Консультация «Личностно-ориентированный подход в музыкальном воспитании дошкольников».
консультация
Цель личностно-ориентированного подхода - создтаь условия для раскрытия индивидуальных особенностей и личности дошкольника.
Российское образование перешло на другой уровень, на другие стандарты и их называют ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт). Стандарты постоянно меняются для того, чтобы обеспечить условия для развития индивидуальности ребенка в нашем современном мире.
Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, где главным является личность ребенка, где можно скрыть и развить его индивидуальные возможности. Благодаря правильному определению творческих наклонностей детей, в дальнейшем он становиться успешным в той или иной сфере жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация «Личностно-ориентированный подход в музыкальном воспитании дошкольников».
Музыкальный руководитель
Щербакова Снежанна Александровна
В наши дни, когда стало очевидным, что мы потеряли для музыкальной культуры целое поколение, как никогда остро встал вопрос о необходимости коренных перемен в системе всеобщего музыкального воспитания и образования.
Первой ступенью этой системы является музыкальное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста, значение которого трудно переоценить. По имеющимся в литературе данным, это возраст является наиболее благоприятным (сенситивным) для становления музыкальных способностей, в том числе главного показателя музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. Упущение этого возраста невосполнимо. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.
В тоже время музыкальное развитие детей в раннем и младшем дошкольном возрасте было и остается одной из наименее изученных проблем в психологии и педагогике.
Занятия музыкой должны, прежде всего, доставлять радость детям. Это главное условие их музыкального развития. Только при этом условии можно «зажечь» ребенка на всю жизнь любовью и интересом к музыке,сформировать потребность в ней, успешно развивать музыкальные способности. Дети не должны быть заорганизованы. Важно чтобы они чувствовали свободно, расковано, эмоционально–возвышенно на занятиях музыкой –
тем видом искусства, который является эмоциональным по своей сути, по своему непосредственному содержанию. Ребенок нуждается в творческой свободе на занятиях, у него необходимо сформировать установку на творчество с первых шагов музыкального развития.
Творческую свободу нужно предоставить и музыкальному руководителю – свободу выбора музыкального репертуара в зависимости от особенности детей и условий каждой конкретной группе, свободу варьирования форм и методов работы, творческого поиска.
Жесткие рамки программы и указующий перст методистов (к тому же зачастую не имеющих ни какого отношения к музыке) не должны сковывать инициативу творческого педагога–музыканта. Это особенно важно, поскольку возможности музыкального развития детей выше, чем те, на которые ориентирована программа.
Именно поэтому личностный ориентированный подход в процессах музыкальных занятий в дошкольных учреждениях играет большую роль. Такой подход обращает педагога к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов дошкольного образования – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для полного и свободного развития личности.
Однако до настоящего времени обучение не редко отождествляется с механическим заучиванием, зубрежкой. Чтобы изжить поверхностную трактовку музыкального воспитания и добиться понимания его важной роли в формировании психических функций и позитивных качеств личности, требуется осуществить более детальный анализ некоторых психолого–педагогических проблем.
Одновременно с этим следует уделить серьезное внимание конкретным музыкальным и практическим знаниям и умениям педагога, ведущего детскую группу. Педагоги–практики считают необходимым составление программы музыкального воспитания дошкольников, в которой было бы научно обоснованно, какие виды деятельности надо использовать для развития музыкальности у детей различного возраста. Проблемы заключается не только в том, чтобы установить объем знаний для каждой возрастной группы, какие именно песни надо изучать, какие хороводы водить, в какие игры играть. Вопрос этот гораздо шире и сложнее, поскольку программа действенно только тогда, когда она учитывает естественные этапы развития ребенка и строится в соответствии с ними.
Развитие ребенка осуществляется в условиях взаимодействия его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живет. И детский сад, и подготовительная группа в детском саду есть часть этой среды, звено системы, в которую ребенок уже включен определенным образом и которая призвана обеспечить усвоение им культурного наследия, накопленного человечеством в ходе исторического развития.
Влияние социальной среды может быть более или менее активным. Оно менее активно, когда в воспитании ребенка доминирует метод наблюдения и регистрации, а процесс приобщения его к окружающему миру носит случайный, несистематизированный характер. И напротив, оно более активно, когда воспитание имеет целенаправленный характер, когда специально отбирается, обобщается и соотноситься с возможностями ребенка накопленный человечеством опыт, когда приобщение к этому опыту ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, уже достигнутого им уровня развития.
Именно таким образом и должны создаваться условия, обеспечивающие поэтапное усвоение ребенком знаний и умений, необходимых для формирования конкретных способностей и их развития на следующем более высоком уровне.
Личностный подход к ребенку в учебно–воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно–ориентированных педагогических технологий:
- новый взгляд на личность ребенка как основа целеобразования;
- гуманизация и демократизация педагогических отношений;
- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
- новая трактовка гуманитарного подхода;
- формирование положительной Я–концепции.
Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:
- личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок–дошкольник
– полноправная человеческая личность;
- личность является субъектом, а не объектом педагогического процесса;
- личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких либо внешних целей;
- каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
- приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.);
- личностные отношения являются важнейшим фактором определяющим результаты учебно–воспитательного процесса.
Гуманное отношение к детям включает:
- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическую веру в ребенка;
- сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения;
- приоритет положительного стимулирования;
- терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
- право ребенка на свободный выбор;
- право на ошибку;
- право на собственную точку зрения;
- стиль отношения педагога и воспитанников: не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу .
Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения, как не гуманного и не дающего результата средства. Проблема не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание не возможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов.
Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие. Надо отойти от принуждения, от таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения
Учение без принуждения характеризует:
- требовательность без принуждения, основанная на доверии;
- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
- замена принуждения желанием, которое рождает успех;
- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
- применение косвенных требований через коллектив.
Так, доброжелательное отношение каждого ребенка, единство и разумность предъявляемых требований, опора на умение и интересы детей в группе, вызывает у воспитанников желание идти на музыкальное занятие, радость от предвкушения интересной деятельности, непринужденного общения с музыкальным руководителем.
Формирование положительной Я–концепции – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых, она строит своё поведение. В дошкольные годы Я–концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я–концепция (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, адекватным проявлениям личности. Отрицательная Я–концепция (я не нравлюсь, я не способен, я не нужен) мешает успехам, ухудшает результат способствует деструктивному изменению личности.
Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности,они трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.
Личностный подход включает, как одну из важнейших задач, формирование у ребенка положительной Я–концепции. Для этого в первую очередь необходимы:
- видеть в каждом воспитаннике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё («все дети талантливы» – вот убеждение педагога);
- создавать личности с ситуацией успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду приносили ребенку радость;
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и не правильного поведения и устранять их не нанося ущербу достоинства, Я–концепция ребенка («ребенок хорош – плох его поступок»).
В рамках данного подхода музыкальный руководитель идет не от музыки к ребенку, а от воспитанника, с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и музыке. В этом случае раскрывается потенциал ребенка, реализуются его возможности, что в итоге формирует творческую, духовно богатую личность.
Музыкальный руководитель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться и развивать музыкальные способности дошкольника. От того, как построен процесс общения, зависят результаты музыкального развития ребенка. Если Музыкальный руководитель ставит себе цель развить у ребенка музыкальные способности, то он должен учитывать интересы, способности и склонности каждого ребенка в отдельности. Предлагая ребенку тот или оной предмет общения, педагогу необходимо сделать так, чтобы этот предмет был интересен ребенку. Сделать это можно, отталкиваясь от реальных интересов ребенка.
Я работаю музыкальным руководителем 33 года. По моим наблюдениям одним из видов деятельности, которое сближает детей и педагога, делает их общение более тесным, доверительным и интересным является музыкальное занятие. Благодаря творческой работе на музыкальных занятиях ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. А достижение успеха в том или ином виде музыкальной деятельности способствует формированию позитивной личности, дошкольника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего “Я”.
Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитания/Пер. с англ.– М., 1986.,С.26–27.
2. Подласый И.П. Педагогика. В2 кн. Кн.2. – М.: ВЛАДОС,1999.–С52.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебн. Пособ.Для вузов – М; 1998.С41–42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...