;

— бросовый материал: бумага разной фактуры цвета; кусочки материалов: кожи поролона, резины, пластмассы; металлические предметы;

— магниты; увеличительные стёкла; микроскоп; линейки; часы: песочные, механические; весы; мельницы: песочные, водяные;

— дидактический материал: картотеки экологических загадок, опытов и экспериментов; карточки-схемы проведения опытов, экспериментов; модели — панно; дидактические игры; иллюстрационный материал.

В заключение хочется написать замечательное стихотворение:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ»

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?»

Желаю всем удачи!

Список литературы:

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005.

3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М., 2007.

5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. — М., 2004.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М., 2001.

7. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. — М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

Презентация на тему "Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС"

В данной презентации представлены материалы по принципам создания предметно-пространственной среды  в соответствии с ФГОС...

Экологическое воспитание и предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земл...

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе.

Под предметно – развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, т...

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА в соответствии с ФГОС

Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.В учебной ...

«Требования к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с ФГОС»

Консультация для педагогов ДОУ «Требования к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с ФГОС»...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля "Организация работы в группе по пополнению предметно- пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО".

Цель: анализ условий организации развивающей предметно-пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО....